Аналитическая справка по мониторингу готовности образовательных организаций к введению ФГОС ООО
На основании методического послания Главного управления образования Курганской области на 2014 год, Приказов Главного управления образования Курганской области № 1256 от 20.06.2013 года, № 1894 от 15.10.2013 года «О присвоении статуса «Региональный сетевой инновационный проект» утвержден список образовательных организаций реализующих ФГОС ООО с 2013 года.
ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», в рамках реализации областного сетевого инновационного проекта «Апробация ФГОС ООО», был проведён мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС ООО.
Цель мониторинга:
Оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, участвующих в областном сетевом инновационном проекте «Апробация ФГОС ООО» Курганской области в рамках подготовки к введению ФГОС ООО.
Задачи:
1. Получение объективной информации о степени готовности общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации областного сетевого инновационного проекта «Апробация ФГОС ООО» к введению ФГОС ООО.
2. Содействие образовательным учреждениям, участвующим в реализации областного сетевого инновационного проекта, в подготовке к введению ФГОС ООО.
3. Создание информационного банка данных о готовности ОУ Курганской области, участвующих в областном сетевом инновационном проекте «Апробация ФГОС ООО» к введению ФГОС ООО.
Уровень готовности общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации областного сетевого инновационного проекта «Апробация ФГОС ООО» к введению ФГОС ООО проводился на основе самооценки ОУ.
В качестве критериев готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО были выделены условия реализации основной образовательной программы основного общего образования, среди которых: нормативное, программное, кадровое, психолого-педагогическое, финансовое, материальнотехническое обеспечение введения ФГОС ООО.
Отбор показателей по каждому критерию проведён в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО к каждой группе условий.
Для каждого из выделенных критериев были определены показатели готовности
(всего 112 показателей)
Оценка готовности осуществлялась на основе следующих нормативов:
«0» баллов- показатель полностью отсутствует;
«0,5» баллов - показатель присутствует частично; «1» балл - показатель полностью реализован.
В мониторинге приняло участие 28 образовательных учреждений Курганской области. На основе анализа результатов самооценки ОУ были сделаны следующие выводы: высокий уровень готовности имеют 2 образовательных учреждения; средний уровень готовности - 20 образовательных учреждений; низкий уровень готовности -6 школ.
1. Диаграмма готовности образовательных организаций к введению ФГОС
Анализ полученных данных по выделенным критериям позволяет констатировать следующее:
В целом сформированность нормативно-правовой базы введения ФГОС в образовательных учреждениях составляет - 69%.
В 31 % ОУ данная работа не завершена.
Уровень готовности образовательных организаций по критерию «Нормативное обеспечение введения ФГОС ООО» представлен на диаграмме 2.
2. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию
Результаты мониторинга показали, что в образовательных учреждениях области
- разработаны планы - графики перехода ОУ на ФГОС ООО
- внесены изменения в должностные инструкции учителя, зам.директора по УВР, курирующего введение ФГОС ООО.
Однако, как показывает мониторинг, на сегодняшний день не все общеобразовательные учреждения полностью соответствуют критериям готовности ОУ к введению ФГОС в части нормативно-правового обеспечения:
- не сформирован пакет нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС ООО на региональном уровне
- требуется внесение изменений и дополнений в Уставы с учетом требований ФГОС ООО;
- недостаточно проведена работа по привлечению родителей и общественности к разработке ООП.
Уровень готовности образовательных организаций по критерию «Программное обеспечение введения ФГОС ООО» в целом составляет -64%.
3. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию
Образовательными учреждениями начата работа по разработке ООП ООО.
Наиболее полно разработан целевой раздел основной образовательной программы – 73%.
Разработана программа развития УУД на ступени основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, читательской компетентности- 76%.
Разработаны программы отдельных учебных предметов, реализующихся в 5 классах, существует затруднение в составлении программ по Основам духовнонравственной культуры народов России - 53%.
Наиболее полно разработана инвариантная часть Программы воспитания и социализации обучающихся на основной ступени основного общего образования, в целом - 78%.
Подпрограммы инвариантной части:
- «Профориентационная работа» -78%
- «Работа с семьёй» -80%
- «Проектная деятельность» -78%
- «Воспитание социально активной личности» - 76% Разработка направлений вариативной части:
- Подпрограмма «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» -60%
- Подпрограмма «Воспитание социальной ответственности и компетентности» -48% - Подпрограмма «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания» -46%
- Подпрограмма «Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» -57%
-Подпрограмма «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии» -50% -Подпрограмма «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
основ эстетической культуры» (эстетическое воспитание) -46%
-Требует внимания разработка программы коррекционной работы – 26 %
Уровень готовности образовательных организаций по критерию «Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО» представлен в диаграмме 4.
4. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию «Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО»
В условиях реализации ФГОС ООО обязательным для каждого образовательного учреждения является выполнение требований, предъявляемых государством к педагогическим работникам при введении ФГОС ООО.
Уровень квалификации педагогических работников учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должен соответствовать квалификационным характеристикам и квалификационной категории по соответствующей должности, и требованию прохождения обязательной курсовой подготовки в объёме не менее 108 часов.
Результаты мониторинга показали, что в ОУ ведётся работа по кадровому обеспечению введения ФГОС ООО, так
- укомплектованность штата педагогическими работниками в 5 классах составляет
98%, - наличие плана-графика повышения квалификации педагогов на 2013-2015 гг.-94%. Одним из основных недостатков является то, что количество часов повышения квалификации педагогов и представителей администрации не соответствует заявленному объему в 108 часов в 79 % образовательных организаций. Уровень квалификации педагогов реализующих ФГОС ООО составляет: - высшая категория – 19%, - первая категория – 39% .
Уровень готовности ОУ по данному критерию, в общем, составляет – 44%.
По результатам анализа психолого-педагогических условий реализации ООП ООО в ОУ можно сделать вывод, что в этом направлении ведётся планомерная работа.
Уровень готовности ОУ по критерию «Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО» в общем составляет – 77%
5. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию
Разработан план методической работы - 91% ОУ
Уровень сформированности базовых компетенций у педагогов по результатам мониторинга составляет:
- Личностные качества педагогов – 85%
- Постановка целей и задач педагогической деятельности – 86%
- Мотивация учебной деятельности- 78%
- Информационная компетентность- 83%
-Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений -78%
- Компетенции в организации учебной деятельности- 79% - ИКТ-компетентность педагогов- 49% Низкий уровень сформированности:
- Организация обучения с использованием ИКТ - средств (интерактивная доска, документ-камера, система голосования, цифровой микроскоп, ЦОР и т.д.) – 41% - Организации оперативного информирования и взаимодействия с родителями через Интернет -35%.
Результаты мониторинга показали, что финансовое обеспечение реализации ООП ООО составляет 90%:
- определено соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда в 94 % ОУ;
- определено соотношение фонда оплаты труда педагогического, административноуправленческого и учебно-вспомогательного персонала в 91% ОУ;
- определено соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда в 80% ОУ;
- определен порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами, в 92% ОУ.
Уровень готовности ОУ по критерию «Материально-технические условия реализации ООП ООО» представлен в диаграмме 6.
6. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию
-обеспеченность учебниками и учебными пособиями для 5 класса в соответствии с
ФГОС ООО - 83% образовательных учреждений;
- обеспеченность учебными программами в соответствии с ФГОС ООО – 64%;
- обеспеченность авторскими программами по внеурочной деятельности – 51%;
Все образовательные учреждения оснащены помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи. - 73% ОУ - имеют помещения для медицинского персонала,
- спортивные комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки оборудованы у 61% образовательных учреждений;
- информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой имеются в 53% ОУ.
Результаты мониторинга обозначили проблемы по созданию условий.
- учебные кабинеты, оборудованные автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников -35%
- помещениям для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством -37%,
- помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством -37%
- оборудованы лингафонные кабинеты - 14%
- Оснащение учебных кабинетов в соответствие с перечнем составляет в среднем 56%.
Проанализированы показатели по критерию «Информационно-методические условия реализации ООП ООО» данные представлены в диаграмме 7.
7. Диаграмма готовности образовательных организаций по критерию
Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП ООО используются информационные ресурсы общеобразовательных учреждений (сайт, Интернет-страничка и т.д.).
- Наличие в Публичном докладе раздела, содержащего информацию о ходе подготовки к введению ФГОС ООО, зафиксировано только у 53% ОУ.
В ходе мониторинга готовности образовательных учреждений Курганской области к введению ФГОС ООО, который носил диагностический характер, были получены данные, позволяющие определить уровень готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ООО в целом, как средний (67%).
Кол-во Кол-во Норма Прог Кадр Психоло Финан Материаль Информаци Уров обучаю учител тивное рамм овое го- совое но- онно- ень щихся в ей в 5 обеспе ное обес педагог обеспе технически методическ гото 5 класса чение обес пече ические чение е условия ие условия внос классах х пече ние условия ти
ние
«Альменевская СОШ» 42 12
89% 83% 68% 89% 75% 47% 50% 72% «Белозерская СОШ» 48
13 78% 72% 43% 96% 100% 65% 100% 79% «Варгашинская
№1» 29 10 50% 69% 62% 75% 75% 65% 100% 71%
«Далматовская СОШ №2» 50 14
78% 72% 43% 89% 100% 54% 100% 77%
«Звериноголовская СОШ» 21 10
92% 57% 43% 83% 100% 77% 50% 72%
«Каргапольская СОШ №4» 91 17
71% 81% 43% 76% 100% 75% 66% 73% «Ильинская СОШ» 19 11
Катайский район 82% 71% 56% 73% 75% 59% 83% 61%
«Барабинская СОШ» 15 11 63%
Кетовский район 50% 59% 43% 60% 100% 45% 83%
«Пименовская СОШ» 16 15 60%
Кетовский район 71% 40% 56% 60% 75% 36% 83%
«Куртамышская СОШ № 75 12 90%
1». 100% 96% 75% 80% 100% 81% 100%
«Лебяжьевская СОШ» 21 15
57% 46% 25% 62% 100% 61% 33% 55% «Макушинская СОШ №1» 65 16 82% 69% 43% 51% 100% 38% 66% 64%
«Введенская ООШ» 3 9 75%
Мишкинский район 75% 95% 43% 87% 100% 23% 100%
«Восходская СОШ» 11 10 78%
Мишкинский район 85% 100% 37% 83% 100% 40% 100%
«Мокроусовская СОШ № 25 10 70%
2» 71% 77% 56% 80% 100% 38% 66%
8
Сводная ведомость мониторинга готовности к введению
ФГОС ООО
Условные обозначения:
Высокий
уровень: - 80% и выше Средний уровень: - 60-79%
Низкий уровень: - ниже 60%
![]() |
9
Выстроенный рейтинг готовности муниципальных территорий Курганской области к введению ФГОС ООО содержит обобщённую информацию. В то время как готовность каждого образовательного учреждения необходимо анализировать внутри муниципалитета. Преобладание низкого уровня готовности ОУ к введению ФГОС ООО предполагает целенаправленную, системную деятельность муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб по обеспечению содействия в создании необходимого для реализации ФГОС ООО комплекса условий.
Рекомендации:
1. Проанализировать отсутствующие показатели готовности ОУ к введению ФГОС ООО и спланировать целенаправленную работу по их выполнению.
2. Разработать на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, основную образовательную программу основного общего образования образовательного учреждения.
3. Разработать и утвердить план-график (сетевой график, дорожную карту) введения ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении.
4. Создать (скорректировать) план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС.
5. Разработать (скорректировать) план научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС основного общего образования.
10
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.