А.Н. Островский "Снегурочка"
Оценка 4.9

А.Н. Островский "Снегурочка"

Оценка 4.9
docx
25.12.2020
А.Н. Островский "Снегурочка"
Н.А.Островский. Снегурочка.docx

Тема. А.Н. Островский "Снегурочка"

Цели урока.                                                                                                                                             Познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения.                          Выстроить систему образов.                                                                                                                               В выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам.                                                               Написать синквейн по произведению.

                                                    Ход урока

Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

Вопросы на читательское восприятие.                                                                  - Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?                                                                                                                                     - Царство Берендея. Каким вы его увидели?                                                              - Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?                                                                                                                      - Какой вы себе представляете Снегурочку?                                                                                       - Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок

- Какие чувства у вас остались после прочтения?

Анализ произведения.                                                                                         1.Знакомство с теорией. Запись на доске.                                                                     Драма –                                                                                                                     Пьеса –
Сказка –
Конфликт –

Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе

Знакомство с афишей.                                                                                          Беседа.                                                                                                                                   – Где происходит действие пьесы? Как вы узнали?
– Кто герои пьесы? Опишите их.
– Какую роль играет описание природы?
– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.
– Где проходит детство Снегурочки?
– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?
– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?
– Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?
– Как Островский рисует картины народной жизни?
– Расскажите о масленице/
– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?
– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?
– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?
– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?
– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?
– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?
– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?                                  Составление синквейна (творческая учебная задача).

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это строфа из пяти строк.                                                                                                                      Одно ключевое слово (существительное).                                                                          Два прилагательных, характеризующих слово в первой строке.                                             Три глагола.                                                                                                                   Короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме.                Одно существительное (синоним к первой строке).

     В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?

http://festival.1september.ru/articles/520612/f_clip_image002.jpg

– С какой целью Снег идет к весне?
– Как меняется Снегурочка?
– Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю?
– Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?
– Почему гибнет Снегурочка?
– Кто виноват в её смерти?
– Почему?
– Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.

Зачитываем отрывки.

– Что изменил драматург? Почему?

В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», - писал Н.А.Римский-Корсаков, - и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» [9, с.24].

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» [9, с.24].

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).

На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» [9, с.24].

Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?

    Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.

Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.

«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» [15, с.205].

Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» [16, с.129].

1.     Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?

2.     О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся)                                                                                                            3.Что вы можете сказать о Снегурочке?                                                                          4.Кто виноват в гибели Снегурочки?

Письменная работа «Что мне дало изучение пьесы А.Н.Островского?»

 


 

Тема. А.Н. Островский "Снегурочка"

Тема. А.Н. Островский "Снегурочка"

Чем отличается Снегурочка от Купавы?

Чем отличается Снегурочка от Купавы?

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент
Скачать файл