Тема. А.Н. Островский "Снегурочка"
Цели урока. Познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения. Выстроить систему образов. В выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам. Написать синквейн по произведению.
Ход урока
Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):
Вопросы на читательское восприятие. - Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку? - Царство Берендея. Каким вы его увидели? - Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию? - Какой вы себе представляете Снегурочку? - Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок
- Какие чувства у вас остались после прочтения?
Анализ
произведения.
1.Знакомство с теорией. Запись на доске. Драма
–
Пьеса –
Сказка –
Конфликт –
Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе
Знакомство с
афишей.
Беседа.
– Где происходит
действие пьесы? Как вы узнали?
– Кто герои пьесы? Опишите их.
– Какую роль играет описание природы?
– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?
– Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает
Снегурочку?
– Как Островский рисует картины народной жизни?
– Расскажите о масленице/
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим
девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?
– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?
Составление синквейна (творческая учебная задача).
Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это строфа из пяти строк. Одно ключевое слово (существительное). Два прилагательных, характеризующих слово в первой строке. Три глагола. Короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме. Одно существительное (синоним к первой строке).
В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?
– С какой целью Снег идет к весне?
– Как меняется Снегурочка?
– Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю?
– Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?
– Почему гибнет Снегурочка?
– Кто виноват в её смерти?
– Почему?
– Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.
Зачитываем отрывки.
– Что изменил драматург? Почему?
В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24].
Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24].
(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).
На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24].
Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?
Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.
Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.
«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» [15, с.205].
Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129].
1. Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?
2. О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся) 3.Что вы можете сказать о Снегурочке? 4.Кто виноват в гибели Снегурочки?
Письменная работа «Что мне дало изучение пьесы А.Н.Островского?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.