Аналитическая справка по результатам диагностики
адаптации учащихся 1 классов к новым условиям систематического обучения.
20___ -20_____ учебный год.
Цель организация работы по изучению адаптации учащихся 1-х классов к новым условиям систематического обучения.
В соответствии с планом внутри-школьного контроля учебно -воспитательного процесса осуществляется контроль процесса адаптации учащихся 1-х классов.
Объект контроля учащиеся 1-х классов
Формы и методы работы – наблюдение , анкетирование, беседы, проективные методики
Начало обучения в
школе –
один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей в
социально-психологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые
контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все
подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде
всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач,
не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации
интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной
неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни
ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте
шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день,
не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это
довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем
организма и длится от нескольких недель до года. Сложность приспособления
организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую
"платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка
к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
1.Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики « Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников (авторы Л.Ф. Тихомирова и А.В. Басов)»
Цели исследования:
- выявить уровень интеллектуального развития младшего школьника.
Уровни интеллектуального развития 1 «А» класса
В исследовании принимали участие 17 обучающихся
(отсутствовала Хаддад Гхена)
В диаграмме видно, что дети, находившиеся на высоком уровне интеллектуального развития, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на уровне ниже среднего, повысили результаты, и перешли на средний уровень интеллектуального развитии. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень интеллектуального развития некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.
На конец года в группу детей с низким уровнем интеллектуального развития попали- Тумгоева Хади, Муталиев Микаил, Кириллов Данил, Осин Ярослав)
Уровни интеллектуального развития 1 «Б» класса
В диаграмме видно, что на конец учебного года у учащихся повысился уровень интеллектуального развития. Однако произошло усложнение и возрастание объёма преподаваемого материала, что привело к снижению работоспособности у обучающихся с уровнем интеллектуального развития ниже среднего. И в ходе диагностики они показали более низкие результаты. (Торшхоева Милана, Соколова Анна)
Высокий уровень интеллектуальной зрелости проявляется у детей в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.
Рекомендации
В работе с первоклассниками, показавшими низкий уровень выполнения методики, необходимо учитывать возможность проявления у них игрового отношения к учебным заданиям. С такими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры). Попытки жѐсткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьѐзным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы
2.Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики
Анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
Цель: Выявить уровень мотивации у детей
ЖЕЛАНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ УЧИТЬСЯ И ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ
Наличие положительной мотивации –один из важнейших факторов будущей
школьной успешности.
Уровни школьной мотивации 1 «А» класса
Уровни школьной мотивации 1 «Б» класса
Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса
обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения.
Низкая мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению.
Проявление низкой мотивации в любом случае скажется в снижении активности на уроке и в целом в учебной деятельности.
Причины низкой мотивации:
-сниженная потребность познавательных мотивов;
-мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать», «у меня не получится», «я не умею»);
-завышенные ожидания семьи к успехам ребѐнка;
-недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка).
Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребѐнок не понимает, что именно он делает не так. В таком случае у ребѐнка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится учителю, что он неудачник.
Рекомендации.
Оценивание деятельности ребѐнка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребѐнка советы, как
улучшить результат
3. Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики «Что мне нравиться в школе?» 1 «А» класса (17 человек, отсутствовала Хаддад Гхена)
ЦЕЛЬ: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Диаграмма «Динамика мотивов адаптации 1 «А» класса»
Ситуация не учебного характера у Осина Ярослава
Диаграмма «Динамика мотивов адаптации 1 «Б» класса»
Ситуация не учебного характера у Чудова Богдана, Золотарёва Ярослава, Лощаковой Василисы, Торшхоевой Миланы.
Таким детям свойственно положительное отношение к школе, но большей направленность на внешние школьные атрибуты.
Диаграмма «Результаты 1А и 1 Б класса»
Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы у 85,3 % обучающихся преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных, учебных мотивов. У 14,7 % обучающихся ситуация не учебного характера.
4. Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики «Кактус»
Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.
1 «А» класса (14человек, отсутствовали Хаддад Гхена, Муцольгов Ибрагим, Муцольгов Мустафа, Китцану Филипп)
Диаграмма «Динамика тревожности первого и второго и третьего периода адаптации»
1 «Б» класса (15 человек, отсутствовали Чудов Богдан, Козлова Вероника)
Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, даѐт возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение
других людей.
Избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным.
Если ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка, непонимание важности учебы, игнорирование обратной связи в социальных контактах, отражающееся в коммуникативных проблемах.
5. Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова, 1994)
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
1 «А» класса (17 человек отсутствовала Хаддад Гхена)
1 «Б» класса (17 человек )
Обучающимся с высоким уровнем и выше среднего ориентируются на заданную систему требований, могут сознательно контролировать свои действия. Высокие показатели объема и концентрации внимания. Осознают правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля и уровня оценки
Обучающимся с средним уровнем и ниже среднего ориентируются на систему требований недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. Средние показатели объема и концентрации внимания. Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
Дети с низким уровнем регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым. Низкий уровень развития произвольного внимания. Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
1 «Б» - Борисов Максим,Гагиев Джабраил, Демитрова Анисья, Торшхоева Милана
Рекомендации: коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля, включить в урок упражнения, развивающие внимание.
6. Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики
- «Кактус»,
Цель: выявить уровень самооценки у ребёнка.
- Социометрия
Цель: выявить соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии.
1 «А» класс
|
Самооценка |
Социометрия |
1. Булгачёв Аслан |
низкая |
предпочитаемый |
2. Гулемина Дарина |
средняя |
непринятая |
3. Кириллов Данил |
низкая |
отвергнутый |
4. Кицану Филипп |
|
предпочитаемый |
5. Лялин Сергей |
высокая |
предпочитаемый |
6. Муталиев Микаил |
средняя |
принятый |
7. Муцольгов Ибрагим |
|
отвергнутый |
8. Муцольгов Мустафа |
|
отвергнутый |
9. Носихин Андрей |
низкая |
принятый |
10. Пьянзина Ульяна |
средняя |
непринятая |
11. Осин Ярослав |
низкая |
отвергнутый |
12. Сизов Игорь |
средняя |
лидер |
13. Сизова Василиса |
средняя |
предпочитаемая |
14. Савинов Кирилл |
средняя |
предпочитаемый |
15. Скокова Вероника |
высокая |
принятая |
16. Талеева Анастасия |
высокая |
принятая |
17. Тумгоева Хади |
низкая |
непринятая |
18. Хаддад Гхена
|
|
отвергнутая |
В целом классный коллектив уже почти сформирован, появились мини группировки и выявился лидер.
1 «Б» класс
|
Самооценка |
Социометрия |
1. Безруков Никита |
высокая |
принятый |
2. Борисов Максим |
средняя |
непринятый |
3. Гагиев Джабраил |
высокая |
предпочитаемый |
4. Девяткин Глеб |
высокая |
лидер |
5. Дзгоева Александра |
средняя |
предпочитаемый |
6. Дмитрова Анисья |
высокая |
отвергнутая |
7. Золотарёв Ярослав |
средняя |
принятый |
8. Кодзоев Магомед – Тагир |
высокая |
предпочитаемый |
9. Козлова Вероника |
- |
непринятая |
10. Коптяков Иван |
высокая |
непринятый |
11. Лощакова Василиса |
низкая |
непринятая |
12. Пугоев Ислам |
средняя |
принятый |
13. Соколова Анна
|
средняя |
предпочитаемый |
14. Торшхоева Милана |
- |
отвергнутая |
15. Хамдуш Лара |
средняя |
предпочитаемый |
16. Чудов Богдан |
- |
непринятый |
17. Савельев Артём |
средняя |
|
В целом классный коллектив уже почти сформирован, появились мини группировки и выявился лидер.
Выводы: По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о достаточной адаптированности учащихся первых классов к обучению в школе. У большинства детей преобладает хорошая школьная мотивация. Эмоциональное состояние подавляющего числа детей находится в норме. На основании проведенного исследования выделена группа педагогического риска :- Осин Ярослав, Тумгоева Хади, Гулёмина Дарина, Торшхоева Милана.
В целом обучающиеся показали хорошие результаты, позволяющие прогнозировать успешное овладение ими учебной программы.
Рекомендации:
Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
· обеспечить своевременную смену видов деятельности;
· не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
· отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.