Комитет по образованию
Администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийского района
«Центр дополнительного образования»
628508, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Ханты-Мансийский район, д. Шапша, ул. Молодежная, д. 1
Тел./факс 8 (3467) 327979, Е-mail: DPС-GPR@hmrn.ru
Полное описание практики
1. Актуальность практики:
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры обучающегося, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «Эбру», обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия данной направленности развивают познавательную активность учащихся, внимание, воображение, интуицию, творческое начало, желание экспериментировать, проектировать, умение мыслить нестандартно; помогают углубить знания в области таких предметов как математика, биология, экология, география, история и придать им практическую направленность. Кроме того, художественное творчество «Эбру» пробуждает у учащихся интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира
Инновационный характер практики: Новизна, Нестандартность, Оригинальность "Магия эбру" заключается в обучении детей нетрадиционным техникам рисования. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются специальные инструменты, на основе природных натуральных материалов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Актуальность программы состоит в потребности у учащихся в продуктивной деятельности, которая способствует развитию художественных способностей в современных условиях. Самостоятельное выполнение рисунка - один из способов расслабиться, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время. Где из одной капли цвета рождаются цветы, птицы, незамысловатые узоры.
Творчество обогащает жизнь ребенка. Работая над созданием художественного образа, обучающийся стремится к творческому выражению чувств, мыслей, переживаний и настроений. Творческая деятельность способствует развитию детской индивидуальности, формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
Из истории. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Самые известные картины, выполненные в технике Эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. «Эбру» произошло от персидского слова «ebri», которое переводится как «облако». Ведь рисунки на воде, сделанные в технике Эбру, очень похожи на облака. Эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью, необходимостью обладать терпением и тонкостью движений. Откуда бы ни пришло Эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде.
Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики:
Цель - Развитие художественно – творческих способностей у учащихся через ознакомление с техникой рисования на воде.
Задачи:
Обучающие :
Развивающие :
Воспитательные: :
2. Содержание практики:
Особенности организации образовательной деятельности:
Занятиям с красками эбру и нетрадиционным техникам рисования в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» отведен отдельный блок, который включает в себя более 40 часов в разделе нетрадиционных техник рисования.
Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Рисование эбру может помочь:
· в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
· Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
· Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
· Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключаться с интеллектуальной школьной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества. Затем были совместные рисунки детей и их родителей, ведь ребятам хотелось не только показать умения, но и научить, своих близких рисовать подобным образом.
Распределение техники по возрастным группам
С детьми младшего школьного возраста рекомендуется использовать: рисование деревянным «шилом», обязательно детскими Эбру-красками техниками: Battal (мраморирование), Gel-git (использование шила, повторяющийся орнамент), и традиционные эбру-цветы. Детей 9-10 лет можно знакомить с более сложными инструментами и техниками: Tarakli (рисование с использованием гребня) и Hatib(использование нескольких техник).
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют обучающихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для детей предусмотрены занятия, направленные на знакомство с искусством рисования на воде и нанесение узоров на бумагу и простые поверхности (плоскости).Начальный этап обучения предусматривает знакомство детей с таким видом узора как: Battal, Gelgit, Tarakli и Hatib и традиционные эбру-цветы. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
Занятия «Эбру» формируют у участников представления о возможностях использования необычных предметов.
Выставки работ в технике «Эбру» показали значимость проведённых занятий: желающих освить новое искусство становится все больше и больше.
Помимо творчества - Эбру это прекрасный способ творческого самовыражения, душевной самопомощи на пути к себе, к самоидентификации, это возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые ресурсы.
Ожидаемые результаты:
3. Средства и способы реализации практики:
Материально-техническое обеспечение.
Наличие кабинета с посадочными местами не менее 8, учебные столы и стулья, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. А также компьютерная техника, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD диски и др.
Методическое обеспечение: набор нормативно-правовых документов, наличие утвержденной программы, необходимая методическая литература, методические разработки, сценарии игровых программ, учебный, раздаточный и дидактический материалы: схемы, таблицы, картины, рисунки, открытки, карточки
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы(интернет-источники)
1. Батик и Я. Рисунки, идеи, технологии - http://irenabatik.ru/
2. Искусство росписи на воде - http://www.ebru-art.ru/
3. Эбру рисование на воде - http://ebrussia.com/ebru-risovanie-na-vode
4.Эбру. История искусства живописи на воде – http://retrobazar.com/journal/interesting/1049_ebru-istorija-iskusstva-zhivopisina-vode-.html
Кадровое обеспечение: данную практику может реализовывать педагог, обладающий профессиональными знаниями, имеющий опыт и практические навыки в сфере организации творческой деятельности учащихся.
Наличные условия: Данные о результативности: Результатом обучения является вовлечение обучающихся в творческий процесс и переход для дальнейшего обучения по общеобразовательным программам дополнительного образования - не менее 25 % учащихся.
Партнеры: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, сотрудники модельной библиотеки семейного чтения, настоятель Прихода и прихожане храма Вознесения Господня, работники Воскресной школы.
Чисто вовлеченных участников: 30 обучающихся объединения «Юный художник».
Конференции или семинары: I Образовательные Чтения Ханты-Мансийского района
Программы повышения квалификации:
Показатели эффективности: Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся и итоговой выставки работ обучающихся.
Результатом деятельности является:
Риски: недостаточный уровень информированности и значимости данной практики со стороны педагогов, родителей и общественности, ведь рисование на воде - это прежде всего арт-терапия. Арт-терапия-гармонизирует личность, помогает повысить адаптационные способности найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе
Пути решения: введения целого курса «Магия Эбру», представление общественности техники и мастер классов по нетрадиционным техникам рисования, разработка и реализация проектов в данном направлении. Представление своего опыта в регионе.
Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей:
Возможно, использовать данный материал в образовательных организациях при наличии педагогических кадров и желания обучающихся и их родителей.
4. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии):
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.