МКОУ «Кировский сельский лицей»
Аналитическая справка качества преподавания предметов: истории, географии, обществознания, биологии.
(1 полугодие 2022-2023 учебного года)
В соответствии с планом ВСОКО в лицее был проведен мониторинг качества знаний учащихся с целью: объективной оценки уровня освоения обучающимися 5 - 8 классов предметного содержания курса истории, обществознания, географии, биологии; выявление тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся в лицее проведен в соответствии с:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
· Уставом лицея;
· локальными актами лицея, регламентирующими порядок внутреннего мониторинга планируемых результатов обучения.
Предмет: История в 6 «А», 6 «Б» и 8 классах
Дата проведения: 12.01.2023 г. по 15.01.2031 г.
Общая продолжительность выполнения теста – 25 минут.
Мониторинг по истории проходили:
8 класс – 12 учащихся;
6 «А» класс – 12 учащихся;
6 «Б» класс – 12 учащихся.
Мониторинг проводился в форме тестирования. В 6 классах тест включал в себя 18 вопросов, в 8 – 13 заданий разных типов: заданий базового уровня сложности в 6 классах было 9, среднего уровня – 5, повышенного —4. В 8 классе: заданий базового уровня сложности было 7, среднего уровня – 3, повышенного —3. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всей работы в 8 классе составил 13 баллов, в 6 классе – 18 баллов.
Класс |
Предмет |
Учитель |
Кол. уч. |
Вып-ло |
"5"и «4» |
"3" |
"2" |
Усп-ть % |
Кач-во % |
8 |
История |
Химочкина Т.И. |
14 |
12 |
4 |
4 |
4 |
66 |
33 |
6 «А» |
История |
Химочкина Т.И. |
15 |
12 |
7 |
3 |
1 |
92 |
58 |
6 «Б» |
История |
Химочкина Т.И. |
15 |
12 |
2 |
3 |
7 |
42 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Химочкина Т.И. учитель первой квалификационной категории, преподающей историю и обществознание в 5 - 11 классах. Рабочие программы учителя согласованы с заместителем директора по учебно- воспитательной работе лицея, утверждены директором. За учителем закреплен кабинет истории. Требования к оснащенности образовательного процесса по предметам удовлетворены в полном объеме: имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), раздаточные материалы (атласы, литература исторического содержания, пакеты-комплекты документов, тесты, идет накопление видео, медиа, методического материала. Имеется интерактивное оборудование. При наличии настенных стендов обучающимся представляются дополнительные материалы по темам, изучаемым на уроках, информация по краеведению. Кабинет соответствует нормам и требованиям СанПиНа, имеется паспорт. Учебниками, учебными пособиями, по предмету, школьники обеспечены полностью. Посещая уроки истории и обществознания, следует отметить, что методикой преподавания предметов, учитель владеет. Старается продумывать различные формы работы на уроке. Для актуализации прежних знаний готовит интересные задания. При наличии богатой медиатеки по истории и обществознанию, часто использует ее на уроке. Таким образом, процент успеваемости по истории в 8 классе составляет 66%, а качество знаний – 33%. В 6 «А» классе 92% и 58%. В 6 «Б» - 42% и 16% соответственно.
Проведенное тестирование в 8 классе показала, что обучающиеся продемонстрировали низкие результаты, 3 учащихся не достигли базового уровня подготовки по истории в соответствии с требованиями ФГОС. Качество знаний низкое. Оценки за 1 полугодие по данным классных журналов не подтвердились у 7 обучающихся. В 6 «А» классе базовый уровень знаний не достиг 1 ученик. Но в этом классе % качества знаний более 50 %. Оценки не подтвердили только 3 ученика. Совершенно плачевная ситуация в 6 «Б» классе. Из 12 учащихся, выполнявших тесты, получили отметку «2» - 7 человек. И только 3 человека подтвердили свои итоговые оценки. В разрезе каждого задания справились:
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
8 (12 уч.) |
8 |
6 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
7 |
6 |
9 |
5 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
6 «А» (12) |
9 |
9 |
9 |
11 |
8 |
9 |
10 |
10 |
6 |
6 |
8 |
10 |
7 |
9 |
8 |
7 |
3 |
7 |
6 «Б» (12) |
4 |
7 |
8 |
7 |
4 |
3 |
3 |
7 |
6 |
5 |
2 |
7 |
3 |
10 |
3 |
1 |
2 |
4 |
Выводы: таким образом, обучающиеся не знают событий и личностей истории, следовательно, у них не сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Ученики не умеют локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события исторической эпохи, основных ее этапов; соотносить хронологию истории в разные периоды. Это говорит о слабой подготовленности учащихся к урокам.
Предмет: Обществознание в 6 «А», 7 и 8 классах
Дата проведения: 12.01.2023 г. по 15.01.2023 г.
Общая продолжительность выполнения теста – 20 минут.
Мониторинг по обществознанию проходили:
8 класс – 11 учащихся;
7 класс – 23 учащихся;
6 «А» класс – 12 учащихся;
Мониторинг проводился в форме тестирования. В 6 классах тест включал в себя 16 вопросов, в 8 – 13 заданий разных типов, в 7 классе – 10. Заданий базового уровня сложности в 6 классах было 10, среднего уровня – 4, повышенного —2. В 8 классе: заданий базового уровня сложности было 9, среднего уровня – 3, повышенного —1. В 7 классе: базовый уровень – 7, средний – 2, повышенный – 1. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всей работы в 8 классе составил 13 баллов, в 7 классе – 10 баллов, 6 классе –16 баллов.
Класс |
Предмет |
Учитель |
Кол. уч. |
Вып-ло |
"5"и «4» |
"3" |
"2" |
Усп-ть % |
Кач-во % |
8 |
обществознание |
Химочкина Т.И. |
14 |
11 |
7 |
2 |
2 |
85 |
50 |
7 |
обществознание |
Химочкина Т.И. |
24 |
23 |
0 |
5 |
18 |
21 |
0 |
6 «А» |
обществознание |
Химочкина Т.И. |
15 |
12 |
1 |
8 |
3 |
75 |
8 |
Как видно из таблицы качество знаний учащихся 8 класса составляет 50%, 7 класса – 0%, 6 класса всего 8%.
Проведенное тестирование по обществознанию в 6, 7, 8 классах показало низкие результаты. В 8 классе базового уровня подготовки достигли 7 учеников, в 7 классе – 0, а в 6 – только 1 учащийся. Качество знаний низкое, а в 7 классе составляет 0 %, показатели успеваемости составляют всего 21%. Оценки за 1 полугодие по данным классных журналов не подтвердили в 8 классе – 3 обучающихся; в 7 классе все ученики не подтвердили свои отметки, в 6 классе – 11.
В разрезе каждого задания справились:
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
8 (12 уч.) |
0 |
1 |
2 |
8 |
11 |
6 |
9 |
9 |
8 |
7 |
9 |
10 |
9 |
|
|
|
7 (23) |
0 |
4 |
6 |
5 |
12 |
3 |
14 |
13 |
12 |
14 |
|
|
|
|
|
|
6 «А» (12) |
9 |
11 |
5 |
10 |
9 |
10 |
5 |
1 |
9 |
6 |
2 |
6 |
11 |
6 |
5 |
2 |
У обучающихся отсутствуют учебники. В школьной библиотеке их нет.
Анализ показал, что учитель Химочкина Т.И. знает учебный материал, используют в основном фронтальную форму работы, словесный и репродуктивный методы обучения, применяет ИКТ. Она учит учащихся составлять и заполнять таблицы на основе прочитанного ими текста учебника, учитываются индивидуальные способности детей, присутствует дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся. Поурочное планирование на уроке присутствовало.
Тетради по обществознанию учащихся 6, 7 и 8 классов имеются, но не соблюдается единство требований учителя к ведению тетрадей учащимися, сформированность общеучебных умений при ведении тетрадей. Учениками не соблюдается единый орфографический режим (подпись тетрадей, отсутствие даты работы, использование разного цвета пасты, небрежные зачеркивания); в % тетрадях обнаружено построение таблицы без линейки и пастой; допущены грамматические ошибки, исправленные учителем, выставлены отметки за работу.
Записи в классных журналах ведутся аккуратно. Темы занятий по обществознанию в журналах 7 и 8 классе прописаны в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету. Также учитель своевременно вносит в классные журналы темы проведенных уроков, запись о домашнем задании. В то же время деятельность домашнего задания прописана четко.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию было представлено. Во всех документах проставлены даты проведения занятий; количество часов, отведенных на одну тему. Состояние ведения данного вида документации – удовлетворительное.
Анализ тестов по обществознанию, проведенных в 6, 7 и 8 классах, показал, что учащиеся имеют очень слабые знания.
Общие рекомендации учителю:
1.Учителю Химочкиной Т.И. усилить работу по формированию умений и навыков определять исторические термины и давать им исчерпывающие, точные определения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
2. Чаще давать обучающимся письменные задания развернутого характера по локализации во времени хронологические рамки и рубежные события исторической эпохи, основные этапы истории; соотносить хронологию истории в различное время.
3.Учителю стоит обратить внимание на: как организовать контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся, на каких этапах урока, в каких формах и какими методами осуществлять контроль и как организовать регулирование и коррекцию знаний учащихся.
4.Продолжить работу на уроках истории, обществознания и права над развитием самостоятельности учащихся в выполнении заданий;
5. Больше внимания уделять индивидуализации и дифференциации учебной работы в связи с разным уровнем сформированности умений, познавательных возможностей, исторических и обществоведческих знаний.
6. Добиваться от учащихся изучения непосредственных текстов нормативно правовых актов.
7. Тщательно продумывать формы контроля учащихся по закреплению изученного.
8. Скорректировать программу по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, делая упор на работу по приобретению навыков работы с тестовыми заданиями, работу с документами.
9. Усилить внеклассную и внеурочную деятельность по истории и обществознанию с целью повышения учебной мотивации, рейтинга предметов.
Предмет: География
Цель: объективная оценка уровня освоения обучающимися 8 класса предметного содержания курса географии; выявление тех элементов содержания, которые вызывают наибольшие затруднения; установления степени готовности к итоговой аттестации в следующем учебном году
Дата проведения: 12.01.2023 г. по 15.01.2023 г.
Общая продолжительность выполнения теста – 15 минут.
Мониторинг по географии проходили:
8 класс – 12 учащихся;
7 класс – 23 учащихся;
Калюжная Е.А., учитель с СЗД, преподающей географию в 5- 11 классах. Рабочие программы учителя согласованы с заместителем директора по учебно- воспитательной работе лицея, утверждены директором. За учителем закреплен кабинет географии. Требования к оснащенности образовательного процесса по предметам удовлетворительные: имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), раздаточные материалы (атласы, литература географического содержания. Кабинет соответствует нормам и требованиям СанПиНа, имеется паспорт кабинета. Учебниками, учебными пособиями по предмету школьники не обеспечены. Учитель владеет методикой преподавания. Старается продумывать различные формы работы на уроке, но преобладающей является лекционная форма. Календарно-тематическое планирование по географии в наличии. Проставлены даты проведения занятий; количество часов, отведенных на одну тему. Тетради по географии у учащихся имеются, но не соблюдается единство требований учителя к ведению тетрадей учащимися, сформированность общеучебных умений при ведении тетрадей.
Записи в классных журналах ведутся аккуратно. Темы занятий по географии в журналах прописаны в соответствии с календарно-тематическим планированием. Имеются записи домашнего задания.
Мониторинг проводился в форме тестирования. В 7 классе – 15, в 8 классе – 20 заданий. Заданий базового уровня сложности в 7 классе было 10, среднего уровня – 3, повышенного —2. В 8 классе: заданий базового уровня сложности было 14, среднего уровня – 4, повышенного —2. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всей работы в 8 классе составил 20 баллов, в 7 классе – 15 баллов.
Класс |
Предмет |
Учитель |
Кол. уч. |
Вып-ло |
"5"и «4» |
"3" |
"2" |
Усп-ть % |
Кач-во % |
8 |
География |
Калюжная Е.А. |
14 |
12 |
6 |
4 |
2 |
83 |
50 |
7 |
География |
Калюжная Е.А. |
24 |
23 |
2 |
21 |
0 |
100 |
8 |
Процент успеваемости по географии в 8 классе составляет 83%, а качество знаний – 50%. В 7 классе 100% и 8% соответственно.
В разрезе каждого задания справились:
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
8 |
10 |
8 |
2 |
11 |
11 |
3 |
11 |
11 |
11 |
8 |
5 |
10 |
1 |
10 |
10 |
0 |
8 |
10 |
6 |
5 |
7 |
18 |
20 |
18 |
10 |
13 |
9 |
6 |
5 |
7 |
1 |
11 |
8 |
12 |
11 |
8 |
|
|
|
|
|
Выводы: Анализ результатов мониторинга в 8 классе показал, что у обучающихся сформированы умения работы с физическими величинами и определениями; навыки объяснения и анализа физических явлений и процессов на базовом уровне сложности. У ряда детей, не совсем сформированы понятия о природно-ресурсной базе РФ, сухопутных границах России, рельефу территории РФ, экономико-географическом положении районов. У учащихся не достаточно сформировано умение использовать карты атласа, как источник информации, для характеристики природных зон, климата, почв. Самое большое затруднение у учащихся вызвали вопросы о площади России, о климатических явлениях, связанных с антициклональной погодой. Анализ результатов мониторинга позволяет сформулировать некоторые направления дальнейшего совершенствования подготовки учащихся по географии.
Рекомендации:
В дальнейшей работе, для повышения качества знаний по предмету, необходимо:
1. Проводить различного рода тестирования с последующим анализом.
2. Большее внимание уделить таким темам содержания школьных курсов географии, как природные зоны, климат, объекты гидросферы, расчет поясного времени, связь жизни населения с окружающей средой.
3.Повторить материал по географии VI классов, так как задания по темам этих курсов вызвали затруднения.
4. Учить применять знания для объяснения пространственного распространения и сущности географических процессов и явлений.
5. Больше работать с картами атласов.
6. Для учащихся с низкими результатами проводить дополнительные занятия в индивидуальном порядке.
7. Скорректировать программу по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по географии, делая упор на работу по приобретению навыков работы с тестовыми заданиями, работу с документами.
8. Усилить внеклассную и внеурочную деятельность по географии с целью повышения учебной мотивации, рейтинга предметов.
Предмет: Биология
Цель: выявить знания в освоении каждым обучающимся государственного образовательного стандарта по биологии в 5 и 8 классах. Развивать самостоятельность мышления учащихся.
Дата проведения: 12.01.2023 г. по 15.01.2023 г.
Общая продолжительность выполнения теста – 20 минут.
Мониторинг по биологии в 5 классе проходили 13 учащихся., в 8 классе – 9.
Джунгурова З.Ф., учитель с высшей квалификационной категорией, преподающей биологию в 5- 11 классах. Рабочие программы учителя согласованы с заместителем директора по учебно- воспитательной работе лицея, утверждены директором. За учителем закреплен кабинет химии. Требования к оснащенности образовательного процесса по предметам удовлетворительные: имеются демонстрационные пособия (картины, таблицы, муляжи, макеты), различный раздаточный материал. Кабинет соответствует нормам и требованиям СанПиНа, имеется паспорт кабинета. Учебниками, учебными пособиями по предмету школьники 5, 8 классов обеспечены в недостаточном количестве. Учитель владеет методикой преподавания, продумывает различные формы работы на уроке. Календарно-тематическое планирование по биологии в наличии. Проставлены даты проведения занятий; количество часов, отведенных на одну тему. Тетради по биологии у учащихся 5, 8 классов имеются, соблюдается единство требований учителя к ведению тетрадей учащимися, сформированность общеучебных умений при ведении тетрадей.
Записи в классных журналах 5, 8 классов ведутся аккуратно. Темы занятий по биологии в журналах прописаны в соответствии с календарно-тематическим планированием. Имеются записи домашнего задания.
Мониторинг проводился в форме тестирования. Тест в 5 классе состоял из 10 заданий. Заданий базового уровня сложности в было 7, среднего уровня – 2, повышенного —1. В 8 классе: заданий базового уровня сложности было 8, среднего уровня – 1, повышенного —1. Выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всей работы в 5 классе составил 10 баллов, в 8 классе – 10 баллов.
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5 |
13 |
0 |
13 |
12 |
12 |
12 |
11 |
9 |
13 |
13 |
8 |
5 |
9 |
8 |
9 |
4 |
5 |
7 |
3 |
5 |
2 |
Из таблицы видно, что в 5 классе практически все учащиеся с работой справились достаточно хорошо, кроме задания №2. Знание основных органоидов и их выполняемых функций не вызывало затруднений у учеников. Ребята знают органоиды растительной и животной клетки, их функции и значение для организма. Владеют знаниями о тканях, характерных для растительной и животной клетки. Основное затруднение вызвало задание №2 о методе «эксперимента». Учащиеся не знают значение этого слова и не могут применить его. Учащиеся знают органы и органоиды растительной и животной клетки, умеют их сравнивать, знают ткани, с работой хорошо справились почти все учащиеся 5 класса: 8 человек написали работу на оценку – «5», 3 ученика – на «хорошо», двое – на «3».
С работой справились 8 из 9 учащиеся 8 класса: 2 человека написали работу на оценку – «5», 3 ученика – на «хорошо», трое учащихся – на оценку «3».
Класс |
Предмет |
Учитель |
Кол. уч. |
Вып-ло |
"5"и «4» |
"3" |
"2" |
Усп-ть % |
Кач-во % |
5 |
Биология |
Джунгурова З.Ф. |
15 |
13 |
11 |
2 |
0 |
100 |
85 |
8 |
Биология |
Джунгурова З.Ф. |
14 |
9 |
5 |
3 |
1 |
89 |
55 |
Выводы: таким образом, общая картина по биологии в 5 классе большинство учащихся подтвердили свои знания, справились с заданиями хорошо. Результаты проведенного анализа по биологии в 8 классе заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения учащихся 8 класса, необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать.
Рекомендации:
1. Продолжать работу по закреплению, совершенствованию необходимых умений, навыков.
2. Учителю биологии провести тщательный анализ количественных и качественных результатов, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
3. Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий.
4. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
Общий вывод по мониторингу. Из представленных в таблицах и диаграммах данных можно сделать следующие выводы: проведенный мониторинг по предметам в 5 – 8 классах показал крайне низкие результаты по истории в 8 и 6 «Б» классах – 33% и 16% соответственно; по обществознанию – в 6 «А» и 7 классах, где % качества знаний составил 8% и 0% соответственно; по географии – в 7 классе – 8%. Качественная успеваемость является также низким показателем. Кроме этого больше 50% учеников не подтвердили свои отметки по вышеуказанным предметам.
Тем не менее слабые показатели мониторинга можно объяснять потерей наработанных навыков предыдущего учебного года, когда обучение было дистанционным, отсутствием учебников по предметам. Но это не оправдание. Анализ мониторинга показал, что отсутствует положительная динамика освоения образовательного стандарта в по предметам в 6, 7 классах. Это говорит о непрочных знаниях учащихся по предмету, требуется систематическое повторения изученного материала
Рекомендации:
1. Руководителям ШМО проанализировать результаты мониторинга, выявить причины не только низких показателей, но и не соответствие с оценками, разработать план по повышению качества успеваемости.
2. На заседаниях ШМО разобрать причины низкой успеваемости и низкого качества знаний учащихся и провести мероприятия по ликвидации пробелов знаний: дополнительные занятия, проведение тестирования и др.
3. Администрации лицея провести повторные мониторинги успеваемости и качества знаний и проследить результаты по вышеуказанным предметам. Сделать своевременные анализы, чтобы учащиеся показывали хорошие знания.
4. Учителям-предметникам по истории и обществознанию, географии разработать систему работы по повторению пройденного материала на уроках, включив в содержание уроков задания, вызвавшие затруднения у учащихся, активизировать работу по обобщению изученного материала, уделять особое внимание слабоуспевающим учащимся.
5. Учителям-предметникам использовать в работе педагогические технологии на основе индивидуализации с учётом особенности образовательных потребностях конкретного обучающегося, вести внутренний мониторинг освоения и достижения образовательных результатов каждого обучающегося.
6. Всем учителям необходимо учить: выделять главное и существенное в информации, заложенной в учебных текстах; давать домашние задания по поиску информации; организовывать работу на уроках с хрестоматиями, атласами, справочниками, используя при этом алгоритмы поиска и преобразования информации; систематически использовать задания на постановку вопросов к тексту, рисунку, иллюстрации, схеме; заданиям на составление таблиц, планов, схем; для учащихся с низкими результатами проводить дополнительные занятия в индивидуальном порядке; усилить внеклассную и внеурочную деятельность по предметам с целью повышения учебной мотивации, рейтинга предметов.
7. Учителям необходимо увеличить объем упражнений на отработку изученного материала, систематически повторять ранее изученный материал.
8. Повысить ответственность каждого учителя в результате работы по овладению учащимися основными знаниями, умениями и навыками, определяемыми программами и образовательными стандартами по предметам.
Исполнитель: зам.дир. по НМР Белоконь И.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.