Анализ художественного произведения в 11 классе
Оценка 4.8

Анализ художественного произведения в 11 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
17.04.2023
Анализ художественного произведения в 11 классе
Базовыми моделями моей системы работы при анализе художественного произведения являются деятельностный подход и технология РКМЧП, (Развитие критического мышления через мышление и письмо) так как, имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и различные элементы передовых технологий; в наибольшей степени способствуют развитию универсальных учебных действий. Урок литературы в 11 классе по рассказу В. Дёгтева «Выбор». «Простые и вечные истины В. Дёгтева».
Доклад. Анали худож пр - я 11 кл..docx

       »Анализ художественного текста на уроках литературы как средство формирования социально – адаптивной личности»

 

 

Путь анализа художественного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Функциональный подход, характерный для современной науки, требует формирование ключевых компетенций на  уроках литературы с применением современных образовательных технологий. Общество нуждается в творчески активных личностях,               обладающих общеучебными компетенциями.

Таким образом, в условиях обновлённой стратегии, анализируя художественное произведение, я опираюсь на классификацию компетенций, основанную на социальном заказе общества и главных целях общего образования:

- общекультурные  компетенции;

- ценностно – смысловые

- информационные

- коммуникативные

- учебно – познавательные

 

- социально - трудовые

- компетенции личностного самосовершенствования.

При анализе художественного текста я широко использую ценностно - смысловые компетенции, которые предполагают

-способность к собственной интерпретации художественного текста;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;

- учебно – познавательные компетенции;

- планирование, анализ, рефлексию;

- понимание проблемы и выдвижение гипотезы;

- структуирование материала, выделение причинно – следственных связей

в устных и письменных высказываниях.

  Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологии обучения. На мой взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих идей  и педагогических технологий:

1)   Идея личностно – ориентированного подхода.

2)   Идея деятельностного подхода.

3)   Идея развивающего обучения

4)   Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

5)   Технология «Дебаты»

6)   Технология проектной и исследовательской деятельности.

 

       Базовыми моделями моей системы работы при анализе художественного произведения являются деятельностный подход и технология РКМЧП,  (Развитие критического мышления через мышление и письмо) так как, имея интегративный характер, они позволяют сочетать традиционный подход к обучению и различные элементы передовых технологий; в наибольшей степени способствуют развитию универсальных учебных действий.

  Урок литературы в 11 классе по рассказу В. Дёгтева «Выбор».

 «Простые и вечные истины В. Дёгтева».

 Целеполагание: формирование умений анализа художественного произведения; развитие умений аргументации собственной точки зрения;

подготовка к ЕГЭ.  На уроке использую презентацию «У каждого своя война».

  Слово о писателе, подготовленное учащимся.

  В И Дёгтев родился в 1959. Офицер запаса, бывший лётчик, летавший на МИГ – 17. В 1991 году закончил Литературный институт им. Горького. Автор 13 книг, Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце», литературной премии А .Невского «России верные сыны», победитель популярной премии «Национальный бестселлер».

  Учитель должен добавить: его герои могут быть положительными и отрицательными, но они всегда оставляют право выбора за собой, право на поступок.

  Групповая форма организации работы наиболее эффективно позволяет реализовать компетентностный подход на практике. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

 Класс делится на 5 групп.  Я умышленно употребляю термин «группа», а не команда, потому что каждый имеет свой особенный счёт удачных или неудачных ответов. Моя задача – фиксировать работу каждого ученика. Если кто – то постоянно отвечает, задаёт вопросы соседней группе, то и оценивание соответствующее. Это стимулирует тех, кто надеется отсидеться за спинами других.

      Чтобы  создать группу, делаю блиц – диагностику и предлагаю ребятам расположить фигуры по  степени приятия –   █ ▬ ▲ O $  В группе 5 – 7 человек

S – Генератор идей, нестандартный человек. Тот идеи бросает - кто поставил на 1 место.

▲ – это лидеры, которые любят работать чужими руками, кто поставил на 1 место.

O – создатели доброжелательной атмосферы, кто поставил на 1 место.

- работяги.

творцы, но неустойчивы. Их нужно вдохновить – у кого на первом месте.

  Надо ли читать рассказ на уроке? Надо, чтобы увидеть гармонию мысли и души.

 

 Задание для 1 группы:

 

- Почему Роман ушёл на войну? (жена ушла к другому, «спутавшись с плюгавым настройщиком роялей», забрала квартиру, которую он долго зарабатывал).

- Какие художественные средства использует писатель, рассказывая о жизни героя до войны? («Одно оставалось – выйти, взять бутылку. Пока деньги были…». Многоточие. Это фигура умолчания, представляющая возможность догадаться, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.  Метафоры: тоскливо и горестно; синонимы: квартира – конура.  Обозлённый на всю жизнь, он выбирает войну).

 - Почему на войне его стали называть» псом войны»? ( Был очень жестоким, у него не дрожали руки, когда «пришлось подстрелить своего – уж очень парень был труслив, чуть что, сразу у него паника». В бою трус своим поведением чуть всех не погубил. А затем подставил под пули продажного журналюгу»).

- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он  стал «зверем», он не лучше тех, кого убивал).

 

 

Задание для 2 группы:

 

- Что значат словосочетания «дикие гуси», «псы войны»?

- Как называется такой приём в литературе, когда автор умышленно использует образ, мотив, выражение из произведения какого – либо автора? (Реминисценция. Литературоведческий термин объясняется заранее подготовленным учеником. Основой для реминисценции, использованной В. Дёгтевым, послужила историческая хроника У. Шекспира «Юлий Цезарь». Главный персонаж пьесы обращается к подданным: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!». Драматург называл «псами войны» наёмников, не останавливающихся ни перед чем ради наживы).

-  Объясните, почему оказался так востребован этот образ, созданный несколько веков назад английским классиком? (Он обозначает тип людей, обозлённых, идущих на любую жестокость ради денег).               

  Выражение «дикий гусь» в 20 веке означало наёмника, солдата,  выбирающего, на какой из воюющих сторон он будет сражаться.

- Каким содержанием наполнена реминисценция у писателя? (Человек ожесточился, потерял чувство жалости и спрведливости).

- Какие глаза у него? Какие глаза у неё? ( У него были глаза были серые, стальные, немного зеленоватого цвета, а у неё – карие, выпуклые, «как у породистой, преданной собаки», а в последнее время глаза у неё сделались золотистые и с янтарным оттенком).

- Какой приём  автор использует?. ( Антитеза.  Его глаза потухшие, чуть – чуть теплится жизнь, «немного зелёного цвета», у неё живые, тёплые, готовые дать жизнь. Зелёный цвет символизирует жизнь. Пусть немного, но ещё осталась она в ожесточившемся, обозлившемся герое)

- Отчего в последнее время у героини рассказа глаза «сделались отчего – то золотистые  и с янтарным оттенком»?

 

Задание 3 группе:

 

- Почему в начале рассказа нет собственных имён, а только местоимения и существительные собственного значения «гранатомётчик, «работница полевой кухни». И лишь потом мы узнаем их имена? ( Писатель использует приём обобщения, стремится раскрыть типическое в современной жизни?

- Предположите, когда могут появиться имена героев? ( С развитием у них отношений. Имя Роман «римлянин, римский», завоеватель, невольно вспоминаются истоки шекспировской реминисценции).

- О чём это говорит? (Любовь меняет многое).

    

   И вот сейчас её внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. «Звери обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненую Оксану, Роман заговорил с ней.

 

- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это минутная слабость или любовь, жалость иди сильное чувство? ( Конечно, любовь. Он понимал, что ждёт Оксану в будущем, только он может ей помочь).

- Согласны ли вы, что ему нелегко было сделать предложение? (Нет. Он сказал хрипловато, но твёрдо: «А выходи - ка  ты за меня замуж».

- Предположите, как у них развиваются отношения?

- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню?  ( Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб).

-  Объясните, почему ему понравилась эта девушка? ( Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами в День Победы, гранатомётчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался… «Да она была настоящая королева!»).

 

 

Задание 4 группе:

 

- Какими стилистическими фигурами, художественно – выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор, который отличается мощным эмоциональным зарядом. Путём повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие).

- Найдите лексический повтор (Сапог…Сапог! Боюсь, что завтра…завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная).

- Выделение из предложения какого – либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения называется парцелляцией. Найдите в тексте этот вид стилистической фигуры. (Ты только не говори много. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты ещё покажешь класс – в своих скрипучих сапожках – то… ).

- Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно создаёт сердечность, теплоту речи. Слушай, будь другом…левый сапог – жмёт, вражина, мочи нету! «Он кивнул и приподнял край задубевшего от крови одеяла».

 Ног у неё не было по самые колена»

 

 

Задание 5 группе:

 

- Обсудите финал рассказа. Прокомментируйте его. (Финал рассказа «открытый», писатель оставляет возможность читателю домыслить эпилог. Но беззвучный плач молоденькой медсестры, горьковатый запах тополевых поленьев придают драматическое звучание произведению).

- Какое «лицо» у войны? ( Война несёт жестокость, смерть…)

- Какова же  идея рассказа? ( Как бы ни драматична была судьба человека на войне, как ни ломали его обстоятельства, в человеке сохраняется человеческое, сохраняется его стержень. Любовь помогает Роману вернуться к прежней жизни, снова научиться верить людям. В конце рассказа мы его уже не можем назвать «псом войны», человеческое в нём побеждает).

- Почему рассказ называется «Выбор», как и роман Юрия Бондарева?  Почему именно этому писателю посвящён рассказ? (Слово «выбор» однокоренное глаголу «выбирать», а оно означает «отобрать для себя нужное, предпочитаемое. Это слово – синоним к словам «искать», «определяться».)

  Особое внимание я отвожу вопросам. Именно в них, правильно поставленным, рождается личность, это инструмент формирования социально -  адаптированной личности. В начале урока задаю «тонкий вопрос», предполагающий однозначный, но обстоятельный вопрос. Затем последуют «толстые вопросы», которые совпадают  с темой урока. Правильно поставленный вопрос подразумевает наличие поиска в ситуации неопределённости.

А поскольку неопределённость является чертой современного стремительно меняющегося мира, актуальность развития умения задавать вопросы представляется очевидной, необходимой как средство формирования адаптированной личности.

  Учитель дополняет ответы учащихся:

- Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – вот ведущие темы прозы В.Дёгтева. Для него предельно близки поиски героев классической литературы, поэтому он обращается к честным произведениям Ю.Бондарева, позаимствовав у его романа название рассказа и посвятив его классику «военной прозы».

 

   В процессе групповой работы ученики приобретают или развивают важные для будущей жизни социальные качества, например, умение выслушать и понимать другого, развивается чувство собственной значимости, готовность принять на себя ответственность.

  Формируя компетентстного выпускника, я применяла активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

  Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Важно отметить, что первостепенную значимость приобретает  обладание гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность принимать решения, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться  в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, то есть обладать общеучебными компетенциями.


 

Анализ художественного текста на уроках литературы как средство формирования социально – адаптивной личности»

Анализ художественного текста на уроках литературы как средство формирования социально – адаптивной личности»

Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологии обучения

Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологии обучения

Класс делится на 5 групп. Я умышленно употребляю термин «группа», а не команда, потому что каждый имеет свой особенный счёт удачных или неудачных ответов

Класс делится на 5 групп. Я умышленно употребляю термин «группа», а не команда, потому что каждый имеет свой особенный счёт удачных или неудачных ответов

Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может…

Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может…

Задание 3 группе: - Почему в начале рассказа нет собственных имён, а только местоимения и существительные собственного значения «гранатомётчик, «работница полевой кухни»

Задание 3 группе: - Почему в начале рассказа нет собственных имён, а только местоимения и существительные собственного значения «гранатомётчик, «работница полевой кухни»

Лексический повтор, который отличается мощным эмоциональным зарядом

Лексический повтор, который отличается мощным эмоциональным зарядом

Это слово – синоним к словам «искать», «определяться»

Это слово – синоним к словам «искать», «определяться»

эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, то есть обладать общеучебными компетенциями.

эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, то есть обладать общеучебными компетенциями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2023