Анализ педагогической деятельности
учителя начальных классов Р.И. Моисеевой за 2012-2013 уч. год
в 6-ом «б» классе слабослышащего отделения
Годовая задача: «Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Методическая задача: «Применение занимательных и игровых заданий для развития речевой активности с целью формирования универсальных учебных действий».
Тема по самообразованию: «Нейропсихологический подход в образовательной практике с целью речевого развития слабослышащего ребёнка младшего школьного возраста в рамках универсальных учебных действий».
На начало учебного года в 6 «б» классе обучалось 7 человек, из которых один ребёнок – Новосельцев Виктор проходил обучение на дому. 27.02.2013 года в класс поступила ученица – Гаврикова Светлана. Прибыла из г. Читы. На конец учебного года списочный состав - 8 обучающихся.
Таблица 1.
Списочный состав 6 «б» класса на конец учебного 2012-2013 года |
|||
№ |
Фамилия, имя |
Д/Р |
Диагноз |
1. |
Ивойлов Данила |
09.12.1999 |
СНТ III-IV ст. |
2. |
Кедрачёва Екатерина |
05.02.1999 |
СНТ лев.– II ст., пр. – IV ст. F-83 |
3. |
Месхи Алёна |
30.07.2000 |
СНТ пр. – II ст., лев. – глухота F-83 (315.6) |
4. |
Миклуха Ксения |
09.12.1998 |
СНТ – с IV т. F-83 (315.6) К/И в 2008 |
5. |
Саратова Надежда |
27.07.1999 |
СНТ IV ст.F-88, F-70 |
6. |
Новосельцев Виктор |
05.11.1997 |
СНТ II ст., F-71,02 на домашнем обучении |
7. |
Червяков Дмитрий |
29.08.2000 |
СНТ IV ст., микроцефалия, F-83 |
8. |
Гаврикова Светлана |
|
СНТ К/И в 2008 |
Трое детей показали хорошие результаты по всем предметам, т.е. на «4» и «5» - это Новосельцев Виктор, Саратова Надежда, Алёна Месхи. Данила Ивойлов закончил 6 «б» класс с одной тройкой по развитию речи. Кедрачёва Екатерина не аттестована за IV четверть, находилась на лечении в санатории в г. Геленджик. Переведены в 7 «б» класс 6 детей. Гаврикова Светлана зачислена в 5 класс, по заявлению родителей.
Математика
В начале учебного года была проведена диагностическая контрольная работа. Результаты удовлетворительные.
Для выработки твёрдых навыков правильных и быстрых устных вычислений на каждом уроке математики выделяла 5 – 7 минут для проведения устного счёта. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) учащиеся знают слабо на память. Навыки правильных и быстрых письменных вычислений при сложении и вычитании многозначных чисел, умножении и делении на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах миллиона ещё на стадии формирования.
В программе предусмотрено изучение различных величин: стоимость, количество, цена; путь, время, скорость при равномерном движении и др.
Дмитрий, Ксения, Екатерина слабо владеют навыками измерения величин, Ксении М., Дмитрию Ч. Весьма трудно даётся усвоение соотношения между единицами измерений: длины, площади, массы, времени.
Особую трудность вызывает у всех обучающихся класса изучение единиц времени, так как соотношение между ними построено не на десятичной системе и имеет абстрактный характер изучаемых понятий.
Проведение самостоятельных и диагностических работ после изучения определённой темы выполняли не все ученики, поскольку Данила и Ксения не посещали школу по уважительным причинам, поэтому трудно делать выводы по усвоению той или иной темы.
Одним из наиболее сложных вопросов в специальной методике обучения математике является формирование и развитие словесной речи, особенно стоит отметить таких учеников как Ксения, Дмитрий, Светлана.
Решение математических задач наиболее сложный процесс для всех детей, так как невозможно верно решить задачу, условие которой выражено в словесной форме, не понимая значения входящих в него слов или отношений между словами.
Учитывая коррекционно-развивающий принцип обучения, на каждом уроке математики организуется смена видов деятельности, физкультминутки, зарядка для глаз по здоровьесберегающей методике В.Ф. Базарного, динамические паузы, способствующие разрядке и снимающие утомление. Не допускается перегрузка обучающихся учебным материалом, как на уроках, так и при выполнении домашних заданиях.
Грамматика. Формирование грамматического строя речи (ФГСР)
Программу по грамматике и ФГСР обучающиеся освоили слабо, не все темы были усвоены качественно. Основной задачей по грамматике было намечено усиление планомерного практического обогащения речи и ускорения процесса осознания обучающимися 6 «б» класса языковых явлений. Данная задача не выполнена, по причине неудовлетворительной посещаемости – причины уважительные (вирусные заболевания, карантин по ветряной оспе, низкие температуры).
За данный период обучения дети прошли темы: Состав слова. Корень и окончание. Однокоренные слова. Выделение и подбор однокоренных слов. Приставка. Отличие приставки от предлога. Суффикс. Нахождение суффикса в простых по составу словах. Подбор однокоренных слов с приставками и суффиксами. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Употребление знаков препинания в конце предложения: точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Знания по теме: «Типы словосочетаний» не получили Данила и Ксения, не посещали учреждение по причине карантина по В/О. В третьей и четвёртой четверти было повторное ознакомление с не пройденными ранее темами темой.
Большие трудности испытывают Дима Ч., Ксения М., Светлана Г. Эти обучающиеся самостоятельно не выделяют в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится и т.д. Симптомы невнимательности свойственны Дмитрию Ч., Екатерине К. (с трудом удерживают внимание, недостаточно внимательны к деталям, товарищей по классу, а также отвлекаются на внешние раздражители и т.д.). До сего времени допускают ошибки при переносе слов: Дима Ч., Ксения М., Светлана Г., при письме искажают буквы: Надя С., Катя К., Дима Ч. В силу психофизиологических особенностей и слабого усвоения программы. Дмитрию Ч. Требуется постоянная индивидуальная помощь.
Развитие речи
Понимание и употребление в речи сложных предложений свойственно только одной ученице – Алёне М. Работа над композиционным построением текста составляемого рассказа (начало, середина, конец) всегда проходит с большим трудом, опора только на одного ребёнка – Алёну М., подобранный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и сериям картинок даётся всем обучающимся нелегко. Дима, Катя, Ксения, Светлана испытывают трудности даже при наводящих вопросах. Ксения не пользуется речью вообще, словарный запас крайне низкий. Даниле, Светлане, Дмитрию и Ксении фразовая речь не свойственна.
В сопряжённо-отражённой форме дети употребляют побудительные, повествовательные и вопросительные предложения кроме Ксении Миклуха. Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря свойственно– Алёне М., Надежде С.
Чтение (внеклассное чтение)
Целью программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе выработки навыков чтения через его собственную читательскую деятельность.
В базисном учебном плане на чтение в 6 «б» классе начальной школы отводится 4 часа в неделю (в том числе 1 час внеклассное чтение).
В рабочую программу по чтению включены такие разделы как: «Устное народное творчество», «Картины родной природы» «творчество русских писателей», «Спешите делать добро», «О животных».
В течение урока поведение Кати К., Нади С., характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, что крайне отрицательно сказывается на усвоении изучаемого материала в целом. Детям трудно сосредоточится, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение разрушает внимание, качественное чтение становится просто невозможным (Кедрачёва Екатерина читает по слогам).
Проверка техники чтения показала, что дети стали более осмысленно подходить к выполнению данного задания, хотя чтение не стало беглым, выразительным. Не все ученики могут вести диалог по прочитанному тексту, поскольку не всё понимают, о чём прочитали. Общее звучание речи характеризуется слабой разборчивостью, сбивчивым темпом, иссякающим голосом и средней скоростью (Ксения М., Дима Ч., Светлана Г.). Результаты проверки техники чтения учеников 6 «б» класса слабослышащего отделения приведены в таблице. Произведён сравнительный анализ. Все дети показали положительные результаты.
Таблица 2.
Фамилия, имя ученика |
Класс 2007/08 |
Кол-во слов |
Класс 2012/03 |
Кол-во слов |
Увеличение на |
Гаврикова Светлана |
Первый |
|
Шестой |
43 |
|
Ивойлов Данила |
Первый |
27 |
Шестой |
68 |
41слово |
Кедрачёва Екатерина |
Первый |
24 |
Шестой |
53 |
29 слов |
Саратова Надежда |
Первый |
18 |
Шестой |
57 |
39 слов |
Месхи Алёна |
Первый |
42 |
Шестой |
100 |
58 слов |
Миклуха Ксения |
Первый |
20 |
Шестой |
45 |
25 слов |
Червяков Дмитрий |
Первый |
16 |
Шестой |
49 |
33 слова |
Новосельцев Виктор |
Д/О |
Д/О |
Д/О |
Д/О |
Д/О |
Таблица 3.
Результаты учебных достижений обучающихся (воспитанников) за 2012-2013г. |
|||||||||
Виды контроля (административный, итоговая аттестация, региональное тестирование) |
Учебные годы |
Класс |
Количество обучающихся |
Сроки проведения |
% участия обучающихся |
Результаты проверки |
|||
Справились без «2» |
В т.ч. на «4» и «5» |
||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||||||
Математика 1-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
25.09 |
100% |
7 |
100% |
6 |
85,8% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
11.10 |
100% |
7 |
100% |
4 |
56,8% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
17.10 |
100% |
7 |
100% |
3 |
75% |
Математика 2-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
72,5% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
20.11 |
100% |
7 |
100% |
6 |
85,7% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
04.12 |
100% |
7 |
100% |
5 |
71% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
18.12 |
100% |
7 |
100% |
5 |
71% |
Математика 3-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
75,9% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
29.01 |
100% |
4 |
100% |
3 |
75% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
19.02 |
100% |
|
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
12.03 |
100% |
|
100% |
|
|
Математика 4-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
Русский язык 1-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
13.09 |
100% |
7 |
100% |
4 |
57,1% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
27.09 |
100% |
7 |
100% |
4 |
57,1% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
18.10 |
100% |
7 |
100% |
4 |
57,1% |
Русский язык 2-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
57,3% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
21.11 |
100% |
7 |
100% |
4 |
57,1% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
05.12 |
100% |
7 |
100% |
4 |
57,1% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
19.12 |
100% |
6 |
100% |
4 |
57,1% |
Русский язык 3-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
57,3% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
30.01 |
100% |
6 |
100% |
4 |
57,1% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
20.02 |
100% |
|
100% |
4 |
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
13.03 |
100% |
|
100% |
3 |
|
Русский язык 4-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речи 1-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
18.09 |
100% |
7 |
100% |
3 |
42,6% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
10.10 |
100% |
7 |
100% |
3 |
42,6% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
23.10 |
100% |
7 |
100% |
4 |
56,8% |
Развитие речи 2-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
47,3% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
22.11 |
100% |
7 |
100% |
4 |
56,8% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
06.12 |
100% |
7 |
100% |
4 |
56,8% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
20.12 |
100% |
5 |
100% |
3 |
60% |
Развитие речи 3-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
57,8% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
31.01 |
100% |
5 |
100% |
3 |
60% |
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
21.02 |
100% |
|
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
7 |
14.03 |
100% |
|
100% |
|
|
Развитие речи 4-я ч-ть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
административный |
2012-13 |
6 «б» |
8 |
|
100% |
8 |
100% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
Дисциплина |
1-ая ч-ть |
2-ая ч-ть |
3-я ч-ть |
4-я ч-ть |
Соотношение |
Математика |
72,5% |
75% |
|
|
|
Русский язык |
57,3% |
57,3% |
|
|
|
Развитие речи |
47,3% |
57,8% |
|
|
|
По результатам диагностических, самостоятельных и контрольных работ прослеживается положительная динамика качественной успеваемости, повышается познавательный интерес обучающихся, формируются навыки планирования и самооценки. Причина повышения результативности учебных достижений заключается в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием новых педагогических технологий на основе сурдопедагогических классических методик, а также в использовании современных информационных технологий, участие обучающихся в проектной деятельности. |
Все ученики класса активно принимали участие в конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.
Таблица 5.
Уровень личностного развития и творческих достижений обучающихся (воспитанников) 2012-2013учебный год |
||||
Участие обучающихся (воспитанников) во внеклассных формах работы |
Класс, год |
Участники |
Тема |
Награды |
ТГПУ Всероссийского дистанционного Конкурса ученических работ |
6 «б» 25.10.12 |
Кедрачёва Е. Месхи А. Червяков Д. |
«Лабиринты знаний» |
Диплом каждому участнику |
Всероссийский конкурс детского творчества «Талант с колыбели» |
6 «б» 10.07.12 |
Все ученики |
Тема «Удивительное рядом» |
Все участники дипломанты |
1 Всероссийский заочный конкурс детского обаяния, красоты и талантов для дошкольниц и младших школьниц |
6 «б» 15.07.12 |
Месхи А. |
«Твоё очарование» |
Диплом участника |
Школьный уровень В рамках классного часа «Моя семья?» |
Все ученики 04.09.12 |
|
Семья и семейные ценности |
По предложению уполномоченного президента РФ по правам ребёнка Павла Астахова |
Фестиваль детских творческих работ «Мой учитель самый лучший» (в канун юбилея – 90-летия пед. колледжа) |
6 «б» 28.09.12 |
Месхи А. Саратова Н. Кедрачёва Е. Ивойлов Д. |
Рисунок аппликация стих-ние |
Сертификаты всем участникам |
Школьный уровень В рамках проекта «Дары природы» «Мы собрали урожай» |
3.10.12 |
Все ученики |
Поделки из фруктов и овощей, рисунки |
Диплом 6 «б» классу |
Школьный уровень В рамках проекта «Дары природы» «Мир грибов» |
10.10.12 |
Все ученики |
Композиция Грибная полянка |
Диплом 6 «б» классу |
Школьный уровень В рамках проекта «Дары природы» «Мы по ягоды пойдём» |
17.10.12 |
Все ученики |
Рисунки «Ягодные узоры» |
Диплом 6 «б» классу |
Школьный уровень Использование КТ Для учителей начальных классов, слушателей курсов ТОИПКРО |
24.10.12 |
Все ученики |
Открытый урок развития речи «Диалог с другом» |
Благодарность веем ученикам от слушателей |
Школьный уровень В рамках проекта «Дары природы» «Золотой колосок» |
|
Все ученики |
Рисунки «Хлеб – всему голова» |
Диплом 6 «б» классу |
ТОИПКРО II региональный фотоконкурс «Удивительное в природе» |
02.11.12 |
Все ученики |
Фотографии выполненные в процессе экскурсии |
4 диплома II степени, 2 сертификата |
Школьный уровень Персональная фото выставка |
06.11.12 |
Виктор Новосельцев |
«Подсезоны осени» |
Благодарность |
Школьный уровень Выставка рисунков |
27.12.12 |
Обучающиеся 6 «б» класса |
«Новогодняя сказка» |
Благодарность |
Школьный уровень Выставка репродукций Рериха |
04.02.13 |
Все ученики |
«Творчество Рериха» |
|
Открытый урок по природоведению для младших школьников |
13.02.13 |
Все ученики |
«Стоит над Томью град Старинный» |
Виртуальная прогулка по Томску |
Школьный уровень Выставка тематических рисунков |
16.03.13 |
Все ученики |
«Дыхание природы» |
|
Школьный уровень Фото выставка |
Апрель 2013 |
Обучающиеся 6 «б» класса |
«Сибирские мотивы» |
Благодарность каждому участнику |
Школьный уровень Декада естествознания |
04.03.13 |
Все ученики |
Газета «Удивительный мир птиц» |
|
Школьный уровень Встреча с Пановым А.И. |
20.03.13 |
Все обучающиеся класса |
«Творчество члена Союза писателей» |
|
Экскурсия в МЧС ул Вершинина |
30.04.13 |
Все ученики класса |
|
|
Городской уровень |
32.05.13 |
Ивойлов Данила |
Участник городских соревнований «Бадминтошка» |
Грамота |
Межрегиональный уровень |
Май 2013 |
Все ученики класса |
Конкурс-викторина «Здоровье-здорово!» |
Каждому участнику Диплом I степени |
Областной конкурс |
Май 2013 |
Месхи Алёна |
«Я познаю искусство» |
Диплом I степени |
Школьный уровень Выпускной в начальной школе |
25.05.13 |
Все обучающиеся класса |
«Прощай, начальная школа!» |
Диплом каждому ученику |
Таблица 6.
Результаты образовательной деятельности и творческие достижения педагога за 2012-2013 учебный год |
|||
Учебный год |
Образовательный проект |
Уровень представления |
Представленные материалы |
2011/2012 |
Грамота оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» |
За качественную организацию работы по участию образовательного учреждения в учебном году |
Грамота DIG-A-100287 А. Соловейчик |
2011/2012 |
Сертификат «Учитель цифрового века» |
Общероссийского проекта «Школа цифрового века» |
Сертификат DIG-Т-70602 А. Соловейчик |
2012 |
Сертификат по ИКТ-компетентности |
Интернет-технологий в профессиональной деятельности и владении компетенциями в области ИКТ |
Сертификат S-IKT-3477 С.Л. Островский |
2012 |
Областной конкурс достижений «Активность. Интересы. Инициативы» |
Департамент общего образования Томской области РЦРО |
Диплом 1 степени Представлены на конкурс фотоматериалы |
2012 октябрь |
Всероссийский дистанционный конкурс «Предметный кроссворд педагога» |
ТГПУ Педагогическая планета В номинации Традиционный кроссворд для учеников 4 класса |
Диплом III степени Представлен на конкурс кроссворд «Птицы – наши друзья» |
11-10-12 |
Региональный этап Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» |
Департамент общего образования Томской области РЦРО «Путешествие Капельки» |
Диплом III степени |
26.10.12 |
Всероссийский Программа «Быть человеком» |
Омск |
Диплом I степени, Сертификат участник окружного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» Министр образования С.Г. Алексеев |
20.10.12 |
Программа формирования УУД у школьников с ОВЗ через систему гражданско-патриотического, духовно-нравственного и правового воспитания !Быть Человеком!! |
Томская епархия Русской Православной Церкви Департамент общего образования Томской области Департамент по культуре Томской областиV Макариевские педагогические чтения |
Диплом 1 степени в номинации лучшая программа «Быть Человеком!» |
01.12.12 |
Повышение квалификации при ФГБОУ ВПО «Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева |
По программе «Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения» в объёме 72 ч. |
Удостоверение. Регистрационный номер 4347 |
7 декабря 2012 |
Финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» Москва |
Всероссийский Москва |
Грамота III место |
5.10.2012 |
За творческое отношение к работе, профессиональное мастерство, применение инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ |
Школьный |
Грамота директор А.В. Маланина |
25.02.2013 |
Урок «Путешествие Капельки» для обучающихся начальных классов глухого отделения |
Школьный |
|
03.02.2013 |
Модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности» в объёме 6 академических часов |
«Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы разрешения» |
Сертификат № 100-548-961 / EM-01-003 |
18-19 апреля 2013 |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС» |
Всероссийская научная практическая конференция ТОИПКРО, ИПКППРО Республики Алтай, НИПКПРО, изд-во «Дрофа» (г. Москва) |
Очное участие Сертификат |
24.04.2013 |
Участие в семинаре по К/И |
Школьный |
Сертификат |
27.05.2013 |
VI областной конкурс – выставка
|
«Талантлив педагог – талантливы дети» |
Диплом I степени |
Май 2013 |
«Здоровье-здорово!» |
Межрегиональный конкурс-викторина |
Диплом |
Май 2013 |
II Спартакиада работников образования и подведомственных учреждений Томской области |
Областной |
Участник (Игра в шашки) |
Май 2013 |
Межрегиональный конкурс-викторина «Здоровье-здорово!» |
За результативную работу по формированию ЗОЖ |
Благодарственное письмо |
Май 2013 |
Всероссийский фестиваль «Открытый урок» Москва |
Прогулка по стране Двузначных чисел |
Диплом № 100-548-961 /ОУ-10 Сертификат к диплому |
Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека, которое в полной мере соблюдаю – являюсь членом фитнес группы Фристайл. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока. В обязательном порядке провожу динамические паузы, физические минутки для всех групп мышц, в частности для глаз. Использую элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, направленные на расширение зрительно–пространственной активности. С целью расширения зрительных горизонтов применяю схему универсальных символов. На стенах классной комнаты по необходимости располагаю речевые карточки, таблицы, схемы и др. наглядный материал. По моей просьбе или по потребности ученик встаёт и отыскивает то, что ему на данный момент необходимо. Другими словами дети работают в режиме “Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения” (по системе В.Ф. Базарного), значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма), а это так важно для здоровья детей со сложной структурой дефекта.
Считаю, что уроки традиционной системы не оправдывают себя, поскольку в большинстве своём строятся на основе авторитарных отношений педагога к детям. Как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, «Наша педагогика – это педагогика давления, сеющая на практике негативное отношение детей к школе, учению, к своему педагогу, основанная на трех принципах: «Надо!», «Делай, как я говорю», «Не морочь мне голову своими вопросами».
В своей книге «Как любить детей» Шалва Александрович призывает: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». В уроке, построенном на основе концепции доверительного обучения, или как её называют сегодня, «педагогике встречных усилий», для меня ребёнок является субъектом обучения – источником энергии, активности, деятельности. Прежде всего, создаю благоприятный психологический климат, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно. Не учитель, а ребёнок главный работник на уроке. Это подтверждается задачей методического объединения: «Организация активной речевой деятельности с применением занимательных и игровых заданий на уроках у детей с недостатками слуха», которая направлена на развитие у детей, прежде всего, оживлённой речевой инициативности. Исходя из годовой и методической задач, тема по самообразованию: «Нейропсихологический подход в образовательной практике с целью речевого развития слабослышащего ребёнка младшего школьного возраста» является острой, насущной, современной и своевременной. Над данной темой работаю в течение длительного времени, и она не теряет своей актуальности.
Работа с родителями находит своё отражение в специально организованной системе. Чаще всего при трудностях в обучении младших школьников, родители не имеют возможности помочь своим детям при выполнении домашнего задания, и т.д., поскольку проживают на отдалённых территориях Томской области. А ведь при системной и целенаправленной коррекции результаты могли бы быть очень эффективны. В соответствии с учебным планом, в предканикулярное время, проводила классные консультации, дни открытых дверей для родителей. В течение учебного года посетили уроки, внеклассные мероприятия следующие родители: Миклуха М.В., Месхи А.И., Кубракова Т.В., Аверьянова А.М.
25.05.2013 года был организован праздник для детей и родителей «До свидания, начальная школа!». Председатель родительского комитета Кубракова Т.В. принимала активное участие в жизнедеятельности класса, оказывала качественную помощи в приобретении канцелярских принадлежностей, учебников, методической литературы, подарков к праздникам и т.д. Татьяна Владимировна была награждена Благодарственным письмом.
Овладев известными психолого-педагогическими принципами и методами, не останавливаюсь на достигнутом результате. Личное участие в конкурсах, семинарах, конференциях, посещение мастер-классов, прохождение курсовой подготовки даёт возможность повысить компетентность в области педагогики и психологии, позволяет утвердиться в собственной самооценке и пополнить педагогическое Портфолио.
Нахожу и используя всё новые и новые оригинальные приёмы. Из этого делаю вывод, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт. С удовольствием перенимаю опыт коллег, от души делюсь собственными наработками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.