Аналитическая справка
«Диагностика психологического климата классного коллектива»
3-Д класс в 2023-2024 учебном году
С целью изучения психологического климата в классном коллективе проведен мониторинг изучения состояния психологического климата в коллективе. Диагностика позволяет изучить особенности среды, в которой находится ребёнок большую часть времени, проводимого в школе и активно влиять на неё в случае необходимости. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Цель мониторинга: изучить эмоционально-психологический климат классного коллектива и эмоциональное самочувствие каждого ребенка на уроках.
Задачи мониторинга:
· Изучение состояния психологического климата во 3-Д классе.
· Определение проблемных зон и возможностей гармонизации психологического климата.
Методики: «Методика оценки привлекательности классного коллектива», Методика «Психологический климат в классе», Методика «Капитан корабля», Методика «Сплочённость класса»
Процедура диагностики: групповая форма.
Результат:
Методика «Психологический
климат в классе»
Цель: оценить психологический климат в классе.
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) волнуют ли тебя успехи и неудачи одноклассников в учёбе?
б) всегда ли ты помогаешь своим одноклассникам в учёбе?
в) всегда ли ты ответственно относишься к учёбе?
Фамилия, имя ученика |
Количество баллов. |
Показатель психологического климата. |
|
14 |
|
|
13 |
11 баллов |
|
н |
|
|
н |
|
|
9 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
13 |
|
|
9 |
|
|
15 |
|
|
6 |
|
|
14 |
|
|
9 |
|
|
13 |
|
|
10 |
|
|
7 |
|
|
14 |
|
|
14 |
|
|
14 |
|
|
14 |
|
|
12 |
|
|
6 |
|
|
н |
|
|
н |
|
|
н |
|
|
5 |
|
|
15 |
Вывод: Уровень психологического климата во 2-Г классе высокий (11 баллов)
«Методика оценки привлекательности классного коллектива»
Цель: Оценка привлекательности для учащегося школьного коллектива
Фамилия, имя ученика |
Количество баллов. |
Результат |
|
18 |
полностью удовлетворяет |
|
14 |
хорошо адаптирован |
|
н |
- |
|
н |
- |
|
21 |
полностью удовлетворяет |
|
12 |
хорошо адаптирован |
|
14 |
хорошо адаптирован |
|
9 |
нейтральное отношение |
|
22 |
полностью удовлетворяет |
|
15 |
хорошо адаптирован |
|
14 |
хорошо адаптирован |
|
22 |
полностью удовлетворяет |
|
14 |
хорошо адаптирован |
|
18 |
полностью удовлетворяет |
|
18 |
полностью удовлетворяет |
|
20 |
полностью удовлетворяет |
|
8 |
нейтральное отношение |
|
20 |
полностью удовлетворяет |
|
23 |
полностью удовлетворяет |
|
18 |
полностью удовлетворяет |
|
13 |
хорошо адаптирован |
|
25 |
полностью удовлетворяет |
|
10 |
нейтральное отношение |
|
н |
- |
|
н |
- |
|
н |
- |
|
6 |
нейтральное отношение |
|
18 |
полностью удовлетворяет |
50 % (12) учащихся класса полностью удовлетворенны атмосферой классса, классный коллектив является для ребенка очень привлекательным, они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
33 % (8) учащихся класса хорошо адаптированы в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для этих детей.
17 % (4) учащихся класса имеют нейтральное отношение к коллективу. Это свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
В классе нет детей имеющих негативное отношение к классу. Неудовлетворенных своим положением и ролью в нем, при котором возможна дезадаптация в его структуре.
Методика «Капитан корабля»
Цель: диагностика статуса школьников, а также межличностных отношений школьников в группе сверстников.
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях,
коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со
сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать
заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Ход исследования: во время внеурочной деятельности ученикам
показывают рисунок корабля и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто
еще остался на берегу?
Анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в классе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявить его положение в классе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.
От -2 до -6 баллов – отвержение (отверженные);
От 0 до - 1 баллов – игнорирование (незамечаемые);
От 1-3 баллов – дружба (лидеры);
От 4-6 баллов – предпочтение («звезды» группы).
Фамилия, имя ученика |
Количество баллов |
Статус |
|
4 |
«звезды» |
|
2 |
лидеры |
|
-1 |
незамечаемые |
|
1 |
лидеры |
|
-2 |
отверженные |
|
1 |
лидеры |
|
2 |
лидеры |
|
0 |
незамечаемые |
|
2 |
лидеры |
|
0 |
незамечаемые |
|
1 |
лидеры |
|
-7 |
незамечаемые |
|
2 |
лидеры |
|
-8 |
незамечаемые |
|
-1 |
незамечаемые |
|
0 |
незамечаемые |
|
-7 |
отверженные |
|
-1 |
незамечаемые |
|
3 |
лидеры |
|
4 |
«звезды» |
|
-2 |
незамечаемые |
|
4 |
«звезды» |
|
-15 |
незамечаемые |
|
-2 |
незамечаемые |
|
0 |
незамечаемые |
|
-1 |
незамечаемые |
|
-2 |
незамечаемые |
|
1 |
лидеры |
Методика «Сплочённость
класса»
(Тест-опросник на общение в классе и групповую сплочённость)
Цель: диагностика сплочённости школьников в
коллективе. (Методика позволяет определить уровень сплочённости
коллектива)
Ход исследования: детям предложено 5 вопросов, на которые им
нужно ответить
1. Кем ты себя в классе чувствуешь?
а) чувствую себя членом коллектива класса;
б) участвую во всех делах класса;
в) не чувствую себя членом коллектива класса;
г) работаю, как правило, отдельно от других членов класса.
2. Нравится ли тебе то, как к тебе относятся одноклассники?
а) очень нравится;
б) нравится;
в) не совсем;
г) не нравится
3. Перешёл бы ты в другой класс, если бы такая возможность была?
а) остался бы в своём классе;
б) не уверен, что остался бы;
в) перешел бы;
г) точно перешел бы.
4. Какие у вас в классе взаимоотношения?
а) хорошие;
б) нормальные;
в) не очень хорошие;
г) отличные.
5. Часто тебе помогают твои одноклассники?
а) да;
б)
помогают, но редко;
в) практически не помогают;
г) нет.
Фамилия, имя ученика |
Количество баллов |
Балл сплочённости |
|
19 |
16 баллов |
|
19 |
|
|
н |
|
|
н |
|
|
20 |
|
|
20 |
|
|
13 |
|
|
12 |
|
|
15 |
|
|
18 |
|
|
17 |
|
|
19 |
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|
13 |
|
|
19 |
|
|
8 |
|
|
13 |
|
|
20 |
|
|
18 |
|
|
17 |
|
|
11 |
|
|
7 |
|
|
н |
|
|
н |
|
|
н |
|
|
16 |
|
|
16 |
Вывод: Сплоченность класса средняя (16 баллов)
Чтобы поддержать благоприятный климат в коллективе классным руководителям, психологу, социальному педагогу необходимо использовать эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия. Для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность; находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах; создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
Для этого важно:
- наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу; привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива,
-поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
-не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
-создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
-развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
-развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
26.01. 2024 год Педагог-психолог: Голева А.В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.