Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Оценка 4.8

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Оценка 4.8
Документация +3
doc
Междисциплинарный 4
5 кл
01.05.2017
Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС: 1.Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»; 2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору); 3. «Социометрия» (Я. Морено); 4. «Уровень тревожности» (по Кондашу); 5. модифицированная анкета Лусканова Н. Г.: «Черты идеального учителя»; «Отношение к школьным предметам»; «Чувства в школе»; 6. Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова; Развернутые рекомендации учителям и классному руководителю.Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики: сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.
Аналитич_отчет_ФГОС_5_класс.doc
по результатам психолого­педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов  Аналитический отчет  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»   Настоящее обследование проводилось по плану психолого­педагогического  сопровождения ФГОС  в пятых классах. В 2012­13 учебном году в 5­ых классах МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»  обучается 46 человек. Из  них  В 5А классе  3 ребенка – ДД, 1  – соц.приют. В 5 Б классе  6 детей из ДД   Период адаптации в 5­м классе является одним из трудных периодов школьного обучения.   Это   обусловлено   совокупностью     содержательных   перемен,   которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.  Состояние   детей   в   этот   период,     с   педагогической   точки   зрения, характеризуется   низкой   организованностью,   учебной   рассеянностью   и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам;                  с психологической   —   снижением   самооценки,   высоким   уровнем   ситуативной тревожности. В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5­х классов явилось получение   необходимой   информации   о   социально­психологическом   статусе школьников   для   преодоления   трудностей   периода   адаптации   к   новой   социальной ситуации; предупреждения  и преодоления  школьных факторов риска. Для достижения данной цели решались следующие задачи: 1. проведено  психолого­педагогическое  обследование  учащихся; 2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за  поведенческими особенностями  учащихся на уроках и внеурочное время; 3. изучалась  документация; 4.проводились  консультации учителей­предметников, обучающих пятиклассников; 5. проводились консультации классных руководителей  пятиклассников. Психодиагностический  инструментарий  включил  в себя следующие  диагностические материалы,  направленные на изучение, как  метапредметных, так и  личностных результатов учащихся: 1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;   2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору); 3. «Социометрия» (Я. Морено); 4. «Уровень  тревожности» (по Кондашу); 5. модифицированная   анкета   Лусканова   Н.   Г.:     «Черты   идеального   учителя»; «Отношение к школьным предметам»;  «Чувства в школе»; 6. Методика   определения   уровня   развития   словесно­логического   мышления   Л. Переслени, Т.Фотекова; Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны   выводы   по   адаптации   пятиклассников,   даны   соответствующие рекомендации.  1 I. Анализ изучения личностных результатов 1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты: Оценка  мотивации учения 5 А класса: 1. 74 %  ­ 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения. 2. 3. Учитывая, что у 100%  вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное   17% ­ 4 учащихся,  нормальный уровень мотивации.  эмоционально окрашенное общение.  4. 17% ­ 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая  проявляется в стремлении ученика  занять первое место, быть одним из лучших:   5. 30% ­ 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со  стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):   6. 57% ­ 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом  наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных. 2 Оценка  мотивации учения 5 Б класса: 1. 54 %  ­ 13  учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения. 2. 3. Учитывая, что у 100%  вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное   12% ­ 3  учащихся,  нормальный уровень мотивации.  эмоционально окрашенное общение.  4. 8% ­ 2 учащихся имеют учебную  мотивацию, которая  проявляется в стремлении ученика  освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения. 5. 54% ­ 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со  стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия). 6. 12% ­ 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом  наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных. 2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:  3 Диагностика уровня тревожности  выявила следующие ситуации,  вызывающие наибольшую  тревогу и страх: «Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены. «Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения. «Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки,  воспринимают как маленького. 5 А класс: 1. 48% ­ 11 учащихся адаптировались успешно. 2. 22% ­ 5 учащихся составили психологическую   «группу риска» (зона ВДА).  3. Дезадаптация 4 человека – 17%.   5 Б класс:          1. 54% ­ 13 учащихся адаптировались успешно. 2. 22% ­ 5 учащихся составили психологическую   «группу риска» (зона ВДА).  3. Дезадаптация  человека – 5 уч­ся­ 22%. Высокую тревожность   испытывают школьники,   которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе,  однако  это  видимое благополучие достается   им неоправданно большой   ценой   и   чревато   срывами,   особенно   при   резком   усложнении   деятельности.     У   них отмечаются   выраженные   вегетативные   реакции,     психосоматические   нарушения.   Тревожность порождается   конфликтностью   самооценки,   наличием   в   ней   противоречия   между   высокими притязаниями   и   достаточно   сильной   неуверенностью   в   себе.     Такой   конфликт,   заставляя   этих школьников   постоянно   добиваться   успеха,     одновременно   мешает   им   правильно   оценить   его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности,   неустойчивости, напряженности. Следствием 4 всего   этого   являются   отмечаемые     учителями   и   родителями   перегрузки,     перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания,  снижения работоспособности, повышения утомляемости. 3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора): 5 А 5 Б 5 А 5 Б 5 А 5 Б 5 А 5 Б 5 А 5 Б 5 А № Параметры  2 3 3 4 4 5 5 6 Оценка психологического климата в классе:  5 А класс: Оценка психологического климата в классе: 9 учащихся (39%)  ­ высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с  которыми они учатся.   12 учащимся (52%) ­  скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть  референтная  группа, где общение для них более значимо. «Настроение, с которым учащиеся идут в школу» «Всегда с хорошим»:  2 уч­ся (9%)   «Чаще с хорошим»: 11 уч­ся(48%) «С равнодушием»:  3 уч­ся (13%)   «Чаще с плохим»: 3 уч­ся (13%)   «Всегда с плохим»: 2 уч­ся (9%)   «Отношение классного руководителя» 19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо. 1 уч­ся считает, что классный руководитель безразличен   1 уч­ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»   «Бывает ли желание перейти в другой класс?» «Никогда не бывает»: 4 уч­ся (17%) «Редко бывает»: 7 уч­ся (30%) «Все равно, где учиться»: 1 уч­ся (4%)   «Часто бывает»: 1 уч­ся (4%)   «Форма обращения учителя» «Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 уч­ся (44%) «Вежливо, иногда грубо»: 6 уч­ся (34%) «Безразлично»: 5 уч­ся (22%)   5 учащихся считает коллектив дружным.  10 учащихся – 44% ­ считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать  нельзя. 4 учащихся – 17% ­ считают, что класс недружный, часто возникают ссоры. 2 учащихся – 9% ­ считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться. Оценка характера помощи в классе: 1 2 3 4 5 6 7 Психологический   климат в классе Нравятся ли вам люди, с которыми  вы  учитесь Желание перейти в  другой класс Отношение классного  руководителя Форма обращения  учителя Дружный и  сплоченный коллектив 1 1 2­9% 10­ 42% 6­ 25% 3­ 13% 2 11­ 48% 10­  44% 4 –  18% 8­ 35% 10­ 45% 0 12­ 50% 12­ 50% 13­ 54% 1­4% 5­ Характер помощи в  классе 2­9% 5­ 20% 3­  6­ 25% 13% 10­42% 3 –  13% 1­4% 3­ 13% 1­4% 3 –  13% 2­9% 3­ 12% 2­8% 2 –  9% 4­ 16% 7 –  30% 11­48% 7­29% 1­4% ­ 3­ 13% 3­ 12% 22% 1­4% 1­4% 0 1­4% 5­ 2­9% 1­4% ­ 6 –  26% 22% 4­ 18% 5­ 22% 0 ­ ­ 6­ 25% 9­ 38% 2­8% 6­ 26% 8­ 33% 0 ­ 0 1­4% 7­58% 4­ 18% 2­8% 2­ 9% ­ 0 2­8% 0 10­ 44% 8­ 35% 5 Б 6 1­ 4 % 3­ 12 % 5 2 учащихся – 9% ­ считают, что в классе помогают друг другу без напоминания. 4 учащихся – 17% ­ считают, что помощь оказывается только своим друзьям  6 учащихся – 26% ­ считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик. 8 учащихся – 35% ­ считают, что помощь оказывается только по требованию учителя. 5 Б класс: Оценка психологического климата в классе: 15 учащихся (60%)  ­ высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с  которыми они учатся.   5 учащимся (21%) ­  скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть  референтная  группа, где общение для них более значимо. «Настроение, с которым учащиеся идут в школу» «Всегда с хорошим»:  10 уч­ся (42%). «Чаще с хорошим»: 6 уч­ся(25%):   «С равнодушием»:  1 уч­ся (4%)   «Чаще с плохим»: 3 уч­ся (12%)  «Всегда с плохим»: 0. «Отношение классного руководителя» 19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо. 1 уч­ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен». «Бывает ли желание перейти в другой класс?» «Никогда не бывает»: 12 уч­ся (50%) «Редко бывает»: 4 уч­ся (16%) «Все равно, где учиться»: 1 уч­ся (4%)   «Часто бывает»: 3 уч­ся (12%)   «Форма обращения учителя» «Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 уч­ся (54%) «Вежливо, иногда грубо»: 6 уч­ся (24%) «В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 уч­ся (4%)   10 учащихся считает коллектив дружным.  7 учащихся – 29% ­ считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать  нельзя. 2 учащихся – 8% ­ считают, что класс недружный, часто возникают ссоры  1 учащийся – 4% ­ считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться  Оценка характера помощи в классе: 5 учащихся – 21% ­ считают, что в классе помогают друг другу без напоминания. 2 учащихся – 8% ­ считают, что помощь оказывается только своим друзьям  8 учащихся – 33% ­ считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:   8 учащихся – 35% ­ считают, что помощь оказывается только по требованию учителя    «В классе не принято помогать друг другу» ­ 2 уч­ся – 8%   «В классе отказываются помогать друг другу» ­ 3 – 12%   5 А класс:  16 баллов – средний  уровень групповой сплоченности. 5 Б класс:  18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности. Чувства  в школе (по Н. Г. Лускановой) Я испытываю в школе  Спокойствие  Усталость  Скуку  Радость  Уверенность в себе  Беспокойство  Неудовлетворенность собой 5 А 10 ­ 44% 15 –65% 11 – 48% 7– 30% 7– 30% 7– 30% 7– 30% 5 Б 15­ 65% 15­ 65% 4 ­ 17% 12 ­ 52% 10 ­ 43% 6 ­ 25% 3 – 13% 6 Раздражение  Сомнение  Обиду  Чувство унижения  Страх  Тревогу за будущее  Благодарность  Симпатию к учителям  Желание приходить сюда 6 – 25% 7– 30% 5 – 22% 7– 30% 2 – 8% 5 – 22% 2 – 8% 3 ­ 13% 6 ­25% 4 ­ 8% 8 – 35% 1 – 4% 2 – 8% 2 – 8% 9 – 39% 13 – 56% 11 – 48% 15 – 65%      4. Черты  идеального учителя (по Н. Г. Лускановой): Черты учителя 1. Хорошо знает предмет. 2. Строгий, дает прочные знания. 3. Хорошо ко мне относится. 4. Дает задания, с которыми я могу справиться. 5. Общается с нами после уроков. 6. Не требует многого. 7. Интересно на уроках. 8. Дает работать самостоятельно, делать что­то новое 9. Выделяет меня из класса  10. Приглашает в гости, разговаривает как с близким. Мне нравится 5 А 5 Б 18– 78% 6 – 25% 17 – 74% 14 – 61% 9 – 39% 11 – 48% 19 – 83% 10 – 44% 2 – 8% 2 – 8% 19 – 83% 6 – 25% 16 – 69% 15 – 65% 13 – 56% 8 – 32% 17 – 73% 10 – 44% 2 – 8% 6 – 25% 5. Отношение к учебным предметам 7 8 6.  Оценка познавательных УУД 5 А 5 Б В 5 А классе впервые  диагностировано 7 уч­ся со следующими результатами: 1 уровень(низкий) – 4 человека:   2 уровень( ниже среднего) – 1 человек:   3 уровень (средний) – 1 человек:    При  вторичной  диагностике  выявилась  следующая тенденция:  снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.  У  12 уч­ся (52%) произошло снижение  интеллектуальных показателей.  Таким образом,  на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 14 (61%)  учащихся.      5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.  В 5 Б классе по данной методике  1 уч­ся  сохранил показатели на высоком уровне. У  9 уч­ся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей. У  3 уч­ся (12%)  произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня. Таким образом,  на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,  2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 11(48%) учащихся.  5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню. Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре;  несформированности  логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и  обобщению. Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности  учащихся  связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных требований со стороны учителей­предметников, а также неумением  самостоятельно организовать  свои учебные занятия.  Резюме. Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к дезадаптации учащихся, а именно: 1. Смена учебных предметов, их новое ­ содержательное наполнение 2. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем­предметником 3. Низкий уровень  произвольной регуляции поведения и учебной деятельности  4. Несформированность  учебной мотивации 5. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности  6. Отсутствие мотивации достижения успеха    7. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения   8. Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)  9. Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)  9 10. Интеллектуальная недостаточность   5 А класс: 16 баллов – средний  уровень групповой сплоченности. 1. 48% ­ 11 учащихся адаптировались успешно   2. 22% ­ 5 учащихся составили психологическую   «группу риска» (зона ВДА)    3. Дезадаптация 4 человека – 17%     Оценка психологического климата в классе: 9 учащихся (39%)  ­ высоко оценивают психологический климат  класса. 12 учащимся (52%) ­  скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть  референтная  группа, где общение для них более значимо.     5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности. 1. 54% ­ 13 учащихся адаптировались успешно   2. 22% ­ 5 учащихся составили психологическую   «группу риска» (зона ВДА)    3. Дезадаптация – 5 уч­ся­ 22%    Оценка психологического климата в классе: 15 учащихся (60%)  ­ высоко оценивают психологический климат класса.  5 учащимся (21%) ­  скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть  референтная  группа, где общение для них более значимо. Рекомендации: 1. В   связи   с     недостаточно   благоприятным     психологическим   климатом   в   классах   и   высокой межличностной   тревожностью   необходимо   включить   в   расписание   психологические   часы   для проведения занятий, направленных на сплочение и развитие  коллектива. 2. Провести занятия, обучающие приемам снятия психо­эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения. 3. Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной   и межличностной тревожности, необходимо,   по   возможности,   привлекать   к   коллективным   делам,   требующим   активного взаимодействия. 4. С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу. 5. Провести   родительское   собрание   (в   форме   тренинга)  по   способам   психологической   поддержки   и конструктивному взаимодействию с детьми. 6. Провести   родительское   собрание   по   теме   «Психофизиологические   особенности   детей   младшего подросткового возраста». 7. Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля. 8. Учителям­предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых  классов  нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную  поддержку. 9. Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям­предметникам необходимо, по возможности, согласовать   учебные требования, учитывать   различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать. 10 10. Рекомендовать учителям­предметникам систематически  включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся. 11. Рекомендовать учащимся, родителям, учителям­предметникам консультации педагога­психолога по возникающим проблемам. Педагог­психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»:____________  Иванова Е. М. 11

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

Аналитический отчет  по результатам психолого-педагогической диагностики   в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов