Анализ мотивационных ресурсов урока.
Основные компоненты урока |
Комментарии |
1 |
2 |
1. Организационно-мотивационный момент урока |
|
Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение - психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета) |
Располагает к себе учеников. Говорит что у него дети такие же как и они. Во вступительном слове рассказ о своей школе с «именем» совместная деятельность. |
2. Целеполагание |
|
Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися |
Учащиеся сами формируют тему по наводке учителя. |
Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: Как и зачем будем делать? Где и как это мне пригодится? и др.) |
Толерантность. Учитель собирает вопросы учащихся (фиксируют на листах) и отвечает на примерах ,останавливаясь на значимости. |
Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива) |
8 класс самый деятельностный возраст. Еще нет мировоззренческого интереса. Любовь к открытиям. Материал адаптирован для возраста учащихся. |
3. Выбор формы учебного занятия |
|
Нетрадиционность формы учебного занятия |
Обсуждение+практикум. |
Нетрадиционное оформление учебного занятия, подкрепляющее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока |
Длительное исследование + культурный интерес. Организованная «поисковая» деятельность. |
Дополнительные учебные ресурсы |
|
4. Содержание учебного материала |
|
Опора на уже известное и понятное знание |
Обобщение семинара. |
Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация) |
Личный опыт учителя. |
Доступность в сочетании с научностью |
Опыты+эксперименты |
Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса) |
Повышения интереса |
Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования) |
Группообразование по содержанию, а не по дружбе. |
Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока |
Есть четкая структура урока. |
Внутри- и межпредметные связи |
Вовлеченность. Связь с русским языком(работа со словарем). |
Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление - освоение - закрепление - обобщение - рефлексию - переход к следующему) |
|
Метапредметная направленность |
|
5. Деятельность на уроке |
|
Использование активных методов обучения, новых технологий |
Реальная активность. Разнообразие. Работа в парах, обсуждения, советы учителя. |
Напряженность деятельности, темп урока |
Быстрый, разнообразный, интересный |
Вариативность видов деятельности учащихся |
Постоянная смена видов деятельности (вопросы,определения…..) |
Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод) |
Аналитика и свои представления. Удивить. Глаза + вопросы. Учащиеся вовлечены в поиск знаний |
Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке) |
Мыслительный акт. |
Уровень самостоятельности учащихся на уроке |
Высокий ,активно задают вопросы, дискутируют. |
Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы |
Групповое исследование, выводят понятия сами учащиеся. Весь класс вовлечен в работу, сами заполняют таблицу. |
Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся |
Всех опрашивает в равной мере, интерес к мнению каждого. |
6. Создание ситуаций рефлексии на уроке |
|
Рефлексия эмоционального состояния |
|
Рефлексия деятельности |
|
Рефлексия результатов |
|
Создание ситуаций рефлексии по ходу урока |
|
Организация общего обсуждения урока |
|
7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов |
|
Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно |
|
Уровень самоконтроля учащихся |
|
Характер контроля |
|
Организация этапа оценивания |
|
Объективность оценивания |
|
Комментирование оценки |
|
Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся: формальная (дневник, журнал); публичная (в качестве примера другим) |
|
Домашнее задание |
На выбор |
Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности |
|
Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания |
Описать увиденное на уроке. |
Четкая фиксация домашнего задания |
С разьяснениями. |
Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания) |
|
9. Эмоциональный фон хода урока |
Эмоции+жестикуляуия. |
Эмоциональность учителя |
Высокая. |
Юмор учителя |
Присутствует. |
Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся |
Создание ситуации успеха. |
Внимание учителя к учащимся |
Постоянное. |
Психологический контакт на уроке |
Свободное взаимодействие. |
Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности |
На протяжении всего урока. |
Обращение учителя к учащимся |
По имени. |
Проявление учащимися интереса к уроку |
Повышенный интерес. |
Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка) |
«Высший пилотаж» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.