Анализ воспитательной работы
за 2016-2017 учебный год
Ковалева Марина Ивановна
1. О занятости учащихся внеурочной деятельностью.
Начало года в % |
Конец года в % |
100% |
100% |
2. О создании благоприятного климата для создания классного коллектива (анализ «Социометрии», других диагностик, исследований)
Начало года группа лидеров |
Конец года группа лидеров |
Борновалова, Метелькова, Матвеенко |
Борновалова, Метелькова, Матвеенко, Каримова, Парфёнов, Никифорук |
Начало года группа отверженных |
Конец года группа отверженных |
нет |
нет |
3. Участие детей в конкурсах (кто лидер, кто не участвовал)
1 класс |
2 класс |
Грамоты индивидуальные |
Грамоты групповые |
Б Даниил |
|||
25 |
17 |
I - 0 II - 2 III - 5 |
I - 8 II - 2 III - 1 |
Б Наталия |
|||
27 |
23 |
I - 2 II - 2 III - 2 |
I - 10 II - 2 III - 1 |
В Кирилл |
|||
15 |
13 |
I - 0 II - 1 III - 0 |
I - 9 II - 2 III - 1 |
Е Семён |
|||
8 |
6 |
I - 0 II - 0 III - 1 |
I - 7 II - 1 III - 1 |
К Алина |
|||
5 |
7 |
I - 0 II - 1 III - 0 |
I - 6 II - 1 III - 1 |
К Амина |
|||
Не училась здесь |
15 |
I - 2 II - 1 III - 0 |
I - 6 II - 2 III - 1 |
К Полина |
|||
17 |
11 |
I - 2 II - 1 III - 0 |
I - 6 II - 2 III - 1 |
К Дмитрий |
|||
25 |
12 |
I - 1 II - 1 III - 1 |
I - 6 II - 1 III - 1 |
К Екатерина |
|||
22 |
17 |
I - 0 II - 1 III - 1 |
I - 9 II - 2 III - 1 |
Л Ангелина |
|||
10 |
13 |
I - 2 II - 0 III - 0 |
I - 10 II - 2 III - 1 |
Л Кирилл |
|||
9 |
9 |
I - 0 II - 0 III - 0 |
I - 9 II - 1 III - 1 |
Л Егор |
|||
11 |
9 |
I - 0 II - 0 III - 0 |
I - 8 II - 1 III - 1 |
М Дарья |
|||
18 |
12 |
I - 1 II - 1 III - 0 |
I - 8 II - 2 III - 1 |
М Виктория |
|||
25 |
24 |
I - 5 II - 5 III - 3 |
I - 9 II - 1 III - 1 |
М Домна |
|||
10 |
8 |
I - 0 II - 1 III - 0 |
I - 6 II - 1 III - 1 |
Н Полина |
|||
6 |
8 |
I - 0 II - 1 III - 1 |
I - 5 II -1 III - 1 |
Н Данил |
|||
18 |
16 |
I - 0 II - 0 III - 5 |
I - 9 II - 2 III - 0 |
ОУльяна |
|||
27 |
20 |
I - 5 II - 4 III - 3 |
I - 7 II - 0 III - 1 |
П Семён |
|||
7 |
16 |
I - 0 II - 0 III - 1 |
I - 10 II - 1 III - 1 |
П Анастасия |
|||
26 |
16 |
I - 3 II - 1 III - 0 |
I - 9 II - 2 III - 1 |
С Степан |
|||
18 |
11 |
I - 0 II - 1 III - 1 |
I - 9 II - 2 III - 1 |
С Ангелина |
|||
Не училась в этом классе |
8 |
I - 0 II - 0 III - 1 |
I - 6 II - 0 III - 1 |
С Екатерина |
|||
26 |
16 |
I - 4 II - 0 III - 0 |
I - 9 II - 3 III - 1 |
С Алёна |
|||
21 |
13 |
I - 0 II - 0 III - 0 |
I - 9 II - 2 III - 1 |
Х Кирилл |
|||
13 |
10 |
I - 1 II - 1 III - 0 |
I - 6 II - 1 III - 1 |
Вывод: по результатам года лидером участия в конкурсах в классе за 2016-2017 учебный год являются:
1. М Виктория – 24 участия
2. Б Наталия – 23 участия
3. О Ульяна – 20 участий, было бы больше, выбыла 23.03.17г.
По результатам двух лет, можно сказать, что лидером в классе являются:
1. Б Наталия – 50 участий в конкурсах разного уровня,
из них:
Грамоты индивидуальные |
Грамоты групповые |
I место - 2 II место - 2 III место - 2 |
I место - 10 II место - 2 III место - 1 |
Всего: 19 |
2. М Виктория – 49 участий в конкурсах разного уровня,
из них:
Грамоты индивидуальные |
Грамоты групповые |
I место - 5 II место - 5 III место - 3 |
I место - 9 II место - 1 III место - 1 |
Всего: 24 |
В классе нет детей, которые бы не участвовали ни разу. Участие 100%.
4. Участие детей в общественной жизни (по экрану активности: кто лидер, кто не участвовал).
№ |
Ф.И. ученика |
Участие в общественной жизни школы и класса |
Всего |
|
1 класс |
2 класс |
|||
1 |
|
50 |
50 |
100 |
2 |
|
53 |
60 |
113 |
3 |
|
40 |
37 |
77 |
4 |
|
34 |
32 |
66 |
5 |
|
29 |
28 |
57 |
6 |
|
- |
46 |
46 |
7 |
|
42 |
40 |
82 |
8 |
|
50 |
40 |
90 |
9 |
|
47 |
46 |
93 |
10 |
|
35 |
40 |
75 |
11 |
|
34 |
28 |
62 |
12 |
|
36 |
32 |
68 |
13 |
|
43 |
42 |
85 |
14 |
|
51 |
57 |
108 |
15 |
|
28 |
32 |
60 |
16 |
|
инвалид |
|
|
17 |
|
30 |
33 |
63 |
18 |
|
43 |
49 |
92 |
19 |
|
53 |
50 |
103 |
20 |
|
31 |
57 |
88 |
21 |
|
51 |
44 |
95 |
22 |
|
- |
30 |
30 |
23 |
|
43 |
34 |
77 |
24 |
|
45 |
45 |
90 |
25 |
|
48 |
45 |
93 |
26 |
|
38 |
32 |
70 |
Вывод:
по итогам 2016- 2017 учебного года лидерами в общественной жизни школы и класса являются:
1. Б Наталия – 60 участий
2. М виктория – 57 участий
3. П Семён – 57 участия
По итогам двух лет лидерами в общественной жизни школы и класса 2015-2017 учебные года являются:
1. Б Наталия – 113 участий
2. М виктория – 108 участий
3. О Ульяна – 103 участия
4. Б Даниил – 100 участий
5. Работа с родителями
01.09.16 – Торжественная линейка «День знаний», присутствовали 28 родителей и бабушек (112%).
01.09.16 – Кл.час «Мир профессий», присутствовали 28 родителей и бабушек (112%).
12.09.16 – «Кросс нации», присутствовал один родитель Васильев В.В. (4%).
17.09.16 – «День здоровья», присутствовали 11 родителей (44%).
27.09.16 – общешкольное собрание в КДЦ, присутствовали 14 родителей (56%).
01.10.16 – «Акция «Пожилой человек», участвовали два родителя: Лазутина А.А., Князькова Н.П. (8%).
15.10.16 – «Ярмарка осени» в классе, присутствовали 16 родителей (64%).
15.10.16 – родительское собрание №1 «Предварительные итоги 1 четверти», присутствовали 16 родителей (64%).
15.11.16 – родительское собрание №2 «Готовность к школе, поведение на уроках», присутствовали 18 родителей (72%).
25.11.16 – «Спасибо говорим приёмной маме», присутствовали 5 родителей (20%).
До 10.12.16 – родители собрали деньги на новогодние подарки по 500р. Сдали 19 детей, что составило 9500 рублей. Подарки заказали в селе Покосное.
22.12.16 – посещение семьи К Алины, проживающей по адресу ул. Бурлова, 6-2, по поводу пропусков без уважительной причины. Составлен акт посещения.
22.12.16 – посещение семьи Л Егора, проживающего по адресу ул.Целинная, 11-1, по поводу невыполнения домашнего задания, по поводу неопрятного вида ученика, по поводу отсутствия школьных принадлежностей. Проведена устная беседа с родителями Егора.
До 24.12.16 – родители собрали деньги на Ёлку в КДЦ по 50р с ребенка, что составило 1050 рублей. Деньги сдали в КДЦ через Метелькову Е.В.
24.12.16 – родительское собрание №3 «Итоги 1 полугодия», присутствовали 14 родителей (56%).
21.02.17 – «Мужской праздник», присутствовали 2 родителя (8 %).
28.02.17 – исполнение военной песни «Салют России», присутствовали 13 родителей (52%).
11.03.17 – «С международным днём 8 Марта», присутствовали 23 мамы, 9 братьев и сестер (128%).
18.03.17 – родительское собрание №4 «Предварительные итоги 3 четверти», присутствовали 20 родителей (80%).
10.04.17 – «О спорт – ты жизнь», присутствовали 4 родителя (16%).
22.04.17 – родительское собрание №5 «Отдых детей», присутствовали 20 родителей (68%).
09.05.17 – «Митинг 9 Мая», присутствовали 12 родителей (48%).
24.05.17 – Торжественная линейка «Последний звонок», присутствовали 24 родителей и бабушек (96%).
31.05.17 – родительское собрание №6 «Ремонт кабинета №7».
Уровень удовлетворенности деятельностью ОО родителями
Начало года |
Конец года |
59.8 % |
58.9 % |
Вывод: по сравнению с данными на начало 2016-2017 учебного года можно сказать, что данные ухудшились на 0.09, что, конечно же, огорчает. Значит родители к концу года стали неудовлетворительными жизнедеятельностью образовательного учреждения, что подтверждают и результаты участья детей в жизни школы. Конкурсов по рисованию проводилось за этот год очень мало, не было акции «Спасибо деду за победу!», не было эстафеты в мае, не было турнира по шахматам.
6. Работа с детьми «группа риска».
Таких нет.
7. Работа по направлениям.
В 2016-2017 учебном году были проведены следующие мероприятия по направлениям. Всего было проведено множество мероприятий классного, школьного, регионального, муниципального, всероссийского, международного уровней. Обучающие 2 «Б» класса с удовольствием участвовали во всех мероприятиях, имея не плохие результаты.
Гражданско – патриотическое воспитание (18)
Воспитание здорового образа жизни(8).
Проведённые мероприятия по профилактике негативных явлений.
1. Беседа «Безопасность детей в интернете».
2. Классный час «Не курите девчонки и мальчишки».
Проведённые мероприятия по правовому воспитанию.
1. Мероприятие «Мир твоих прав».
2. Классный час «Права и обязанности».
3. Классный час «Устав школы и правила поведения в школе».
Мероприятие по ПДД (12)
Экологическое воспитание(7).
Духовно – нравственное воспитание (15).
Эстетическое воспитание (9)
Уровень удовлетворенности деятельностью ОО учащимися
Начало года |
Конец года |
28.32% |
58.1 % |
Вывод: по сравнению с данными на начало 2015-2016 учебный год можно сказать, что данные улучшились на 29.78% , что конечно же очень радует. Это произошло потому, что многие обучающиеся ответили на вопрос №6 – согласны, что в классе можно всегда свободно высказывать своё мнение, только не на уроках, а на факультативе «Школа общения».
8. Трудности, возникшие в ходе воспитательной деятельности с учащимися класса.
Воспитательная работа велась по следующим направлениям :
ü Гражданско – патриотическое воспитание.
ü Воспитание здорового образа жизни.
ü Экологическое воспитание.
ü Духовно – нравственное воспитание.
ü Эстетическое воспитание.
Данные направления отвечают поставленной цели и задачам воспитания на 2016-2017 учебный год. Выбранные методы и средства соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Каждое направление воспитательной работы реализовывалось мною через систему воспитательных мероприятий как внутри класса, школы, так и вне стен школы.
Так, для сплочения детского коллектива проводились следующие классные часы:
«Планирование работы класса на 2016-2017 уч.год».
«Мир удивительных профессий»
«Мама – первое слово»
«Мои права и обязанности»
«Не курите девчонки и мальчишки»
«Твори добро»
«Хлеб всему голова»
« Моя семья»
«Солнышко 2017»
Большой интерес у детей вызвали беседы:
«Режим дня»
«Я и мои товарищи»
«Уважай старших»
Огромное внимание уделялось гражданско – патриотическому воспитанию. Были проведены следующие мероприятия, в которым обучающие принимали активное участие:
Классный час «Беслан – три дня АДА»
Классный час «Таня, мы будем помнить тебя всегда»
Урок мужества «Защитники, кто они?»
Урок мужества «Этот День Победы!»
Классный час «Подвиг народа мы не забудем!»
Беседа «4 ноября – День народного Единства».
Акция «Письмо солдату» (24 письма в г. Владивосток).
Конкурс инсценированной военно - патриотической песни «Славься, Отечество», заняли 2 место.
«Кросс нации» - (на параллель), заняли 1,3 места.
Познавательная игре «Ю.Гагарин-первый космонавт».
Митинг «Память»
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний «Первый звонок».
Классный час «Мир удивительных профессий».
Классный час, посвященный Дню матери «Мама – первое слово».
Были проведены правовые часы:
Классный час «Мои права и обязанности».
Классный час «Устав школы и правила поведения».
Классный час «Что такое хорошо, что такое плохо».
Большое внимание уделялось спортивно-оздоровительным мероприятиям. Каждое мероприятие сопровождали родители, которые сопереживали, поддерживали и «болели» за своих детей:
«День здоровья» - (на параллель), заняли 1 место.
«Весёлые старты» - (на параллель), заняли 1 место.
«Настоящие мужчины» - (на параллель), заняли 1 место.
«А ну-ка, девочки!» - (на параллель), заняли 1 место.
«Кросс нации» - (на параллель), заняли 1, 3 места.
Интеллектуальная игра «Знатоки дорожного движения» (на параллель), заняли 1 место.
«Следопыт», заняли 3 место.
Приняли участие в спортивном празднике «О спорт – ты жизнь» с песней «Вставай Россия».
Каждую четверть проводились беседы по ПДД:
«Наиболее безопасный маршрут из школы домой и из дома в школу».
«Правила безопасного перехода улиц и дорог».
«Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах».
«История появления автомобиля и правил дорожного движения».
«Регулируемые перекрестки. Светофор».
«Поездка на автобусе и троллейбусе».
«Ты – велосипедист».
«Ты - пешеход».
«Дорога глазами водителей».
Приняли участие в интеллектуальной игре «Правила движения достойны уважения» - (на параллель), заняли 1 место.
Просмотрели мультфильмы про правила дорожного движения.
Так же были проведены беседы:
«Правила поведения на перемене».
«Режим дня».
В течении учебного года провели инструктажи по личной безопасности.
Инструктаж №1. «Правила охраны здоровья и поведения учащихся во время учебного процесса и во время перемен».
Инструктаж №2. «По правилам безопасного поведения на дороге, водоёмах во время осенних каникул».
Инструктаж №3. «По правилам технике безопасности при проведении новогодней ёлки».
Инструктаж №4. «По правилам технике безопасности на зимних
o каникулах».
Инструктаж №5. « По правилам безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в лесу и в быту во время весенних каникул».
Инструктаж №6. « По правилам безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в лесу и в быту во время летних каникул».
Большое внимание в этом учебном году уделялось акциям, которые сопровождались выходами на село, дарением подарков, сделанными своими руками, фотографированием с участниками акций.
«Пожилой человек».
«Подари книгу». Международный день «Школьной библиотеки».
«Дарим Вам любовь».
«День матери».
«Новогоднее пожелание».
«Открытка ветерану».
С целью формирования духовно-нравственных качеств, проводились мероприятия для пап:
«Мужской праздник»,
для мам:
«С международным днём 8 марта».
Были разработаны маршрутные листы, приклеены в дневники телефоны доверия.
Проведены мероприятия в этом направлении:
Путешествие по станциям «В гостях у сказки» (каникулы).
Интеллектуальная игра «В мире много сказок».
Конкурс плакатов «Спорт как альтернатива вредным привычкам».
Конкурс новогодней игрушки «Символ года».
Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы.
Новогодний карнавал.
Классный час «Твори добро».
Классный час «Хлеб всему голова».
Классный час «Солнышко 2017».
Классный час « Моя семья».
Беседа «Я и мои товарищи».
Беседа «Уважай старших».
Беседа «Откуда хлеб пришёл?».
Приняли участие в Муниципальных мероприятиях:
«Спасибо маме» с инсценировкой «Волк и семеро козлят»
«Благородное дело – мужчиной быть» с инсценировками «Мой папа», «Часовой».
Взаимодействие учитель-ученик-родитель осуществлялось через подготовку и выполнение совместных творческих работ и проектов:
«Моя родословная»
«Страны мира»
«Кормушка»
Творческий потенциал детей реализовывался через участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах разного уровня:
Школьный уровень:
«Интеллектуальный марафон», приняло участие 24 обучающихся
(1 место – М, 2 место – К, 3 место – С).
Школьные олимпиады, приняло участие 9 обучающихся
(1 место – М, К, Б, 2 место – Л, М, С, 3 место – нет).
«Разноцветная неделя», приняло участие 24 обучающихся.
Региональный уровень:
«Золотое перо», приняло участие 9 обучающихся.
«Умник», приняло участие 3 обучающихся.
Всероссийский уровень:
«Спасатели», приняло участие 1 обучающийся.
«Умник», приняло участие 3 обучающихся.
«АИР» - олимпиады, приняло участие 8 обучающихся
(2 место – Б, 3 место – Каримова, Оводнева, Баранов).
«АИФ»- викторины, приняло участие 17 обучающихся.
(1 место – М, Б, 2 место – М, , П, О3 место – П, К, О, С, К).
«Русский медвежонок», приняло участие 1 обучающийся.
«Моя мама», приняло участие 1 обучающийся
(1 место – Оводнева).
«ФГОС тест», приняло участие 18 обучающихся
«Триумф» - олимпиады, приняло участие 35 обучающихся
(2 место – М, 3 место – Б).
Международный уровень:
«Снейл», приняло участие 8 обучающихся.
«Новый идеи» - викторины, приняло участие 10 обучающихся.
(3 место – Н, Б
приняло участие 12 обучающихся.
«Зимние интеллектуальные игры», приняло участие 1 обучающийся.
«Мега- талант», приняло участие 4 обучающихся.
«Уроки математики», приняло участие 16 обучающихся
(2 место –, 3 место – «Инфоурок» - олимпиады, приняло участие 8 обучающихся
(1 место –).
«INTOLIMP.ORG» - олимпиады, приняло участие 33 обучающихся
(2 место –, 3 место –).
Были проведены открытые уроки:
По музыке «Опера «Руслан и Людмила»».
По литературному чтению «Живая шляпа» Н.Н.Носова.
Так же работали по экологическому направлению. Провели и участвовали в ряде мероприятий:
Выставка рисунков «Правила движения достойны уважения».
Конкурс на лучшего чтеца стихотворений об осени «Уж небо осенью дышало».
Конкурс на новогоднюю игрушку.
Мастерская « Подарки папам».
Конкурс рисунков «Наша армия родная».
Мастерская « Подарки мамам».
Конкурс рисунков «Моя замечательная мама».
Конкурс рисунков «Космос».
В течение учебного года были проведены и анализированы диагностики с детьми.
Занятость учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью.
Составление социального паспорта класса.
Социометрия.
Диагностика уровня воспитанности учащихся.
«Самооценка».
Диагностика уровня развития классного коллектива.
«Недописанное письмо».
Изучение участия обучающихся в конкурса, в олимпиадах, общественной жизни.
Диагностика уровня комфортности учащихся в классном коллективе.
Диагностика темперамента младших школьников.
Изучение самооценки младших школьников.
Методика "Определение типа памяти".
«Что у меня на сердце».
«Фантастический выбор».
Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова).
«Уровень воспитанности».
«Удовлетворённость учащихся».
На протяжении учебного года велась работа с родителями:
«Удовлетворённость жизнью учащихся».
Индивидуальные консультации «Занятость во внеурочное время».
Обследование семей вновь прибывших обучающихся.
Заседания родительского комитета.
Общешкольное родительское собрание «Анализ деятельности ОУ за 2016-2017 учебный год».
Консультация « Как привить любовь к чтению».
Индивидуальные консультации «Летний отдых детей».
Консультация «Роль сказок, мультфильмов, детских передач в воспитании детей».
Изучение уровня удовлетворенности родителей школьной жизнью.
Акция «Ярмарка осени».
Родительское собрание №1 «Успехи и неудачи. Итоги 1 четверти».
Родительское собрание №2 «Готовность детей к школе, поведение на уроках».
Родительское собрание №3 «Итоги 1 полугодия. Что получилось за это время?».
Родительское собрание №4 «Предварительные итоги 3 четверти».
Родительское собрание №5 «Летняя занятость детей».
«Уровень удовлетворенности родителей деятельностью ОУ».
Родительское собрание №6 «Перелистывая страницы учебного года».
Родительским комитетом были собраны денежные средства для «новогодних подарков», на вход «новогодней ёлки» в КДЦ, для ремонта кабинета, для приобретения тетрадей для 3 класса, была проведена классная акция «Ярмарка осени», где обучающиеся со своими родителями продавали продукцию со своих приусадебных участков, по результатам которой были собраны 2250 рублей, в фонд класса.
Так же работало школьное самоуправление:
Торжественная линейка «1 сентября».
Классные часы «Планирование работы класса на 2016-2017 учебный год».
Выборы органов самоуправления в классах, в школе.
Операция «Дневничок».
Линейка «Итоги 1 четверти».
Рейд «Тетрадочка».
Линейка «Итоги 1 полугодия».
Рейд «Чистая тетрадочка».
Заседание актива.
Рейд по проверке чистоты в кабинетах.
Линейка «Итоги 3-й четверти».
Линейка «Итоги года», вручение наград.
Торжественная линейка «Последний звонок».
Выявлены обучающиеся, которые в течение учебного года содержали в порядке свои учебники и тетради, вели прилежно дневники.
Но, конечно же, существуют факторы, снижавшие эффективность воспитательной деятельности:
1. Отсутствие своего кабинета.
2. Вторая смена, которая начинает свою работу с 12.30 – нулёвками, что очень сильно «сворачивает» воспитательную работу в классе.
Так же существуют факторы, способствующие эффективности воспитательной деятельности:
1. Желание самого классного руководителя «завести» детей.
2. Желание родителей, которые с удовольствием откликаются на просьбы учителя.
ВЫВОД:
Всего за 2016-2017 учебный год обучающиеся 2 «Б» класса, в количестве 25 обучающихся, на конец года, принято участие в 152 мероприятиях.
Поставленные задачи в 2016-2017 учебном году считаю выполненными.
Результат деятельности: множество грамот, дипломов, сертификатов и благодарностей. А так же желание, ещё больше участвовать в различных конкурсах и мероприятиях.
В личном первенстве:
I место – 28 наград
II место – 24 награды
III место – 24 награды
В групповом первенстве:
I место – 10 наград
II место – 3 награды
III место – 1 награда
9. Задачи на 2017-2018 учебный год.
Цель:
нравственное и патриотическое воспитание. Создание условий для саморазвития личности обучающегося.
Задачи:
Развитие патриотических взглядов. Использовать различные формы работы этнокультурной и патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников: уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения, формирование гражданской позиции учеников: «Я – Россиянин; развития познавательных интересов, потребностей в изучении культурно – исторических традиций села, Братского района.
Формирование морально-нравственных качеств.
Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, проведение физ. минуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ».
Формировать коллектив: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.
Ожидаемые результаты:
развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку;
привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции;
привитие здоровьесберегающих навыков;
формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю;
формирование уважительного, ценностного отношения к труду.
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовать успешность и в конечном итоге проявить себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив. Младших школьников всегда увлекают новые, непривычные виды деятельности, особенно с элементами самостоятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.