«Роль учителя и воспитателя в создании условий для развития ребёнка как свободной, творческой, ответственной и здоровой личности на основе гуманизации образования и воспитания, индивидуализации учебно - воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни»
Учитель начальных классов:
Бородина Л.В.
2020-2021 у.г.
В 2020-2021учебном году, в ГБОУ РО Семичанской школе-интернат последний четвертый год начальной школы, обучаются дети с ОВЗ(ЗПР). Обучение учащихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Поэтому, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
ЦЕЛЬ:
«Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления». Создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Воспитательная работа была направлена на формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива, формирование у воспитанников сознательного отношения к учебе, нравственно – этических качеств личности через взаимодействие семьи и школы. Самой главной задачей для меня было сформировать настоящий сплочённый, ответственный детский коллектив, умеющий выполнять поставленные перед ним задачи.
ЗАДАЧИ:
- Создание условий для полной реализации особых образовательных и воспитательных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), их развития и социальной адаптации .
- Всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности учащихся, выявление их возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов работы с ними .
- Привитие воспитанникам интереса к познавательной деятельности.
- Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс;
- Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
- Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
- Формирование у учащихся гражданско – правового сознания;
- Формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения;
- Развитие форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- Усиление работы с учащимися по активизации ученического самоуправления;
- Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Краткая характеристика коллектива.
В 4 классе 9 обучающихся. Мальчиков 5 и 4-девочки. В целом класс дружный, активный, работоспособный. Установились прочные дружеские связи. Обучающиеся достаточно дисциплинированы. Большое внимание в течение учебного года уделялось методам обсуждения, анализу поступков и поведения учащихся. В коллективе существует группа ребята, которые наиболее сильно проявляют свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах. Класс объединяет единство целей и интересы. В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. В классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание. В коллективе существуют свои традиции:
- взаимовыручка «Скорая помощь»;
- «День именинника» - поздравление с днём рождения каждого учащегося;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
Семьи обучающихся очень разнородны. Большинство семей полные, благополучные, есть семей – многодетные. В основном родители заинтересованы в обучении детей, активно участвуют в воспитательном процессе, прислушиваются к советам учителя по воспитанию и обучению, оказывают помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий. Проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания. Родительский комитет работает 4 год. В доверительных беседах родители с детьми разрешают трудные ситуации в жизни детей. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел. Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу.
Для реализации поставленных задач на весь год, были проведены многие мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности. Все учащиеся класса имеют общественные поручения и успешно с ними справляются. Каждый воспитанник класса активно включен в воспитательный процесс. Все проведённые классные часы и внеклассные мероприятия имели большое образовательное и воспитательное значение. Они способствовали расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, служили средством профилактики. В своей работе использовала различные формы. Одной из задач воспитательного процесса является здоровье сберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года на водоемах, на проезжей части.
Так же в течение учебного года проводились: олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, беседы, выпуск газет устные журналы, классные часы: «Школа, здравствуй! Моя будущая профессия! Беслан, День солидарности в борьбе с терроризмом. Безопасность «Предупреждение детского травматизма». Подведение итогов успеваемости и посещаемости. Дисциплина на улице и в помещении. Выполнение режима дня воспитанников школы – интерната. День учителя. День пожилых людей. День матери. День конституции. День гражданской обороны. Подготовка класса и к любимому празднику, Новый Год. 23 февраля, Международный женский день. День победы. Выпускной начальной школы и т.д.»
Велась мониторинговая деятельность по воспитательной работе. В качестве главного критерия и показателя выступает воспитанность детей: уровень воспитанности в 4 классе хороший. Продолжаются и укрепляются школьные традиции, способствующие сплочению детского коллектива. За период обучения были проведены мероприятия, которые посвящены семье:
- Классный час: «Семья и семейные ценности» - посвящённый «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи»
- Классный час: «Семейные традиции» -Цель: Воспитывать и развивать чувство справедливости, любви к семье, школе, Родине, развивать духовные и нравственные качества учащихся.
Цель: Продолжать работу по созданию и закреплению схемы:
ученик + родитель + учитель = друзья.
- Классный час " О девочках и мальчиках"
Цели: Продолжать работу по воспитанию у учащихся мотивации здорового образа жизни. Воспитывать скромность, трудолюбие, личную порядочность, этическое отношение к окружающим.
Классные и внеклассные мероприятия развивают способность учащихся к самовыражению, воспитывают самостоятельность, творческое отношение к делу, развивают организаторские способности, содействуют формированию коллектива, сплачивают сообщество детей и родителей. Воспитанники 4 класса принимали участия в запланированных общешкольных мероприятиях. Неделя Русского языка.
- Неделя Русского языка: 4 класс с большой активностью, участвовали во всех подготовленных конкурсах. К концу недели русского языка, проведен открытый урок в 4 классе.
В целях безопасности учащихся, НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК, был проведен в классе, как и все мероприятия учебного года.
Неделя Математики: любимый предмет в 4 классе, ребята проявили большой интерес, так же проявили активность и участвовали во всех подготовленных конкурсах.
Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. На классных часах было много информации, посвященной истории нашего государства начиная со времён древнего Русского государства и заканчивая современными событиями: «Герои Отечества. Сергий Радонежский», «Детство, опаленное войной», «Беслан», «Русь! Россия! Родина моя!», «Мы – вместе! (Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ)».
В конце года был проведен выпускной в начальной школе - интернат, в котором ребята проявили свои творческие способности, умение организовать свою деятельность, умение работать в коллективе. Их взаимоотношение между собой доказало, что к концу четырех лет обучения в одном классе ребята стали настоящим коллективом. Несмотря на определенные сложности психотипов, они научились находить компромиссы в общении, бережно относиться друг к другу, избегать конфликтные ситуации.
Таким образом, воспитательный процесс обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания окружающей среды. В своей воспитательной системе ведущее место я отвожу коллективной деятельности, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Во время мероприятий я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. Хочется отметить теплое отношение между девочками и мальчиками. Приятно наблюдать за тем, как девочки и мальчики относятся с уважением друг к другу и учителям школы-интернат. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы-интернат, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные плоды.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.
1. Результаты решения воспитательных задач учебного года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость за учебный 2020-2021 год. В процессе обучения в 4 классе хорошие знания показали следующие обучающиеся: Гаджиева С., Идрисова К., Алиев А.. Таким учащимся как Фаустов Д., Абдурашидов М., необходима индивидуальная помощь со стороны учителя, помощь и поддержка своих родителей. Не успевающих в классе нет. Учащиеся класса обладают средним интеллектуальным потенциалом. Абсолютная успеваемость класса – 100% . Учащиеся принимали участие в классных и общешкольных мероприятиях, предметных олимпиадах.
Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности, активность участия во многих мероприятиях. За прошедший учебный год накоплен положительный опыт осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Можно отметить формирование осознанного и самостоятельного отношения учащихся к учебной и внеучебной деятельности, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы-интеррнат, положительное отношение к процессу обучения и воспитания.
Организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
Классный коллектив можно охарактеризовать как коллектив со средним уровнем интеллектуального, нравственно-эстетического развития, воспитанности. На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. Уровень развитости познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности, тоже возрос. Количество хорошистов, сохранилось. Следует отметить, что итоговые контрольные и тестовые работы за год, показали хороший результат. При этом имеется определенный резерв среди учащихся, окончивших учебный год на четверки по основным предметам ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир). Хочется отметить учащихся: Гаджиеву С., Идрисову К., Алиева А. (качество знаний- 33%, успеваем-100%).
Вывод:
Цели и задачи воспитательной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) в 2020-2021 учебном году были направлены на создание условий для успешной работы в школе-интернат, формирование детского коллектива, умению общаться и сотрудничать, уважать чужое мнение, формирование нравственной культуры миропонимания, воспитание патриотического чувства к Родине. Достигнуты.
31.05.2021 у.г. Классный руководитель Бородина Л.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.