Анализ научных и педагогических исследований по проблеме воспитания звукопроизношения.
Максаков А.И. в своем исследовании утверждает, что начинать эту работу необходимо с обследования состояния звуковой культуры речи детей. Для этого в начале учебного года (сентябрь-октябрь) воспитатель, наблюдая за звуковой стороной речи детей, выявляет её состояние у каждого ребенка. На занятиях и в повседневном общении педагог фиксирует, как ребенок произносит отдельные звуки, слова, сохраняет ли он слоговую структуру в трех – четырех сложных словах, достаточно ли громко отвечает на вопросы, понимает ли речь окружающих, выполняет ли различные поручения по первому требованию.
В конце учебного года проводится повторная проверка звуковой стороны речи воспитанников, выявляется состояние звукопроизношения (в этот период жизни малыши обычно правильно произносят все гласные звуки, согласные [м], [п], [б], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й], [с'], [з'], а дети старшей подгруппы также и звуки [с], [з]), четкость и ясность произнесения слов. Дети должны чисто и ясно произносить слова с открытыми слогами типа Катя, бумага (без стечения согласных); правильно сохранять слоговую структуру слова в трех – четырех сложных словах; уметь пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносить звукоподражания и слова с различной громкостью); обладать достаточно развитым слуховым восприятием (уметь различать на слух различные звукоподражания, далекие и близкие по звучанию, дифференцировать громкость их произнесения). Полученные данные педагог заносит в специальную тетрадь (речевую карту).
Имея такую тетрадь и отмечая в ней состояние звуковой культуры речи в течение всего времени нахождения детей в дошкольном учреждении. Воспитатель может проследить за тем, как они усваивают звуки родного языка, и с учетом этого строить свою работу.
Дети, которые резко отстают в речевом развитии, совсем не говорят, имеют лепетную речь, направляются к специалистам (врачу, логопеду), а при обнаружении у них снижения слуха, каких – либо органических нарушений (алалия и другие) – в специальные детские учреждения.
Фомичёва Г.А. отмечает, что в возрасте от двух до трех лет дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. Анализируя исследования, она ссылается на положение о том, что, согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н.М. Аксариной, к концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных [л], [р]. В практике так же не редки случаи, когда трехлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к шести годам. Это обусловлено прежде всего индивидуальными особенностями развития речи ребенка, а так же влиянием окружающей его речевой среды.
В этот период жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши, тем не менее, замечают ошибки у своих сверстников и не редко поправляют их. А.Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как похот, другой поправил его – паахот, третий дал свой образец: палахот. Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.
Бородич А.М. утверждает, что основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста жизни является обучение их правильному произношению слов, звуков, отчетливому и внятному произнесению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих ([ш], [ж], [ч'] [щ']) и звуков [л], [р].
На занятиях по родному языку и в повседневном общении воспитатель приучает детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. При общей смягченности речи ребенка педагог обращает внимание на правильность произнесения им твердых согласных. Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонационные средства выразительности), необходимо прежде всего научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. Еще и И.Н. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга», указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой и не менее важной задачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детей слухового восприятия.
Голосовой аппарат детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей регулировать громкость голоса, то есть развивать их голосовой аппарат. В связи с тем, что дети уже строят фразы из трех-четырех и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном, следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь.
Приучая детей менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию интонационных средств выразительности.
Как известно, речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Для произношения ряда звуков ([в], [ф], [с], [з] и других) требуется не только нормальное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года жизни выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Специально проведенные наблюдения показали, что продолжительность их выдоха не превышает 1,5 – 2 секунды, поэтому некоторым детям трудно произносить ряд фрикативных звуков ([с], [з] и другие). Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить малышей свободно, долго и плавно производить выдох через рот.
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей должно быть направленно на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, на выработку у них отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, речевого слуха, на укрепление артикуляционного и голосового аппаратов.
Максаков А.И. определил задачи, содержание и методы работы с детьми от трех до четырех лет.
На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Её задача сводиться к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Особенности развития звуковой стороны речи у детей четвертого года жизни таковы, что в этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух – трех согласных. В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).
Большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка – сапка), [ж] на [з] (жук-зук), [ч] на [ц] (чайник – цайник), [щ] на [с'] (щетка –сетка); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й']: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети нередко пропускают или переставляют определенные звуки, слоги, например, слово пингвин они произносят как пигин, температура – тематура; вертушка – левтуска.
И еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.
В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Не смотря на то, что в результате артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников.
На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух – трех и более согласных.
Не менее важной является задача развития слухового восприятия речевого слуха. Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.
Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью.
Дети четвертого года жизни свои высказывания строят уже из нескольких фраз, связанных единым содержанием. Однако их речь еще не всегда бывает выдержанной в нужном темпе, интонационно выразительной.
У детей четвертого года жизни более продолжительным становиться выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в течение трех – пяти секунд. Задача выработки продолжительного выдоха (в качестве подготовительного упражнения для развития речевого дыхания) состоит в том, чтобы научить малышей долго и плавно производить через рот выдох, рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, не которые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]) [15].
О.С. Ушакова утверждает, что воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает, прежде всего, работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, подчеркнем, что необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно её связности. Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а так же для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов: м, б, к, т, д, н, к, с, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Игры и упражнения направлены на развитие умений детей дифференцировать родственные по месту образования звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых единицах – слогах па-па ба-ба, то-то, до-до и т.п. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки с определенной группой звуков, направленные на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, владея силой голоса и темпом речи), так и приемом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения. И именно сочетание задач дает большой эффект, заинтересовывает детей.
Стародубова Н.А. отмечает, что в младшем дошкольном возрасте идет серьезное освоение произношения новых, более сложных по артикуляции звуков. Это йотированные гласные, свистящие согласные и другие. Последовательность работы над произношением звуков строится с учетом их трудности в артикуляционном отношении и степени освоения детьми предшествующих звуков. Так, при освоении произношения нового звука (например [ц]) следует опираться на уже знакомые звуки [т], [с], которые подготавливают артикуляционный аппарат детей к произношению вновь изучаемых.
Особого внимания потребуют от воспитателя занятия по освоению детьми йотированных гласных. Необходимо различать два случая употребления гласных «я», «ё», «ю», «е». В одном случае эти гласные представляют слияние звуков [й'а], [й'о], [й'у], [й'э] и произносятся в начале слова (например, «яма»), после гласных («моя») и после мягкого и твердого разделительных знаков («семья», «объявление»). Правильное произношение йотированных гласных слитным проговариванием сочетаний [й'а], [й'о], [й'о], [й'э] с ударением на втором звуке (при ускорении темпа произношения «и» переходит в «ы»).
В другом случае гласные «я», «ё», «ю», «е» обозначают мягкость предыдущего согласного: [м'а], [м'у], [м'о], [м'э]. Поэтому упражнения на произношение мягких согласных звуков не даются на занятиях по освоению йотированных гласных, и включены в специальные дидактические игры.
Об этих двух случаях употребления гласных «я», «е», «ю» воспитателю нужно помнить и при замене одних слов другими. Так, недопустима замена слова «яма» словом «мяч» или слова «ель» словом «белка» и так далее.
Большую трудность для детей представляют также свистящие согласные [с], [з] и звук [ц], потому что их освоение предусмотрено во второй половине года.
Особенность методики обучения звукопроизношению младших дошкольников в том, что звук подается в игровой (образной) форме: «З-з-з» – так поет комар. «С-с-с» - журчит водичка и т.д.
Предлагается система работы по звукопроизношению на целый год, в которую включены йотированные звуки я, е, ё, ю, а также свистящие звуки с-з, ц.
Алексеева М.М. также рассматривает проблему развития звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. По ее мнению изучение развития фонетической стороны речи имеет большое теоретическое и практическое значение. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи детей в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое исследуется с разных сторон. В современной лингвистической литературе рассматривается несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи помогает понять закономерность постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство этой работой.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и на основе этого формирования звуков, слов, четкой артикуляции;
- развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух и так далее).
Исследователи детской речи и практики отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установление социальных контактов, для подготовки детей к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.