Амины метиламин и анилин
Оценка 5

Амины метиламин и анилин

Оценка 5
docx
17.04.2024
Амины метиламин и анилин
10_30_Амины метиламин и анилин.docx

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: Химия

Тема: «Амины: метиламин и анилин»

 

Контролируемые элементы содержания

Применение изученных органических веществ

Контролируемые умения

Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

Проверяемые элементы содержания

Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, наркомания)

Предметные умения

Использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности

Личностные результаты

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Функциональная грамотность

Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы)

 

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://lesson.edu.ru/lesson/0c608a59-4c69-4481-839e-9205f201b73e?backUrl=%2F04%2F10%3Fterm%3D%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:

 

1.             Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1  Мотивация на учебную деятельность

Здравствуйте, садитесь!

 

Сегодня мы продолжаем изучение органических соединений и рассмотрим тему «Амины» и разберемся, какие  химические элементы входят в состав аминов.

 

1.2  Актуализация опорных знаний

Какие классы органических соединений мы изучали?

Что такое углеводы? Общ формула ?

 

1.3         Целеполагание

Сформулируйте цели урока вместе с детьми:

Цели урока:

·         образовательные: рассмотреть строение, классификацию и свойства класса аминов; закрепить знания учащихся о причинах многообразия аминов; познакомить с областями применения аминов;

·         развивающие: сформировать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию;

·         воспитательные: сформировать положительное отношение к изучению предмета, умение выслушивать своих товарищей, воспитывать творчески мыслящую личность.

 

План урока.

1.      Понятие об аминах.

2.      Номенклатура.

3.      Классификация.

4.      Изомерия.

5.      Физические свойства.

6.      Химические свойства.

7.      Применение.

 

2               Освоение нового материала

 

2.1  Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Мы с вами рассматривали кислородсодержащие органические соединения. В органической химии есть соединения, которые кроме углерода, водорода, кислорода содержат элемент азот. К ним относятся амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты, азотсодержащие гетероциклические соединения. Эти соединения играют важную роль в повседневной жизни. Мы начинаем изучать азотсодержащие органические соединений. Тема нашего урока сегодня – амины

 

Амины в природе образуются при гниении живых организмов. Амины – это производные аммиака, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы .Общая формула – R-NH2.

 

Ø  Номенклатура

Названия даются путем перечисления радикалов с добавлением слова амин.

Например:

СН3 – NН2 метиламин;

СН3 – NН–С2Н5 метилэтиламин;

СН3 – N(СН3)–СН3 триметиламин;

С6 Н5 – NН2 фениламин.

Различные радикалы перечисляются в алфавитном порядке.

Например: CH3-CH2-NH-CH3 метилэтиламин.

При наличии одинаковых радикалов используют приставки ди и три.

Например: (CH3)2NH диметиламин.

Первичные амины часто называют как производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на аминогруппы -NH2. В таком случае аминогруппа указывается в названии суффиксами амин (одна группа -NH2), диамин (две группы -NH2) с добавлением цифр, отражающих положение этих групп в углеродной цепи.

 

v  Классификация аминов.

В зависимости от радикала, амины бывают (Слайд ):

– предельные (см. ниже);
– непредельные СН= СН–NН2;
– ароматические С6Н5–NН2.

·         В зависимости от строения аминогруппы, бывают 

– первичные R-NH2. Например: СН3–NН2, СН3–СН2–СН2–СН–NН2 

– вторичные R-NH-R1. Например: СН3–NН–С2Н5 

– третичные RN(R1)R2. Например: СН3–N(СН3)–СН3 

 

v  Химические свойства

Взаимодействие с водой:

Водные растворы аминов имеют щелочную реакцию (амины реагируют с водой по донорно-акцепторному механизму)

 CH3 – NH2 + HOH = CH3 – NH3OH (CH3 – NH3 + + OH-)

(гидроксид метиламмония)

Взаимодействие с кислотами

CH3 – NH2 + HCl = CH3 – NH3 Cl

(хлорид метиламмония)

Реакция горение

4CH3 – NH2 +9O2 =2N2 +10H2O +4СО2.

v  Физические свойства

С1– С3 газы, с запахом аммиака.

С4– С9 жидкости с запахом тухлой рыбы, хорошо растворяются в воде.

С10 твердые, нерастворимые вещества в воде, не имеющие запаха.

v  Изомерия

 

 

https://lesson.edu.ru/api/s3/ecl-storage-dev/0ffac2169f6d4ebca7b7b5d6550b8fc7/04-10-00031-m2.1m-43-01/3e2d82e5952532132ae358b3cd4844412af4ffbcb48eb94c104b0490255b0a62.jfif

 

v  Анилин (фениламин) С6H5NH2 – ароматический амин. Анилин это бесцветная маслянистая жидкость с характерным запахом (т. кип. 184 °С, т. пл. – 6 °С). На воздухе окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит. Анилин широко применяется в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).

История открытия анилина. Унфердорбен, химик в Даме (Саксония) нашел в 1826 г. между продуктами сухой перегонки индиго маслообразное вещество, названное им кристалином .Несколько лет спустя Рунге в Берлине открыл в каменноугольном дегте соединение, дающее с хлорной известью фиолетовое окрашивание, дал ему название цианода (голубого масла).

Поздние, академик Фрицше в Петербурге, изучал соединения, нашел маслообразное вещество которое назвал анилином, (от португальского названия индиго – “Anil”).

В 1842 г. знаменитому русскому химику Н. Н. Зинину удалось из бензола, заключающегося в каменноугольном дегте, получить восстановлением нитробензола маслообразное тело, названное им бензидамом.

В 1843 г. Гофман показал, что четыре тела: кристалин, цианол, анилин и бензидам тождественны между собою и дал название – анилин.

Получение анилина (реакция Зинина) .

С6Н5–NО2+6Нhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641471/img2.gifС6Н5–NН+ 2Н2О (Уравнение написано схематично.)

v  Метиламин представляет собой органическое соединение с формулой CH3NH2. Этот бесцветный газ является производным аммиака, но с одним атомом водорода, замененным метильной группой. Это простейший первичный амин.

Ø 

https://prezentacii.org/upload/cloud/18/09/73218/images/screen11.jpg

Свойства аминов

Основные свойства аминов предельного ряда выражены сильнее. Слабые основные свойства ароматических аминов объясняется влиянием групп атомов в органических веществах, например, бензольного кольца на аминогруппу. Бензольное кольцо притягивает к себе электроны атома азота, уменьшая электронную плотность на атоме азота, следовательно, уменьшается способность присоединения протона (катиона) водорода и основные свойства уменьшаются СН3NH2https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641471/img2.gifNH3https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/641471/img2.gifC6H5NH2

2.2. Проверка первичного усвоения

Задание. Попробуйте составить по 2 возможные формулы аминов и назвать полученные вещества, если молекулярная формула аминаC4H11N.

Решение : ?

 

Задание: Составьте структурные формулы первичного, вторичного и третичного аминов, имеющих состав C4H11N. Назовите все вещества.

Решение:

H3C-CH2-CH2-CH2-NH2___1-аминобутан

H3C-CH2-CH(NH2)-CH3___2-аминобутан___втор-бутиламин

H3C-CH(CH3)-CH2-NH2___1-амино-2-метилпропан___изо-бутиламин

H3C-C(СH3)2-NH2___2-амино-2-метилпропан___трет-бутиламин

H3C-NH-CH2-CH2-CH3___1-(N-метил) аминопропан___метилпропиламин

H3C-CH2-NH-CH2-CH3___N-этиламиноэтан___диэтиламин

H3C-CH(CH3)-NH-CH3___2-(N-метил) аминопропан___изо-пропилметиламин

H3C-N(CH3)-CH2-CH3___N,N-диметиламиноэтан___диметилэтиламин

3               Применение изученного материала.

 

3.1  Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

 

3.2  Систематизация знаний и умений

 

 

 

4.             Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

 

   

5.    Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1                       Рефлексия

https://shareslide.ru/img/thumbs/b554339190fd6cc9cc4237d03b94ef35-800x.jpghttps://sun6-21.userapi.com/impg/c857728/v857728076/154289/3IBpMiEe1sU.jpg?size=604x453&quality=96&sign=47ba7c56cdb85ebeef14673b562046bd&type=album

 

5.2                       Домашнее задание.

Информация по теме : «Применение анилина и метиламина».

– Написать реакцию взаимодействия метиламина с серной кислотой.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 10 Учитель:

Дата: Класс: 10 Учитель:

Целеполагание Сформулируйте цели урока вместе с детьми:

Целеполагание Сформулируйте цели урока вместе с детьми:

С6 Н5 – NН2 фениламин. Различные радикалы перечисляются в алфавитном порядке

С6 Н5 – NН2 фениламин. Различные радикалы перечисляются в алфавитном порядке

Анилин (фениламин) С 6 H 5 NH 2 – ароматический амин

Анилин (фениламин) С 6 H 5 NH 2 – ароматический амин

СН 3 NH 2 NH 3 C 6 H 5 NH 2 2

СН 3 NH 2 NH 3 C 6 H 5 NH 2 2

Систематизация знаний и умений 4

Систематизация знаний и умений 4

Диагностика / самодиагностика 4

Диагностика / самодиагностика 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024