Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»
Анализ художественного текста
на уроках русского языка и литературы
как средство формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций»
Автор опыта
Малашенко Инна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Поповская СОШ»
Поповка, 2021
Содержание:
Информация об опыте…………3-4
Технология опыта………………5-19
Результативность опыта………20 - 21
Библиографический список…...22
Приложение к опыту ………….23-33
І. Условия возникновения опыта.
Требования, предъявляемые сегодня обществом выпускнику школы, очень
высоки. ФГОС предполагает «привести его содержание в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны».
Изучение русского языка и литературы направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах общения, основных нормах русского литературного языка способствует формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Основой изучения русского языка может являться не только свод правил и лингвистических терминов (безусловно, без этого овладение языком невозможно), но и практическая работа по овладению всех секретов родной речи, всех особенностей её необыкновенной выразительности. Образцом великолепной русской речи является, по мнению многих лингвистов и учителей-практиков, язык художественной литературы, способный представить всё многообразие стилей и ситуаций, обогатить словарный запас учащихся. Изучение художественного текста на уроках русского языка и литературы начинается с чтения и анализа художественного произведения в целом, отдельных сцен и эпизодов, отрывков.
ІІ. Актуальность опыта.
Введение новых форм итоговой аттестации по русскому языку и литературе требует от учащихся и учителей более пристального внимания к художественному тексту, так как чаще именно он является предметом задания 27 экзаменационной работы по русскому языку и служит образцом для создания собственной творческой работы. Не секрет, что с анализом научных и публицистических текстов школьники испытывают меньшие трудности, а вот художественный текст вызывает затруднения в определении проблематики, темы, ведущей идеи. Средства выразительности – ещё одна проблема. А связать воедино всё выше указанное представляется многим ученикам трудно разрешимой задачей.
Задача учителя – направить работу по изучению теоретических основ языкознания, практических навыков по овладению языком в русло системного анализа художественного текста, способствующего формированию всех компетенций, являющихся основой воспитания личности ребёнка, приобщения к культуре народа.
ІІІ. Ведущая педагогическая идея.
Идея сотрудничества: постоянное общение в обучении учителя и ученика с опорой на личностно ориентированный подход, позволяющий раскрыть индивидуальные особенности личности школьника. Очень важен духовный контакт между учителем и учениками, «руки учителя должны быть тёплыми, они мостик между учеником и книгой». Дистанция между учеником и учителем должна быть, но очень важно, чтобы ученик знал – я обязательно помогу ему, поддержу, откликнусь на беду и радость, успех и поражение.
Основные принципы, которые использую в работе:
- проблемность обучения;
- доступность обучения;
- использование заданий, развивающих аналитическое мышление;
- использование заданий, развивающих творческие способности учащихся;
- использование алгоритмов в решении задач обучения.
ІV. Диапазон опыта.
Опыт может быть использован на уроках литературы и русского языка в среднем и старшем звене школы, так как обучение анализу текста ( в том числе художественного) начинается с 5 класса. Элементы опыта могут быть использованы в начальной школе.
V. Теоретическая база опыта.
В основе опыта лежат идеи известных русских литературоведов, языковедов и методистов: Е.А. Маймина, В.Г.Маранцмана, Т.Г.Браже, Я.С. Билинкиса, М.Л. Семановой, А.А. Слинько и других, а также учителей-практиков: Ю.А. Шепотьева, В.В.Шапошниковой, Е.Н. Ильина, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой. В своих работах эти учёные и педагоги изложили принципы исследования художественного произведения, определили задачи анализа как средства постижения авторской мысли, изучения личности писателя; сформировали пути и приёмы анализа; познакомили с теоретико-практическими основами анализа; объяснили сущность анализа как способа проникнуть в суть жизни, описываемой на страницах художественных произведений, что безусловно оказывает воспитывающее, нравственное воздействие на формирующуюся личность ученика.
VІ. Технология опыта.
Постановка целей и задач.
Современные требования к подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе выпускников основной и общеобразовательных школ обусловили выбор темы опыта, а также цели и задачи работы по теме опыта.
Поскольку по сути дела речь идет о двух общеобразовательных предметах: русском языке и литературе, то и цели и задачи данной работы будут несколько отличаться с учётом специфики предмета.
Целью работы по русскому языку было изучение художественного текста с точки зрения его лингвистических особенностей в качестве средства формирования основных лингвистических компетенций.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- изучить литературу по данной проблеме;
- опираясь на практический опыт, сформировать систему подготовки к итоговой аттестации , используя умения и навыки практического применения полученных знаний;
- используя новые технологии образовательного процесса, внедрять полученный опыт в работу.
Целью работы по литературе было изучение художественного текста с точки зрения его литературоведческих особенностей с целью формирования у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей (что особенно важно для учащихся старшего звена); развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников; воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений; развитие навыков свободного и грамотного владения литературной речью.
Задачами для данного этапа работы стали:
- изучение литературы по данной теме;
- формирование опыта анализа художественного текста;
- использование данного опыта при подготовке учащихся к итоговой аттестации ;
- использование новых технологий (узкоспециальных) в преподавании литературы.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс – сложное научное методико-педагогическое понятие, включающее в себя, в том числе, постоянное стремление личности к новым знаниям, новому опыту. В основе этого опыта лежит постановка целей и задач обучения. Если учащиеся знают, что конечным пунктом в их школьном образовании будет государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе в форме, которая определит во многом их дальнейшую судьбу, то это является хорошим стимулом в стремлении кновым знаниям.
Тридцать пять лет работая учителем русского языка и литературы, я пришла к выводу, что очень многое в обучении, его результаты часто зависят от самых разных факторов: от умственных способностей учащихся, от правильного отношения родителей к школе, процессу обучения, от квалификации учителя, от личностных отношений между учителем и учеником. Эмоциональный компонент урока тоже очень важен. Учёба – огромный труд. Языкознание и литературоведение – сложные науки. Помочь ученику преодолеть преграды на пути в обучении должен учитель. Помочь доброжелательным отношением, готовностью прийти на помощь, сделать сложное и трудное простым и понятным, не опускаясь до уровня ученика, а постоянно поднимая его на определённую учителем высоту, создавать ситуацию успеха. Должна постоянно работать формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. На уроке литературы главная цель – сделать так, чтобы ученик прочёл книгу исподволь. Насильно прочитанная книга – «смерть книги» (Е.Н.Ильин). Необязательно читать её от корки до корки, а чтобы прочли, что нужно? Чтобы рука школьника сама потянулась к книге, её прежде надо поднять на уроке: острым, неожиданным вопросом. Вопрос для современных учащихся должен быть жгучим, злободневным, личностно значимым. Вопрос должен быть по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику. Ответ на вопрос, решение проблемы, содержащееся в вопросе, будет требовать тщательного изучения текста произведения, учебника, дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Задача учителя-словесника найти вопрос-ключ, который поможет выполнить художественный анализ художественного текста.(Приложение 1).
Это вопросы, над которыми надо думать не один урок, иногда можно решить, только поставив себя на место героя: ты в роли Базарова (полутруп), захотел ли бы ты , чтобы тебя таким увидела любимая женщина? (На уроках по образу Базарова в 10 классе.) В 9 классе, очень увлечённом историей, ставлю при изучении «Слова о полку Игореве» вопрос: почему князь Игорь Новгород – Северский пошёл в поход на половцев весной. Шумно спорили, вариантов ответа было множество. Снова пересмотрели текст (!), пришлось прочитать «Задонщину». Обращались за помощью к учителю истории, копались в «Энциклопедии Кирилла и Мефодия». Просили намекнуть на правильный ответ, а потом сами неожиданно (неожиданно ли?) сделали вывод: весной, потому что сражались ведь с кочевниками – половцами, а весной войско кочевников слабо: лошади отощали после зимнегобескормья.
В 6 классе при изучении сложнейшего гоголевского «Тараса Бульбы», интересного и одновременно трудного нравственным содержанием, завершающим вопросом анализа стал такой: почему Тарас за трубкой вернулся? Ведь знал о страшной опасности малейшего промедления и всё же вернулся? Пришлось снова и снова обращаться к тексту повести, перечитывать речь Тараса о казацком братстве, эпизоды сражений с ляхами. И снова неожиданный вывод: для Тараса Бульбы его «люлька» - не просто дорогой предмет, а символ казацкой вольности и братства, любви к родине и свободе, а ради этого можно и жизнью пожертвовать.
Работа по учебно-методическому комплексу под редакцией профессора М.М. Разумовской и профессора П.А. Леканта по русскому языку предусматривает обучение достаточно глубокому анализу текста, в том числе и художественного.
В учебниках 5-9 классов в практической части, в материалах упражнений по морфологии, орфографии, словообразованию и синтаксису представлены тексты Д.Мамина – Сибиряка, К. Паустовского, А. Фета, И. Тургенева, Ф. Сологуба , А. Куприна , Ф. Тютчева и других авторов. Авторы учебно-методического комплекса в задания к художественным тестам включили определение типов речи, представленных в данных текстах; работу над выразительным чтением поэтических произведений (см. 8 класс, упр. 226); работу над письменным пересказом текста с сохранением вводных и вставных конструкций (см. 8 класс, упр. 229); вопросы на выявление восприятия художественного произведения, об истории его создания (см. 9 класс, упр. 7).В материалах на повторение можно найти задания по формулированию темы и основной мысли высказывания; задания на нахождение зачина, основной части и концовки; задания на понимание смысла поговорок и пословиц, включенных в художественные тексты; работу над лексическим значением текстов с использованием разных словарей; задания озаглавить отрывки текста, указать смысловые отношения между частями; работу над средствами художественной выразительности.
Методические рекомендации к учебникам русского языка под редакцией М.М. Разумовской (авторы С.И. Львова, В.И. Капинос) предлагают в качестве основы для комплексного анализа художественные тексты А. Пушкина, А Куприна, М.Горького, Ю. Казакова, А.Чехова, Л. Толстого. В заданиях к текстам предлагается членение текста на абзацы, определение типа речи, средств и способов связи предложений, применение функций художественного стиля, работу над орфографией и пунктуацией.
Учебник – для старших классов С.И.Львовой и В.В.Львоватоже предлагает ряд текстов В.Белова, А.Гайдара, Б.Ахмадулиной, В. Богомолова, А. Пушкина, И. Тургенева и других классиков русской литературы для комплексного анализа. В них даны задания по определению стиля речи ( с доказательством правильности выбора), типов речи, определению темы, основной мысли. Большая группа лексических заданий на пополнение словарного запаса учащихся. В упр. 161 учебника 11 класса дано задание на определение тропов и фигур речи, в упр. 167 предлагается для анализа средств выразительности текст А.И.Куприна. В упр. 175 (текст В.Липатова) изучается понятие внутренней речи персонажа. В упр. 178 С.С.Львов говорит о многослойности смысла художественного текста, основанного на контексте.
Содержание образования
Многие литературоведы, методисты рассматривают художественное произведение в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути, выявляют связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Учитель-словесник на уроке должен углубить представление о данном художественном произведении, освободиться от некоторых штампов в подходе к нему и сделать уроки более живыми, интересными, разнообразными.
В научном подходе к изучению художественного текста на уроках русского языка и литературы сформированы некоторые концептуальные положения и гипотезы:
- усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
- принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений;
- художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех «о»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
- принцип обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
- в процессе учебной деятельности у учащихся могут быть воспитаны такие важнейшие качества человеческой личности, как патриотизм , познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и развитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
- идти к ребятам не только с темой урока, но со жгучей проблемой;
- нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
- знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственного развития;
- сама личность учителей, их нравственный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
- педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
- метод духовного контакта;
- демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
- учитель – предметник, духовник, врач;
- работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
На мой взгляд, вышеуказанным принципам соответствует во многом программа литературного образования автора - составителя Г.С. Меркина.В 5 – 6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей обстановки, проводят наблюдения над языком произведений, обучаются элементам анализа прозаического, поэтического, драматического текстов.
В 7 - 8 классах усложняется содержание произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о такой особенности художественной литературы, как образность; о произведении как художественном единстве; о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы.
В 9 классе завершается начальный курс литературы. Здесь изучаются произведения в историческом освещении (хронологическое расположение материала, сведения о жизни и творчестве писателей, об общественном и литературном значении произведений), даются начальные знания о литературных направлениях.
В 10 – 11 классах литературное образование имеет два уровня: базовый и профильный (гуманитарный), что дает возможность выбора учителям и учащимся, хотя отличие базового уровня от профильного не столько количественное, сколько качественное.
Учебники литературы тоже предоставляют хорошую возможность выбрать самые разные формы преподавания литературы как учебной дисциплины и ориентированы на разный уровень подготовки учащихся. Имеются задания повышенного уровня сложности.
Учебники 5 – 8 классов представляют собой традиционную форму учебника – хрестоматии. Уже с 5 класса материал учебника содержит вопросы разных уровней сложности, включает теоретические понятия, необходимые для анализа текста. В 1 части учебника на странице 41 дано определение олицетворения и звукоподражания, на странице 56 – определение драматического произведения, или пьесы, а также комедии. Н а страницах 136 – 137 дано понятие ритма и рифмы. Определение басни, аллегории, или иносказания, морали басни представлены авторами учебника на странице 244 части 1. Во второй части учебника 5 класса на страницах 14 – 15 разбираются понятия эпитета и сравнения. Вопросы и задания к учебнику также предусматривают возможность отработать навыки определения в тексте перечисленных средств выразительности. Хрестоматийный материал учебника включает в себя стихотворения классиков русской литературы, что дает возможность уже в 5 классе проводить элементы анализа стихотворений даже в письменной форме.
В 6 классе работаем над определением разных видов рифмы, строфой. Практические навыки элементов анализа можно отработать на примере стихотворений А.С. Пушкина. На страницах 195 – 198 части 1 даны определения стихотворных размеров, двусложных и трехсложных. Упражнения по определению стихотворных размеров можно провести по стихотворениям М.Ю. Лермонтова. Определение юмора и его составляющих прорабатываем при изучении повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Во второй части учебника на материале повести В.К. Короленко «Дети подземелья» дается портрет литературного героя. Определение пейзажа и его роли в художественном произведении проводим по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца», а система вопросов к повести на странице 203 части 1 работает на идею произведения. По рассказу Д. Олждриджа предлагаем работу над понятиями портрета, размышления героя, речи героя, роли пейзажа в тексте. Название рассказа многозначно, на этом примере можно также говорить об основной мысли произведения.
Учебник-хрестоматия 7 класса на странице 5 части 1 рассказывает о родах и видах литературы, тем самым углубляя основные понятия, необходимые в анализе художественного текста. На примере текста повести Н.В. Гоголя авторы учебника предлагают объяснить школьникам разницу между понятием характера и понятием характеристика. Станицы 155 – 159 представляют теоретический материал с определением жанра поэмы, такими тропами как метафора, олицетворение. Самый широкий диапазон анализа может быть проведен по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева, а стихотворение «Железная дорога» Н.А. Некрасова отмечает прием контраста в качестве особенности построения стихотворения. Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина впервые знакомят учащихся с сатирой, ее видами, гротеском, иронией и гиперболой, а рассказы А.П.Чехова продолжат работу над приемами создания юмористических образов.
Учебник 8 класса учит определять тему и идею произведения, определять конфликт и сюжет, работает над понятием композиции.
Учебник 9 класса «Русская классика» представляет собой замечательный по содержанию литературный практикум с системой вопросов для проблемного анализа текста, заданиями по наблюдению за языком произведений (стр. 19), разными переводами и трактовками произведений. В материалах, посвященных биографии и творчеству писателей, авторы учебника предоставляют учителю и учащимся сформулировать самостоятельно выводы о мировоззрении писателя, его творческой и гражданской позиции. С этой целью в учебнике приводятся воспоминания современников о жизни и творчестве поэтов и писателей, отзывы о произведениях, материалы из писем, записок и дневников авторов произведений. На сегодняшний день недостатком этого учебника является отсутствие в нем материалов к изучению «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мертвых душ». По-прежнему мало примеров изобразительно-выразительных средств, теории литературы, связанной со стихосложением. Учителю приходится использовать множество дополнительных источников, компенсирующих эти недостатки, изыскивать время для разбора стихотворений, прозаических отрывков, так как материалы итоговой аттестации в форме ЕГЭ предполагают владение этой формой литературного образования.
Учебники для 10 – 11 классов углубляют основные теоретико-литературные понятия, система вопросов позволяет глубоко и полно анализировать художественные произведения.
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.
Главной задачей каждого учителя является повышения уровня образованности учащихся по предмету. Безусловно, важен конечный результат, но как к нему прийти? В основе любой предметной подготовки лежит интерес ученика. Именно интерес толкает его к новым открытиям. Как же пробудить этот интерес? Как подтолкнуть ученика к лучшему, что есть в программе школьного курса русского языка и литературы – книге? Этот вопрос и для меня всегда был и остается самым важным. Художественный текст – образец безукоризненного владения языком, культуры речи.
В обучении предмету формула развития интереса может выглядеть так: от опыта личности к анализу произведения и от него к книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные вопросы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Современный урок литературы – это:
- человекоформирующий процесс, урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
- своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
- не аргументы и факты, а открытия;
- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Всякий ученик учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную, соседка, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы,оригинальные домашние «нравственные задания», «беседы по душам» на уроках и вне урока. К числу «нравственных домашних заданий» можно отнести следующее. В 10 классе при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» прошу двух учеников подготовить свои индивидуальные домашние задания, которые помогут мне, учителю, провести следующие уроки. Первое задание: образ матери в романе (графиня Ростова; княжна Марья Болконская – почему автор испытывает её в роли матери для осиротевшего Николеньки и только потом она сама становится матерью; Наташа Ростова – мать четверых детей, которая сама их кормит; можно ли образ матери «примерить» на Элен Курагину). Второе задание: тема прощения в романе (почему Андрей Болконский не простил Наташе её «измены», можно ли простит Анатоля за его подлый поступок по отношению к Наташе, как Пьеру простить жене её предательство). Считаю, что подобные задания имеют высокий нравственный потенциал, заставляют ученика вновь и вновь возвращаться к книге ( ведь ответов на подобные вопросы нет ни в каких готовых шпаргалках), учат отбирать необходимый материал, определять идею ответа, анализировать факты и эпизоды произведения.
В каждом случае такие задания, ориентированные на обращение к художественному на уроках и во внеурочное время руководствуются целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
В наше время, когда изменились моральные ориентиры не только молодёжи, но и общества в целом, когда миром правит разъедающая души власть денег, учителю – словеснику ещё более усложнена педагогическая задача – помочь стать человеку Человеком, и без литературы здесь не обойтись. Альберт Эйнштейн как-то сказал, что не было бы теории относительности, если бы он не прочитал Достоевского. Человечность всегда была дефицитным продуктом. Нравственный опыт русской литературы и авторский идеал, возможно, те соломинки, которые способны удержать на плаву тонущий корабль русской словесности, воспитавшей и взрастившей не только писателей с мировыми именами, но и учёных, артистов, политических деятелей.
Чтобы исподволь привлечь ученика к книге, мы не должны заставить ученика читать, опираясь на «это тебе нужно», мы должны отчасти изменить себя, ведь учитель на уроке не только великолепный предметник (таких большинство), но и артист («переиграть экран»), и врач (проблема перегрузки).
Наши ученики не умеют читать, не хотят, в чём причины? Их, быть может, и не один десяток. Но главное, пожалуй, что мы сами забываем, как Лев Толстой дал замечательно объёмное определение литературе – «человековедение». Где, как не в мудрой книге, найти ответ на мучивший вопрос; кто подскажет, когда ни с кем не хочется делиться проблемами, а совет так нужен? Конечно, книга. Тысячелетний опыт жизни человечества, отражённый в мудрых книгах, даст ответы на все вопросы, подскажет нужное решение. Для этого нужно вести школьника к книге, заинтересовавтем жизненным опытом, который в ней содержится; после – ненавязчиво и естественно пробуждать в нём ученика, погружая в искусство слова; затем на синтезе того и другого формировать творческую личность.
Наших питомцев волнуют те же проблемы, что и взрослых. И говорим с ними, будущими взрослыми, стараясь соответствовать их возрасту и опыту.
Если ученик сам не может «дотянуться» до литературного героя, что же делать? «Спустить» героя к ученику? И да, и нет. Школьнику необходимо общение с персонажем, «оживление» его, возможность увидеть в нём себя. Один из самых сложных персонажей литературы первой половины девятнадцатого века – Печорин. Эта сложность часто отталкивает ребят. Читать «Журнал Печорина»? – скучно. Мне помог вопрос, опирающийся на личный опыт учеников: «Скажите, кто из вас не продолжал внутреннего монолога уже после спора, выяснения отношений? Бывает такое?» Кивают в ответ: «Да, часто». – «Вы анализируете своё поведение? Вините себя или других, пытаясь оправдать себя?» - «Конечно». – «А записывать свои мысли не пробовали? А Если записать, не получится ли нечто, похожее на это?» И читаем выдержки из дневника Печорина.
Часто такое сближение ученика с персонажем рождает интерес к чтению. Несколько лет назад моя ученица Инга в самом начале урока вдруг неожиданно сказала: «Вы знаете, здесь так много про меня». И показала мне раскрытого «Героя нашего времени».
«Отцы и дети» - проблема взаимоотношения поколений. Евгений Базаров и родители. Нигилист Базаров на вопрос Аркадия отвечает о них: «Люблю». Но ведь он нигилист, ничего не признающий; слово «любовь» для него – пустой звук. Замечательно вписывается в осознание личных взаимоотношений старшеклассников анализ одной из последних сцен перед смертью Базарова, где он просит о свидании с Одинцовой. Здесь поможет проблемный вопрос: захотели бы вы, чтоб вас таким, умирающим, полутрупом, увидел любимый человек? Это одновременно и вопрос с глубоким нравственным содержанием.
Еще один прием анализа – досказывание, вопрос – ключ (Приложение 1), помогающий анализировать уже не отдельные страницы, а заставляющий читать «до» и «после»: придёт ли Одинцова на могилу Базарова? Или сочинение«вместоавтора» «Письмо Аркадия Кирсанова отцу о Базарове». Списать его из интернет-источников и сборников «лучших сочинений» невозможно. Значит, нужно возвращаться к тексту, перечитать эпизоды, связанные с Николаем Петровичем Кирсановым и Аркадием, Аркадием и Базаровым, чтобы не только сочинить, додумать за автора, но и сохранить особенности стиля эпистолярного жанра того времени. Пишу такое сочинение вместе с ребятами, потом сравниваем, ищем «тургеневские изюминки». Главное условие: письмо должно «вписаться» в роман. А это значит, что будут работать и стилистика, и пунктуация, и основы языкознания.
Не прочитали всю книгу? Просмотрели «картинки» и обложку? Плохо. Но это сплошь и рядом, особенно у слабых учеников. Можно анализировать книгу и по обложке. Способом соотнесения увиденного в рисунке и в слове. Зачитать иллюстрируемый фрагмент. Поспорить с художником – иллюстратором (кто умеет – нарисовать). Получится анализ эпизода, фрагмента, интегрированный с изобразительным искусством.
В наш телефонно-компьютерный век эпистолярный жанр переживает кризис, пишут всё меньше, даже готовые поздравления уде отпечатаны на открытке. В 11 классе пишем вслед за Есениным, не постеснявшимся публично признаться в любви к матери, свои письма к мамам (ох, как мы этого не любим), а потом я их сама ( и только сама, обещая сохранить все тайны) читаю, оцениваю и дарю их мамам от имени их детей.Подобные сочинения возможны только после глубокого анализа поэтического текста.
В течение нескольких лет обучение анализу поэтического текста веду на основе разработанной мной универсальной схемы анализа поэтического текста (Приложение 2), содержащей в себе некоторые элементы клише сочинений. В ней я постаралась отразить все элементы практического и теоретического анализа текста, чтобы дать возможность учащимся, не используя многочисленную дополнительную и справочную литературу, анализировать текст стихотворения «с листа». Каждому ученику с 5 класса раздаю такие схемы с просьбой хранить эти странички, и уже с 5 класса начинаем работать по этой схеме. Предлагаю для младших школьников схему не упрощать. Просматривая её многократно, ученики будут находить те понятия, которые им известны, запоминать порядок анализа текста.
Так пятиклассники могут анализировать название стихотворения, связывая его с темой и главной мыслью (идеей), могут определить эмоциональное отношение автора (пафос), попытаться определить жанр стихотворения, дать характеристику лирического героя (какие чувства испытывает герой, о чём он думает, как изменяются чувства и мысли героя или он сам от начала к концу стихотворения), определить строфику (сколько строф.Сколько строк в каждой строф, определить некоторые единицы композиции (описание, характеристику героя, прямую речь), найти особенности лексики (синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова), проследить сюжет по строфам стихотворения.
В 5 классе учащиеся овладевают теоретическими понятиями: тропы, ритм, стихотворный размер, двусложные размеры, ямб и хорей, рифма, виды рифмовки (перекрёстная, смежная, кольцевая), сравнение, эпитет, гипербола, метафора, восклицание, звукопись, драма, поэма, сказка в стихах.
Перечисленные теоретические понятия представляют достаточно большой объем знаний, которые позволят пятиклассникам отличить поэтическую речь от прозаической, отметить особенности поэтической речи, большие возможности для выражения внутреннего мира героя. Стараюсь учить детей выразительному чтению художественного текста, так как считаю выразительное чтение основой будущего анализа. Объясняю необходимость повторного обращения к тексту, чтобы научиться читать «между строк». При первом прочтении у учащихся не возникает целостного восприятия текста, они могут почувствовать настроение, осознаются и запечатлеваются в памяти отдельные моменты. При повторном чтении в сознании оформляется художественный образ, ученик вслушивается и всматривается в текст, при чтении в третий раз (можно про себя) учимся видеть «между строк» и слышать непрозвучавшее. Выразительное чтение, работа над навыками выразительного чтения художественного текста помогают осмысленному восприятию текста, а следовательно, его правильному истолкованию и анализу. Так в 5 классе при изучении темы «Красота родной Земли» включающей стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…», «Весенние воды» работаем над понятием «музыкастиха», изобразительно-выразительные средства языка изучаем на примере эпитета и сравнения. По стихотворениям «Зима недаром злится…», «В небе тают облака…» проводим самостоятельную работу с элементами анализа текста. Дети находят в текстах стихотворений (текст напечатан для каждого, можно работать карандашом прямо на листке с напечатанным текстом) приметы музыкальности поэтической речи, известные им тропы.
В 6 классе ученики расширяют и углубляют знания о художественном тексте. К уже изученному добавляется понятие истолкования текста: что ты увидел за строкой, какие картины рисуются в твоём воображении?. Расширяем понятие метафоры (олицетворение как вид метафоры). Можно ввести понятия проблематики и пафоса, баллада пополнит знания о стихотворных жанрах. Можно проследить, как раскрывается идея произведения, приёмы раскрытия образов. По теории литературы добавляются в словарик литературоведческих терминов (он ведётся у нас с 5 класса и до конца обучения) новые понятия.
При изучении творчества Жуковского разбираем особенности жанра баллады; при изучении стихотворений Лермонтова изучаем понятие символа (парус – символ свободы и одиночества), можно попытаться поработать с определением синекдохи (часть за целое – парус – лодка). По опыту работы могу сказать – понятие синекдохи усваивается в 6 классе достаточно хорошо.
В первом полугодии пишем сочинение – сопоставительный анализстихотворения «Парус» и акварели Лермонтова «Морской вид с парусом», опираясь на вопросы 1 - 7 страниц 184 – 185 части 1 учебника – хрестоматии. Во втором полугодии 6 класса после изучения темы «Соловьиное горло – Россия, белоснежные пущи берёз» пишем сочинение – отзыв о стихотворении, опираясь на вопросы страницы 270 части 1 учебника – хрестоматии. Причем каждый выбирает для себя стихотворение по желанию. Работы у ребят получаются достаточно зрелыми и серьёзными.
В 7 классе при изучении «Песни про купца Калашникова…» разбираем по схеме понятие романтического пафоса, углубляем понятие о тропах (эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы), изучаем понятие тонического стихосложения. Итогом анализа текста будет сочинение – киносценарий по эпизоду «Бой Калашникова с Кирибеевичем».
При изучении баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов» углубляем понятие «лирический герой» вводим понятие «образный ряд» и рассматриваем его связь с названием произведения: почему поэма называется «Василий Шибанов», ведь в качестве главного конфликта выведены отношения Курбского с Иваном Грозным.
При изучении поэмы «Полтава» Пушкина работаем над композицией. Учимся определять элементы композиции (описание: портрет, интерьер, пейзаж; характеристика героя автором и другими персонажами, самохарактеристика героя; прямая речь, диалог, монолог, внутренний монолог). Изучаем многообразие метафор как художественного приёма создания образа.
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» даёт возможность анализа фактической основы стиха, своеобразия композиции через сочетание картин действительности и элементов фантастики. В этом же тексте в качестве элемента композиции отмечаем диалог – спор, пейзаж, анализируем эпиграф.
Творчество Тургенева предоставляет возможность познакомиться со стихотворениями в прозе, на его примере отработать навыки определения тропов и фигур в прозаическом тексте ( на уроке раздаем листочки с текстом произведения, можно работать карандашом).
Словарик литературоведческих терминов пополнится понятиями: стихотворения в прозе, тоническое стихосложение, романтизм, инверсия, риторическое восклицание, ирония.
В 8 классе при изучении исторических и лирических песен знакомимся с понятиями: психологический повтор, песенный стих, повтор.
Лирика Лермонтова позволяет углубить знания о мотиве и символе, лирическом монологе, образе романтического героя.
Стихотворения Н. Заболоцкого позволяют обратить внимание на философичность, афористичность поэтического слова, развивают понятия юмора, аллитерации, звукописи.
Комедия Гоголя «Ревизор» будет новым этапом в обучении анализу эпизода (сцены). По ней мы пишем сочинение – анализ сценывранья Хлестакова (явление 6 действие 3).
В рассказе «После бала» Л.Н. Толстого основой анализа может стать сопоставление психологического состояния героя – рассказчика в сцене бала и сцене наказания. Чтобы подчеркнуть контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Проводим работу в группах по наблюдению над текстом. Каждой группе нужно выписать из текста ключевые слова из эпизодов «На балу» и «После бала» по единому плану. Затем по итогам наблюдений составляется единая таблица и делаются выводы: эпизод бала и события после него противопоставляются друг с другом. Основной прием изображения – контраст – помогает понять идею произведения, подчёркивают перелом в душе героя.
Стихотворения Н. Рубцова дают возможность работать над определением патриотического пафоса, понятием личного и общественного в произведении.
При изучении поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» работаем над особенностями композиции: каждая глава – самостоятельная часть, объясняем эту особенность условиями работы автора. Развиваем понятия «большой» и «малой» родины. Впервые в лиро-эпическом произведении выделим образ автора, определим его черты.
В словарике литературоведческих терминов появится ряд понятий: образ автора, народность, риторические восклицания, вопросы и обращения, мужская, женская и дактилическая рифма, сонет.
В 9 классе усложняются теоретические понятия и практическое осмысление художественного текста. Изучаются в основном все средства выразительности, поэтические тропы и фигуры. Это особенно важно в свете того, что в проекте итоговой аттестации в 9 классе – экзамен по литературе.
Изучение литературы в 9 классе осложняется особенностями языка XVІІІ века, обилием старославянизмов, высокой лексики. В программе 9 класса предоставлено много поэтических текстов, что дает возможность работать над «сквозными» темами: тема поэтического творчества, поэзия свободы и дружбы, поэзия любви, поэтическая исповедь, отчизна в лирике, тема города. Большое количество текстового материала помогает проследить трансформацию темы в творчестве одного автора или разных авторов. Анализ и интерпретация поэтического текста возможны именно благодаря текстовому разнообразию.
Очень удачным, на мой взгляд, был урок сопоставительного анализа по теме поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова по текстам стихотворений «Пророк». Класс работал над заполнением таблицы с графами
сопоставления по теме, идее, жанру, тропам и фигурам, фонетическим средствам, а затем делался общий вывод (Приложение 3).
Учебники и учебная программа под редакцией Г.С.Меркина дают возможность учителю и учащимся, работая по системе предлагаемых вопросов, анализировать художественный текст. Учителю в работе над художественным словом необходимо убеждать ученика, доказывать ему, что нужно знать тайны стиха, поэтическую «кухню», чтобы понять глубины словесных кружев. К стихотворной речи поэты обращаются тогда, когда хотят выразить возвышенные чувства и переживания, найти отзвук в сердце читателя, затронуть сокровенные струны его души. Поэтические размеры стиха, созвучия строк, определённый порядок рифмовки придают стиху особую силу, красоту, музыкальность, помогают настроить на «одну волну» душу писателя и душу читателя. Знание техники стихосложения , художественного слова вообще позволяет правильно и выразительно читать произведения, лучше воспринимать и понимать то, что хотел сказать автор. Чем глубже человек разбирается в тайнах писательского мастерства, тем доступнее для него становятся мысли и переживания писателя, тем большее наслаждение он получает от бессмертных созданий искусства.
В 10 – 11 классах учащиеся углубляют умение анализировать художественные тексты. Так при изучении «Войны и мира» Л. Толстого мы пишем творческую работу по сравнительному анализу двух эпизодов «Две встречи» (Андрей Болконский и старый дуб до знакомства с Наташей Ростовой и по возвращении домой). После изучения «Тихого Дона» М.Шолохова пишем сочинение – анализ эпизода «Возвращение Григория Мелехова в родной хутор». Совсем небольшой по объёму эпизод, всего в одну страницу, даёт возможность подвести итог четырёхтомному роману о трагической судьбе героя в поисках смысла жизни.
На уроках русского языка анализ художественного текста в самых разных вариантах (стилистический, лингвистический, речеведческий и др.) помогает формировать правильную, грамотную речь. Работа по анализу художественного текста ведётся с 5 по 11 класс не только по материалам учебников, но и в системе комплексного анализа текста, представленного в комплекте методических пособий Малюшкина А.Б. «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь». Данное методическое пособие включает различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана, работу над тропами и фигурами, задания по лексике, морфологии, словообразованию, морфемике, синтаксису). В тетрадях представлены отрывки из текстов мастеров русского слова И. Соколова – Микитова, Д. Мамина – Сибиряка, Н. Гаршина, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, М. Горького, Н. Гоголя и др. Подобные задания способствуют повышению уровня подготовки учащихся по предмету.
Безусловно, мы должны подготовить ученика к итоговой аттестации, но хочется сказать – и к жизни, чтоб школьный урок подставил в нужный момент своё надёжное плечо.
Результативность.
Итогом деятельности каждого учителя является успешность его труда, включающая в себя следующие понятия: успеваемость и качество знаний, результаты итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Результаты по успеваемости и качеству знаний за 2020-2021 учебный год:
Предмет |
Успеваемость % |
Качество знаний % |
Русский язык |
100 |
82,3 |
Литература |
100 |
85,4 |
Родная литература |
100 |
86,5 |
Родной язык |
100 |
90,0 |
Результаты ЕГЭ 2019 – 2021 годы (см. Приложение 3)
Результаты ОГЭ 2021 - 2022 учебный год (см. Приложение 3)
Предмет |
Успеваемость % |
Качество знаний % |
Русский язык |
100 |
100 |
Результаты творческих конкурсов и олимпиад:
2020 – 2021 учебный год
Журавлева Елизавета – 3 место в конкурсе сочинений «Три ратных поля России»;
Беседина Елизавета – призер муниципального конкурса «Что такое экзамены и для чего они нужны»;
Чегринец Станислава заняла 2 место в муниципальном конкурсе «Сын России»;
Рудковская Инна – 2 место в районном конкурсе художественного слова «Мой край – родная Белгородчина»
Журавлева Елизавета - призер муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе;
Чегринец Станислава – победитель муниципального этапа олимпиады по литературе в 8 классе.
2021 – 2022 учебный год
Журавлева Елизавета – победитель муниципального этапа олимпиады по литературе в 11 классе;
Калугина Алина – призер муниципального этапа олимпиады по русскому языку;
Мелкумова Вероника заняла 3 место в районном литературном конкурсе имени И.Шмелева «Лето Господне» и 2 место в литературном конкурсе , посвященном 200-летию Ф.М.Достоевского;
Библиографический список
1. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX – XX вв. «Экзамен», М., 2011 – 2014 гг
2. Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. М., Просвещение, 1981.
3. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. М., 1990.
4. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
6. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.
7. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1989.
8. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина». М., 1986.
9. Ильин Е.Н. Урок продолжается. М., 1973.
10. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. М., 1986.
11. Майлин Е.А. Опыты литературного анализа. М., Просвещение ,1972.
12. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., Русское слово, 2002
13. «Педагогические технологии» №2 – 1998.
14. Семанова М.Л. Анализ художественного произведения. М., Просвещение, 1987
Приложение 1
Вопросы – ключи к произведениям школьной программы
( по Е.Н. Ильину).
1. Зачем Тарас за трубкой вернулся? (По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
2. О чём кивок, почему Пугачёв кивает Гринёву, восходя на эшафот? (По повести С.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
3. Почему русские князья в поход весной ходили? («Слово о полку Игореве»)
4. Найдём в тексте поэмы «Мёртвые души» город, с которого начинается действие поэмы. Это открытие в литературоведении.
5. «Всегда готов заметить разность между Онегиным и мной» («Евгений Онегин»). Найдите эту разность.
6. Человек? Демон? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
7. А вдруг Тихон не придёт домой? О чём последний монолог Кабанихи? («Гроза» А.Н. Островского)
8. «Зачем вы прямо не сказали?» Почему не сказала Софья Чацкому: не люблю? («Горе от ума» А.С. Грибоедова)
9. Почему доктору Старцеву нужно прийти на кладбище? («Ионыч» А.П. Чехова)
10. Напишите письмо Аркадия Кирсанова отцу о Базарове. О нём упоминается в тексте. («Отцы и дети» И.С. Тургенева)
11. Перешагнул бы Раскольников старуху или нет, если б не убил Лизавету? («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
12. Где топор: слева или справа? Почему? («Преступление и наказание»
Ф. М. Достоевского)
13. Придёт ли Одинцова на могилу Базарова? («Отцы и дети» И.С. Тургенева)
14. «Эх, дурак, только песню испортил». Кто дурак? (А.М. Горький «На дне»)
15. Зачем Варвара даёт ключ Катерине? («Гроза» А.Н. Островского)
16. До какого момента Яков Лукич Островнов мог вернуться к Давыдову? («Поднятая целина» М.А. Шолохова)
Приложение 2
Универсальная схема анализа текста
1.ПОЭТИЧЕСКАЯ "ЗАСТАВКА":
1)Об авторе (своеобразие творчества поэта; литературное
течение).
2.О стихотворении (эпиграф или посвящение; анализ названия).
З.Дата написания с историческим и биографическим содержанием,
4.Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи.
2. ТЕМАТИКА (о чем? чему посвящено?)
- " вечные темы" (любовь, дружба, Родина, творчество, свобода, природа - в лирических стихотворениях);
- конкретно - историческая (в балладах).
• -Клише :
- В стихотворении ( автор) описывается (кто или что?).
- В стихотворении (автор) говорится (о ком или о чем ?).
- В стихотворении (автор) рисует (что или кого?).
З.ПРОБЛЕМАТИКА:
- человек и общество;
- человек и история;
- человек и природа;
- творец и искусство;
- человек и человек;
- мифологическая или фантастическая;
- национально - историческая;
- идейно - нравственная;
- философская (размышления о смысле жизни).
*Клише:
-Поэт пытается разрешить проблему...
-В стихотворении поэт поднимает проблему...
-...проблемы представлены поэтом читателю.
4.ПАФОС (эмоциональное отношение автора к изображаемому):
- героический (П. Тихонов "Баллада о гвоздях");
- драматический (А.Ахматова "Сероглазыйкороль", Н. Заболоцкий "Журавли");
- романтический (А.С.Пушкин "К морю", М. Ю.Лермонтов "Песня о купце Калашникове");
- сатирический (басни, эпиграммы, А.С. Пушкин "Полумилорд, полукупец.».");
- сентиментальный (А. С. Пушкин "Вновь я посетил");
- оценочный (А. С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг...").
*Клише:
- В стихотворении ... царит настроение ...
- Чувствуется ... отношение автора.
- Настроение (пафос) меняется на протяжении стихотворения от... к...
5. ЖАНР стихотворения:
- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги, заслуги перед отечеством, воспевающее величественное в жизни и природе, Г. Р. Державин "Фелице");
- гимн (хвалебная песнь);
- сонет (стихотворение в 14 строк, А. С. Пушкин "Поэту");
- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму, А. С. Пушкин "К Пущину");
- мадригал (небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее);
- стансы (стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное синтаксическое целое, А. С. Пушкин "Стансы");
- эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому - либо лицу);
- баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой - то необычный случай, историческое событие или предание, В. А. Жуковский "Лесной Царь");
- элегия (стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, В. А. Жуковский "Вечер");
- признание (в любви, верности, дружеских чувствах, А. С. Пушкин "Я вас любил...");
- размышление (М. Ю. Лермонтов "Дума");
- разговор (Н. А. Некрасов "В дороге");
- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме, Н. А. Некрасов "Ключи от счастья женского" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо");
- романс, песня;
- исповедь (А. А. Ахматова "Долгим взглядом твоим истомленная...");
- эпитафия (надгробная стихотворная надпись);
- эпиталама (прославление бога Гименея и новобрачных);
- эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).
*Клише:
- По жанру это стихотворение можно отнести к ..., так как в нем ...
6.ХАРАКТЕРИСТИКА лирического героя:
- его мысли, чувства, переживания;
- близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;
- далек от авторской позиции (чем?);
- как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения,
*Клише:
- Лирический герой - двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.
- Лирический герой - абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы "примеривает" другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя.
7.ИДЕЯ (основная мысль) раскрывает представление автора об идеале, систему авторских оценок.
8.Как раскрывается идея произведения (в композиции, в системе образов, в выборе языковых средств).
*Клише:
- Основная мысль автора раскрывается в ...
- Раскрыть идею помогают ключевые слова...
9.КОМПОЗИЦИЯ лирического стихотворения неразрывно связана со структурой стиха. Сколько строф по какому количеству строк:
- двустишие;
- трехстишие (терцет);
- четверостишие (катрен);
- шестистишие (секстина);
- семистишие (септима);
- восьмистишие (октет);
- четырнадцатистрочная "онегинская" строфа.
Единицы композиции:
- описание (портреты героев, пейзаж, интерьер);
-характеристика (авторская характеристика героя или самохарактеристика, исповедь);
- прямая речь (монолог, диалог, внутренний монолог).
*Клише:
- Стихотворение можно разделить на ... части, так как ...
- Композиционно стихотворение делится на ...
10. ПРИЕМЫ раскрытия образов (портрет, интерьер, пейзаж, действия и поступки, мысли и переживания, антитеза -противопоставление, сопоставление, психологический параллелизм - сопоставление состояния природы и состояния человека, А. К. Толстой "Не ветер, вея с высоты ...").
11. ЛЕКСИКА (высокая - историзмы, архаизмы, старославянизмы; общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы; сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, в том числе контекстуальные.
12.СЮЖЕТ есть в каждом стихотворении, если в балладе он близок к повествованию, то в лирическом стихотворении он в развитии чувств, мыслей, переживаний лирического героя (проследить по строфам стихотворения).
*Клише:
- Движение (развитие) чувств (мыслей) передается от ... в первой строфе,... во второй и т.д.
13.ТРОПЫ И ФИГУРЫ (языковые средства образного
раскрытия идейного содержания произведения и авторской
оценки):
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений,
обладающих общим признаком ("Анчар, как грозный часовой",
"Как мимолетное виденье");
ЭПИТЕТ - художественное определение ("железный стих","седое море", "ветреная младость");
МЕТАФОРА - скрытое сравнение одного предмета или явления
сдругим по принципу сходства ("звезда пленительного счастья", "золото волос", "дождь звезд");
Олицетворение - вид метафоры - перенос признаков живого
существа на неживое ("Ночевала тучка золотая", "Приходит вечер, шлейфом шелестя");
АЛЛЕГОРИЯ - образное иносказание, образ условен,
подразумевается иное. Часто в басне волк - злоба, лиса -
хитрость, осел - упрямство ("Волк и ягненок" И. А. Крылова).
СИМВОЛ - неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ ("Анчар" Пушкина, "Парус" Лермонтова, "Среди миров" Анненского);
МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", "его перо любовью дышит", "фарфор и бронза на столе");
КАТАХРЕЗА - противоречивая метафора (зеленые чернила);
СИНЕКДОХА - часть замещает целое ("Белеет парус одинокий", множественное число заменяет единственное ("И слышно было до рассвета, как ликовал француз");
АНТОНОМАСИЯ - переименование, употребление собственного имени вместо нарицательного ("Ты Геркулес" вместо "ты очень силен", "И может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать");
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение ("змея стометроворостая");
ЛИТОТА - художественное преуменьшение ("Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить");
КАНОФЕМИЗМ - замена мягкого слова более"грубым" ("зеньки таращит");
ЭВФЕМИЗМ - замена "грубого "слова более мягким (не "прощай", а "позволь расстаться мне с тобою");
ИРОНИЯ (насмешка) и САРКАЗМ (злая, горькая насмешка)
("И сойдешь ты в могилу...герой, втихомолку проклятый
отчизною.);
ПЕРИФРАЗ - замена собственного имени, названия описательным оборотом ("Погиб Поэт !- невольник чести"- вместо "Пушкин").
ТРОПЫ способствуют художественной выразительностипоэтической речи.
ИНВЕРСИЯ - перестановка, необычный порядок слов в предложении:
Не ветер, вея с высоты.
Листов коснулся ночью лунной./А. К. Толстой./
АНТИТЕЗА - противопоставление:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень -
Не столь различны меж собой./А. С. Пушкин./
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стихи с одинаковой
синтаксической конструкцией:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.../А. С. Пушкин./
АНАФОРА - повтор начальных слов строки, строфы:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку...
ЭПИФОРА - повтор конца строки или строфы:
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - не требующий ответа, для
привлечения внимания к изображаемому:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
РИТОРИЧЕСКОЕОБРАЩЕНИЕиРИТОРИЧЕСКОЕ
ВОСКЛИЦАНИЕ:
Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.
МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи.
БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.
ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая:
Пришел, увидел, победил.
УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.
ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних для выражения мысли:
"мертвые трупы" в "Борисе Годунове" Пушкина.
ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных понятий:
"Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив".
ЭЛЛИПСИС - пропуск во фразе какого - либо слова, легко
подразумевающегося, для динамичности речи:
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое./М. И. Цветаева./
АЛЛЮЗИЯ - намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации: "Попал как Чацкий с корабля на бал".
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заимствование строки из чужого текста: "Не слышно шуму городского" /А. А. Блок / *Клише:
- С помощью ... автор создает ...
- Используя ... поэт создает образ ...
- Для создания настроения автор использует...
14.РИТМ - чередование в каждой строке каждой строфы ударных и безударных слогов.
15.СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:
- ЯМБ— - двусложная стопа с ударением на втором слоге: И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык...
- ХОРЕЙ - - двусложная стопа с ударением на первом слоге: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу...
- ПИРРИХИЙ— - стопа, состоящая из двух безударных слогов: Швед, русский, колет, рубит, режет...
- ДАКТИЛЬ- - - — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
Русь - не шелохнется,
Русь - как убитая...
- АМФИБРАХИЙ --- - трехсложная стопа с ударением на втором слоге:
И скучно, и грустно, и некому руку подать...
АНАПЕСТ - - - - трехсложная стопа с ударением на третьем
слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
*Клише:
- Стихотворный размер ... типичен для творчества поэта.
- Совершенно необычно использование ... для творчества ...
16.РИФМА - звуковой повтор в конце строк. Способ рифмовки:
а) перекрестная - абаб;
б) кольцевая - абба;
в) смежная - аабб;
- по ударению:
а) мужская (на последнем слоге);
б) женская (на предпоследнем слоге);
в) дактилическая (третий ударный слог от конца строки);
- по созвучию:
а) точная (полное совпадение);
б) неточная (совпадение отдельных звуков);
- белый стих - нерифмованный /"Вновь я посетил ./'Пушкина/. *Клише:
- Часто ключевое слово ...ставится в конце строки.
- Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным. 17.3ВУКОПИСЬ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
- ЗВУКОПИСЬ усиливает впечатление от поэтического текста: Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
- АССОНАНС - повторение одинаковых гласных звуков: Одну молитву чудную твержу я наизусть.
- АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных звуков: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
*Клише:
- Гласные звуки ... создают музыкальность, напевность.
- Согласные звуки ... несут смысл ...
- Звукопись из ... помогает "услышать" текст.
18.Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.
Какие мысли, чувства и настроения вызывает стихотворение?
*Клише:
- Все компоненты поэтического текста образуют единство, взаимодействуют, подчиняясь главному - раскрытию образа лирического героя (раскрытию основной мысли поэта)»
Приложение 3
Урок литературы в 9 классе.
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.
Сравнительный анализ стихотворений
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк».
Цели урока:
1) используя сравнительный анализ поэтических текстов, определять идейное содержание произведения;
2) на основе поэтического текста с высоким нравственным содержанием содействовать воспитанию основных мировоззренческих идей;
3) содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, умения анализировать и делать выводы.
Методическая цель:
Использование метода сравнительного анализа поэтического текста для развития мыслительной и коммуникативной деятельности учащихся.
Оборудование:
Портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, иллюстрация И.Е.Репина к стихотворению Лермонтова «Пророк», тексты стихотворений Пушкина и Лермонтова, таблица для сравнительного анализа текста (приложение 4).
Ход урока.
1. Оргмомент (1 минута).
2. Определение учебной цели: сравнить два поэтических текста, найти сходство и различие: в чем видят роль поэта-пророка в России Пушкин и Лермонтов?
3. Актуализация прежних знаний, умений и навыков.
1) Фронтальный опрос домашнего задания. Определение цели этапа.
Перед анализом поэтических текстов давайте выясним, что могло быть общего в жизни и творчестве двух поэтов, что привело их к созданию одноименных стихотворений.
- Что общего в судьбах двух великих поэтов? (Оба они прожили нелегкую жизнь; в детстве ощущали свое одиночество; рано почувствовали свое поэтическое призвание; оба отличались свободой мысли и творчества, за что и были неугодными высшему светскому обществу, императорскому двору; оба дважды были в ссылке и погибли на дуэли.)
- Какие сходные темы в творчестве поэтов мы находим? ( Темы любви и дружбы, размышления о смысле жизни, поэта и поэзии.)
- Какие стихотворения Пушкина о судьбе поэта, о роли поэтического слова вы знаете? («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк».)
- С каким стихотворением Лермонтова о судьбе поэта мы познакомились? («Смерть поэта».)
- Почему в этом стихотворении нет ни имени, ни фамилии Поэта? (А.И.Герцен писал: «История нашей литературы – это или мортиролог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство, - едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью…». То есть под именем Поэта Лермонтов подразумевает судьбы многих русских поэтов и писателей, передовых людей своего времени.)
- Как относился Лермонтов к Пушкину? (Он боготворил Пушкина, Пушкин был его поэтическим кумиром, Лермонтов считал себя преемником Пушкина, смерть любимого поэта стала для Лермонтова личной трагедией.)
Вывод: и в судьбах поэтов, и в поэтическом творчестве есть общие моменты, которые могли подтолкнуть Лермонтова к созданию одноименного стихотворения.
2) Работа по таблице, анализ стихотворения Пушкина
Какой следующий этап работы мы должны выполнить перед тем, как познакомимся со стихотворением Лермонтова? (Вспомнить основные характеристики «Пророка» Пушкина.) Зачем нам это нужно? (Чтобы иметь возможность сравнивать.)
Содержание таблицы с анализом стихотворения Пушкина:
А) тема – рождения поэта-пророка, тема поэта и поэзии;
Б) жанр – духовная ода; история создания – Пушкин перефразирует стихи книги пророка Исайи из Библии;
В) основная мысль – чтобы безбоязненно нести людям правду, нужно обладать сверхъестественным даром, который тяжело дается поэту-пророку;
Г) основные тропы, фигуры – эпитеты, метафоры, инверсии, реминисценции;
Д) лексические особенности – архаизмы и старославянизмы, (для чего?) чтобы создать атмосферу высокой духовности, важности процесса;
Е) фонетические средства – аллитерация с «р», «л», «м» – звонкие согласные передают голос Бога, шипящие передают атмосферу пустыни, многосоюзие с «и» замедляет речь , делает ее похожей на текст Библии.
Вывод: каково же настроение стихотворения? (Торжественное, радостное, устремленное в будущее: у родившегося пророка есть высокая цель – «глаголом жечь сердца людей».)
4. Гимнастика для глаз.
5. Изучение нового материала. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк».
1) Определение цели и задач этапа.
- Что нам необходимо сделать на этом этапе урока? (Дать характеристику стихотворения Лермонтова по тем же критериям, что и стихотворения Пушкина.)
- Для чего? (Чтобы сравнить и сделать выводы о сходстве и различии.)
2) История создания стихотворения (сообщение учащегося по теме).
3) Выразительное чтение стихотворения учителем ( тексты на столе у каждого учащегося).
4) Работа над заполнением таблицы.
А) Тема – судьба поэта-пророка, тема поэта и поэзии.
Б) Жанр: притча, в основе – история жизни пророка Павла из Библии.
В) Мир людей отвергает пророка, его удел – одиночество и скорбь.
Г) Тропы и фигуры: метафоры («страницы злобы и порока», «звезды слушают», «радостно играя»); инверсии.
Д) Лексические средства: старославянизмы, но их много меньше; много слов с нейтральной стилистической окраской. Для чего? ( Приглушается библейский план и выдвигается современностью)
Е) Фонетические средства: раскатистое «р», шипящие в 4 строфе передают шелест песка, в 6 строфе шепот людей, сравнимый со змеиным шипением.
Вывод: для чего мы выполняли этот анализ? (Чтобы иметь возможность сравнить два текста.)
5) Каков может быть следующий этап работы? (Выяснить, что общего в текстах, чем отличаются стихотворения?)
Постановка проблемы:
- Что объединяет тесты?
(Тема поэта-пророка; библейская основа; жизнь пророка наполнена страданиями от рождения до смерти; инверсии, сравнения, метафоры; архаизмы и старославянизмы говорят о библейской основе, важности темы;
звонкие буквы – голос Бога, шипящие – звуки пустыни.)
- В чем различия в стихотворениях?
(пушкинский пророк рожден для жизни, для людей; лермонтовский убегает от людей, жизнь ему в тягость; у Пушкина духовная ода – высокий жанр, у Лермонтова же - нравоучительная притча; пушкинский пророк устремлен в будущее, он верит в свое боговдохновенное начало, сердце распахнуто навстречу людям; лермонтовский пророк трагичен , у него все в прошлом, он одинок и отвержен. Трагичность усугублена образами стариков и детей. Речь старцев – наказ новому поколению; стихотворение Лермонтова «скромнее» в плане тропов; нейтральная лексика выдвигает на первый план не библейский план, а современность.
Вывод: стихотворения сходны по теме (тема поэта и поэзии, судьбы поэта-пророка), но различаются в идейном плане, т.к. пушкинский «Пророк» написан в годы начала николаевской реакции, а лермонтовский «Пророк» расскажет о полной безысходности, отрицании жизни в том ее виде, в котором оно существует сейчас. Пушкинский поэт выходит из пустыни к людям, лермонтовский возвращается туда, чтобы уединиться и соединиться с Богом, с природой. В стихотворении Пушкина нет конфликта, его пророк на пути к обновлению, к людям. Пророк Лермонтова находится в трагическом конфликте с толпой. И все-таки общее есть: настоящий поэт должен быть пророком, верным своей высокой миссии.
6. Подведение итогов урока. Оценки.
7. Рефлексия.
- Почему и у Пушкина, и у Лермонтова возникает мысль о создании стихотворений «Пророк»?
(Их волнует судьба поэта, которому отведена священная миссия: «Глаголом жечь сердца людей». И эту миссию они должны нести, несмотря ни на что, даже на смех и презрение толпы. Их задача – сделать мир чище, нравственней, приблизить к Богу.)
- Предметная (Что я делал?).
- Процессуальная ( Как я делал?).
- Ценностная (Для чего я это делал?).
8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Два пророка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.