Педагогическая практика. Нетрадиционные методы рисования "Магия Эбру"
Оценка 5

Педагогическая практика. Нетрадиционные методы рисования "Магия Эбру"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
7 кл—11 кл +1
26.03.2020
Педагогическая практика. Нетрадиционные методы рисования "Магия Эбру"
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры обучающегося, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «Эбру», обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия данной направленности развивают познавательную активность учащихся, внимание, воображение, интуицию, творческое начало, желание экспериментировать, проектировать, умение мыслить нестандартно; помогают углубить знания в области таких предметов как математика, биология, экология, география, история и придать им практическую направленность. Кроме того, художественное творчество «Эбру» пробуждает у учащихся интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира
пед практика магия эбру.docx

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное автономное учреждение

дополнительного  образования  Ханты-Мансийского района

«Центр дополнительного образования»

 

628508, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Ханты-Мансийский район, д. Шапша, ул. Молодежная, д. 1

Тел./факс  8 (3467) 327979, Е-mail: DPС-GPR@hmrn.ru

 

 

Полное описание практики

 

1.                   Актуальность практики:

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры обучающегося, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «Эбру», обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия данной направленности развивают познавательную активность учащихся, внимание, воображение, интуицию, творческое начало, желание экспериментировать, проектировать, умение мыслить нестандартно; помогают углубить знания в области таких предметов как математика, биология, экология, география, история и придать им практическую направленность. Кроме того, художественное творчество «Эбру» пробуждает у учащихся интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира

Инновационный характер практики: Новизна, Нестандартность, Оригинальность "Магия эбру" заключается в обучении детей нетрадиционным техникам рисования. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются специальные инструменты, на основе природных натуральных материалов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Актуальность программы состоит в потребности у учащихся в продуктивной деятельности, которая способствует развитию художественных способностей в современных условиях. Самостоятельное выполнение рисунка - один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время. Где из одной капли цвета рождаются цветы, птицы, незамысловатые узоры.

Творчество обогащает жизнь ребенка. Работая над созданием художественного образа, обучающийся стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.

Из истории. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Самые известные картины, выполненные в технике Эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. «Эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике Эбру, очень похожи на облака. Эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики:

Цель - Развитие художественно – творческих способностей у учащихся через ознакомление с техникой рисования на воде.

Задачи:

Обучающие :

  • познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;
  • знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
  • развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и оттенки красок;
  • обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

Развивающие :

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: :

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

2.                   Содержание практики:

Особенности организации образовательной деятельности:

Занятиям с красками эбру и нетрадиционным техникам рисования в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» отведен отдельный блок, который включает в себя более 40 часов в разделе нетрадиционных техник рисования.

Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Рисование эбру может помочь:

·         в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.

·         Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.

·         Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.

·         Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Затем  были совместные рисунки детей и их родителей, ведь ребятам хотелось не только показать умения, но и научить, своих близких рисовать подобным образом.

Распределение техники по возрастным группам

С детьми младшего школьного возраста рекомендуется использовать: рисование деревянным «шилом», обязательно детскими Эбру-красками техниками: Battal (мраморирование), Gel-git (использование шила, повторяющийся орнамент), и традиционные эбру-цветы. Детей 9-10 лет можно знакомить с более сложными инструментами и техниками: Tarakli (рисование с использованием гребня) и Hatib(использование нескольких техник).

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Данные техники не утомляют обучающихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для детей предусмотрены занятия, направленные на знакомство с искусством рисования на воде и нанесение узоров на бумагу и простые поверхности (плоскости).Начальный этап обучения предусматривает знакомство детей с таким видом узора как: Battal, Gelgit, Tarakli и Hatib и традиционные эбру-цветы. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Занятия «Эбру» формируют у участников представления о возможностях использования необычных предметов.

Выставки работ в технике «Эбру» показали значимость проведённых занятий: желающих освить новое искусство становится все больше и больше.

Помимо творчества - Эбру это прекрасный способ творческого самовыражения, душевной самопомощи на пути к себе, к самоидентификации, это возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые ресурсы.

Ожидаемые результаты:

  • достижение определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде.
  • обучающиеся будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства
  •  научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.
  • знают приемы нетрадиционной техники рисования на воде и способы изображения с использованием природных натуральных материалов.
  • сформировано эстетическое отношение к окружающей действительности на основе изучения нетрадиционной техники рисования на воде.
  • умеют работать в группе, устанавливать взаимоотношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной совместной творческой деятельности.

3.                   Средства и способы реализации практики:

Материально-техническое обеспечение.

Наличие кабинета с посадочными местами не менее 8, учебные столы и стулья, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. А также компьютерная техника, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD диски и др.

Методическое обеспечение: набор нормативно-правовых документов, наличие утвержденной программы, необходимая методическая литература, методические разработки, сценарии игровых программ, учебный, раздаточный и дидактический материалы: схемы, таблицы, картины, рисунки, открытки, карточки

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

  • Раствор для «холста». Необходимую вязкость воде придает китра - вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат.Astragalus). Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли.
  • Краски. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Краски разводятся самостоятельно из сухого пигмента.
  • Лоток для раствора.
  • Прямоугольная емкость размера – А-4, А-3 (размер бумаги соответствует размеру выбранного лотка).
  • Бумага. Специальная бумага для Эбру, бумага для акварели или бумага ксероксная.
  • Кисти. Кисти традиционно изготовлены из конского волоса, ручки - из стебля розы.
  • Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона (15 – 20см).
  • Куски ткани шелка (20см х20см), хлопчатобумажная ткань (20см х 20см).

Информационное обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы(интернет-источники)

1. Батик и Я. Рисунки, идеи, технологии - http://irenabatik.ru/

2. Искусство росписи на воде - http://www.ebru-art.ru/

3. Эбру рисование на воде - http://ebrussia.com/ebru-risovanie-na-vode

4.Эбру. История искусства живописи на воде – http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisina-vode-.html

Кадровое обеспечение: данную практику может реализовывать педагог, обладающий профессиональными знаниями, имеющий опыт и практические навыки в сфере организации творческой деятельности учащихся.

Наличные условия: Данные о результативности: Результатом обучения является вовлечение обучающихся в творческий процесс и переход для дальнейшего обучения по общеобразовательным программам дополнительного образования - не менее 25 % учащихся.

Партнеры: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, сотрудники модельной библиотеки семейного чтения, настоятель Прихода и прихожане храма Вознесения Господня, работники Воскресной школы.

Чисто вовлеченных участников: 30 обучающихся объединения «Юный художник».

Конференции или семинары: I Образовательные Чтения Ханты-Мансийского района

Программы повышения квалификации:

  • Курсы повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности» с 21.09 2016-19.10.2016 год. г. Москва
  • Профессиональная переподготовка «Преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства дополнительного и общего образования в рамках ФГТ и ФГОС» с 14.09.2016-24.02.2017год. г. Курган
  • Курсы повышения квалификации «Особенности разработки и технология реализации дополнительных адаптированных общеразвивающих программ» с 18.10.2017-23.10.2017г. г. Ханты-Мансийск

Показатели эффективности: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся и итоговой выставки работ обучающихся.

Результатом деятельности является: 

  • участие в выставках и конкурсах детского творчества, создание творческих проектов;
  • участие в ежегодной акции «Библиосумерки», где обучающиеся сами при помощи педагога проводят мастер классы по эбру с жителями поселка;
  • участие в муниципальных конкурсах; окружных выставках и тд.

Риски: недостаточный уровень информированности и значимости данной практики со стороны педагогов, родителей и общественности, ведь рисование на воде - это прежде всего арт-терапия. Арт-терапия-гармонизирует личность, помогает повысить адаптационные способности найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе

Пути решения: введения целого курса «Магия Эбру», представление общественности техники и мастер классов по нетрадиционным техникам рисования, разработка и реализация проектов в данном направлении. Представление своего опыта в регионе.

Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей:

Возможно, использовать данный материал в образовательных организациях при наличии педагогических кадров и желания обучающихся и их родителей.

 

4.                   Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии):

  • Мастер классы  в день выборов Президента Российской федерации. Мастер класс «магия эбру. Танцующие краски» 18.03.2018
  • Мастер класс «Магия эбру. Ветка сакуры» для жителей п. Горноправдинск в Международной акции в поддержку чтения «Библиосумерки-2018» 22.04.2018
  • I Образовательные Чтения Ханты-мансийского района. Мастер класс «Магия Эбру. Чудо на воде»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет по образованию Администрации

Комитет по образованию Администрации

Из истории. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование»

Из истории. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование»

Содержание практики: Особенности организации образовательной деятельности:

Содержание практики: Особенности организации образовательной деятельности:

Для детей предусмотрены занятия, направленные на знакомство с искусством рисования на воде и нанесение узоров на бумагу и простые поверхности (плоскости)

Для детей предусмотрены занятия, направленные на знакомство с искусством рисования на воде и нанесение узоров на бумагу и простые поверхности (плоскости)

Лоток для раствора. Прямоугольная емкость размера –

Лоток для раствора. Прямоугольная емкость размера –

Курсы повышения квалификации «Особенности разработки и технология реализации дополнительных адаптированных общеразвивающих программ» с 18

Курсы повышения квалификации «Особенности разработки и технология реализации дополнительных адаптированных общеразвивающих программ» с 18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2020