Алгоритмы и величины
Оценка 4.6

Алгоритмы и величины

Оценка 4.6
docx
10.02.2024
Алгоритмы и величины
14.docx

Яльчи К.И.

Урок №:14 Класс: 9

Дата __________

Тема: Алгоритмы и величины

Цели урока: способствовать формированию у учащихся понятий “данные” и “величина”; представления структуры и принципа хранения данных в памяти компьютера; познакомить с системой команд исполнителя-компьютера; разобрать принципы работы команд присваивания, ввода и вывода.

Задачи урока:

  • Предметная – формирование навыков составления алгоритмов решения задач с использованием команд присваивания, ввода и вывода;
  • Метапредметная – развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • Личностная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентации, подготовленные в MS PowerPoint;

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. 2. Повторение пройденного материала

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. (“Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов”.)

Что же мы будем понимать под словом “алгоритм”? (Под алгоритмом будем понимать понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.)

В вашей формулировке о каком исполнителе идет речь? (Любой алгоритм строится в расчете на определенного исполнителя, способного правильно понимать и точно выполнять все предписания алгоритма. Исполнителем может быть человек, робот, компьютер.)

А какие команды умеет выполнять исполнитель? (Любой исполнитель имеет свою систему команд – СКИ).

А что такое программа? (Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.)

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы.

2. Сообщение темы и постановка цели урока

Тема нашего урока: “Алгоритмы работы с величинами”. Значит, мы будем работать над алгоритмами, и в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке. На уроке мы должны разобрать понятия “данные” и “величина”, СКИ компьютера.

3. Изучение нового материала

Учитель. Вы знаете, что компьютер работает с информацией. Информация, обрабатываемая программой, называется данными. Отдельный информационный объект, например число, символ, называется величиной [1].

Как вы помните, при составлении алгоритма данные делятся на исходные и результаты. Также в процессе вычислений можно использовать и промежуточные данные.

При работе с данными их нужно где-то хранить. Так как у нас исполнителем является компьютер, то данные, с которыми работает программа, должны находиться в памяти компьютера. Давайте вспомним структуру оперативной памяти компьютера [4].

Всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера.

Величины, которые меняются в ходе выполнения программы, называются переменными, а те, которые не меняются – постоянными или константами.

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип.

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя, или идентификатор. Идентификатор составляется из латинских букв и цифр, но первым символом должна быть обязательно буква. Например, X, Y, Sum, а такжеMax, A5, B1, Min и т.д.

Величина, хранящаяся в ячейке, называется значением ячейки или переменной.

Значение константы также хранится в выделенной под нее ячейке памяти.

Теперь рассмотрим типы величин.

Основные типы величин: числовой, символьный и логический. Числовой тип бывает целый и вещественный.

С типом величины связаны три ее свойства: множество допустимых значений, множество допустимых операций, форма внутреннего представления.

Перейдем к системе команд исполнителя-компьютера, так как нам необходимо, чтобы алгоритм был понят и точно исполнен нашим исполнителем.

Алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд:

· присваивание, ввод, вывод, обращение к вспомогательному алгоритму, цикл, ветвление.

Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами [1]. Запись этой команды имеет следующий вид:

<переменная> := <выражение>.

Знак “:=” надо читать как “присвоить”.

Эта команда выполняется справа налево. Это инструкция, которая обозначает последовательность действий:

1.                      вычислить выражение;

2.                      присвоить полученное значение переменной.

Это значит, в ячейку под именем переменной посылается значение выражения.

Команда ввода. Запись:

ввод <список переменных>. Например, ввод А, В, С.

По команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен ввести значения переменных с клавиатуры. После ввода эти значения попадают в соответственные ячейки памяти компьютера.

Команда вывода. Запись:

вывод <список вывода>. Например, вывод Х1, Х2.

1. Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

2. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

4. Закрепление нового материала: решение задач.

5. Подведение итогов

Учитель. С задачами вы справились, теперь можно подвести итоги. Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Для этого ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.                      Где хранит данные исполнитель-компьютер для решения задач?

2.                      Какие команды умеет выполнять исполнитель-компьютер?

3.                      Каким образом переменные величины получают конкретные значения?

4.                      Какой командой сообщаются пользователю результаты решения задачи?

После обсуждений ответов на вопросы, учителем выставляются оценки.

6. Постановка домашнего задания

(Задания из учебника [1]).

1.                      Прочитать § 12.1 и § 12.2, стр. 324-330 и ответить на вопросы 1-7 стр. 328, 1-5 стр.332. Решить задачи 8 стр. 328 и 9 стр.333


 

2.                     

Яльчи К.И. Урок №: 14 Класс: 9

Яльчи К.И. Урок №: 14 Класс: 9

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя , или идентификатор

Для удобства ячейкам памяти принято давать имя , или идентификатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024