Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Оценка 4.6

Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Оценка 4.6
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
27.03.2022
Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Деятельность педагога, классного руководителя устремлена в будущее. Нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Поэтому в воспитательной работе надлежит учитывать социальный заказ сегодняшнего дня и перспективы технического прогресса и общественного развития.
Аналитическая справка.docx

Аналитическая справка

«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

 

         Современные образовательные стандарты   требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры.

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация – одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. 

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

1) стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

 2) овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

  3) социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социально адаптивный ребенок:

- проявляет желание и стремление включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона,

-способен к самореализации, находит возможности для совместной общественно полезной деятельности;

- испытывает потребность в познании и самопознании;

- стремится к красоте и поиску смысла жизни,

- способен на милосердие, доброту, сострадание,

- трудолюбивый, знающий народные обычаи; владеющий хорошими манерами; ведущий здоровый образ жизни.

Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому передо мной, как педагогом, стоит задача обеспечения педагогической поддержки школьников в вопросах социализации и нравственного самоопределения.

Цель: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

1.Содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников.

 2.Развивать общественную активность учащихся, ученическое самоуправление как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.

4.Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.

5.Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости;

6.Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой.

Работа классного руководителя интересная, но, в  то же время, сложная. Эта сложность связана с тем, что  мои классы неоднородны по социальному составу: дети из многодетных семей, неполных, опекаемые, малообеспеченные.  В классе учатся  дети  с разным уровнем интеллекта.

Составляя план воспитательной работы, ставлю задачу создать такие условия, чтобы  мои учащиеся любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали  участие в делах класса и школы.

Основные направления в воспитательной работе:

1) Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель: формирование нравственной ценности и нравственного качества, которое выражает чувство уважения и любви к родной стране, ее истории и культурным ценностям и которое характеризует качества личности, готовой служить на благо Отечества.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь младший школьный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

    С первых дней направляю воспитанников на познание элементарных знаний и умений, которые необходимы для воспитания гражданина и патриота, используя в работе беседы: «Край родной навек любимый!», «Мама – это солнце земное», «Моя страна – моё богатство», игра – «Атрибуты государства», ролевая игра «Имею право», игра-викторина «Нормы поведения»

Патриотическое воспитание осуществляется путём показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан – примеров для подражания.

Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Раскрывая бессмертные подвиги соотечественников необходимо, чтобы воспитанники понимали, почему люди жертвовали своими жизнями ради других.

В рамках месячника патриотического воспитания «Поклонимся великим тем годам» проводятся мероприятия, посвященные знаменательной дате – Дню Победы в Великой Отечественной войне.      

На уроках мужества «Маленькие герои большой войны», «90 дней до Победы», «Защитники  страны» учащиеся узнают  о героическом жизненном пути абдулинцев.

Для воспитания уважения к родной стране знакомлю детей с государственной символикой, историей государства.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.

         2)Духовно-нравственное воспитание.

Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Это одно из важнейших направлений воспитательной работы учителя, задачи которого - формировать у учащихся представление о морали, об основных понятиях этики: добро и зло, истина и ложь, справедливость, милосердие, достоинство, уважение личности.

С первых дней создания нового коллектива сразу выделилась группа детей, которые стремятся быть первыми во всём,  серьёзно относятся к учебным обязанностям, организованны. Они стали и первыми членами волонтерского отряда младшеклассников «Юные волонтеры».

Для того, чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:

-  доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);

-  понимание учащимися значимости и сути работы;

- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах деятельности);

- перспектива (например, возможность  с 14 лет стать настоящим волонтером, иметь «Личную карточку волонтера»);

-  поощрения.

Направления волонтерского  отряда «Юный волонтер»

-     экологическая защита;

-      интеллектуальное развитие (организация и проведение  интеллектуальных конкурсов)

-     спортивная подготовка (совместные спортивные мероприятия с воспитанниками д/с№4);

-      творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

-      досуговая деятельность (организация свободного времени детей);

-     трудовая помощь (помощь пожилым людям)

Продумали и организовали шефство в классе. Это первый шаг к взрослой жизни: сильные учащиеся помогают слабоуспевающим детям. Обучающиеся очень гордятся своей ролью помощника, относятся к этому делу ответственно. Свои воспитательные функции выполняют просто и естественно, быстро находят контакт. 

Считаю, что волонтёрство  и шефство  необходимо для передачи социального опыта. Со временем в детском коллективе произошли заметные изменения: уже не только активная, но и пассивная часть учащихся включались в воспитательную работу, считая её таким же обязательным занятием, как и учёба.

Волонтеры класса принимают самое активное участие в городских акциях, посвященных проблемам местного социума:

·               «Сдай книгу - спаси дерево»- помощь школьным библиотекам.

·               «Помоги собраться в школу», «Помоги ребенку» - дети вместе со своими родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь в помощь малоимущим семьям.

·               «Сад Победы» - высадка саженцев в школьном саду, во дворе дома.

·               Ежегодно к празднику Защитников Отечества в классе проводится конкурс стихов, песен, рисунков: приглашаем военнослужащих, которые рассказывают о своей службе.

·               Благотворительная акция ко Дню пожилого человека - поздравительная открытка ветеранам школы, бабушкам и дедушкам своей семьи.

Взаимодействуя с педагогами дополнительного образования, создаю условия для развития творчества, общения, самовыражения, самоутверждения и самореализации в среде сверстников. Совместно с педагогами дополнительного образования, библиотекарями города прописываем сценарии праздников, конкурсных программ, с которыми мы выступаем на школьных мероприятиях.

3)Экологическое воспитание

Цель: развитие у учащихся младших классов чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе.

Большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Важным приёмом формирования таких знаний на практике: на предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.

Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Издавна, бытующие в народе экологические ценности формируются в строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе.

Результатом деятельности являются: экологические проекты, книжки-раскладушки, фотоальбомы, участие в ученических конференциях, участие в акциях, фотоотчёты, выставки, экологические газеты, презентации, доклады, сообщения, сочинения, книжки – малышки и т. д.

4) Формирование коммуникативной культуры

Цель: формирование у младших подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Одной из важных задач при формировании коммуникативных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

В системе использую наиболее эффективные формы:

1. Проведение групповых занятий по развитию навыков общения.

2. Коллективная проектная деятельность.

3. Организация игрового взаимодействия на переменах и динамических паузах: игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на расслабление, на позитивный настрой, ролевые игры.

Ребята  дружат между собой, помогают друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов: «Правила поведения в школе», «Мой класс», «Дружные ребята», «Что такое дружба?».

5) Воспитание семейных ценностей

Цель:создание  условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

Традиционными являются тематические классные часы, спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные экскурсии, праздничные программы, семейные праздники, встречи с интересными людьми, акции ко Дню пожилых людей, «Бессмертный полк».

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка и взрослых сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Даже семьи, в которых не существовала традиция передачи из поколения в поколение какого-то ценного предмета, задумались над этим вопросом

6)  Правовое воспитание и культура безопасности

Цель: создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.

         Виды работ:

- ознакомление с правами и обязанностями ребёнка;

- формирование толерантного отношения к окружающим;

- формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, умения находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций

Работу с учащимися провожу, используя три формы деятельности:

- опрос детей на тему «Права детей» (для выяснения уровня знаний);

 - беседу «Как ты поступишь?» (для определения нравственных ценностей, которые ребята считают для себя значимыми);

- игру «Хорошие и плохие поступки» (для определения поведенческих реакций детей на основе имеющихся у них правовых знаний и нравственных убеждений).

 В начале и в конце четверти провожу первичную и итоговую диагностики (анкетирование) по всем трем формам (опрос, беседа, игра).

В работе использую адаптированные методики, предложенные Г.С. Поддубской.

7) Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель: выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся,  творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом и к искусству театра в частности.

Младший школьный возраст деятельный, младший школьник активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозидания личности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности.

 Наш класс имеет театральную направленность. Мы принимаем участие в конкурсах чтецов и песен. Еще в нашем классе есть традиция – ставить мини - спектакли. На уроках литературного чтения  часто перевоплощаемся в героев прочитанных произведений.

Мероприятия:

ü   посещение музеев;

ü   участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне городского округа;

ü   организация выставок рисунков и поделок учащихся к мероприятиям «Внимание, дети!», фотовыставка «Милая мама моя», «Открытка для мамы и бабушки», конкурс рисунков и поделок  «Новогодняя игрушка», «Спасибо за Победу!»;

ü   проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

ü   участие в акциях «Давайте делать добрые дела», посвящается Международному дню пожилых людей,

ü   участие в акции «Чистый город, чистая школа»;

ü   участие в ярмарках «Осенняя ярмарка» и «Сладкая  ярмарка»;

ü   участие в празднике ко Дню матери;

ü   участие в празднике «Золотая Осень!»

ü   участие в Открытом Всероссийском  онлайн-фестивале «Спасибо за Победу!» Г. Роман награжден памятным дипломом.

8) Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств, современных знаний и умений, помогающих личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей

Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из многих направлений воспитательной работы, которое позволяет привлечь всех участников воспитательного процесса и организовать мероприятия, направленные на формирование гражданского согласия и пропагандирующие опыт духовной и культурной консолидации общества.

Классные часы, беседы, родительские собрания о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» - на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве.

9) Здоровьесберегающее воспитание

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья обучающихся, для формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Задача каждого человека – научиться его сохранять, разумно и бережно расходовать.

Спортивно-оздоровительное направление работы представлено через:

·               участие в соревнованиях различного уровня (школьного, городского);

·               работу школьных спортивной секции «Олимпиец»;

·               организацию горячего питания;

·               важности правильного питания для развития человека -  ведение тетради «Правильное питание»;

·               проведение мероприятий, направленных на формирование развитие и совершенствование навыков здорового образа жизни-  «День Здоровья», динамические паузы и физминутки; 

·               информирование о туберкулезе, педикулезе, ОРВИ и др. заболеваниях;

·               обретения знаний об изменениях в организме и умения заботиться о себе «Уроки Стобеда», профилактические беседы со школьной медсестрой;

·               организацию и участие в конкурсах,  викторинах, выпуске стенгазет «Спорт - против наркотиков»; 

·               ученики класса принимают участие в акции «Я — пешеход»: организуются встречи с инспекторами ГИБДД, знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, велосипедистам, пассажирам.

·               организацию работы школьного детского оздоровительного лагеря «Дружба» в каникулярное время.

10) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель: Воспитание  гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом, вовлечение детей в разнообразные организованные виды общественно-полезного труда.

Особое место в плане формирования трудовой активности занимают уроки технологии и изобразительного искусства. Обучающие знакомятся с различными профессиями,    приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, учатся творчески применять знания. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность.

В качестве полезных подвижных занятий, приучающих к труду, выступают субботники, уборки территорий, дежурство по школе и в классе. 

Ученики моего класса с удовольствием помогают старшим школьникам дежурить по школе, наводят порядок в своей классной комнате.

Трудовая активность школьников, зачастую предполагает и помощь детям со стороны родителей. Каждый год наш класс является активным участником акций «Помоги птицам», «Скворечник». Вместе с родителями мальчишки и девчонки изготавливают кормушки и скворечники, развешивают их.

Внеурочная деятельность создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. 20 ребят занимаются в творческом объединении «Легоконструирование»: ребята развивают интеллектуальные и художественные задатки во время игрового процесса.

«Эстафета любимых занятий»- одно из самых любимых коллективных дел моих учеников. На этом празднике дети показывают, что они любят и умеют делать, приносят свои коллекции, поделки. Эта форма работы учит детей правильному проведению досуга.

11) Интеллектуальное воспитание

Цель: Сознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Формированию приоритета знаний в жизни школьников способствовали районные предметные олимпиады, которые ежегодно проходят в школе по 4 предметам. Этой же цели способствовали предметные международные конкурсы «Русский медвежонок», « Кенгуру», «Я люблю математику», всероссийские олимпиады на Учи.ру,  в которых активно участвуют ученики и занимают призовые места .

Всю работу нашего класса редакционная коллегия отражает в презентациях, видеоматериалах. Это важное направление создаёт условия для формирования уникальной личности, развития культуры общения, практической деятельности, творческих данных, креативности, навыков сетевого взаимодействия, задатков профессиональной самореализации, совместного решения поставленных задач.

Такая работа сплачивает и родителей. Из пассивных наблюдателей они становятся активными помощниками, действуют в едином ключе с учителем. Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье.

Работа с родителями ведётся по двум направлениям:повышение психолого-педагогических знаний  ивовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Мероприятия:

1.             телефон доверия;

2.             родительские собрания, различные по тематике и форме, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей;

3.             заседания родительского комитета;

4.             индивидуальные беседы.

Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей.

Все выше перечисленное помогает детям приобретать коллективистские навыки, учит жить в коллективе, быть чуткими, внимательными, усваивать общественные нормы поведения, удовлетворяют потребность в общении.

 Динамика роста и включенности учащихся и родителей в воспитательный процесс


Данная диаграмма свидетельствует о позитивной динамике включённости учащихся и родителей для приобретения позитивного социального опыта.

 

 

Анализ результатов представленный деятельности показывает, что созданные условия дают возможности младшим школьникам для самореализации и дальнейшей успешной социализации.

Деятельность педагога, классного руководителя  устремлена в будущее. Нужно помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Поэтому  в воспитательной работе надлежит учитывать социальный заказ  сегодняшнего дня  и перспективы технического прогресса и общественного развития.

 

 

 

 

 


 

Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»

Цель : создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Цель : создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Для воспитания уважения к родной стране знакомлю детей с государственной символикой, историей государства

Для воспитания уважения к родной стране знакомлю детей с государственной символикой, историей государства

Помоги собраться в школу», «Помоги ребенку» - дети вместе со своими родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь в помощь малоимущим семьям

Помоги собраться в школу», «Помоги ребенку» - дети вместе со своими родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь в помощь малоимущим семьям

Цель: создание условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня

Цель: создание условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня

Наш класс имеет театральную направленность

Наш класс имеет театральную направленность

День Здоровья», динамические паузы и физминутки; · информирование о туберкулезе, педикулезе,

День Здоровья», динамические паузы и физминутки; · информирование о туберкулезе, педикулезе,

Такая работа сплачивает и родителей

Такая работа сплачивает и родителей

Анализ результатов представленный деятельности показывает, что созданные условия дают возможности младшим школьникам для самореализации и дальнейшей успешной социализации

Анализ результатов представленный деятельности показывает, что созданные условия дают возможности младшим школьникам для самореализации и дальнейшей успешной социализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022