Аналитическая справка эмперического исследования педагогов.
Количество опрошенных: 22 педагога.
Сроки исследования: март 2022 год.
Цель: помочь педагогу выявить педагогические причины профессиональных затруднений.
Задачи: выявить уровень профессионально важных качеств:
- приоритетные ценности;
- психоэмоциональное состояние;
- самооценка;
- стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
Используемая методика: методика «Психологический портрет учителя» (Г. Резапкина). Методика не может быть использована в целях административного контроля – для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов.
Результаты исследования.
I. «Приоритетные ценности» - это профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
Анализ данных показал, что в первом блоке «Приоритетные ценности» у большинства опрошенных преобладает 3 вариант – 54% (12 человек). Преобладание третьего варианта говорит о "самодостаточности" преподавателя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием.
II. «Психоэмоциональное состояние» – это особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Во втором блоке «Психоэмоциональное состояние» большинство опрошенных выбрали второй вариант – 68% (15 человек). Преобладание второго варианта позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
III. «Самооценка, или самовосприятие» – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
В третьем блоке «Самооценка» большинство опрошенных выбрали первый – 32% (7 человек) и второй варианты – 32% (7 человек). Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Преобладание второго варианта, а также наличие в равной степени всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
IV. «Стиль преподавания». На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
Четвертый блок «Стиль преподавания». Большинство опрошенных остановились на первом варианте – 73% (16 человек). Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле преподавателя. Преподаватель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.
V. Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
Пятый блок «Уровень субъективного контроля». Первый вариант – 36% (8 человек). Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Второй вариант – 32 % (7 человек). Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. В некоторых случаях было выявлено один аковое количество набранных баллов по двум подшкалам из трех, что означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это свидетельствует о том, что поведенческие установки преподавателя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк.
Преобладание второго варианта – 32% (7 человек) говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации.
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Рекомендации:
1. Довести до сведения администрацию школы и преподавателей результаты исследования, предлагать индивидуальные консультации педагогам по вопросам, связанным с регуляцией своего психоэмоционального состояния, повышением уверенности в себе, в своих силах.
2. Продолжить работу по организации индивидуальных и групповых консультаций, практических семинаров, психологических часов для педагогов, с целью обучения их навыкам саморегуляции, самоконтроля с опорой на внутренние резервы, повышения сопротивляемости к стрессу, самооценки.
3. Администрацию школы в своей работе необходимо использовать разнообразные формы поощрений и поддержки преподавателей, стимулировать стремление к профессиональному и личностного росту педагогов.
Педагог-психолог О. Н. Пролинская 1 марта 2022 г. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.