Анализ медиатекста
(новостной текст RT Новые случаи и закрытие границ: что известно о распространении штамма «омикрон»)
(Источник: https://russian.rt.com/world/article/933232-omikron-koronavirus-mir-rasprostranenie Дата обращения 30.11.2021)
Ни для кого не является секретом, что в настоящее время мы не можем жить без получения информации, информационные тексты (контент) создаются практически каждую минуту, как ориентироваться в этом потоке. Профессиональный журналист, как, впрочем, любой работник медиасферы, должен понимать, что представляет собой медиатекст, каким образом создается, распространяется, «фильтруется» информация, какая должна быть рецепция у тех ,кто ее получает и, наконец, как ориентироваться в «море» этой подчас противоречивой информации, что выбирать из потока контента разных СМИ, как «традиционных» (печать, телевиденье, радиовещание), так и мультимедийных.
Настоящая работа представляет собой анализ новостного сообщения на сайте телеканала (медиахолдинга) Russia today (RT), посвещенного крайне актуальной на сегодняшний день теме: теме коронавирусной инфекции и борьбы с ней.
Рассмотрим отправителя «мессаджа» (сообщения) – это медиахолдинг RT, включающий в себя большое количество как традиционных (в первую очередь, одноименный телеканал), так и мультимедийных СМИ, «википедия» пишет о данном холдинге: «RT Состоит из головного англоязычного информационного телеканала RT International, англоязычного телеканала в США RT America, англоязычного телеканала в Великобритании RT UK, арабоязычного RT Arabic, испаноязычного RT en Español и франкоязычного RT France, документального канала RT Documentary на английском и русском языках, немецкоязычного сайта RT DE, русскоязычного сайта «RT на русском», новостного видеоагентства Ruptly и медиакомпании Maffick[en].
Редакция RT позиционирует его как телеканал, предлагающий альтернативный взгляд на происходящее в России и мире, освещающий события, которые не привлекают внимание мировых СМИ, а также знакомящий аудиторию с официальной точкой зрения России на важнейшие международные события. Ряд политиков, СМИ и специалистов в медиасфере (прежде всего западных) характеризуют RT как пропагандистский канал, жёстко следующий внешнеполитической линии российского руководства; обвиняют его в дезинформации, тенденциозности и предвзятости в отборе и подаче информации. Обвинения во вмешательстве RT во внутренние дела ряда государств послужили основанием для наложения существенных ограничений на деятельность RT и её дочерних организаций в этих государствах[1]».
Что касается аудитории данной новости (около 2 млн. человек в России и за рубежом), то следует отметить, что по сообщениям различных СМИ достаточно трудно составить портрет «среднего» потребителя этого и ему подобных текстов, поскольку среди комментаторов (просмотр комментариев – самый простой и распространенный способ составить портрет «потребителя» медийных продуктов, проследить их реакцию («лайки» и «дизлайки») не существует единого мнения о деятельности канала, при этом важно понимать, что редакционная политика, о которой речь шла ранее, не имеет какого-то одного направления, а ориентируется на конкретную (внешнюю/внутреннюю) аудиторию, от которой и зависит рецепция того, или иного сообщения,. Таким образом, поскольку за счет активного использования в современной журналистике мультимедийных средств (такая журналистика называется «когерентной»), этот факт определяет распространение информации среди неоднородной аудитории.
При анализе сообщения, оставив «за скобками» политические воззрения адресантов данного сообщения, в том числе по той причине, что они не представляются важными в контексте настоящей новости, при этом, что какой-либо информации сообщения как отечественных, так и зарубежных официальных лиц не несет.
По сути, данное сообщение (уместно аттестовать его форму, как заметку) представляет собой констатацию факта о появлении нового неизученного штамма COVID -19 и реакции на него чиновников в разных странах.
Каналом коммуникации, очевидно, является интернет, в большинстве случаев, а также при гораздо, правда, менее массированной поддержке «традиционных» информационных каналов, как уже говорилось ранее, этим и обусловлено «вирусное», ризоматичное распространение информации.
Таким образом, обратная связь и особенности аудитории (особенно, англоязычной) в текстах такого рода, при этом на самом сайте телекомпании (русскоязычном) большинство комментариев не относятся к теме сообщения, представляя собой вторичные тексты с совершенно иным смыслом, что говорит о нейтральном характере сообщения и незначительном интересе аудитории к конкретному содержанию текста.
Кодирование, как и в «традиционных» СМИ реализуется с помощью вербального сообщения на сайте холдинга, язык сообщения – русский, декодирование, также, судя по обратной связи в комментариях, соцсетях (к примеру, ВК, см. ссылку https://vk.com/rt_russian?z=photo-40316705_459898570%2Falbum-40316705_00%2Frev ), данный новостной текст, который представляет собой перечисление имеющихся на данный момент фактов, относящихся к появлению нового штамма коронавирусной инфекции.
Таким образом, контекстом коммуникации, то есть основой дискурса, в данном случае, информационного дискурса, является сообщение о выявлении о поиске способов борьбы, особенностях его распространения и т.д. Иными словами контекстом, точнее, инфоповодом, становится неясная эпидемиологическая ситуация, способы профилактики.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/RT
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.