Анализ произведения регионального художника
С использованием алгоритмов по анализу - интерпретации художественных произведений
Автор: Костырко Раиса Васильевна
Анализ картины «Зевс и Европа» енакиевского художника Георгия Андриенко. Написана в 1997 году, холст, масло, размеры 86*59 см..
1. Автор Андриенко Георгий Алексеевич. Родился 26 июня 1934 года в Енакиево. Самодеятельный художник. Дипломант премии А. Куинджи 1995г. Донецкого фонда культуры . Автор герба города Енакиево. В 1995, 1997 годах его работы экспонировались в Донецком художественном музее. Работал в бюро эстетики ЕМЗ, ведущим дизайнером в ПКО механизации и автоматизации ЕМЗ. Постоянная выставка его работ находится в горбольнице №2, экспозиции проходят в ДК ЕМЗ, сборники работ хранятся в городском музее. Андриенко называли «Художник Природы». Художник – это было состояние его души. Умер в 2011 году.
2. Принадлежность к художественной эпохе. На картине видны все черты современного постмодернизма: маргинальность (заимствованный «материал» – Европа и коринфская колонна – помещены в несвойственную область); синтетичность (пейзаж и мифологический жанр объединены); ирония (ироничное цитирование); игра (исход сюжета не предопределен); аллюзия (намёк, шутка); эклектика (создание из частиц известного нечто нового); оригинальное переосмысление классических эстетических ценностей, воссоединение культуры прошлого с настоящим.
3. Смысл названия картины. Название «Зевс и Европа» отсылает к классическому греческому мифу, ставшему сюжетом картин («Похищение Европы» Серова, Гойя, Тициана, Рембрандта и современных авторов – А. Воронкова). Колонна и бюст Европы на ней говорит зрителю, что использован классический сюжет, а не просто изображен пасущийся бык с колхозной фермы.
4. Жанровая принадлежность. Синтетический жанр (идиллический пейзаж и мифологический жанр объединены). Соединение высокого мифологического жанра с низким жанром пейзажа.
5. Особенности сюжета картины. Для картины взято начало классического сюжета, а не как общепринято у художников – эпизод похищения. Картина отражает философию отношения к жизни Георгия Андриенко. Мир дарован нам как радость, красота и любовь - на родной земле. Одна из его любимых картин.
Вид живописи. Станковая живопись. Художник использовал масло, акварель, пастель, уголь в своем творчестве. Выбор материала этой картины – масляные краски. Работать с маслом можно спокойно и долго, но самое главное, именно масло позволяет создавать самые реалистичные и живые картины с удивительной яркостью. Ведь слой масляной краски может быть прозрачным и плотным, тонким и густым, светлы и темным, матовым или блестящим. Консистенция – густая, интенсивность цветов – высокая. Краски легко смешивать между собой.
6. Особенности композиции. На переднем плене Зевс в образе быка и бюст Европы на высоком пьедестале коринфской колонны. На заднем плане поле цветущих подсолнухов, как символ единения всего сущего. Нижний задний план, вся картина, залиты всеми оттенками и переливами желтого цвета. Дальний верхний план – лазурные облака, полоска зари как символ возрождения и открывающаяся морская даль как цель замысла Зевса. Даль бескрайнего мира. Симфония желтого и синего.
7. Живописный сюжет. Раскрытие символического содержания. Похищение Европы по легенде происходило на зеленом, покрытом цветами лугу, на берегу моря. На картине поле наших донецких цветов – подсолнухов. Озаряющих, излучающих свет, соединяющих в себе неотразимые солнечно-желтые краски и практическую ценность. Зевс принял облик чудесного быка, чтобы не испугать юную Европу. Коричневая шерсть быка золотится, а на лбу у него горит, подобно сиянию луны, серебряное пятно. Червоного золота рога быка изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах заката. Бык полон силы, могуч, неотразим. Голубые глаза, василек в уголке рта показывает, что он лиричен и очарован красотой Европы.
Фигура красавицы Европы вырастает из стройной коринфской колонны. Красота на пьедестале. Но она связана с землей, это прямолинейно и точно подчеркивает колонна. Её место здесь. Европа на переднем плане. Красота принадлежит всем. Глаза Европы закрыты белой лентой. Любовь слепа, часто не замечает недостатков. На голове у Европы зеленый венок с оранжевой лентой – украшение девушки по национальной традиции. В то же время венок напоминает терновый венец без шипов, что говорит о красоте, принесенной в жертву. Красоту вознесли на пьедестал. Она застыла. Неясно, может быть, она спит. Глаза закрыты пеленой. Руки Европы скрещены. Она защищается. Угроза извне, со стороны зрителя. Руки Европы слабы, она не в состоянии защитить себя. Но голова быка тоже на первом плане. Он говорит: это (красота Европы, природы) – моё. Я хозяин и силён. У меня хватит сил защитить свои ценности.
Бык выписан натуралистично. Зевсу не вернуть свой облик, не суждено выполнить свой замысел. Не сможет он заманить Европу на свою широкую спину, умчаться к морю и уплыть с Европой в голубую даль на Крит. Его место среди цветущих полей. Он будет пахать поля и улыбаться своему счастью здесь, на этой земле.
8. Основные средства художественного образа. Палитра художника теплая, колорит спокойный по характеру цветовых сочетаний. Оттенки желтого тона, коричневый, оранжевый, становящиеся теплыми в сочетании с ними оттенки голубого тона. По образности художественного языка колорит картины глубокий, мощный, нежный, радостный, сильный, сияющий. Элементы национального колорита в картине – подсолнухи, бык, венок с лентой, василек. Свет по цветовому тону золотистый, яркий, рассеянный - восходящего солнца. Свет волшебный, живой, неуловимый, пронизывает картину. С мягкими переходам. Тени растворились. Фактура картины скрытая, гладкая, краска наносилась тонкими полупрозрачными слоями. Техника письма – многослойная живопись, с отдельными элементами а ля прима (в один присест), с лессировкой (техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета) Связь с другими картинами художника. Пейзажная часть перекликается с натюрмортом «Подсолнухи» Георгия Андриенко, 1989 года.
9. Личное впечатление, полученное при просмотре произведения. Светлые чувства, эмоциональный подъем. Итак, целостное полотно картины разобрано на волокна. А мотивы и сюжеты Георгия Андриенко трогают сердце - до душевной тишины, где всякое слово уже от лукавого.
10. Проанализируем картину в другом ключе. Анализ молодежный. Что скажу? Вот Зевс. Прибыл, говорят, из-за моря. Разодетый, в золотистой коже. А бык – быком. Думал по-быстрому умыкнуть Европу и увезти на Крит. Но Европа девушка гордая. Высоко себя несет. И не промах. Не вышло у Зевса. Расколдовала, видно, его Европа. Остался быком. Теперь будет пахать. Вот в чем Зевсу только повезло. У Европы на глазах пелена. Не увидит всех художеств Зевса. Ведь он еще тот фрукт. Подсолнухов много… Поспеют, наломаем шляпок. Будем семечки лускать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.