Говоря о разного рода альтерациях аккордов, мы убедились, что можем довольно значительно варьировать окраску, тяготения созвучий, и тем самым увеличить наше гармоническое вооружение, пожалуй, раза в два, не меньше. Сегодня мы познакомимся с одним из видов альтерации, который завоевал за триста лет настолько прочное положение среди остальных, что его ныне принято отделять в особый класс. Его действие на систему тяготений в ладу настолько расширяет возможности этого самого лада, что аккорды, образуемые этой альтерацией, можно выделять в качестве новой функции.
Альтерированные субдоминанты
Говоря о разного рода альтерациях аккордов, мы убедились, что
можем довольно значительно варьировать окраску, тяготения
созвучий, и тем самым увеличить наше гармоническое
вооружение, пожалуй, раза в два, не меньше. Сегодня мы
познакомимся с одним из видов альтерации, который завоевал
за триста лет настолько прочное положение среди остальных,
что его ныне принято отделять в особый класс. Его действие на
систему тяготений в ладу настолько расширяет возможности
этого самого лада, что аккорды, образуемые этой альтерацией,
можно выделять в качестве новой функции. Ну, мы знаем три
функциональные группы тоническую, доминантовую и
субдоминантовую. Теперь мы можем говорить о добавлении к
ним еще одной группы, еще одного семейства аккордов. Это
семейство порождается всего одной альтерацией, а именно
повышением четвертой ступени лада, причем, только в
созвучиях субдоминантовой группы. Так что эти новые
аккорды, по сути дела, не что иное, как альтерированные
субдоминанты (рис.). Как Вы сами понимаете, трезвучие VIй
ступени сюда не вошло, так как в нем не участвует
альтерируемая нота.
Посмотрите сначала глазами берется,
например, трезвучие второй ступени и
в нем повышается терция, верно? Что произошло? Конечно,
усилилось тяготение аккорда к доминанте. Кроме того, аккорд
стал мажорным трезвучием чем не новая краска! Но это нам
знакомо примерно так же работают альтерации и в других
случаях. Но попробуйте теперь такой зрительный эксперимент:после альтерированного трезвучия (второй аккорд первого
такта в нотах) напишите доминанту. То есть, позвольте аккорду
законно подчиниться тяготению. Вроде все нормально, эту
доминанту можно разрешать в тонику или делать с ней чтото
еще. Теперь представьте мысленно, что дело происходит в соль
мажоре. Или припишите в данных нотах фадиез при ключе. Как
теперь выглядит эта пара аккордов? Как совершенно
нормальная доминанта и абсолютно типичная тоника! То есть,
появление такой альтерации, как "фадиез", позволяет вообще
трактовать аккорд в другой тональности. А ведь на самом деле
при ключе у нас нет знаков, мы пишем себе музыку в до
мажоре. Только два аккорда альтерированная вторая ступень
и доминанта взаимоотносятся между собой, как доминанта и
тоника. А эта воображаемая тоника сольмажорное трезвучие
на самом деле является доминантой в нашей основной
тональности.
Иными словами, трезвучие второй ступени с повышенной
терцией ведет себя как доминанта по отношению к доминанте
настоящей, понимаете? Доминанта к доминанте. Двойная
доминанта. Именно так именуется этот класс созвучий
двойными доминантами.
Вернее, такой термин принят в Московской консерватории и
соответственно, среди всех, кто учился по Московской школе.
Представители же Петербургской школы настойчиво считают
эту группу аккордов альтерированными субдоминантами. Этот
спор по поводу терминов длится уже не одно поколение
учителей и учеников. В пользу обеих сторон можно привести
много логичных доводов, обе школы, разумеется, правы.
Однако, если Вы, поступая в Питерскую консерваторию,обмолвитесь хоть словом о "двойной доминанте" не
рассчитывайте на благосклонность профессоров. Ваш покорный
слуга учился по Московской школе, потому не обессудьте, я
буду пользоваться теми названиями, к которым привык. Не
хочется ни с кем спорить, просто привык, да и все. Я думаю,
что название этого явления должно зависеть от конкретной
ситуации, от содержания конкретной гармонизации.
Дальше. Как и доминанты, двойные доминанты бывают двух
видов. В качестве доминанты мы можем использовать как
трезвучие (или септаккорд) пятой ступени как чаще всего и
делается так и трезвучие (или септаккорд) седьмой ступени.
Точно так же и с двойными доминантами. Если мы работаем в
привычном домажоре, то доминантами ему могут служить
трезвучия на ноте "соль" и на ноте "си". А двойными
доминантами будут тогда трезвучия на ноте "ре" (как бы пятая
ступень для сольмажора) или трезвучие на ноте "фадиез" (как
бы седьмая ступень). Последнее трезвучие получится
уменьшенным, но пусть это Вас не смущает в любой
тональности трезвучие на седьмой высокой ступени будет
уменьшенным, безразлично, служит ли оно Вам в данный
момент доминантой или двойной доминантой. Все их тяготения
будут аналогичными. Именно поэтому на нотах я обозначил
двойные доминанты номерами ступеней, на которых они в
реальности не стоят: "DDV" для трезвучия на "ре", и "DDVII"
для трезвучия на "фадиезе". Они играют для будущего,
ненаписанного аккорда именно роли пятой и седьмой ступеней.
Понятна мысль?
Однако пусть будет приятно и Питерцам по происхождению
своему эти аккорды все же остаются субдоминантами дляглавной тональности, не будем забывать и об этом. И их Вы
можете смело использовать почти во всех тех случаях, где до
сих пор писали субдоминантовые созвучия. Например, в таком
обороте ( см. рис. Вы можете простотаки подменить трезвучие
четвертой ступени двойной доминантой второй ступени
( пример 122, см.рис.) Слышите? То есть, ну совсем другая
окраска. И вот еще какая особенность, обратите внимание
вместо трезвучия я использовал здесь септаккорд на второй
ступени домажора, который (с участием повышенного "фа")
звучит совершенно как обычный доминантсептаккорд. Как если
бы дело происходило в сольмажоре. Именно такая форма
двойной доминанты на сегодняшний день наиболее
распространена, ее можно встретить почти в любой песне. Те из
Вас, кто играет хоть немного на гитаре, прекрасно знают, что,
например, в ляминорной песне почти наверняка попадаются
симажорные аккорды, да? Или в миминорной песне фадиез
мажорные. Это они и есть двойные доминанты. И
используются они в качестве заменителей субдоминантам, как
правило.
Двойные доминанты типа "DDVII"
применяются несколько реже, хотя
имеют непохожую окраску, и Вам не
вредно было бы не упускать из виду и их (пример, рис.). Все
таки, если на второй ступени получается довольно обычный,
привычный для слуха доминантсептаккорд, то на четвертой
повышенной уменьшенное терзвучие, довольно терпкое,
полное противоречия, разве нет? Эдакая маленькая встряска,
перчик. Да честно говоря, септаккорд четвертой ступени и самто по себе, безо всяких альтераций достаточно яркая
личность!
Еще несколько слов об альтерации.
Повышение четвертой ступени это
альтерация субдоминанты, так? При
этом получается двойная доминанта, с точки зрения которой
этот самый "фадиез" явление нормальное и не считается
альтерацией. Ну так вот, наряду с обычными двойными
доминантами существуют и альтерированные, где помимо
четвертой ступени могут изменяться и другие тоны аккорда.
Это, как всегда, делается ради усиления тяготения: ноты
смещают в том направлении, куда им предстоит разрешиться.
Вот Вам ноты. (рис.). После обычного септаккорда двойной
доминанты на второй ступени Вы видите добавление
альтераций: сначала шестой ступени (лябемоль) это
называется "гармонической двойной доминантой", на том
основании, что шестая ступень в гармоническом мажоре
понижена; затем следует повышение второй ступени, то есть
примы аккорда (редиез). И наконец обе альтерации вместе. В
аккорде остается нетронутой только септима ("до", тоника
лада). Аналогично можно поступить и с тонами септаккорда
четвертой повышенной ступени. (рис.). Как видите, в нашем
распоряжении оказывается больше десятка новых аккордов, не
считая их обращений!
Припомним один из
прошлых наших уроков.
Помните, когда нам при гармонизации мелодии нам
требовалось удерживать одну и ту же функциональную окраску
долгое время, и мы подбирали несколько сменяющих другдруга созвучий одной функции, я упоминал о принципе
усиления? То есть о том, что драматургически правильнее
начинать с более слабых средств, и затем их развивать,
нагнетать напряжение вплоть до разрешения в устойчивое
созвучие. И мы, если помните, использовали тогда ряд
субдоминант по возрастанию их неустойчивости шестую
ступень, где две ноты из трех устойчивы, потом четвертую, где
устойчива только одна нота, и вторую, где устойчивых звуков
либо нет совсем, либо это будет тон септимы, который, хотя и
устойчив сам по себе, но в данный аккорд привносит сильный
диссонанс, и тем самым все равно напряжение усиливает.
Теперь мы можем еще продлить этот ряд. Ради примера
проследите за ростом напряженности в такой цепочке аккордов.
1й такт: тоника, шестая ступень
2й такт: субдоминанта, она же гармоническая
3й такт: трезвучие второй ступени, квартсекст двойной
доминанты на второй ступени
4й такт: терцкварт того же аккорда (добавилась септима) в
гармоническом варианте, затем повышение примы аккорда (в
сопрано)
5й такт: кадансовый квартсекст и доминанта. Обратите
внимание, свежее созвучие: доминанта взята в виде нонаккорда
(нона "ля") с задержанием перед терцией ("до"). Но в момент
разрешения задержания нона исчезает и заменяется секстой
("ми" в сопрано). Доминантнонаккорд и доминанта с секстой новые для нас и очень яркие аккорды.
6й такт: долгожданная тоника с двойным задержанием в
средних голосах.
Видите? Даже если не считать множества промежуточных
созвучий, возникающих при движении отдельных голосов
четвертями, все равно удается продержать постепенно
усиливающуюся окраску субдоминантовой сферы в течение
семи разных аккордов. После такого длительного нагнетания,
кадансовый квартсекстаккорд приходит как долгожданный
отдых, как награда! (пример)
Чтобы прочувствовать получше вкус аккордов этой группы,
попробуйте гармонизовать с их применением какуюнибудь
несложную мелодию хотя бы задачку из прежних уроков.
Попробуйте написать тричетыре варианта гармонизации одного
и того же фрагмента. Процесс подбора нужного вида двойной
доминанты для своих нужд очень напоминает подбор
комплектующих для апгрейда Вашей машины выбор
достаточно широк, аккорды гибкие, присоединяются любым
боком, в любой позе, модифицируются как угодно. И при этом
все время остаются полностью совместимыми с окружающей их
музыкой. Пользоваться услугами двойных доминант всегда
приятно и увлекательно. Они щедры на яркие краски, удобны в
голосоведении. После знакомства с ними, их отсутствие
ощущается, как "опреснение", упрощенность музыки.