Тема: Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Цель урока: Повторить материал 2 класса по теме «Алгоритм! и исполнители».
Компьютерная программа: Переливайка. Материал учебника: Теория на с. 4, 5; задания 1,2,3, 4. Домашнее задание: Задание 4.
План урока
1. Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» (7-10 мин)
2. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Перели вайка (12-15 мин).
3. Комментарий к домашнему заданию (3 мин).
4. Практическая работа по выполнению и составлению алгоритмов для Переливайки (15 мин).
Ход урока
Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?»
Учитель задаёт вопросы:
Что такое алгоритм? Что вы можете сказать об алгоритмах? Если никто из учеников не может ответить на вопрос, следует
обратиться к тексту учебника на с. 4 (первый абзац). Затем дети рассматривают рисунок на с. 4 и выполняют задания, помеченные знаком вопроса:
Назови имена нарисованных исполнителей алгоритмов. (Ответ: Энтик, Перемещайка, Мышка-художник, Маша.)
Назови исполнителя алгоритмов, который не подходит к трём остальным. (Ответ: Маша. Энтик, Перемещайка и Мышка-художник могут исполнить только небольшой набор команд и не могут научиться выполнять новые команды. Маша — девочка. Она понимает и может выполнить указание, записанное с помощью предложения на родном
языке. Таких предложений очень много и список указаний, которые может выполнять Маша, заранее составить нельзя. Маша может узнавать новое и учиться выполнять команды, которые раньше не понимала.)
Отличие Маши как исполнителя алгоритма от формальных исполнителей (Энтик, Перемещайка, Мышка-художник) ученики излагают своими словами. После этого вводится понятие системы команд исполнителя. Определение этого понятия помечено в тексте знаком В дальнейшем будем использовать сокращение — СКИ.
С помощью алгоритма Пирамидка ученики вспоминают, что шаги алгоритма выполняются последовательно, один за другим от начала алгоритма к его концу. Полезно заготовить цветные прямоугольники или овалы, которые изображают кольца пирамиды (белое кольцо — самое большое, два одинаковых серых кольца меньшего размера и два одинаковых голубых кольца самого маленького размера). На доске учитель рисует стержень пирамиды. Ученики по очереди читают и выполняют команды алгоритма, прикрепляя с помощью магнита или другим способом кольца на нужное место.
После того как алгоритм выполнен до конца, учитель «надевает» на стержень голубое, а затем белое кольцо и предлагает детям выполнить алгоритм ещё раз:
5. Изменим начальное положение и попробуем выполнить алгоритм ещё раз.
Аналогично дети выполняют первые две команды алгоритма, а третью выполнить не могут, так как нет белого кольца, которое можно было бы надеть на стержень.
Учитель обращает внимание детей на рисунок на с. 5:
6. Посмотрите на верхний рисунок на с. 5. У Маши и Миши одинаковые детали пирамиды, но разное начальное положение этих деталей. Кто из детей сможет выполнить алгоритм «Пирамидка»? (Ответ: Маша.)
7. Какая пирамида получится в результате выполнения алгоритма? (Ответ: пирамидка № 2.)
Учитель:
8. Этот же алгоритм можно записать другим способом с помощью рисунков. Посмотрите на нижний рисунок. Сколько шагов в этом алгоритме? Какой шаг надо выполнить первым?
В конце беседы выполняется задание 1.
Задание 1
Из приведённых в задании слов свойства алгоритмов обозначают слова МАССОВОСТЬ и ЧИСЛО КОМАНД.
Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Переливайка
Знакомство с новым исполнителем и его системой команд происходит во время выполнения задания 2. Важно, чтобы дети сами догадались, что означают рисунки, с помощью которых изображаются команды, понятные Переливайке.
Задание 2
Учитель просит детей открыть учебник на с. 6 и знакомит их с новым исполнителем алгоритмов, излагая текст задания, приведённый рядом с рисунком. Система команд исполнителя слишком громоздка, чтобы знакомиться с ней, читая таблицу. Полезно знакомство со СКИ Перели- вайки организовать следующим образом:
9. Переливайка умеет наливать полное ведро воды из-под крана, выливать всю воду в раковину и переливать воду из одного ведра в другое. Команды, которые выполняет Переливайка, записываются с помощью рисунков.
Учитель рисует на доске первые две команды Переливайки и спрашивает детей:
10. Как вы думаете, что обозначают эти две команды? (Ответ: налить воду из крана в большое ведро и налить воду из крана в маленькое ведро.)
Обычно ученики легко понимают такие схематические рисунки. Если они затрудняются с ответом, учитель задаёт наводящие вопросы:
11. Как вы думаете, выполняя эту команду, Переливайка наливает воду в ведро или выливает? (Ответ: наливает.)
12. Вода наливается из крана или из другого ведра? (Ответ: из крана.)
Если ученики долго не могут сформулировать команды, учитель
сам объясняет, что значат рисунки. Затем учитель рисует на доске две последние команды из таблицы (пятую и шестую) и просит детей объяснить, что, по их мнению, означают эти команды. Следует обратить внимание учеников на команду N9 5.
Учитель:
13. После выполнения команды будет вода в большом ведре или оно станет пустым? (Ответ: это зависит оттого, сколько воды было в ведре перед выполнением команды. Если большое ведро было полным, после выполнения команды в нём будет какое-то количество воды, так как в маленькое ведро вся вода не влезет, а на пол или в раковину, выполняя эту команду, выливать её нельзя.)
Аналогично обсуждаются команды 3 и 4. После чего внимание детей обращается на то, что все команды описаны в таблице. Если кто-то из детей забудет, что означают рисунки, можно получить информацию из таблицы.
После обсуждения СКИ следует перейти к выполнению пункта а. Чтобы ответить на вопрос задания, надо выполнить алгоритм на с. 6. Можно выполнять его в уме, воображая, как наливается и выливается вода. Однако лучше нарисовать на доске два ведра и нанести на них деления, чтобы было видно, что в одном ведре помещается 6 литров, а в другом 5 литров воды. Выполняя команды алгоритма, ученик закрашивает на доске вёдра или стирает ранее закрашенную область, чтобы показать, сколько воды в ведре. Рисунки будут выглядеть так:
Имея перед глазами такой рисунок, легко ответить на вопрос задания:
14. Сколько литров воды в маленьком ведре? (Ответ: 5 литров.)
15. Сколько литров воды в большом ведре? (Ответ: 1 литр.)
Этот же рисунок поможет найти ответ на вопрос пункта Ь. Если после выполнения того же алгоритма в большем ведре осталось 2 литра воды, значит, большое ведро вмещает на 2 литра больше, чем маленькое. Следовательно, вёдра могли вмещать 6 и 4 литра, 5 и 3 литра и т.д.
Комментарий к домашнему заданию
Учитель напоминает детям, что домашнее задание выполняется в тетради в клетку.
Задания 4а, 4Ь, и 4с надо выполнять последовательно. Если задание 4Ь сразу выполнить не удаётся, надо сначала попытаться выполнить задание 4с, а потом вернуться к 4Ь.
Отметим два момента:
1. задача создания обратного алгоритма очень полезна, но не относится к лёгким. Поэтому, прежде чем комментировать домашнее задание, следует решить, предлагать ли задание 4Ь попробовать выполнить всему классу или же только желающим;
выполняя задание 4d, дети убеждаются, что алгоритм может оказаться пригодным не для всех исходных данных, что на исходные
Алгоритмы. Что ты о ни.doc
Урок 17.
Тема: Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Цель урока: Повторить материал 2 класса по теме «Алгоритм! и исполнители».
Компьютерная программа: Переливайка. Материал учебника: Теория на с. 4, 5; задания
1,2,3, 4. Домашнее задание: Задание 4.
План урока
1. Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» (710 мин)
2. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Перели вайка (1215 мин).
3. Комментарий к домашнему заданию (3 мин).
4. Практическая работа по выполнению и составлению алгоритмов для Переливайки (15 мин).
Ход урока
Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?»
Учитель задаёт вопросы:
—
может ответить на вопрос, следует
Что такое алгоритм? Что вы можете сказать об алгоритмах? Если никто из учеников не
обратиться к тексту учебника на с. 4 (первый абзац). Затем дети рассматривают рисунок на с. 4 и
выполняют задания, помеченные знаком вопроса:
— Назови имена нарисованных исполнителей алгоритмов. (Ответ: Энтик, Перемещайка, Мышка
художник, Маша.)
Назови исполнителя алгоритмов, который не подходит к трём остальным. (Ответ: Маша. Энтик,
Перемещайка и Мышкахудожник могут исполнить только небольшой набор команд и не могут
научиться выполнять новые команды. Маша — девочка. Она понимает и может выполнить указание,
записанное с помощью предложения на родном
языке. Таких предложений очень много и список указаний, которые может выполнять Маша, заранее
составить нельзя. Маша может узнавать новое и учиться выполнять команды, которые раньше не пони
мала.)
Отличие Маши как исполнителя алгоритма от формальных исполнителей (Энтик, Перемещайка,
Мышкахудожник) ученики излагают своими словами. После этого вводится понятие системы команд
исполнителя. Определение этого понятия помечено в тексте знаком В дальнейшем будем
использовать сокращение — СКИ.
С помощью алгоритма Пирамидка ученики вспоминают, что шаги алгоритма выполняются
последовательно, один за другим от начала алгоритма к его концу. Полезно заготовить цветные
прямоугольники или овалы, которые изображают кольца пирамиды (белое кольцо — самое большое,
два одинаковых серых кольца меньшего размера и два одинаковых голубых кольца самого маленького
размера). На доске учитель рисует стержень пирамиды. Ученики по очереди читают и выполняют
команды алгоритма, прикрепляя с помощью магнита или другим способом кольца на нужное место.
После того как алгоритм выполнен до конца, учитель «надевает» на стержень голубое, а затем
белое кольцо и предлагает детям выполнить алгоритм ещё раз:
5. Изменим начальное положение и попробуем выполнить алгоритм ещё раз.
Аналогично дети выполняют первые две команды алгоритма, а третью выполнить не могут, так
как нет белого кольца, которое можно было бы надеть на стержень.
Учитель обращает внимание детей на рисунок на с. 5:
6. Посмотрите на верхний рисунок на с. 5. У Маши и Миши одинаковые детали пирамиды, но
разное начальное положение этих деталей. Кто из детей сможет выполнить алгоритм «Пирамидка»?
(Ответ: Маша.)
7. Какая пирамида получится в результате выполнения алгоритма? (Ответ: пирамидка № 2.)
Учитель:
8. Этот же алгоритм можно записать другим способом с помощью рисунков. Посмотрите на
нижний рисунок. Сколько шагов в этом алгоритме? Какой шаг надо выполнить первым?
В конце беседы выполняется задание 1.
Задание 1
Из приведённых в задании слов свойства алгоритмов обозначают слова МАССОВОСТЬ и ЧИСЛО КОМАНД.
Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Переливайка
Знакомство с новым исполнителем и его системой команд происходит во время выполнения
задания 2. Важно, чтобы дети сами догадались, что означают рисунки, с помощью которых
изображаются команды, понятные Переливайке.
Задание 2
Учитель просит детей открыть учебник на с. 6 и знакомит их с новым исполнителем алгоритмов,
излагая текст задания, приведённый рядом с рисунком. Система команд исполнителя слишком
громоздка, чтобы знакомиться с ней, читая таблицу. Полезно знакомство со СКИ Перели вайки
организовать следующим образом:
9. Переливайка умеет наливать полное ведро воды изпод крана, выливать всю воду в раковину и
переливать воду из одного ведра в другое. Команды, которые выполняет Переливайка, записываются с
помощью рисунков.
Учитель рисует на доске первые две команды Переливайки и спрашивает детей:
10.Как вы думаете, что обозначают эти две команды? (Ответ: налить воду из крана в большое
ведро и налить воду из крана в маленькое ведро.)
Обычно ученики легко понимают такие схематические рисунки. Если они затрудняются с
ответом, учитель задаёт наводящие вопросы:
11.Как вы думаете, выполняя эту команду, Переливайка наливает воду в ведро или выливает?
(Ответ: наливает.)
12.Вода наливается из крана или из другого ведра? (Ответ: из крана.)
Если ученики долго не могут сформулировать команды, учитель
сам объясняет, что значат рисунки. Затем учитель рисует на доске две последние команды из таблицы
(пятую и шестую) и просит детей объяснить, что, по их мнению, означают эти команды. Следует
обратить внимание учеников на команду N9 5.
Учитель:
13.После выполнения команды будет вода в большом ведре или оно станет пустым? (Ответ: это
зависит оттого, сколько воды было в ведре перед выполнением команды. Если большое ведро было
полным, после выполнения команды в нём будет какоето количество воды, так как в маленькое ведро
вся вода не влезет, а на пол или в раковину, выполняя эту команду, выливать её нельзя.)
Аналогично обсуждаются команды 3 и 4. После чего внимание детей обращается на то, что все
команды описаны в таблице. Если ктото из детей забудет, что означают рисунки, можно получить
информацию из таблицы.
После обсуждения СКИ следует перейти к выполнению пункта а. Чтобы ответить на вопрос
задания, надо выполнить алгоритм на с. 6. Можно выполнять его в уме, воображая, как наливается и
выливается вода. Однако лучше нарисовать на доске два ведра и нанести на них деления, чтобы было
видно, что в одном ведре помещается 6 литров, а в другом 5 литров воды. Выполняя команды
алгоритма, ученик закрашивает на доске вёдра или стирает ранее закрашенную область, чтобы
показать, сколько воды в ведре. Рисунки будут выглядеть так:
Имея
глазами такой рисунок, легко ответить на вопрос задания:
14.Сколько литров воды в маленьком ведре? (Ответ: 5 литров.)
15.Сколько литров воды в большом ведре? (Ответ: 1 литр.)
перед Этот же рисунок поможет найти ответ на вопрос пункта Ь. Если после выполнения того же
алгоритма в большем ведре осталось 2 литра воды, значит, большое ведро вмещает на 2 литра больше,
чем маленькое. Следовательно, вёдра могли вмещать 6 и 4 литра, 5 и 3 литра и т.д.
Комментарий к домашнему заданию
Учитель напоминает детям, что домашнее задание выполняется в тетради в клетку.
Задания 4а, 4Ь, и 4с надо выполнять последовательно. Если задание 4Ь сразу выполнить не
удаётся, надо сначала попытаться выполнить задание 4с, а потом вернуться к 4Ь.
Отметим два момента:
1. задача создания обратного алгоритма очень полезна, но не относится к лёгким. Поэтому,
прежде чем комментировать домашнее задание, следует решить, предлагать ли задание 4Ь
попробовать выполнить всему классу или же только желающим;
выполняя задание 4d, дети убеждаются, что алгоритм может оказаться пригодным не для всех
исходных данных, что на исходные
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.