АЛМАТЫ — 1000 лет
Тысячелетняя молодость
Версия статьи без изображений (только текст)
Мы так мало знаем об истории нашего города. Города Алматы. Города, на первый взгляд молодого, но с историей уходящей вглубь веков. С историей незаслуженно забытой и погребенной под слои забвения.
Предлагаю вашему вниманию эту работу, собранную из различных статей, научных трудов и архивных материалов, повествующую об истории нашего города. Об истории, о которой многие из нас ничего не знают.
«Алматы – 1000 лет» подготовлена к 150-летию Верного. Цель этой работы – развенчание некоторых мифов, связанных с этой датой и попытка собрать наиболее интересные и полные факты из забытой и неизвестной истории Алматы и как можно доступней рассказать о ней.
1. «НА МЕСТЕ КАЗАХСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ…»
Заинтересовавшись юбилеем Верного, которому в этом году исполнится 150 лет, я первым делом обратился к двум авторитетным советским энциклопедиям.
В московской энциклопедии 1969 года говорилось:
Алма-Ата (казах.
Алматы - Яблоневое; до 1921 - Верный), столица Казах. ССР (с мая 1929)
…
Историческая справка. В 1854 на
месте казах. поселения Алматы было заложено рус. воен. укрепление
Заилийское, затем переименованное в Верное.
Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1969
В казахстанской же энциклопедии 1981 года значилось:
Алма-Ата
…
Историческая справка. В глубокой
древности местность населяли различные племена (саки, уйсуни). После
присоединения края к России в 1854 на месте казах. поселения Алматы было
построено рус. воен. укрепление Заилийское, переименованное вскоре в Верное. В
1867 Верное становится адм. центром вновь образованной в составе Туркестанского
губернаторства Семиреченской обл. и переименовывается в г. Верный.
Казахская Советская Энциклопедия. А, 1981
Мне и раньше приходилось слышать о неком поселении Алматы, которое было здесь до Верного – но не более того. Информационный голод и банальное желание удовлетворить любопытство заставило глубже изучить историю этого тезки современного города Алматы.
Так что это за «казахское поселение Алматы» на месте которого 150 лет назад появился Верный ?
2. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ АЛМАТЫ
Большое количество разнообразных памятников древности, расположенных на территории города раньше и частично сохранившихся до наших дней, случайные находки и материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что освоение человеком района г. Алматы и ее пригородов произошло в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия местности стали важным фактором постоянного обитания здесь человека на протяжении нескольких тысячелетий.
Уже в эпоху поздней бронзы в X—IX вв. до н.э. здесь находились оседлые и полуоседлые поселения, жители которых занимались земледелием и скотоводством, жили в полуземлянках, составлявших небольшие поселения скотоводов и земледельцев. В 1984 году археологи на северной окраине столицы обнаружили поселение X—VIII вв. до н.э. На поселении найдены глиняные горшки, ладьевидной формы зернотерки, каменные песты, терочники и другой бытовой инвентарь.
Изображение 1. Светильник со всадником. III-II вв. до н.э.
Сакская эпоха. Наиболее значительными и впечатляющими археологическими памятниками Алматы и ее окрестностей последующего времени являются курганы оставленные племенами саков и уйсуней. Территории Алматы и ее ближайших окрестностей в свое время были так же районом сосредоточения «царских» и рядовых погребений саков. При раскопках сакских захоронений Алматы и ее окрестностей, а также при случайных обстоятельствах, нередко находят отдельные предметы и целые клады уникальных высокохудожественных изделий сакской культуры: бронзовые котлы, жертвенники, курильницы, оружие (кинжалы, наконечники стрел), удила, браслеты, глиняную посуду и зернотерки. Эти находки свидетельствуют, что район Алматы и прилегающие к ней земли были местами постоянных стойбищ сакских племен. А наличие мощных курганных некрополей, формировавшихся не одну сотню лет, позволяют считать Жетысу одним из центров их расселения.
Изображение 2. Зернотерки и терочники. Поселение около АСК
При раскопках полуоседлого поселения III—II в в. до н.э. в районе аппаратно-студийного комплекса (АСК) Казахского телевидения найдены зернотерки, терочники, керамическая посуда, пряслица. В нижнем слое памятника обнаружены очаги. Основным занятием было скотоводство. О занятии земледелием говорит огромное количество зернотерок. Остатки такого типа поселений и аналогичная керамика известны в других местах города (РУРТ, район автостанции «Таугуль», склон г. Кок-Тюбе на левом берегу р. Казачки).
Изображение 3. Светильник с волками и воронами. III-II вв. до н.э.
Из сакских находок особенно впечатляет найденный в Большой Алматинской станице огромный стол-жертвенник (ныне хранящийся в Эрмитаже в Ленинграде) на четырех ножках в виде лап хищника, окаймленный процессией медленно шествующих крылатых фантастических животных.
Уйсунская эпоха. После того сакской эпохи политическая гегемония и земли Жетысу перешли к племенным объединениям уйсуней и кангюев. У них были поселения — зимовки со стационарными жилищами, сооруженными из камня или глины.
Изображение 4. Бронзовый котел, IV-II вв. до н.э.
В уйсуньское время на территории Алматы и ее окрестностей находилось несколько поселений. Одно из них располагалось на территории совхоза «Горный гигант». Здесь в 1936 г. были раскопаны зольники, обломки глиняной посуды с сетчатыми отпечатками. Поселение относилось к I — III вв. н.э. Аналогичная керамика была обнаружена в районе аэропорта. В начале 70-х гг. на территории совхоза «Горный гигант» было найдено ювелирное украшение IV—V вв., что говорит о наличии здесь жизни и позднее. Все это говорит о значительной концентрации и долговременном обитании населения в районе Алматы и ее окрестностей в первой половине I тыс. н.э.
Изображение 5. Крупный сосуд хозяйственного назначения. Поселение около АСК
Тюркская эпоха. Во второй половине VI в. земли современного Казахстана стали частью владений Тюркского каганата. Время распространения и господства тюрков в Жетысу оставило своеобразные археологические памятники — тюркские курганы VI — IX вв. Еще в конце XIX в. окрестности города были усеяны курганами малой и средней величины, часть из которых имела каменные изваяния. Каменные изображения людей неоднократно находили в районе Алматы (территория Ботанического сада, юго-западная окраина города между реками Есентай и Б. Алматинка). Захоронения тюркского времени раскопаны археологами на юго-восточной окраине центральной усадьбы с-за «Алатау», а также в районе аэропорта.
Средневековая городская эпоха. В конце VIII—X вв., время развития городской культуры, оседлости этого района, расцвета в орбите международных торговых связей по Шелковому пути. Ответвление Шелковому пути через Илийскую долину, стало наиболее интенсивно функционировать в X—XIII веках.
Изображение 6. Кувшины и вазы из городищ Алматы. Музей института археологии
В IX—X а в. а предгорьях Заилийского Алатау и Илийской долине, позднее чем в других районах Казахстана, образовались средневековые поселения и города.
В X—XI вв. поселения на месте Алматы превратились в крупные поселения и города.
Они, как и другие оседлые центры северо-восточного Жетысу, образовались на трассах караванных дорог. Известно, что в X веке торговый путь по Илийской долине заметно оживился. В этот период Жетысу стал частью владений государства Караханидов (942—1212 гг.). Время их правления характеризуется резким подъемом экономической и культурной жизни оседлых центров. В X—XII вв. города выросли численно и территориально. В них мостятся улицы, проводятся керамические водопроводы, строятся бани. Подъем благоустройства наблюдался не только в крупнейших городах, типа Отрара, Испиджаба, Тараз, но и в удаленных от этих знаменитых городских центров «молодых» городах, таких как Алматы.
Изображение 7. Археологические раскопки в Алматы
Вот основные изученные городища, которые относятся к временам города Алматы (Алмату):
1. Городище «Алматы I» – территория колхоза «Горный гигант». Городище датируется IX— ХIII вв.
Городище стало изучаться с 30-х годов XX века (в 1938 г. было осмотрено краеведом Дублицким). Оно представляло собой несколько возвышенную площадку (140X150 м), ориентированную углами по странам света. К северо-западной стене примыкала еще одна прямоугольная площадка (85X40 м), окруженная оплывшим валом. Городище было защищено четырехугольным валом, выложенным из набивной глины. По его углам располагались круглые башни. Высота вала равнялась 2—2,5 м, тогда как бугры башен возвышались на 3 м. Въезд в городище прослеживается в середине южной стены. Расположено городище между оврагами, что усиливало его обороноспособность.
На одном из возвышений внутри городища был заложен шурф. При этом выяснилось, что толщина культурных напластований здесь составляет 1,8—2,2 м.
Самый верхний слой (0,3—1,4 м) содержал многочисленные обломки поливной посуды, сделанной на гончарном круге. Здесь же найдены железный, сильно коррозированный нож и длинные железные гвозди, а также куски обмазки тандыра и бусы из красно-коричневого прозрачного камня. Слой содержал большое количество костей овцы, лошади, коровы и других животных. На глубине 110 см на полу находился очаг из камней, остатки тандыра и устье бадраба. Возле очага обнаружили обломок боковины сосуда, украшенного оттисками штампа в виде «солнца», «косых крестов» и «двойных сердец». Орнаментация сосуда совершенно аналогична той, что украшает сосуд из серии случайных находок с Талгарского городища. Возле тандыра найден обломок зернотерки. Самый нижний слой, состоящий из рыхлых золотистых насыпей, дал фрагменты неполивной керамики, куски обмазки тандыра. Бадраб же, как показала расчистка, был наполнен золой, сгнившими органическими остатками и костями домашних животных.
Таким образом, выяснилось, что городище двухслойное и датируется по общему облику топографии и керамическому материалу IX— ХIII вв.
2. Городище «Алматы II» – территория бывшего пограничного училища, ныне военного института КНБ, на берегу р. Малая Алматинка. Городище датируется XI— нач. XIII вв.
Городище «Алматы II» уничтожено совсем недавно, на его месте сейчас находятся военный институт КНБ, дома, дачи, проложены асфальтированные улицы. Поселение в конце XIX века осматривал В.В. Бартольд, но серьезные изучения начались с 20-х г.г. XX века. В 1922 году городище было осмотрено археологом В.Д. Городецким. По его исследованиям это был небольшой городок, с домами плана шахматной доски. Тогда еще сохранялась топография памятника.
Городище занимало площадь около 1,5 км. На поверхности были заметны следы построек в виде фундаментов из речных валунов, земляные валы 15x25 м, 18x40 м. Хорошо прослеживались остатки оросительных систем и древних полей. В окрестностях поселения были найдены куски крупных керамических сосудов, жернова, металлические предметы. В 1978 г. здесь были обнаружены остатки кузнечной мастерской от которой сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма — хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия — топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия.
В 1978 году при строительных работах здесь найдены остатки средневековой кузнечной мастерской. От кузницы сохранился кузнечный горн в виде сооружения цилиндрической формы диаметром 2 м. Рядом находилась яма — хранилище, где лежали глиняные сосуды, крицы и готовые изделия — топоры, кетмень, наконечник пахотного орудия. Мастерская датируется X—XI вв. Здесь же обнаружен глиняный тигель для разлива расплавленного металла и два кувшина для воды. На этом месте находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа.
В 1984 г. археологическим отрядом были собраны фрагменты керамики кругового изготовления с волнистым орнаментом, куски жерновов.
И с этим же городищем связаны находки монет XIII в. с указанием места выпуска — область или город Алмату.
3. Весновское городище – территория Главного ботанического сада ИБФ МН—АН РК. Городище датируется XI—нач. XIII вв.
Изображение 8. Предметы из керамического клада на территории Ботанического сада
В 1969 г. здесь при строительных работах найден клад керамики. При обследовании места удалось установить, что глиняные сосуды стояли в специально выкопанной яме. Глубина ее, считая от современного уровня поверхности, — 1,3 м, диаметр — 1,5 м.
Наибольший интерес представляют сосуды, покрытые поливой. Один из них — цилиндрический сосуд типа крынки, второй — в виде банки с двумя налепными петлевидными ручками. С обеих сторон сосуды покрыты прозрачной блестящей поливой поверх белого ангоба, положенного на черепок розового обжига. На плечиках заметен фриз из стилизованных арабских букв «лям» и «алиф», выполненных краской темно-коричневого и красноватого тонов. На закраине венчика и на ручках — мазки краски коричневого цвета.
Неполивная посуда Весновского городища представлена двумя хумами, пятью кувшинами и баночкой с двумя ручками. Все эти предметы изготовлены на круге. Из железных изделий найдены скобки, предназначенные для скрепления досок крышки, которой был закрыт большой хум. После того, как крышка сгнила, скобки упали внутрь хума, где и были обнаружены вместе с истлевшими кусками дерева. Видимо, на крышке лежало тесло, также обнаруженное внутри хума. Керамика характерна для XI—нач. XIII вв. Археологический памятник ныне спланирован и распахан, занят участками цветоводства.
4. Поселение Ремизовка – выше ул. аль-Фараби, у поворота в Ремизовское ущелье. Оно замыкает плоскую площадку на вершине первой гряды гор. Размеры его — 120 м с запада на восток и 100 м — с севера на юг. На поверхности собраны обломки глиняных котлов, кувшинов, хумов, которые можно отнести к XI— XII вв.
Изображение 9. Кувшины и вазы из городищ Алматы
5. Городище Теренкара – территория поселка «Заря Востока». Городище датируется XI — началом XIII в.
На северной окраине Алматы (юго-западный угол п. Заря Востока) сохранился один из характерных памятников городской культуры Жетысу XI — нач. XIII вв. — торткуль. Торткуль относится к типу городищ-убежищ. В городище Теренкара расположен на правом высоком берегу р. Теренкара и представляет собой трапециевидный в плане (230x320 м) четырехугольник стен (валов) с башнями по периметру. Валы шириной 12 м, высотой 1,7— 2,5 м. С трех сторон окружен рвом шириной 52 м, глубиной 1,5 м. Торткуль с трех сторон окружен рвом шириной 12 м, глубиной 1,5 м. В середине северной стены сохранился въезд с башнями по углам, радиусами 6 м. Внутренняя поверхность городища почти ровная. На ней встречены обломки посуды, изготовленной на круге и ручной лепки.
Изображение 10. Сосуд с налепами. Теренкара
В городских поселениях Алматы наряду с сырцовыми постройками были и постройки из обожженного кирпича. Внутри городищ различалась планировка улиц.
Остатки этих городков и поселений еще наблюдались в конце XIX в. и в довоенные годы XX в. К сожалению, своевременно эти средневековые городища не были хорошо изучены и постепенно «поглотились» городской застройкой и по существу утеряны для науки, напоминая о себе случайными находками.
Были также находки непосредственно в центре Алматы, застроенном еще в верненские времена. Из таких случайных находок средневековья в центре г. Алматы заслуживают внимания печь для обжига хумов (третий участок кирпичного завода № 3) и водопроводные керамические трубы (угол улиц Масанчи и Макатаева). Такие же глиняные трубы, следы водопровода, проложенного в давние годы, были обнаружены на речке Есетай (Весновка).
Изображение 11. Средневековые водопроводные и канализационные трубы. Тараз, Отырар. XI-XIV вв.
Изображение 12. Керамика и водопроводная труба (Алматы). Алматинский историко-краеведческий музей.
Кроме оросительной сети, в средневековом городе была и канализация, свойственная большинству городов Средней Азии. Об этом свидетельствуют остатки канализации, найденные на большой глубине по улице Маншук Маметовой при рытье котлованов для водопровода.
В годы, когда начиналось строительство здания Академии наук республики, в котловане под фундаментом было обнаружено древнее строение.
Теперь взглянем на вот это:
Карта, составленная по археологическим сведениям в г. Алматы:
Изображение 13. Археологическая карта Алматы
Годы и территория современной городской застройки приводятся, для того чтобы показать, что представляли собой остатки средневекового Алматы в эти годы.
Дело в том, что наиболее полное и планомерное изучение Алматы археологами начались лишь после окончания Гражданской войны, то есть с начала 20-х годов прошлого века. Одним из первых древний Алматы изучал советский археолог В.Д. Городецкий (1922 г.). Также ряд городищ были обследованы в 30-е годы. Дальнейшие исследования были прерваны Великой Отечественной войной. Застройки же современного города все больше разрастались. После войны современный Алматы обрастал пригородами, а древние поселения и средневековые городища с бесценным историческим наследием тем временем «поглощались» новыми застройками.
Ныне застройками уничтожены три уникальных Алматинских городищ – Алматы I («Горный гигант»), Алматы II (институт КНБ) и Весновское городище (Ботанический сад). Археологам остается констатировать печальные факты: «уничтожено», «срыто», «распахано», «застроено частными жилыми массивами», «занято участками цветоводства», «на месте поселения находятся дома, дачи, проложены асфальтированные улицы». То, что имеем – не ценим…
Из карты можно сделать еще один вывод:
Средневековый город находиться прямо под современным. На карте мы видим лишь те основные городища, которые окружают современный город с южной и северной стороны. Эти городища археологи еще успели более-менее изучить. А сколько городищ и поселений, которые навсегда погребены под застройками? Которые археологи не застали и не смогли изучить? Об этом навсегда утерянном городе свидетельствуют средневековые городские водопроводные и канализационные трубы, найденные в самом центре современного города (на улице Маметова и на Масанчи-Макатаева) во время рытья глубоких котлованов. Те городища, которые успели исследовать археологи – это лишь то малое, что осталось нетронутым верненскими застройками в досоветское время.
Размеры вышеописанных городищ средневекового города, наличие в них построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие водопроводных труб и монетного двора — безусловное свидетельство, что здесь в средние века находился именно город — центр экономической и политической жизни, город, который играл важную роль в жизни Жетысу.
В науке есть такое направление, как урбанистика, которое дает конкретные понятия, что такое город, какие он должен иметь размеры, инфраструктуру и так далее. С этих позиций у археологов есть все основания говорить, что Алматы, как город, сформировался в Х—ХI веках. Через него шли важные торговые трассы, так как через Илийскую долину в то время проходил Шелковый путь, о чем говорят археологические находки. К примеру, найденные в окрестностях мегаполиса китайский фарфор, иранские бронзовые поделки и даже японская чаша! То есть, говоря об Алматы как городе, а не просто поселении, мы должны все же отталкиваться от момента возникновения здесь признаков урбанизации.
Отсюда можно заключить, что средневековый город Алматы сформировался в X—XI вв. и в арабо-персидских источниках значился как Алмату.
«Алмату» – это искаженная арабо-персидская транскрипция Алматы. Так город Алматы официально называли в средневековых источниках, написанных преимущественно на арабском и персидском языках.
История города Алматы насчитывает не менее тысячи лет.
Таким образом, археологические материалы говорят, что современный город Алматы возник не на пустом месте, а в районе, где в средних веках стоял город.
3. АЛМАТЫ — МОНЕТНЫЙ ДВОР XIII в.
Теперь подробнее о монетах найденных в городище Алматы II.
В 1979 г. на территории бывшего пограничного училища были найдены две серебряные монеты. Автор находки российский востоковед и крупный специалист нумизматики В. Н. Настич высказал осторожное предположение о местном жетысуском происхождении монет и о возможном существовании монетного двора в XIII в. на территории современного Алматы. Но те монеты так и не были изучены и ныне утеряны в частных коллекциях.
В 1990 г. московский нумизмат Койфман принес Настичу пару монет, найденных на юге Казахстана, таких же, как и те, что были найдены в Алматинском погранучилище.
И на одной из этих монет В.Н. Настичем были прочтены арабские слова:
Власть [принадлежит] Аллаху Единому, Всемогущему!
Чеканен этот дирхем в балад Алмату в
году [1285-86]
Изображение 14. Серебряный чагатайский дирхем Алматы
Термин "балад" обозначает 'город', 'города', 'район', 'область', 'провинция'.
Дата чеканки на монетах была прочтена по т.н. системе «та’рих абджад», где даты обозначены не словами и не цифрами, а набором арабских букв. Монета датирована 684 годом хиджры (мусульманского летоисчисления), что соответствует 1285-86 г. европейского календаря.
Слово «Алмату» позволяет видеть в нем наименование городского поселения, в XIII в. располагавшегося на месте недавней столицы Казахстана и уже тогда носившего имя Алматы, в арабо-персидской транслитерации звучащей как Алмату.
Эти монеты использовались в одной из стран-наследниц Монгольской империи – в государстве Чагатаидов и относятся к массовой чеканке городов Мавераннахра и Туркестана периода денежной реформы видного среднеазиатского деятеля монгольской эпохи Мас'уд-бека, начатой в 670/1271—72гг.
В Алматы конца XIII века работал монетный двор, снабжавший серебряной монетой рынки города и его округи. Чеканка серебряных монет — дирхемов была недолговременной, но достаточно интенсивной: она представлена разными парами штемпелей и различными монетными типами и предназначалась прежде всего для обеспечения средствами обращения местного рынка, достаточно удаленного от основных экономических центров Мавераннахра. Этим объясняется и редкость описываемых монет, и их отсутствие в крупных кладах того периода в других пунктах обширного улуса Чагатая, кроме района Алматы, расположенного на самых отдаленных северо-восточных окраинах государства.
Наименование «Алматы» на монете конца XIII в. сегодня считается самым ранним упоминанием города в письменном источнике.
Этот источник свидетельствует, что название Алматы, возникшее не позднее XIII в., сохранялось здесь на протяжении всех последующих столетий, возможно, немногочисленным, но постоянным местным населением.
Из всего сказанного можно заключить, что если отталкиваться от самого раннего упоминания в письменном источнике, то Алматы не 150 лет, как явствует из официальной «советской» хронологии, а по меньшей мере 719 лет, что подтверждается новым точно датированным письменным источником, на настоящий момент наиболее древним и вполне надежным.
4. СУДЬБА ГОРОДА АЛМАТЫ
Хотя известный ориенталист В.В. Бартольд и предполагает, что Алмату и раньше упоминается путешественниками и историками под другими названиями, но до прочтения вышеописанной монеты, самым ранним упоминанием города считалось сочинение Бабура XVI в..
В самом начале сочинения «Бабур-наме» (Книга Бабура) государственного деятеля первой половины XVI в., писателя и поэта Захир ад-дина Мухаммеда Бабура есть перечисление нескольких городов к северу от Ферганы:
Фергана — область в пятом климате, находится на границе возделанных земель; на востоке от нее — Кашгар, на западе — Самарканд, на юге горы Бадахшанской границы, на севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книгах Тараз, однако в наши времена они разрушены монголами и узбеками, и там совсем не осталось населенных мест.
Захир ад-дин Бабур. «Бабур-наме». Ташкент, 1960, с. 396,399.
Тут стоит оговорится – «Бабур-наме» была написана Бабуром в начале XVI в. в Афганистане и Индии, где он основал династию Великих Могулов. Неудивительно, что многие сведения Бабура оказались неверными и устаревшими. Например, в этой рукописи ошибочно дано «Отрар» вместо «Тараз». В данном случае Бабур оказался неправ насчет судьбы Алмату.
Вскоре, после того как Бабур навсегда покинул Среднюю Азию и устремился в Индию, у города Алматы произошло сражение.
В 1508 году (914 по хиджре) состоялась крупная битва за могульский престол. Сражение произошло…
в Алмату — известном месте Моголистана
Мирза Мухаммад Хайдар б. Мухаммад Хусайн гурган дуглат. «Та’рих-и Рашиди». Рук. ИВ АН РУ
Сообщение о битве было сделано средневековым историком Мирзой Мухаммадом Хайдаром Дулати в сочинении «Та’рих-и Рашиди», когда у стен Алматы произошло сражение между сторонниками трех братьев, претендентами на престол хана Могулистана — Мансуром, Халилем и Саидом. В битве под Алматы могулы Мансур-хана и его дяди Махмуд-хана разбивают войско Халиль-султана и Султан-Саида.
После этого название «Алматы» не встречается в письменных источниках вплоть до XIX века.
Есть также ученые историки, которые связывают Алматы (Алмату) с городом Алмалык (Алмалы). Городов с названием Алмалык (Алмалы) в средние века было несколько, и возможно некоторые названия действительно относились к нашему Алматы, но это доподлинно не известно. Главным же Алмалыком безусловно была летняя резиденция Чагатаидов и позже знаменитая столица Могулистана, чьи развалины находятся в провинции Синьцзянь КНР, в 15 км от казахской границы.
Также есть несколько источников, где упоминается некий город Алма в районе Жетысу.
Потом через один переезд 9-й луны 27-го числа мы прибыли в город А-ли-ма. Владетель города Пу-су-мань вместе с монгольским Да-ла-ху-чжи во главе свит своих вышли нам навстречу. Мы остановились в западном плодовом саду. Туземцы называют плод по своему — а-ли-ма (алма). И так как здесь много плодов, то они называли город именем этого плода А-ли-ма…
Эту запись сделал в 1220 году китайский монах Чань Чунь, направляясь из Китая в Туркестан к Чингисхану, который вызвал его, чтобы монах открыл ему тайну бессмертия.
Есть и другие свидетельства о городе Алма. В 1246 году, во время похода внука Чингисхана Бату против хана Гуюка, историк тех времен Джувейн записал, что Бату остановил свои войска в городе Алма, ожидая боя с войсками хана Гуюка. В связи с тем, что Гуюк скончался, не достигнув Алмы, Бату провел выборы Великого хана, где им стал другой внук Чингиса – Мунке.
Насколько Алма связана с Алматы – точно не известно.
Среди некоторых обывателей бытует точка зрения, что город Алматы был разрушен монголами Чингисхана. Это ошибочное мнение. Во время монгольского завоевания Жетысу был захвачен и подчинен монголами без каких-либо кровопролитных сражений и разрушений: владетели края, сами истощенные междоусобицами, сдались Чингисхану без боя и приняли монгольское подданство без какого-либо сопротивления. В пятитомнике Истории КазССР в разделе «Казахстан под владычеством монголов» говорится:
… земли (Жетысу) были захвачены без боя. Непосредственного уничтожения городов в момент нашествия не предпринималось.
История Казахской ССР. А, 1979. том 2. стр. 138
Свидетельство этому также то, что при раскопках средневековых городов Жетысу археологи не нашли следов разрушения и погромов. Наличие чеканки монет государства Чагатаидов в городе Алматы в 1285-86 г.г., спустя несколько десятков лет после вторжения Чингисхана – другое подтверждение жизни Алматы в постмонгольской эпохе.
Также неверно мнение, что Алматы был разрушен эмиром Тимуром в XIV в. во время его рейдов в Могулистан. Несмотря на то, что походы Тимура действительно отрицательным образом сказывались на развитии Жетысу, сведений о разрушении Алматы непосредственно Тимуром нет ни в источниках, ни в археологических исследованиях. Алматы все еще упоминается средневековыми авторами спустя более века после войн Тамерлана с Могулистаном.
Большинство историков и археологов считают, что Алматы перестал быть городом в XVI в.
Но в чем же была причина ?
Как и многие города Азии, город Алматы, то разрастался и расцветал, то приходил в упадок. Он был торговым городом, и когда торговые связи ослабевали из-за войн и набегов, город хирел и влачил жалкое существование.
После открытия выгодных морских путей между Европой и Китаем и последовавшей после этого угасания континентального Великого Шелкового пути в XIV-XV веках, город Алматы как и множество других пограничных городов, живших торговлей, начал приходить в упадок. Город пустел, а население таяло.
Изображение 15. Великий Шелковый путь. По карте Марко Поло, XIII в.
Свою роль сыграли и междоусобные войны за престол государства Могулистан. Отдельные могульские кланы во главе с царевичами стали часто воевать между собой.
Изображение 16. Осада могульского города. Восточная миниатюра. «Бабур-наме», XVI в.
Словом, XIV-XVI века — это время угасания торговых караванных путей, смут, междоусобиц и войн. От этих бесконечных войн страдали прежде всего горожане. Такая судьба, скорее всего, и постигла Алматы.
Но, тем не менее, история Алматы на этом не закончилась.
5. АЛМАТЫ и ВЕРНЫЙ
Оседлая жизнь на месте города Алматы не умерла. Она продолжалась, свидетельство тому мы находим в записках путешественников. Чокан Валиханов, например, проезжая здесь в середине XIX века, писал, что вся предгорная полоса Жетысу занята поселками оседлых казахов. Люди все еще жили в этом месте. Потомки жителей города Алматы не переставали жить в этом благодатном краю.
Одним из археологов, исследовавших Алматы в довоенные и послевоенные годы, был ленинградский профессор Александр Бернштам, в 1948 году издавший книгу «Прошлое района Алматы». Из его записок:
…С упадком земледельческой культуры в Семиречье вымерли городские поселения. Лишь незначительная часть их продолжала свое существование, и среди них – «Талгарское городище» и древнее Алматы.
Во время колонизации Жетысу Россией в переписке царских чиновников кроме традиционных казахских кочевий также упоминаются и оседлые земледельческие поселения.
Вот что, например, пишет майор Перемышльский в своем докладе:
...все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 7
Дулаты – один из крупнейших родов племени уйсун, которое, как известно издревле селилось в районе Алматы.
Майор М.Д. Перемышльский, пристав Большой Орды, был основателем Верного.
Рассмотрим другие рапорты майора Перемышльского, отправленные им в Омск.
Как известно 2 июля 1853 года из Капала, резиденции пристава Большой Орды, вышел царский военный отряд во главе с майором Перемышльским. Отряд направлялся в Заилийский край, чтобы основать тут весьма важное по значению царское укрепление. Россия впервые ступала через реку Или с намереньем надолго тут закрепится.
Вот еще одно упоминание оседлых поселений казахов Заилийского края в рапорте Перемышльского от 24 июля 1853 г.:
Может быть своевольные (киргизы), которые не хотят никому подчиняться, к моим переходам за Или перекочевали бы за Чу, но их удержали пашни, которые до сих пор не убраны.
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 7
А вот, наконец, и одно из первых упоминании названия Алматы в XIX веке.
Перемышльский пишет свой очередной рапорт из места под названием «Алматы»:
24 июля, 1853 года.
Алматы
Г. Корпусному Командиру
Рапортом моим от 18 июля № 140 я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о переправе через р. Или...
...Лесистая местность ущелий, откуда вытекает Иссык, заставила меня тотчас же приступить к обозрению их. По осмотру я двинулся к Талгару и, осмотрев вершины его, в настоящее время я обозреваю Алматы. Далее Алматов лес в горах радеет и делается все доступнее. Выбор к занятию пункта должен пасть на Иссык или Талгар.
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 7
Изображение 17. Рапорт Перемышльского от 24 июля 1853 г.
Вот мы и снова встретили Алматы, утерянного для письменных источников еще в начале XVI века. Только Перемышльский прилагательное единственного числа (Алматы – «Яблоневое») ошибочно использует как существительное множественного.
Так что же представляло собой это казахское поселение Алматы ?
Что увидел майор Перемышльский на том месте где когда то стоял средневековый город? На месте, где позже решил строить укрепление ?
Вглядимся же пристально в тронутые беспощадным временем строки архивных документов полутора вековой давности. Вот он, написанный через две недели рапорт № 212 майора Перемышльского генерал-губернатору Западной Сибири Густаву Гасфорду, текст которого вошел во многие видные исследования:
8 августа, 1853 г.
Каргалы
Г. Корпусному Командиру
Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками. К сожалению не могу занять этого пу...
(конец первого листа рапорта сильно поврежден и уничтожен)
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 7
Изображение 18. Рапорт Перемышльского от 8 августа 1853 г.
«Большое количество прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест» – действительно прекрасное место. Не зря люди селились тут с древних времен. Видно, что Алматы середины XIX века было земледельческим поселением с возделанными землями.
Территория между речками Большой и Малой Алматинкой представляла собой обработанную землю – пахотные и сенокосные угодья. Хорошо была развита система орошения.
Именно на месте этого казахского поселения Алматы и было построено царское укрепление Заилийское (позже переименованные в Верное).
В дореволюционном российском издании «Нива» рассказывается история Верного:
Верный возник в 1853 году по занятии нами Заилискаго края. Вначале это было небольшое укрепление, построенное …на месте существовавшей до этого времени станицы Алматы (Яблоновой).
Нива, 1911, №5, с. 95-98
«Станица» тут приводится в значении «поселение».
Во время своего путешествия по Казахстану, В. Стариков описывая Алматы XIX века, писал:
Это место – одно из отличнейших и приятных для жизни земледельческих поселений во всей киргизской степи.
В. Стариков. «Описание киргизской степи в географическом, историческом и статистическом отношениях», 1861, стр. 50
В 1873 г. Туркестанский край посетил генеральный консул США в Санкт-Петербурге – Ю. Скайлер. Когда Скайлер подъезжал к Верному, он проехал по пути реку Алматы (Алматинку)…
… имя которой, как и киргизское название города Алматы (Almaty), происходит от обилия яблок в окрестностях.
E. Schuyler. «Notes of a journey in Russian Turkistan, Kokand, Bukhara and Kuldja», New York-Washington, 1966
Еще тогда были хорошо видны развалины города Алмату. Казахи называли эти руины «крепостью города Алматы». Среди историков ходит версия, что царское укрепление Верное было возведено непосредственно на остатках крепостных стен средневекового Алматы.
В XIX веке кроме «хлебопахотного места» поселение Алматы в документах также называлось «зимовка Дулатов» или «зимовка киргизов».
Что же такое зимовка ?
Обратимся к главному историческому справочнику советского Казахстана – пятитомник Истории КазССР:
Аграрные отношения в Казахстане во второй половине XIX века
Казахский аул
Коренное население края в большинстве имело свои постоянные
зимние жилища…
Одно или несколько хозяйств образовывали кстау (зимнее стойбище).
Для зимовок выбирали защищенные от ветра и буранов участки, холмы, низины
луговых лощин, сравнительно богатых естественными кормами.
В скотоводческо-земледельческих районах выбор участка для зимовок во многом
определялся тем, имеются ли вблизи земли, пригодные для посева, а на юге и в
Семиречье — для поливного земледелия.
Во второй половине XIX в. в массе казахское население имело постоянные зимовки
с жилыми и хозяйственными строениями. В южной скотоводческой зоне зимними
строениями являлись в основном мазанки и землянки.
Загоны для скота строились в различных районах Казахстана по-разному, в зависимости
от местных условий. Устраивали их для овец и коз, крупного рогатого скота
и отчасти для верблюдов.
Строительство постоянных жилищ и животноводческих помещений имело важное
значение в развитии оседлости и в хозяйственной жизни казахских шаруа.
История Казахской ССР. А, 1979. том 3. стр. 262-263
А вот и изображение типичной степной зимовки – кыстау:
Изображение 19. Степная зимовка у реки Жем (Эмба)
Но в отличии от степных зимовок на реке Эмбе, «зимовка Дулатов» Алматы находилось не где-нибудь, а на месте средневекового города. Так что наличие жилых и хозяйственных строений в поселении Алматы XIX века не должно вызывать сомнений. Но об этом ниже…
Верный строился как крепость. В силу того, что укрепление в первые годы жило тревожной жизнью, подвергаясь частым нападениям со стороны кокандских войск, последовало распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири, категорически запрещающее возводить деревянные постройки.
Вот что говорится в этом распоряжении:
Чтобы обезопасить укр. Верное и Алматинские станицы и иметь более способов к обороне на случаи неприятельских вторжений желательно было бы, чтобы имеющее строиться в оных дома с службами и заборами были делаемы не из дерева, но преимущественно каменные из обожженного кирпича и плитняка.
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 344
В архивном деле № 344 «об изыскании известковых пород для изготовления жженого и сырцового кирпича на строительство зданий в укреплении Верном» говорится как из Капала, резиденции пристава Большой Орды, в укрепление Верное был послан топограф Шестаков «для розыска подобного камня в окрестностях Алматов».
И он его нашел.
Позже, для изучения поселения Алматы, верненский городской архитектор Поль Гурдэ пригласил известного ученого ориенталиста В.В. Бартольда.
Вот что об этом писал Бартольд во время своего пребывания в Верном в 1894:
Жители Верного разбирали постройки из жженого кирпича для своих бытовых нужд.
Бартольд В.В.. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 г.г.
Отсюда видно, что большинство из построек поселения и городищ Алматы были использованы в качестве материала для строительства построек в укреплении Верном еще в XIX веке.
Изображение 20. Укрепление Верное, 1857 г. Рисунок П.П.Семенова-Тян-Шанского
Вот что пишет Перемышльский в том же рапорте № 212 о первоначальном отношении жителей Алматы к казакам:
Массы народа не сочувствуют нам, и только страх оружия и невозможность получить помощь извне заставляют их быть спокойными и покорными.
Центр. Гос. Архив РК. ф.3, оп.1, дело 7
Алматинцы не были рады пришельцам по вполне понятным причинам.
В архивном деле № 141 «об установлении границы сенокосных участков жителей Алматинской станицы» есть доклад тогдашнего начальника Алатауского округа полковника Герасима Колпаковского военному губернатору Семипалатинской обл.:
3 сентября 1862 г.
Верное
Имею честь донести Вашему превосходительству, что сенокосные участки казакам, находящимся на службе, отводились на местах принадлежащим киргизам…
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1, дело 141
Изначально в Верном селились военно-казачьи колонисты (с 1856 г.). Но с отменой крепостного права, с 1868 года в город Верный стали прибывать и русские крестьяне-переселенцы, преимущественно из Воронежской губернии.
Что представляли собой первые переселенцы, положившие начало городу Верный, описал царский администратор, теперь уже военный губернатор Семиреченской области, генерал Г.А. Колпаковский:
Первоначальное заселение... производилось вызовом и переселением по жребию. Шли сюда бездомные, сомнительного поведения люди, рассчитывая не на собственный труд, а на пособие от правительства, на готовые пашни и арыки киргизов.
Центр. Гос. Архив РК, ф.3, оп.1
Отсюда следует, что плодородная возделанная земля и арычная поливная система казахского поселения Алматы, то «большое количество прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест» - как описывал Перемышльского летом 1853, использовались казаками и русскими переселенцами и много лет спустя.
Современный город вырос из укрепления Верное.
Само же укрепление Верное было основано уже на готовом казахском поселении Алматы, с жилыми строениями, с поливной земледельческой культурой, возделанными землями и оросительной системой.
ИТОГИ
Из всего вышесказанного получается четкая неразрывная цепочка:
« город – поселение – укрепление – город »
Это и говорит о преемственности Алматы – Алматы длиной в десять веков.
Есть одно интересное наблюдение. Оросительная поливная система казахов Алматы, которой впоследствии пользовались русские переселенцы Верного, сохранилась и ныне – в виде арыков современного города. И не исключено, что вода бежала по тем же арыкам и 1000 лет назад, в средневековом городе Алматы.
Насчет даты 150 лет. Да, осенью 1854 года завершилось постройка укрепления, позже названное Верным. Но эту дату никак нельзя считать «началом Алматы». Как видно из вышеперечисленных фактов, первоначальное развитие царского укрепления Верное тесно связано с предшествовавшим ей казахским поселением Алматы. Факты использования верненцами казахских пашней, систем орошения, кирпичных построек – весьма красноречиво доказывают неразрывность Алматы и Верного.
Верный 150 лет назад не был городом, а являлся обычным военным укреплением c населением, состоявшим из казаков. Верный, по сути, не был городом и 137 лет назад, когда получил статус города в 1867 г. – несколько тысяч жителей, пара казачьих станиц и слободки не соответствовали статусу города. Собственно сам город стал строиться позже.
Но от старого дореволюционного Верного современному Алматы досталось незавидное наследство. Это в основном приземистые дома, как бы распластанные по земле – на их постройке отложил свой отпечаток вечный страх перед землетрясениями и селями. Как известно, в 1887 и 1910 годах Верный сотрясали разрушительные землетрясения. Первое буквально полностью разрушило город. Верный стали отстраивать из дерева. При втором землетрясении было разрушено и приведено в негодность свыше 700 домов. Вплоть до самой октябрьской революции Верный, несмотря на то, что являлся административным центром обширной области, имел облик большого села.
Современный Алматы начал строится тогда, когда в 1929 г. город стал столицей Казахской ССР. Возводились новые здания, облагораживались улицы, приезжали новые люди, потомки которых ныне составляют подавляющее большинство населения Алматы. Именно благодаря обретению статуса столицы республики Казахстан Алматы вырос в того красавца, которого мы все так хорошо знаем.
Но этому современный Алматы также обязан и всем своим предшественникам, которые много веков назад заложили фундамент будущего Алматы.
И мы должны знать, помнить и уважать эту историю.
Юбилей Верного не за горами, но юбилей Алматы, который как город возник 1000 лет назад, еще впереди.
Это парадокс. Несмотря на то, что большинство археологических работ и исторических исследований средневекового Алматы проводились во времена СССР, в советское время сам факт существования города и поселения Алматы либо замалчивался, либо его роль нарочно занижалась.
Тысячелетнюю историю Алматы обрезали, внушая людям что история Алматы берет начало от царской крепости в 1854 г., до которой тут ничего или почти ничего не было. И люди верили.
С моей точки зрения, отмечать какой-то отрывок из жизни древнего города нелепо.
Я сторонник того, чтобы если определять дату возраста Алматы, то в тысячелетие, очертив всю историю города, начиная от средневекового периода до современности, включив сюда, естественно, и верненский период, который, безусловно, был очень важным в жизни города и горожан.
Выдавать дату основания укрепления Верного за возникновение Алматы – значит игнорировать многовековую историю, в течение которых тут существовали города и поселения, где все это время жили и трудились люди.
Все вышесказанное доказывает главное — хронологическую непрерывность жизни человека в районе города Алматы.
И прошедшие 150 лет — это лишь продолжение более древнего, возникшего тысячелетие назад средневекового города, историю которого нельзя вычеркивать и снова предавать забвению.
P.S.
АЛМАТЫ или АЛМА-АТА ?
До сих пор существуют споры о правильности того или иного названия.
Название Алматы, как мы видим, существует уже, по крайней мере, семь столетий (исходя из самого раннего письменного источника – чагатайской монеты 13 века).
Алматы – что это значит?
«Алма» переводится с казахского как «яблоко». Прилагательный суффикс -ты часто встречается в казахских топонимах, например, в Казахстане есть речки Кайракты (Точильное), Ащытасты (Горькокаменное), Буланты (Лосинное), Мойынты (Шейное), Булдырты (Мутное); горы Буркитты (Беркутное), Бакты (Садовое); озеро Балыкты (Рыбье) и нас. пункты Актасты (Белокаменное), Бакбакты (Одуванчиковое), Камысты (Камышовое), Аршаты (Арчовое) …ну и конечно Алматы (Яблоневое).
Алматы – «Яблоневое» – был назван в честь яблок, которые растут в этих местах с древних времен.
Кстати, когда укрепление Верное в 1867 году получало статус города, то первоначально его переименовали в город Алматинск, но название не прижилось, и по докладу Степной комиссии город получил название Верный (царю, России?).
Часть русскоязычного населения Казахстана считает, что казахское название города Алматы по-русски произносится как Алма-Ата.
Но на самом деле название Алма-Ата это не «русский» вариант казахского Алматы, а совсем другое название, и оно тоже считается казахским, но является ошибочным. Проследим же историю появления названия Алма-Ата…
5 февраля 1921 года на Президиуме ЦИК Туркестанской АССР на повестку дня было вынесено решение о переименовании неприятного большевикам царского названия Верный, и было решено вернуть его историческое казахское название. Поначалу казахские члены Президиума – Джандосов, Атабаев, Барибаев, Розыбакиев и Ходжиков – предложили переименовать город в историческое название «Алматы». Но русскоязычное большинство, состоявшее из ташкентских советских работников, не пошло на уступки. И не очень грамотные большевики ОШИБЛИСЬ в названии и вместо названия Алматы “вернули” городу его “историческое”, искаженное название Алма-Ата. Согласно официальному постановлению 1921 г. Верный переименовали в Алма-Ата «по названию местности, в которой находится».
Местность это, как мы уже знаем, веками называлась Алматы. Получается, что Алма-Ата произошло от настоящего Алматы, а слово «Ата» (дед) прибавили по аналогии с г. Аулие-Ата (совр. Тараз).
Так что Алма-Ата – это не русское название города, а казахское, только данное городу по невежеству, по ошибке.
Но название «Алма-Ата», придуманное большевиками – безграмотное с точки зрения казахского языка, и является довольно грубым переделыванием настоящего «Алматы».
«Алма-Ата», нелепое как морфологически, так и семантически — просто набор казахских слов «Яблоко-Дед». Утверждения что Алма-Ата якобы значит «Отец яблок» или «Яблочный дед» – не верны, в таком случае, правильны были бы словосочетания «Алмалы Ата», «Алма Атасы» или «Алманын’ Атасы».
В середине XX века когда как в русском языке город продолжал именовался Алма-Ата, в казахском языке он официально вернул себе название Алматы. И до начала 90-х на протяжении полувека у города было двойное имя, оба казахских, но одно из которых было неправильным.
А ведь и в царское, и в советское время в Алматы были Большая и Малая Алматинские (а не Алма-Атинские) казачьи станицы, Алматинское ущелье, Больше-Алматинское озеро, речки Большая и Малая Алматинка (а не Алма-Атинка). Основатель Верного, майор Перемышльский, в вышеприведенных рапортах на русском языке писал исключительно «Алматы». Это говорит о том, что русское население до 1921 г. свободно использовало правильное название «Алматы», что отразилось на названии казачьих станиц и городских рек и других мест.
Алма-Ата – это не русский вариант Алматы, а совершенно отдельное название. Причем название по сути казахское. «Яблоневый» и набор слов «Яблоко-Дед» – это не одно и то же.
Если Москва–Маскеу, Кiив–Киев, Ашгабат–Ашхабад, Бакы–Баку, Шупашкар–Чебоксары, Тошкент–Ташкент – это по сути одни и те же названия, но на разных языках,
то Алматы и Алма-Ата – это разные названия, но на одном языке.
В начале 90-х советское (а не русское) название «Алма-Ата» поменяли на правильное и историческое название «Алматы». Называть сегодняшний Алматы неправильным советским названием «Алма-Ата» – это все равно что называть Санкт-Петербург – Ленинградом, Тараз – Джамбулом, а Бишкек – Фрунзе.
Возвращение городу настоящего названия Алматы в 1993 г. — это не ошибка и оскорбление, как хотят выставить сегодня некоторые «бывшие люди», а проявление благодарности потомков и торжество исторической справедливости.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.