Анализ государственной поддержки сельскохозяйственных организаций

  • docx
  • 27.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025486.docx

Анализ государственной поддержки сельскохозяйственных организаций  

 

1.1 Государственная программа развития сельского хозяйства

 

Министерством сельского хозяйства РФ разработана государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Целями программы являются:

·         устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

·         повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

·         сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Основные задачи программы:

·         создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

·         улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

·         обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

·         повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

·         совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

·         улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

·         повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов и уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов;

·         увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 процента по отношению к 2006 году;

·         привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;

·         доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

 

1.2 Региональная программа развития сельского хозяйства

 

Министерством сельского хозяйства Пермского края была разработана краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».

Цель программы:

·         рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.

Задачи программы:

·         обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса, и расширении рынков сбыта;

·         устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала;

·         повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота;

·         развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как фактора повышения уровня доходов сельского населения;

·         совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.

Таблица 1. Общая стоимость программы

Источники финансирования за 2009-2012 г.

2009,

млн. руб.

2010,

млн. руб.

2011,

млн. руб.

2012,

млн. руб.

Итого,

млн. руб.

Федеральный бюджет

708,0

701,0

659,4

713,5

2781,9

Краевой бюджет

1409,0

1535,8     

1660,2

1660,2

6265,2

в том числе фонд компенсаций

206,7

127,7

153,1

155,5

643,0

Внебюджетные источники

4734,2

6127,8

6503,4

6685,2

24050,6

Итого

6851,2

8364,6

8823,0

9058,9

33097,7

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

·         индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 103,1%;

·         индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников - 107,1%.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации доведена информация об объемах субсидий из федерального бюджета сельхозтоваропроизводителям Пермского края на компенсацию части затрат по страхованию. На 2009 год с учетом уровня бюджетной обеспеченности края сумма составляла 20 575 тыс. руб., что ниже уровня предыдущего года на 35,7%. Министерство сельского хозяйства края считает нецелесообразным использовать указанный вид федеральной бюджетной поддержки, так как в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы есть направления господдержки на более привлекательных для краевого бюджета и производителей условиях (например, по направлениям: выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, краткосрочным кредитам и займам, поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства и пр.).

В целом, для нашего края по всем направлениям господдержки на 2009 год из федерального бюджета была выделена сумма порядка 700 млн. руб. Необходимо отметить, что с 2009 года финансирование по федеральной Госпрограмме развития сельского хозяйства осуществлялась с учетом уровня бюджетной обеспеченности региона. Так как Пермский край является донором по отношению к другим регионам, то при расчетах объемов субсидий для края применялся понижающий коэффициент.

Для выстраивания эффективной стратегии по развитию сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства Пермского края разделило структуру занятых в сельском хозяйстве региона на три категории: «Бизнес», «Занятость» и «Самозанятость». В отношении каждого из этих направлений определена своя стратегия.

«Бизнес». В данную категорию входят эффективные рентабельные сельхозпредприятия Пермского края, сотрудники данных предприятий получают высокую заработную плату. На сегодняшний день в крае их порядка 80. Основная задача работы Министерства - стимулировать развитие эффективных предприятий, эффективных собственников. С этой целью в 2009 году был введен механизм бюджетной поддержки только тех предприятий, продуктивность которых не менее 75% от среднекраевого уровня (по молоку - это надои на корову, по картофелю - урожайность).

Стратегия в отношении предприятий категории «Бизнес» заключается в следующем:

·         увеличение объемов господдержки эффективных сельскохозяйственных организаций;

·         расширение «линейки» субсидируемых продуктов (мясо, а также другая продукция растениеводства помимо картофеля);

·         внедрение многоуровневой «прогрессивной» системы субсидирования предприятий по эффективности.

Тем предприятиям, которые будут строить жилье своим сотрудникам, и участвовать в реализации проекта «Авгиевы конюшни» (переработка отходов сельского хозяйства в биогаз и удобрения) ставка финансирования будет повышена. Больше субсидий получат и эффективные предприятия, пожелавшие присоединить к себе соседние низкоэффективные предприятия категории «Занятость». Данная субсидия будет выдаваться предприятиям с эффективностью 1,5 «средних урожая». На настоящий момент Министерством проводится расчет условий и ставок субсидирования. Те средства, которые получат сельскохозяйственные предприятия в соответствии с требованиями порядков предоставления субсидий, они обязаны будут направить на инвестиционные цели, конечно, при обязательном софинансировании собственными средствами.

«Занятость». В данную категорию входят низкоэффективные сельскохозяйственные предприятия. В частности, по большинству из них рентабельность без учета субсидий отрицательная, а также низкая производительность труда. Основная задача совместной работы Министерства и органов муниципальной власти сводится к формированию отношения к аграрному производству как к бизнес-процессу. Это можно решить с помощью внешних инвесторов и новых собственников, готовых вложить свои средства, знания и опыт управленческой деятельности в развитие предприятия. Также формирование «класса эффективных собственников» возможно за счет определенной реорганизации предприятий и поиска внутренних резервов.

В рамках краевой целевой программы данным предприятиям оказывается текущая бюджетная поддержка (например, на минеральные удобрения). Вторая возможность трудоустройства высвобождаемых из низкоэффективных предприятий работников - «самозанятость» или способность заняться малым бизнесом.

«Самозанятость». В данную категорию входят владельцы крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств (ЛПХ). На сегодняшний день в крае насчитывается свыше 300 тысяч ЛПХ. Развитие малых форм хозяйствования и развитие целого класса предпринимателей на селе - приоритет аграрной политики края. Определенная часть инструментов их развития в 2009 году отработана на уровне Министерства сельского хозяйства. В их числе: конкурс инвестиционных проектов, конкурс начинающих предпринимателей (так называемых агрофраншиз). Однако данная работа обязательно должна реализовываться с прямым участием муниципалитетов, тем более что это их прямые полномочия.

В 2010 году Министерством сельского хозяйства края было внесено изменение в краевую целевую программу развития сельскохозяйственного производства - появилось новое мероприятие - «Конкурс муниципальных программ». По данному направлению краевой бюджет софинансировал муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие личных подсобных хозяйств, развитие малого предпринимательства на селе, создание сбытовой инфраструктуры.

Презентация предложенной стратегии вызвала живой интерес у всего состава Совета по вопросам АПК. Свое мнение об эффективности предлагаемых мероприятий высказали многие участники Совета: руководители сельскохозяйственных организаций, представители законодательной власти края, представители банков. В завершении заседания участники договорились дать окончательную оценку стратегии по развитию АПК и представить свои предложения на следующем заседании Совета, которое состоялось в феврале 2010 года.

Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса создан в Пермском крае 1 октября 2009 года. Основная цель работы Совета - периодическая оценка ситуации в агропромышленном комплексе региона и разработка стратегии развития отрасли. В состав Совета вошли чиновники краевой администрации, руководители ведущих сельхозпредприятий региона, депутаты Законодательного собрания Пермского края, представители научно-образовательной сферы и члены политической партии «Единая Россия».

По проведённым в работе исследованиям можно сделать вывод, что сельскохозяйственные организации Пермского края успешно развиваются «4»[1]


 

Скачано с www.znanio.ru