Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников
Оценка 5

Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников

Оценка 5
docx
29.09.2024
Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников
Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников.docx

Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников

Кондрашина Наталья  Леонидовна

ЦРТДЮ города Кирова, методист

В мировой культуре формирование региональной идентичности рассматривается несколько иначе, чем в России. Дело в том, что в силу территориальных особенностей и многонациональности, понятие региональной идентичности в нашей стране, в отличие от зарубежья имеет иное содержание. В большинстве стран мира региональная идентичность подразумевается, как идентичность гражданская, национально-культурная и этнокультурная, поскольку совокупность людей, проживающих на их территории, как правило, представлена одним этносом и его разновидностями. Тем не менее, в мире проблема формирования и сохранения региональной идентичности в мире стоит достаточно остро и решение её начинают с работы с детьми.

Глобализационные процессы современного общества и открытость
культурного пространства являются одними основных черт, характеризующих общее состояние мировой культуры и отдельных этнокультурных общностей.

Оптимистические предположения некоторых политических и культурных деятелей по поводу скорейшего формирования транснациональной идентичности и мировой культурной целостности оказались мифическими. Последствия глобализации в реальности, значительно сложнее и противоречивее, чем это можно было предположить изначально, особенно ярко это проявилось в сфере культуры. Культура, как уникальный феномен столкнулась с новыми вызовами, которые представляют угрозу сохранению национально-культурной идентичности. В своём диссертационном исследовании Е.А. Авходеева относит к ним: вестернизацию – западный культурный империализм; глобализацию - универсализацию языковых форм; глокализацию - противостояние глобального и локального; деконструкцию культуры повседневности - противостояние массовой и традиционной культуры; манкуртизм - разрыв связи и преемственности поколений[1].

Отсутствие препятствий межкультурной коммуникации и открытость культурного пространства не оставляют места сохранению традиционной изолированности и автономности национальной культуры, проявлению способов её защиты от проникновения чужих культур.

Документы ЮНЕСКО отмечают, что культурное разнообразие столь же необходимо человечеству, как и биологическое разнообразие в живой природе, а культурная унификация признается как одна из самых опасных черт антропологического кризиса, который снижает жизнеспособность всего человечества[2].

Наряду с кризисом самоидентичности появляется прямая угроза для  развития общества, возникает ситуация утраты смысла бытия, как для целых этносов, так и для отдельного индивида. Развитие цивилизации в его качественно новом проявлении. Качественно новый виток развития цивилизации ставит культуры перед необходимостью поиска собственных моделей, чтобы сохранить национально-культурную идентичность в условиях глобализации. Огромное количество этнических проблем в современном мире заставляет политиков и учёных говорить о новом этапе «этнической революции». Помимо этого, в диалоге культур, все более ярко проявляется противостояние западноцентричной модели мира. Все чаще разговор ведётся о «повороте на Восток», и возрождении Юго-Восточных стран Азии. Так, например, китайская культура сегодня демонстрирует одну из уникальнейших по своей устойчивости моделей развития цивилизации. Она смогла создать управляемый процесс вторжения в их культуру. Подобный подход представляет менее политизированную и более культуроцентричную модель воспроизводства национально-культурной идентичности[3].

На мировом уровне рассматривается угроза исчезновения культурного многообразия, которая способна породить потребность в обновленных представлениях о сущностной основе дифференциальных и интеграционных процессов, которые происходят в мировом культурном пространстве. Наблюдается методологическая исчерпанность традиционного подхода к пониманию национально-культурной идентичности. В этой связи возрастает значимость изучения мирового опыта сохранения и развития традиционных форм культуры и национального фольклора, которые являются уникальным средством художественно творческого развития подрастающего поколения.

За рубежом в настоящее время учёными различных специальностей рассматриваются процессы глобализации, которые резко обострили проблемы сохранности культурной идентичности. Эти проблемы также активно обсуждаются общественными организациями. Здесь следует отметить, что именно американизация и опасение потери собственной идентичности в общественных дискурсах выступают на первый план.

В общем виде под идентичностью понимают некую устойчивость социокультурных, личностных, цивилизационных или национальных параметров, самотождественность, которая позволяет ответить на вопрос: кто мы и кто я.  В эпоху глобализации эта проблема включает, в первую очередь, личную идентичность, как форму устойчивых представлений человека о самом себе,  как о члене общества, и его культурную идентичность, которая способна вызвать чувство персональной тождественности у народа, позволяющее ему определить собственное место в транснациональном пространстве.

В процессе воспитания подрастающего поколения особая роль уделяется именно процессам самоидентификации. Здесь стоит подчеркнуть, что идентичность обусловливает осознание общностью людей и отдельным человеком своего реального места в социальном и природном мире. Формирование региональной идентичности призвано научить детей проводить границу между «чужим» и «своим», определять окружение, с которым ребёнок связан и отождествляет себя сознательно, а также круга, которому он реально противостоит. Зарубежные учёные полагают, что основное значение в формирования идентичности детей принадлежит именно культурно-психологическим моментам, поскольку идентичность – это, прежде всего, принятие личностью принадлежности к определённому целому. Традиционная народная культура является фактором вовлечения ребёнка в процесс самоидентификации и важность этого рассматривается на самом высоком уровне.

Усвоение норм и ценностей своей социально-культурной общности в детском возрасте является необходимым условием формирования идентичности, а это, в свою очередь, возможно лишь при их противопоставлении другой ценностно-нормативной системе, и наличии у человека конкретного представления об окружающей действительности, что позволяет найти свое место в ней[4]. Эта тенденция прослеживается как в странах дальнего, так и ближнего зарубежья. Занятия с детьми с целью формирования их региональной идентичности проводятся как в школах, так и в других учреждениях социально-культурной сферы. Причём в системе образования изменение отношения к процессу воспитания и развития через традиционную культуру прослеживаются значительно ярче. Так, например, в Швеции, Норвегии, Казахстане, Белоруссии и др. многонациональных странах огромная роль принадлежит этнокультурному образованию. Под этнокультурным образованием там понимают процесс воздействия на личность, направленный на сохранение этнокультурной идентичности личности посредством приобщения к родной культуре на основе её традиционных ценностей и одновременное освоение ценностей мировой культуры. Принятие собственно идеи этнокультурного образования обозначает формирование национальной системы воспитания и обучения. Среди основных задач этнокультурного образования там определяют: воспитание поликультурной личности, под которым понимают создание условий идентификации личности со своей коренной культурой и усвоение других форм культуры, ориентацию на диалог культур, их взаимное обогащение; формирование индивида, владеющего несколькими языками: подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном, государственном и русском языках. Реализация, посредством этого, модели «дуальной лояльности»: как в отношении к своей этнонациональной группе, так и по отношению к государству. На практике можно говорить об эффективном владении хотя бы языками, на которых говорит население их страны.

Важной предпосылкой становления системы этнокультурного образования за рубежом является создание национально-культурного воспитательного пространства. Под национально-культурным пространством подразумевают уникальную культурная среду, благоприятную для развития этнических культур и материально-технические условия развития культурно-национальных общностей. Этнокультурное пространство можно считать необходимым условием этнокультурного образования, поскольку отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование. К национально-культурному образовательному пространству относят семью, материнскую школу, детские дошкольные учреждения, школы, колледжи, высшие учебные заведения, национальные центры культуры, курсы, кружки, различные творческие коллективы. Структурно их можно представить в виде трех системно связанных компонентов: институциональные (школы, вузы, колледжи, и т.п.), внеинституциональная (библиотеки, курсы, СМИ и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.)[5].

Возвращаясь к культурной глобализации, можно обратить внимание на то, что её лоббистами являются информационные магнаты, которые контролируют информационные и коммуникационные сети, а также транснациональные корпорации с их производственными глобальными системами. Важно учитывать, что именно глобальная коммуникация порождает глобальный рынок, где конкурируют не просто товар или услуга, а идеология, ценность и смыслы. Транснациональные корпорации заинтересованы в стабильном получении прибыли, поэтому и транслируют на весь мир политические, культурологические и идеологические стандарты и символы, формируют искусственные потребности населения, а это обеспечивает лёгкое навязывание им определенных услуг или товаров.

Агрессивное и активное распространение «западных ценностей», которое наблюдается в современном мире, не имеет никакого отношения, например, к богатой тысячелетней истории Западной Европы. Она подменяется потребительскими «вестернизированными» ценностями, которые призваны формировать человека, который занят удовлетворением, в большинстве своём, материальных потребностей и сводящие духовные потребности к области досуга, развлечений, времяпрепровождения. Для осуществления глобального лидерства активно используется интеллектуальная мощь научных и культурных центров, университетов, ассоциаций, фондов, PR-компаний для распространения вполне определенных культурных стереотипов по всему миру. Одним из основных центров ценностной экспансии, конечно, можно назвать Голливуд, где занимаются производством смыслов и ценностей на продажу как в сфере идеологии и политики, так и в сфере массовой культуры[6].

Лидеры государств понимают, что в современных условиях успешность развития государства во многом зависит от умения его интеллектуальных элит и политических лидеров поддержать грамотный баланс между приобщением к передовым достижениям мировой цивилизации и сохранением культурной самобытности. Особенно это касается подрастающего поколения. Понимание процесса формирования региональной идентичности детей посредством использования этнокультурных и национальных ценностей позволяет вывести работу по формированию социально-культурного пространства страны на более высокий качественный уровень. На примере, это можно рассмотреть в таких странах как Индия, Китай, Малайзия, Южная Корея, Япония, и др., которые решают эту задачу наиболее успешно. Мы видим, что эти государства объединяет, стремление сохранить свою культурную идентичность и противостоять натиску чужих ценностей массовой культуры. И, как одно из следствий этой работы, их рост в экономической и социальной сфере.

В этих странах традиционная культура и искусство рассматриваются как источник достижения благочестия, процветания и радости. К этому виду культуры там всегда относились и относятся достаточно серьёзно, поэтому появляется требование к использованию разных её форм, ритмов и жанров с целью максимально эффективного влияния на детей. Поскольку движение для ребёнка является неотъемлемой частью его физического и эмоционального здоровья, проверенные временем этнокультурные элементы музыки и танца оказывают, в числе прочего, неоценимое влияние на его развитие. Посредством музыки и танца он учится выражать свои эмоции, тренировать тело, слух и дух. Следует заметить, что народная музыка, например, имеет свои особенности, появилась достаточно давно и, соответственно, связанна с сохранением знаний и традиций народа. Люди этих стран воспринимает её как небесный дар, который подарен им во благо, поэтому там все великие религиозные праздники, обряды и обычаи отмечают песнопениями.

На ментальном уровне, население этих стран считает, что элементы традиционной народной культуры обладают силой, которая позволяет душе перемещаться на другой более высокий духовный и интеллектуальный уровень. Детей приучают чувствовать красоту народной музыки и играть на различных инструментах. Также им передают танцевальные навыки и семантические знания, посредством которых каждый ребёнок может выражать доброту, удовлетворение, щедрость, любовь и внутренние переживания.

Воспитание детей на образцах традиционной народной культуры можно считать самым эффективным способом повлиять на их художественно-творческое развитие, заложить основы личной культуры и изменение его внутренней сущности. Оно помогает им изучать и познавать особенности культуры своей страны, понять сущность взаимодействия людей в социуме, приобрести творческий потенциал и раскрыть свои творческие способности[7].

Таким образом, многие зарубежные специалисты рассматривают формирование региональной идентичности как эффективное средство, способное противостоять основным агрессивным формам современной массовой культуры, унификации и американизации национальных ценностей, культуры различных народов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная организация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традиционной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. правительствам всех государств предложено содействовать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО направила в свои национальные советы, соответствующие «Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора»[8].

При ЮНЕСКО созданы и успешно функционируют специализированные международные комитеты народной музыки и различные ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства, такие как СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА. Они вносят ощутимый вклад в организацию и координацию многих международных акций: проведение конференций, выставок, фольклорных фестивалей фольклора и т.д.[9]

Говоря о процессе формирования региональной идентичности детей средствами народной художественной культуры в странах Азии следует заметить, что там важным стимулом воспитания детей в этнокультурной традиции является обучение импровизации, которая имеет большое влияние на ребёнка, помогая ему почувствовать себя участником обрядового действа с одной стороны и творцом с другой. Основы такого воспитания зачастую дают толчок к продолжению художественного образования, созданию в последствии собственных коллективов и групп, сущность которых заключается в передаче всего самого лучшего, что есть в традиционной культуре азиатских народов, обеспечивая неразрывную связь поколений и почитания Божеств.

В современном мире все большее количество людей активно овладевает компьютерными технологиями, иностранными языками, позволяющими им реализовать себя в глобализированном обществе. Формирование же глубинных слоёв идентичности по-прежнему происходит под существенным влиянием традиционных ценностей локальных культур, их исторического прошлого и религиозных воззрений. Основой культурной идентификации в современном мире всё больше признаётся сохранение собственных культурных традиций и воспитание на них подрастающего поколения, а также формирование чувства национальной гордости при уважительном отношении к другим народам.

Таким образом, рассмотрев мировой опыт формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, автор пришел к выводам:

- за рубежом формирование региональной идентичности детей осуществляется посредством этнокультурного образования и воспитания; приобщение к традиционным культурным ценностям, посредством занятий традиционным вокальным, хореографическим, театральным и декоративно-прикладным творчеством;

- за рубежом важным стимулом формирования региональной идентичности детей средствами художественно-творческого воспитания детей в этнокультурной традиции является обучение импровизации, которая имеет большое влияние на ребёнка, помогая ему почувствовать себя участником обрядового действа с одной стороны и творцом с другой;

- для России зарубежный опыт имеет большое значение, поскольку позволяет развивать, расширять и углублять отечественную систему формирование региональной идентичности детей.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]             Авходеева Е.А. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях открытого культурного пространства (на примере Китая): диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Авходеева Евгения Андреевна- Волгоград, 2016.- 160 с.

[2]              Всеобщая декларация ЮНЕСКО «О культурном разнообразии». 2 ноября 2001 г.; Конвенция ООН «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения».- Париж, 20 октября 2005 г.

[3]               Культура и образование в Китае электронный ресурс/ режим доступа http://china-russia.narod.ru/obrazovanie.htm/ (дата обращения 27.02.2017)

 

[4]             Лысак И.В. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации/ И.В. Лысак  // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 91–95.

 

[5]                     Н. Фоменко. /Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений: [Электронный ресурс] // Школа-комплекс эстетического воспитания №8, г.Петропавловск, СКО, Казахстан.: URL: http://orpheusmusic.ru/publ/problemy_realizacii_koncepcii_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_uchebno_vospitatelnom_processe_obrazovatelnykh_ucherezhdenij/308-1-0-511  (Дата обращения 29.02.2017).

 

[6]                    Макаревич Э.Ф., Глобальные коммуникации и культурно-политическая экспансия/ Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 3. С. 61–76.

 

[7]             Этнокультурное воспитание детей в Азиатских странах: [Электронный ресурс]. URL: http://hoppediz.ru/muzyikalnoe-vospitanie-detey-v-indii/ (Дата обращения 10.03.2017)

 

[8]                    Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 495 - 499. Свод нормативных актов ЮНЕСКО.- М.: Международные отношения, 1991. С. 495 - 499.

[9]                    Conseil международные des организации de фестивали de фольклор и d'arts traditionnels [Электронный ресурс]. URL: http://ru.knowledgr.com/10955274/ConseilМеждународные DesОрганизацииDeФестивалиDe ФольклорИDartsTraditionnels  (Дата обращения 11.03.2017)

Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников

Анализ мирового опыта формирования региональной идентичности младших школьников

Отсутствие препятствий межкультурной коммуникации и открытость культурного пространства не оставляют места сохранению традиционной изолированности и автономности национальной культуры, проявлению способов её защиты от проникновения чужих…

Отсутствие препятствий межкультурной коммуникации и открытость культурного пространства не оставляют места сохранению традиционной изолированности и автономности национальной культуры, проявлению способов её защиты от проникновения чужих…

На мировом уровне рассматривается угроза исчезновения культурного многообразия, которая способна породить потребность в обновленных представлениях о сущностной основе дифференциальных и интеграционных процессов, которые происходят в…

На мировом уровне рассматривается угроза исчезновения культурного многообразия, которая способна породить потребность в обновленных представлениях о сущностной основе дифференциальных и интеграционных процессов, которые происходят в…

В процессе воспитания подрастающего поколения особая роль уделяется именно процессам самоидентификации

В процессе воспитания подрастающего поколения особая роль уделяется именно процессам самоидентификации

Принятие собственно идеи этнокультурного образования обозначает формирование национальной системы воспитания и обучения

Принятие собственно идеи этнокультурного образования обозначает формирование национальной системы воспитания и обучения

Возвращаясь к культурной глобализации, можно обратить внимание на то, что её лоббистами являются информационные магнаты, которые контролируют информационные и коммуникационные сети, а также транснациональные корпорации…

Возвращаясь к культурной глобализации, можно обратить внимание на то, что её лоббистами являются информационные магнаты, которые контролируют информационные и коммуникационные сети, а также транснациональные корпорации…

Лидеры государств понимают, что в современных условиях успешность развития государства во многом зависит от умения его интеллектуальных элит и политических лидеров поддержать грамотный баланс между…

Лидеры государств понимают, что в современных условиях успешность развития государства во многом зависит от умения его интеллектуальных элит и политических лидеров поддержать грамотный баланс между…

Люди этих стран воспринимает её как небесный дар, который подарен им во благо, поэтому там все великие религиозные праздники, обряды и обычаи отмечают песнопениями

Люди этих стран воспринимает её как небесный дар, который подарен им во благо, поэтому там все великие религиозные праздники, обряды и обычаи отмечают песнопениями

Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора» [1]

Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора» [1]

Таким образом, рассмотрев мировой опыт формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, автор пришел к выводам: - за рубежом формирование региональной идентичности детей осуществляется посредством…

Таким образом, рассмотрев мировой опыт формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, автор пришел к выводам: - за рубежом формирование региональной идентичности детей осуществляется посредством…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2024