Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Оценка 4.7

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
2 кл
30.01.2017
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Тема: Алгоритмы. Что ты о них знаешь? Цель урока: Повторить материал 2 класса по теме «Алгоритм! и исполнители». Компьютерная программа: Переливайка. Материал учебника: Теория на с. 4, 5; задания 1,2,3, 4. Домашнее задание: Задание 4. План урока 1. Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» (7-10 мин) 2. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Перели вайка (12-15 мин). 3. Комментарий к домашнему заданию (3 мин). 4. Практическая работа по выполнению и составлению алгоритмов для Переливайки (15 мин). Ход урока Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» Учитель задаёт вопросы: Что такое алгоритм? Что вы можете сказать об алгоритмах? Если никто из учеников не может ответить на вопрос, следует обратиться к тексту учебника на с. 4 (первый абзац). Затем дети рас­сматривают рисунок на с. 4 и выполняют задания, помеченные знаком вопроса: Назови имена нарисованных исполнителей алгоритмов. (Ответ: Энтик, Перемещайка, Мышка-художник, Маша.) Назови исполнителя алгоритмов, который не подходит к трём остальным. (Ответ: Маша. Энтик, Перемещайка и Мышка-художник могут исполнить только небольшой набор команд и не могут научиться выполнять новые команды. Маша — девочка. Она понимает и может выполнить указание, записанное с помощью предложения на родном языке. Таких предложений очень много и список указаний, которые может выполнять Маша, заранее составить нельзя. Маша может узна­вать новое и учиться выполнять команды, которые раньше не пони­мала.) Отличие Маши как исполнителя алгоритма от формальных испол­нителей (Энтик, Перемещайка, Мышка-художник) ученики излагают своими словами. После этого вводится понятие системы команд ис­полнителя. Определение этого понятия помечено в тексте знаком В дальнейшем будем использовать сокращение — СКИ. С помощью алгоритма Пирамидка ученики вспоминают, что шаги алгоритма выполняются последовательно, один за другим от начала алгоритма к его концу. Полезно заготовить цветные прямоугольники или овалы, которые изображают кольца пирамиды (белое кольцо — самое большое, два одинаковых серых кольца меньшего размера и два одина­ковых голубых кольца самого маленького размера). На доске учитель рисует стержень пирамиды. Ученики по очереди читают и выполняют команды алгоритма, прикрепляя с помощью магнита или другим спосо­бом кольца на нужное место. После того как алгоритм выполнен до конца, учитель «надевает» на стержень голубое, а затем белое кольцо и предлагает детям выполнить алгоритм ещё раз: 5. Изменим начальное положение и попробуем выполнить алго­ритм ещё раз. Аналогично дети выполняют первые две команды алгоритма, а третью выполнить не могут, так как нет белого кольца, которое можно было бы надеть на стержень. Учитель обращает внимание детей на рисунок на с. 5: 6. Посмотрите на верхний рисунок на с. 5. У Маши и Миши одина­ковые детали пирамиды, но разное начальное положение этих дета­лей. Кто из детей сможет выполнить алгоритм «Пирамидка»? (Ответ: Маша.) 7. Какая пирамида получится в результате выполнения алгоритма? (Ответ: пирамидка № 2.) Учитель: 8. Этот же алгоритм можно записать другим способом с помощью рисунков. Посмотрите на нижний рисунок. Сколько шагов в этом алго­ритме? Какой шаг надо выполнить первым? В конце беседы выполняется задание 1. Задание 1 Из приведённых в задании слов свойства алгоритмов обозначают слова МАССОВОСТЬ и ЧИСЛО КОМАНД. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Переливайка Знакомство с новым исполнителем и его системой команд проис­ходит во время выполнения задания 2. Важно, чтобы дети сами догада­лись, что означают рисунки, с помощью которых изображаются коман­ды, понятные Переливайке. Задание 2 Учитель просит детей открыть учебник на с. 6 и знакомит их с новым исполнителем алгоритмов, излагая текст задания, приведённый рядом с рисунком. Система команд исполнителя слишком громоздка, чтобы знакомиться с ней, читая таблицу. Полезно знакомство со СКИ Перели- вайки организовать следующим образом: 9. Переливайка умеет наливать полное ведро воды из-под крана, выливать всю воду в раковину и переливать воду из одного ведра в дру­гое. Команды, которые выполняет Переливайка, записываются с помо­щью рисунков. Учитель рисует на доске первые две команды Переливайки и спра­шивает детей: 10. Как вы думаете, что обозначают эти две команды? (Ответ: налить воду из крана в большое ведро и налить воду из крана в маленькое вед­ро.) Обычно ученики легко понимают такие схематические рисунки. Если они затрудняются с ответом, учитель задаёт наводящие вопросы: 11. Как вы думаете, выполняя эту команду, Переливайка наливает воду в ведро или выливает? (Ответ: наливает.) 12. Вода наливается из крана или из другого ведра? (Ответ: из крана.) Если ученики долго не могут сформулировать команды, учитель сам объясняет, что значат рисунки. Затем учитель рисует на доске две последние команды из таблицы (пятую и шестую) и просит детей объяс­нить, что, по их мнению, означают эти команды. Следует обратить вни­мание учеников на команду N9 5. Учитель: 13. После выполнения команды будет вода в большом ведре или оно станет пустым? (Ответ: это зависит оттого, сколько воды было в ведре перед выполнением команды. Если большое ведро было полным, после выполнения команды в нём будет какое-то количество воды, так как в маленькое ведро вся вода не влезет, а на пол или в раковину, выполняя эту команду, выливать её нельзя.) Аналогично обсуждаются команды 3 и 4. После чего внимание детей обращается на то, что все команды описаны в таблице. Если кто-то из детей забудет, что означают рисунки, можно получить инфор­мацию из таблицы. После обсуждения СКИ следует перейти к выполнению пункта а. Чтобы ответить на вопрос задания, надо выполнить алгоритм на с. 6. Можно выполнять его в уме, воображая, как наливается и выливается вода. Однако лучше нарисовать на доске два ведра и нанести на них деления, чтобы было видно, что в одном ведре помещается 6 литров, а в другом 5 литров воды. Выполняя команды алгоритма, ученик закраши­вает на доске вёдра или стирает ранее закрашенную область, чтобы показать, сколько воды в ведре. Рисунки будут выглядеть так: Имея перед глазами такой рисунок, легко ответить на вопрос задания: 14. Сколько литров воды в маленьком ведре? (Ответ: 5 литров.) 15. Сколько литров воды в большом ведре? (Ответ: 1 литр.) Этот же рисунок поможет найти ответ на вопрос пункта Ь. Если после выполнения того же алгоритма в большем ведре осталось 2 лит­ра воды, значит, большое ведро вмещает на 2 литра больше, чем маленькое. Следовательно, вёдра могли вмещать 6 и 4 литра, 5 и 3 лит­ра и т.д. Комментарий к домашнему заданию Учитель напоминает детям, что домашнее задание выполняется в тетради в клетку. Задания 4а, 4Ь, и 4с надо выполнять последовательно. Если зада­ние 4Ь сразу выполнить не удаётся, надо сначала попытаться выполнить задание 4с, а потом вернуться к 4Ь. Отметим два момента: 1. задача создания обратного алгоритма очень полезна, но не отно­сится к лёгким. Поэтому, прежде чем комментировать домашнее зада­ние, следует решить, предлагать ли задание 4Ь попробовать выполнить всему классу или же только желающим; выполняя задание 4d, дети убеждаются, что алгоритм может ока­заться пригодным не для всех исходных данных, что на исходные
Алгоритмы. Что ты о ни.doc
Урок 17. Тема: Алгоритмы. Что ты о них знаешь? Цель урока: Повторить материал 2 класса по теме «Алгоритм! и исполнители». Компьютерная программа: Переливайка. Материал учебника: Теория на с. 4, 5; задания  1,2,3, 4. Домашнее задание: Задание 4. План урока 1. Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» (7­10 мин) 2. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Перели вайка (12­15 мин). 3. Комментарий к домашнему заданию (3 мин). 4. Практическая работа по выполнению и составлению алгоритмов для Переливайки (15 мин). Ход урока Беседа на тему «Алгоритмы. Что ты о них знаешь?» Учитель задаёт вопросы: — может ответить на вопрос, следует Что такое алгоритм? Что вы можете сказать об алгоритмах? Если никто из учеников не  обратиться к тексту учебника на с. 4 (первый абзац). Затем дети рассматривают рисунок на с. 4 и выполняют задания, помеченные знаком вопроса: — Назови имена нарисованных исполнителей алгоритмов. (Ответ: Энтик, Перемещайка, Мышка­ художник, Маша.) Назови исполнителя алгоритмов, который не подходит к трём остальным. (Ответ: Маша. Энтик,  Перемещайка и Мышка­художник могут исполнить только небольшой набор команд и не могут  научиться выполнять новые команды. Маша — девочка. Она понимает и может выполнить указание,  записанное с помощью предложения на родном языке. Таких предложений очень много и список указаний, которые может выполнять Маша, заранее составить нельзя. Маша может узнавать новое и учиться выполнять команды, которые раньше не пони­ мала.) Отличие Маши как исполнителя алгоритма от формальных исполнителей (Энтик, Перемещайка,  Мышка­художник) ученики излагают своими словами. После этого вводится понятие системы команд  исполнителя. Определение этого понятия помечено в тексте знаком В дальнейшем будем  использовать сокращение — СКИ. С   помощью   алгоритма   Пирамидка   ученики   вспоминают,   что   шаги   алгоритма   выполняются последовательно,   один   за   другим   от   начала   алгоритма   к   его   концу.   Полезно   заготовить   цветные прямоугольники или овалы, которые изображают кольца пирамиды (белое кольцо — самое большое, два одинаковых серых кольца меньшего размера и два одинаковых голубых кольца самого маленького размера). На доске учитель рисует стержень пирамиды. Ученики по очереди читают и выполняют команды алгоритма, прикрепляя с помощью магнита или другим способом кольца на нужное место. После того как алгоритм выполнен до конца, учитель «надевает» на стержень голубое, а затем белое кольцо и предлагает детям выполнить алгоритм ещё раз: 5. Изменим начальное положение и попробуем выполнить алгоритм ещё раз. Аналогично дети выполняют первые две команды алгоритма, а третью выполнить не могут, так как нет белого кольца, которое можно было бы надеть на стержень. Учитель обращает внимание детей на рисунок на с. 5: 6. Посмотрите на верхний рисунок на с. 5. У Маши и Миши одинаковые детали пирамиды, но разное начальное положение этих деталей. Кто из детей сможет выполнить алгоритм «Пирамидка»? (Ответ: Маша.) 7. Какая пирамида получится в результате выполнения алгоритма? (Ответ: пирамидка № 2.) Учитель: 8. Этот  же  алгоритм   можно   записать   другим  способом   с  помощью   рисунков.   Посмотрите   на нижний рисунок. Сколько шагов в этом алгоритме? Какой шаг надо выполнить первым? В конце беседы выполняется задание 1. Задание 1 Из приведённых в задании слов свойства алгоритмов обозначают слова МАССОВОСТЬ и ЧИСЛО КОМАНД. Знакомство с системой команд исполнителя алгоритмов Переливайка Знакомство   с  новым   исполнителем   и  его  системой   команд   происходит  во  время   выполнения задания   2.   Важно,   чтобы   дети   сами   догадались,   что   означают   рисунки,   с   помощью   которых изображаются команды, понятные Переливайке. Задание 2 Учитель просит детей открыть учебник на с. 6 и знакомит их с новым исполнителем алгоритмов, излагая   текст   задания,   приведённый   рядом   с   рисунком.   Система   команд   исполнителя   слишком громоздка,  чтобы знакомиться  с  ней,  читая  таблицу.  Полезно  знакомство  со  СКИ  Перели­   вайки организовать следующим образом: 9. Переливайка умеет наливать полное ведро воды из­под крана, выливать всю воду в раковину и переливать воду из одного ведра в другое. Команды, которые выполняет Переливайка, записываются с помощью рисунков. Учитель рисует на доске первые две команды Переливайки и спрашивает детей: 10.Как вы думаете, что обозначают эти две команды?  (Ответ:  налить воду из крана в большое ведро и налить воду из крана в маленькое ведро.) Обычно   ученики   легко   понимают   такие   схематические   рисунки.   Если   они   затрудняются   с ответом, учитель задаёт наводящие вопросы: 11.Как вы думаете, выполняя эту команду, Переливайка наливает воду в ведро или выливает? (Ответ: наливает.) 12.Вода наливается из крана или из другого ведра? (Ответ: из крана.) Если ученики долго не могут сформулировать команды, учитель сам объясняет, что значат рисунки. Затем учитель рисует на доске две последние команды из таблицы (пятую и шестую) и просит детей объяснить, что, по их мнению, означают эти команды. Следует обратить внимание учеников на команду N9 5. Учитель: 13.После выполнения команды будет вода в большом ведре или оно станет пустым? (Ответ: это зависит оттого, сколько воды было в ведре перед выполнением команды. Если большое ведро было полным, после выполнения команды в нём будет какое­то количество воды, так как в маленькое ведро вся вода не влезет, а на пол или в раковину, выполняя эту команду, выливать её нельзя.) Аналогично обсуждаются команды 3 и 4. После чего внимание детей обращается на то, что все команды описаны в таблице. Если кто­то из детей забудет, что означают рисунки, можно получить информацию из таблицы. После обсуждения СКИ следует перейти к выполнению пункта  а.  Чтобы ответить на вопрос задания, надо выполнить алгоритм на с. 6. Можно выполнять его в уме, воображая, как наливается и выливается вода. Однако лучше нарисовать на доске два ведра и нанести на них деления, чтобы было видно,   что  в   одном   ведре   помещается   6  литров,   а  в   другом  5  литров   воды.   Выполняя   команды алгоритма,   ученик   закрашивает   на   доске   вёдра   или   стирает   ранее   закрашенную   область,   чтобы показать, сколько воды в ведре. Рисунки будут выглядеть так: Имея глазами такой рисунок, легко ответить на вопрос задания: 14.Сколько литров воды в маленьком ведре? (Ответ: 5 литров.) 15.Сколько литров воды в большом ведре? (Ответ: 1 литр.) перед Этот же рисунок поможет найти ответ на вопрос пункта Ь. Если после выполнения того же алгоритма в большем ведре осталось 2 литра воды, значит, большое ведро вмещает на 2 литра больше, чем маленькое. Следовательно, вёдра могли вмещать 6 и 4 литра, 5 и 3 литра и т.д. Комментарий к домашнему заданию Учитель напоминает детям, что домашнее задание выполняется в тетради в клетку. Задания   4а,   4Ь,   и  4с  надо  выполнять   последовательно.   Если   задание   4Ь  сразу   выполнить   не удаётся, надо сначала попытаться выполнить задание 4с, а потом вернуться к 4Ь. Отметим два момента: 1. задача   создания   обратного  алгоритма   очень   полезна,   но  не   относится   к   лёгким.   Поэтому, прежде   чем   комментировать   домашнее   задание,   следует   решить,   предлагать   ли   задание  4Ь попробовать выполнить всему классу или же только желающим; выполняя задание 4d, дети убеждаются, что алгоритм может оказаться пригодным не для всех  исходных данных, что на исходные

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017