Анализ государственной поддержки сельскохозяйственных организаций
1.1 Государственная программа развития сельского хозяйства
Министерством сельского хозяйства РФ разработана государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Целями программы являются:
· устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
· повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
· сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Основные задачи программы:
· создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;
· улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
· обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
· повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
· совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Ожидаемые результаты реализации программы:
· улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
· повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов и уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов;
· увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 процента по отношению к 2006 году;
· привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы в размере 946,8 млрд. рублей;
· доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.
1.2 Региональная программа развития сельского хозяйства
Министерством сельского хозяйства Пермского края была разработана краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы».
Цель программы:
· рост доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных отраслей и эффективном использовании ресурсного потенциала.
Задачи программы:
· обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей, основанное на инновационном позиционировании агропромышленного комплекса, и расширении рынков сбыта;
· устойчивое развитие отрасли путем сохранения и воспроизводства используемого ресурсного потенциала;
· повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, включая меры по расширению доступа к кредитным ресурсам и увеличению удельного веса застрахованных площадей, поголовья крупного рогатого скота;
· развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как фактора повышения уровня доходов сельского населения;
· совершенствование системы информационно-консультативного сопровождения отрасли и поддержки кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
Таблица 1. Общая стоимость программы
Источники финансирования за 2009-2012 г. |
2009, млн. руб. |
2010, млн. руб. |
2011, млн. руб. |
2012, млн. руб. |
Итого, млн. руб. |
Федеральный бюджет |
708,0 |
701,0 |
659,4 |
713,5 |
2781,9 |
Краевой бюджет |
1409,0 |
1535,8 |
1660,2 |
1660,2 |
6265,2 |
в том числе фонд компенсаций |
206,7 |
127,7 |
153,1 |
155,5 |
643,0 |
Внебюджетные источники |
4734,2 |
6127,8 |
6503,4 |
6685,2 |
24050,6 |
Итого |
6851,2 |
8364,6 |
8823,0 |
9058,9 |
33097,7 |
Ожидаемые результаты реализации программы:
· индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 103,1%;
· индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников - 107,1%.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации доведена информация об объемах субсидий из федерального бюджета сельхозтоваропроизводителям Пермского края на компенсацию части затрат по страхованию. На 2009 год с учетом уровня бюджетной обеспеченности края сумма составляла 20 575 тыс. руб., что ниже уровня предыдущего года на 35,7%. Министерство сельского хозяйства края считает нецелесообразным использовать указанный вид федеральной бюджетной поддержки, так как в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы есть направления господдержки на более привлекательных для краевого бюджета и производителей условиях (например, по направлениям: выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, краткосрочным кредитам и займам, поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства и пр.).
В целом, для нашего края по всем направлениям господдержки на 2009 год из федерального бюджета была выделена сумма порядка 700 млн. руб. Необходимо отметить, что с 2009 года финансирование по федеральной Госпрограмме развития сельского хозяйства осуществлялась с учетом уровня бюджетной обеспеченности региона. Так как Пермский край является донором по отношению к другим регионам, то при расчетах объемов субсидий для края применялся понижающий коэффициент.
Для выстраивания эффективной стратегии по развитию сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства Пермского края разделило структуру занятых в сельском хозяйстве региона на три категории: «Бизнес», «Занятость» и «Самозанятость». В отношении каждого из этих направлений определена своя стратегия.
«Бизнес». В данную категорию входят эффективные рентабельные сельхозпредприятия Пермского края, сотрудники данных предприятий получают высокую заработную плату. На сегодняшний день в крае их порядка 80. Основная задача работы Министерства - стимулировать развитие эффективных предприятий, эффективных собственников. С этой целью в 2009 году был введен механизм бюджетной поддержки только тех предприятий, продуктивность которых не менее 75% от среднекраевого уровня (по молоку - это надои на корову, по картофелю - урожайность).
Стратегия в отношении предприятий категории «Бизнес» заключается в следующем:
· увеличение объемов господдержки эффективных сельскохозяйственных организаций;
· расширение «линейки» субсидируемых продуктов (мясо, а также другая продукция растениеводства помимо картофеля);
· внедрение многоуровневой «прогрессивной» системы субсидирования предприятий по эффективности.
Тем предприятиям, которые будут строить жилье своим сотрудникам, и участвовать в реализации проекта «Авгиевы конюшни» (переработка отходов сельского хозяйства в биогаз и удобрения) ставка финансирования будет повышена. Больше субсидий получат и эффективные предприятия, пожелавшие присоединить к себе соседние низкоэффективные предприятия категории «Занятость». Данная субсидия будет выдаваться предприятиям с эффективностью 1,5 «средних урожая». На настоящий момент Министерством проводится расчет условий и ставок субсидирования. Те средства, которые получат сельскохозяйственные предприятия в соответствии с требованиями порядков предоставления субсидий, они обязаны будут направить на инвестиционные цели, конечно, при обязательном софинансировании собственными средствами.
«Занятость». В данную категорию входят низкоэффективные сельскохозяйственные предприятия. В частности, по большинству из них рентабельность без учета субсидий отрицательная, а также низкая производительность труда. Основная задача совместной работы Министерства и органов муниципальной власти сводится к формированию отношения к аграрному производству как к бизнес-процессу. Это можно решить с помощью внешних инвесторов и новых собственников, готовых вложить свои средства, знания и опыт управленческой деятельности в развитие предприятия. Также формирование «класса эффективных собственников» возможно за счет определенной реорганизации предприятий и поиска внутренних резервов.
В рамках краевой целевой программы данным предприятиям оказывается текущая бюджетная поддержка (например, на минеральные удобрения). Вторая возможность трудоустройства высвобождаемых из низкоэффективных предприятий работников - «самозанятость» или способность заняться малым бизнесом.
«Самозанятость». В данную категорию входят владельцы крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств (ЛПХ). На сегодняшний день в крае насчитывается свыше 300 тысяч ЛПХ. Развитие малых форм хозяйствования и развитие целого класса предпринимателей на селе - приоритет аграрной политики края. Определенная часть инструментов их развития в 2009 году отработана на уровне Министерства сельского хозяйства. В их числе: конкурс инвестиционных проектов, конкурс начинающих предпринимателей (так называемых агрофраншиз). Однако данная работа обязательно должна реализовываться с прямым участием муниципалитетов, тем более что это их прямые полномочия.
В 2010 году Министерством сельского хозяйства края было внесено изменение в краевую целевую программу развития сельскохозяйственного производства - появилось новое мероприятие - «Конкурс муниципальных программ». По данному направлению краевой бюджет софинансировал муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие личных подсобных хозяйств, развитие малого предпринимательства на селе, создание сбытовой инфраструктуры.
Презентация предложенной стратегии вызвала живой интерес у всего состава Совета по вопросам АПК. Свое мнение об эффективности предлагаемых мероприятий высказали многие участники Совета: руководители сельскохозяйственных организаций, представители законодательной власти края, представители банков. В завершении заседания участники договорились дать окончательную оценку стратегии по развитию АПК и представить свои предложения на следующем заседании Совета, которое состоялось в феврале 2010 года.
Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса создан в Пермском крае 1 октября 2009 года. Основная цель работы Совета - периодическая оценка ситуации в агропромышленном комплексе региона и разработка стратегии развития отрасли. В состав Совета вошли чиновники краевой администрации, руководители ведущих сельхозпредприятий региона, депутаты Законодательного собрания Пермского края, представители научно-образовательной сферы и члены политической партии «Единая Россия».
По проведённым в работе исследованиям можно сделать вывод, что сельскохозяйственные организации Пермского края успешно развиваются «4»[1]
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.