Аналитическая справка по результатам диагностики готовности к школьному обучению воспитанников 6-7 лет
Диагностика готовности к школьному обучению проводилась по методикам Н.И. Гуткиной с марта по апрель 2017г.
Цель: определение уровня готовности детей к обучению в школе.
В обследовании приняли участие воспитанники четырех групп старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в составе – 116 человек (92%). 10 детей не было обследовано, из них 7 – находятся в отпуске, 3 – находятся на больничном. Обследование детей проводилось в кабинете педагога – психолога индивидуально. Предварительно для каждого ребенка был подготовлен буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования. Результаты обследования по определению психологической готовности к школьному обучению занесены в карты индивидуального развития ребенка (КИР).
Диагностическая программа Н.И. Гуткиной по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению состоит из оригинальных авторских методик, позволяющих определить степень готовности ребенка к школьному обучению.
Детям предлагались следующие типы заданий:
I. Исследование мотивационной сферы.
1. Методика «Сказка». Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере.
2. Методика «Внутренняя позиция школьника». Цель: выявление внутренней позиции школьника.
II. Исследование произвольной сферы
1. Методика «Домик». Цель: выявление умения воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
2. Методика «Да и нет». Цель: исследование умения действовать по правилу.
III. Исследование интеллектуальной и речевой сферы
1. Методика «Последовательность событий». Цель: исследование развития процесса обобщения и способности устанавливать причинно-следственные связи, выявление уровня речевого развития.
2. Методика «Звуковые прятки». Цель: проверка фонематического слуха.
Также дополнительно были проведены методики:
- «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Цель: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
- «Образец и правило» А.Л. Венгер. Цель: выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов.
Обработка и анализ результатов:
Методика «Домик». Обработка детского рисунка проводилась путем анализа ошибок, за которые присваивались баллы:
Высокий уровень – 1 - 2 балла
Средний уровень – 3 - 6 баллов
Низкий – 7 и выше
Методика «Звуковые прятки».
Высокий уровень – 1 - 2 ошибки
Средний уровень – 3 - 6 ошибок
Низкий – от 7 и более ошибок
Методика «Последовательность событий». Задание состоит из двух частей: выкладывание последовательности картинок и составление устного рассказа о нарисованном событии.
Высокий уровень – смог установить последовательность событий, составил рассказ
Средний уровень – установил последовательность событий, рассказ составил после наводящих вопросов
Низкий – последовательность выбрана неправильно, рассказ отсутствует или просто перечисляются отдельные предметы на картинках.
Методика «Графический диктант».
Высокий уровень – 11 - 16 баллов
Средний уровень – 6 - 10 баллов
Низкий – 5 и ниже
Методика «Образец и правило».
Высокий уровень – 10 - 12 баллов
Средний уровень – 7 - 9 баллов
Низкий – 6 и ниже
Исходя из анализа результатов диагностики. Были получены следующие данные:
1. Методика «Сказка».
Доминирующий мотив |
Количество детей |
Процент |
Познавательный мотив |
108 |
93% |
Игровой мотив |
8 |
7% |
Вывод: таким образом можно говорить о том, что у большинства детей (93%) преобладает познавательный мотив в мотивационной сфере. У 8 воспитанников (7%) доминирует игровой мотив, свидетельствующий о слабой мотивации к учебной деятельности.
2. Методика «Внутренняя позиция школьника».
Сформированность внутренней позиции |
Количество детей |
Процент |
Сформирована |
4 |
3% |
В стадии формирования |
92 |
79% |
Не сформирована |
20 |
18% |
3. Методика «Домик».
Умение воспроизводить зрительно воспринимаемый образец |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
79 |
68% |
Средний уровень |
32 |
28% |
Низкий уровень |
5 |
4% |
4. Методика «Да и нет».
Сформированность умения действовать по правилу |
Количество детей |
Процент |
Сформировано |
108 |
93% |
Не сформировано |
8 |
7% |
5. Методика «Последовательность событий».
Уровень развития процесса обобщения и способности устанавливать причинно-следственные связи |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
78 |
67% |
Средний уровень |
13 |
11% |
Низкий уровень |
25 |
22% |
Вывод: исходя из анализа результатов, можно говорить о том, что большинство детей устанавливают правильную последовательность картинок, что свидетельствует о наличии понимания общего смысла нарисованного сюжета, однако затруднения вызывает составление устного рассказа. Не хватает конкретных знаний и словарного запаса для объяснения сюжета, происходящего на картинках.
6. Методика «Звуковые прятки».
Уровень развития фонематического слуха |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
89 |
77% |
Средний уровень |
23 |
20% |
Низкий уровень |
4 |
3% |
7. Методика «Графический диктант».
Уровень развития умения действовать по правилу |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
74 |
64% |
Средний уровень |
35 |
30% |
Низкий уровень |
7 |
6% |
8. Методика «Образец и правило».
Уровень умения руководствоваться системой условий задачи |
Количество детей |
Процент |
Высокий уровень |
29 |
25% |
Средний уровень |
49 |
42% |
Низкий уровень |
38 |
33% |
Вывод: исходя из анализа результатов, можно говорить о том, что у многих дети (33%) не сформировано умение руководствоваться системой условий задачи, низкая организация действий.
По результатам проведенного обследования можно сделать следующий вывод: 95 % воспитанников старшего дошкольного возраста 6-7 лет имеют высокий и средний показатель. Т.е. дети имеют необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 5% детей испытывают трудности при выполнении заданий, требующих концентрации внимания, умения работать продолжительное время (воспроизведение самостоятельно образца), отмечается недостаточность слухового внимания, памяти, что свидетельствует о недостаточном уровне развития эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников. Необходима коррекционно-развивающая работа для улучшения результатов готовности к школе по всем параметрам.
Справку составила педагог – психолог Волкова Е.А. __________
Результаты диагностики готовности воспитанников 6 – 7 лет к освоению программ начального общего образования
Сравнительные показатели результатов диагностики готовности воспитанников 6 – 7 лет к освоению программ начального общего образования в начале и конце учебного года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.