Аналитическая справка
«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры.
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация – одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
1) стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
2) овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.
3) социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Социально адаптивный ребенок:
- проявляет желание и стремление включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона,
-способен к самореализации, находит возможности для совместной общественно полезной деятельности;
- испытывает потребность в познании и самопознании;
- стремится к красоте и поиску смысла жизни,
- способен на милосердие, доброту, сострадание,
- трудолюбивый, знающий народные обычаи; владеющий хорошими манерами; ведущий здоровый образ жизни.
Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому передо мной, как педагогом, стоит задача обеспечения педагогической поддержки школьников в вопросах социализации и нравственного самоопределения.
Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников.
2.Развивать общественную активность учащихся, ученическое самоуправление как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.
4.Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.
5.Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;
6.Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.
Работа классного руководителя интересная, но, в то же время, сложная. Эта сложность связана с тем, что мои классы неоднородны по социальному составу: дети из многодетных семей, неполных, опекаемые, малообеспеченные. В классе учатся дети с разным уровнем интеллекта.
Составляя план воспитательной работы, ставлю задачу создать такие условия, чтобы мои учащиеся любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах класса и школы.
Основные направления в воспитательной работе:
1) Гражданско-патриотическое воспитание.
Цель: формирование нравственной ценности и нравственного качества, которое выражает чувство уважения и любви к родной стране, ее истории и культурным ценностям и которое характеризует качества личности, готовой служить на благо Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь младший школьный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
С первых дней направляю воспитанников на познание элементарных знаний и умений, которые необходимы для воспитания гражданина и патриота, используя в работе беседы: «Край родной навек любимый!», «Мама – это солнце земное», «Моя страна – моё богатство», игра – «Атрибуты государства», ролевая игра «Имею право», игра-викторина «Нормы поведения»
Патриотическое воспитание осуществляется путём показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примеров для подражания.
Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Раскрывая бессмертные подвиги соотечественников необходимо, чтобы воспитанники понимали, почему люди жертвовали своими жизнями ради других.
В рамках месячника патриотического воспитания «Поклонимся великим тем годам» проводятся мероприятия, посвященные знаменательной дате – Дню Победы в Великой Отечественной войне.
На уроках мужества «Маленькие герои большой войны», «90 дней до Победы», «Защитники страны» учащиеся узнают о героическом жизненном пути абдулинцев.
Для воспитания уважения к родной стране знакомлю детей с государственной символикой, историей государства.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
2)Духовно-нравственное воспитание.
Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Это одно из важнейших направлений воспитательной работы учителя, задачи которого - формировать у учащихся представление о морали, об основных понятиях этики: добро и зло, истина и ложь, справедливость, милосердие, достоинство, уважение личности.
С первых дней создания нового коллектива сразу выделилась группа детей, которые стремятся быть первыми во всём, серьёзно относятся к учебным обязанностям, организованны. Они стали и первыми членами волонтерского отряда младшеклассников «Юные волонтеры».
Для того, чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:
- доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);
- понимание учащимися значимости и сути работы;
- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах деятельности);
- перспектива (например, возможность с 14 лет стать настоящим волонтером, иметь «Личную карточку волонтера»);
- поощрения.
Направления волонтерского отряда «Юный волонтер»
- экологическая защита;
- интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
- спортивная подготовка (совместные спортивные мероприятия с воспитанниками д/с№4);
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей);
- трудовая помощь (помощь пожилым людям)
Продумали и организовали шефство в классе. Это первый шаг к взрослой жизни: сильные учащиеся помогают слабоуспевающим детям. Обучающиеся очень гордятся своей ролью помощника, относятся к этому делу ответственно. Свои воспитательные функции выполняют просто и естественно, быстро находят контакт.
Считаю, что волонтёрство и шефство необходимо для передачи социального опыта. Со временем в детском коллективе произошли заметные изменения: уже не только активная, но и пассивная часть учащихся включались в воспитательную работу, считая её таким же обязательным занятием, как и учёба.
Волонтеры класса принимают самое активное участие в городских акциях, посвященных проблемам местного социума:
· «Сдай книгу - спаси дерево»- помощь школьным библиотекам.
· «Помоги собраться в школу», «Помоги ребенку» - дети вместе со своими родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь в помощь малоимущим семьям.
· «Сад Победы» - высадка саженцев в школьном саду, во дворе дома.
· Ежегодно к празднику Защитников Отечества в классе проводится конкурс стихов, песен, рисунков: приглашаем военнослужащих, которые рассказывают о своей службе.
· Благотворительная акция ко Дню пожилого человека - поздравительная открытка ветеранам школы, бабушкам и дедушкам своей семьи.
Взаимодействуя с педагогами дополнительного образования, создаю условия для развития творчества, общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. Совместно с педагогами дополнительного образования, библиотекарями города прописываем сценарии праздников, конкурсных программ, с которыми мы выступаем на школьных мероприятиях.
3)Экологическое воспитание
Цель: развитие у учащихся младших классов чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе.
Большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Важным приёмом формирования таких знаний на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.
Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе.
Результатом деятельности являются: экологические проекты, книжки-раскладушки, фотоальбомы, участие в ученических конференциях, участие в акциях, фотоотчёты, выставки, экологические газеты, презентации, доклады, сообщения, сочинения, книжки – малышки и т. д.
4) Формирование коммуникативной культуры
Цель: формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Одной из важных задач при формировании коммуникативных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
В системе использую наиболее эффективные формы:
1. Проведение групповых занятий по развитию навыков общения.
2. Коллективная проектная деятельность.
3. Организация игрового взаимодействия на переменах и динамических паузах: игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.
Ребята дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов: «Правила поведения в школе», «Мой класс», «Дружные ребята», «Что такое дружба?».
5) Воспитание семейных ценностей
Цель:создание условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Традиционными являются тематические классные часы, спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные экскурсии, праздничные программы, семейные праздники, встречи с интересными людьми, акции ко Дню пожилых людей, «Бессмертный полк».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка и взрослых сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Даже семьи, в которых не существовала традиция передачи из поколения в поколение какого-то ценного предмета, задумались над этим вопросом
6) Правовое воспитание и культура безопасности
Цель: создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.
Виды работ:
- ознакомление с правами и обязанностями ребёнка;
- формирование толерантного отношения к окружающим;
- формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, умения находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций
Работу с учащимися провожу, используя три формы деятельности:
- опрос детей на тему «Права детей» (для выяснения уровня знаний);
- беседу «Как ты поступишь?» (для определения нравственных ценностей, которые ребята считают для себя значимыми);
- игру «Хорошие и плохие поступки» (для определения поведенческих реакций детей на основе имеющихся у них правовых знаний и нравственных убеждений).
В начале и в конце четверти провожу первичную и итоговую диагностики (анкетирование) по всем трем формам (опрос, беседа, игра).
В работе использую адаптированные методики, предложенные Г.С. Поддубской.
7) Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся, творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом и к искусству театра в частности.
Младший школьный возраст деятельный, младший школьник активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности.
Наш класс имеет театральную направленность. Мы принимаем участие в конкурсах чтецов и песен. Еще в нашем классе есть традиция – ставить мини - спектакли. На уроках литературного чтения часто перевоплощаемся в героев прочитанных произведений.
Мероприятия:
ü посещение музеев;
ü участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне городского округа;
ü организация выставок рисунков и поделок учащихся к мероприятиям «Внимание, дети!», фотовыставка «Милая мама моя», «Открытка для мамы и бабушки», конкурс рисунков и поделок «Новогодняя игрушка», «Спасибо за Победу!»;
ü проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
ü участие в акциях «Давайте делать добрые дела», посвящается Международному дню пожилых людей,
ü участие в акции «Чистый город, чистая школа»;
ü участие в ярмарках «Осенняя ярмарка» и «Сладкая ярмарка»;
ü участие в празднике ко Дню матери;
ü участие в празднике «Золотая Осень!»
ü участие в Открытом Всероссийском онлайн-фестивале «Спасибо за Победу!» Г. Роман награжден памятным дипломом.
8) Социокультурное и медиакультурное воспитание
Цель: формирование у учащихся гражданских качеств, современных знаний и умений, помогающих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей
Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.
Классные часы, беседы, родительские собрания о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» - на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве.
9) Здоровьесберегающее воспитание
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья обучающихся, для формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережно расходовать.
Спортивно-оздоровительное направление работы представлено через:
· участие в соревнованиях различного уровня (школьного, городского);
· работу школьных спортивной секции «Олимпиец»;
· организацию горячего питания;
· важности правильного питания для развития человека - ведение тетради «Правильное питание»;
· проведение мероприятий, направленных на формирование развитие и совершенствование навыков здорового образа жизни- «День Здоровья», динамические паузы и физминутки;
· информирование о туберкулезе, педикулезе, ОРВИ и др. заболеваниях;
· обретения знаний об изменениях в организме и умения заботиться о себе «Уроки Стобеда», профилактические беседы со школьной медсестрой;
· организацию и участие в конкурсах, викторинах, выпуске стенгазет «Спорт - против наркотиков»;
· ученики класса принимают участие в акции «Я — пешеход»: организуются встречи с инспекторами ГИБДД, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, велосипедистам, пассажирам.
· организацию работы школьного детского оздоровительного лагеря «Дружба» в каникулярное время.
10) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: Воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом, вовлечение детей в разнообразные организованные виды общественно-полезного труда.
Особое место в плане формирования трудовой активности занимают уроки технологии и изобразительного искусства. Обучающие знакомятся с различными профессиями, приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, учатся творчески применять знания. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность.
В качестве полезных подвижных занятий, приучающих к труду, выступают субботники, уборки территорий, дежурство по школе и в классе.
Ученики моего класса с удовольствием помогают старшим школьникам дежурить по школе, наводят порядок в своей классной комнате.
Трудовая активность школьников, зачастую предполагает и помощь детям со стороны родителей. Каждый год наш класс является активным участником акций «Помоги птицам», «Скворечник». Вместе с родителями мальчишки и девчонки изготавливают кормушки и скворечники, развешивают их.
Внеурочная деятельность создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. 20 ребят занимаются в творческом объединении «Легоконструирование»: ребята развивают интеллектуальные и художественные задатки во время игрового процесса.
«Эстафета любимых занятий»- одно из самых любимых коллективных дел моих учеников. На этом празднике дети показывают, что они любят и умеют делать, приносят свои коллекции, поделки. Эта форма работы учит детей правильному проведению досуга.
11) Интеллектуальное воспитание
Цель: Сознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствовали районные предметные олимпиады, которые ежегодно проходят в школе по 4 предметам. Этой же цели способствовали предметные международные конкурсы «Русский медвежонок», « Кенгуру», «Я люблю математику», всероссийские олимпиады на Учи.ру, в которых активно участвуют ученики и занимают призовые места .
Всю работу нашего класса редакционная коллегия отражает в презентациях, видеоматериалах. Это важное направление создаёт условия для формирования уникальной личности, развития культуры общения, практической деятельности, творческих данных, креативности, навыков сетевого взаимодействия, задатков профессиональной самореализации, совместного решения поставленных задач.
Такая работа сплачивает и родителей. Из пассивных наблюдателей они становятся активными помощниками, действуют в едином ключе с учителем. Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье.
Работа с родителями ведётся по двум направлениям:повышение психолого-педагогических знаний ивовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Мероприятия:
1. телефон доверия;
2. родительские собрания, различные по тематике и форме, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;
3. заседания родительского комитета;
4. индивидуальные беседы.
Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.
Все выше
перечисленное помогает детям приобретать коллективистские навыки, учит жить в
коллективе, быть чуткими, внимательными, усваивать общественные нормы поведения,
удовлетворяют потребность в общении.
Динамика
роста и включенности учащихся и родителей в воспитательный процесс
Данная диаграмма свидетельствует о позитивной динамике включённости учащихся и
родителей для приобретения позитивного социального опыта.
Анализ результатов представленный деятельности показывает, что созданные условия дают возможности младшим школьникам для самореализации и дальнейшей успешной социализации.
Деятельность педагога, классного руководителя устремлена в будущее. Нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Поэтому в воспитательной работе надлежит учитывать социальный заказ сегодняшнего дня и перспективы технического прогресса и общественного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.