АНАЛИЗ РАБОТЫ
методического объединения учителей
гуманитарного цикла
за 2018-2019 учебный год
Цели анализа:
выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год.
Предмет анализа:
учебная и методическая работа членов МО.
Особая роль в условиях модернизации образования принадлежит методическим объединениям. Поэтому очень важно рассматривать вопрос о качестве, эффективности и результативности методической работы, что и даёт данный анализ.
В 2018-2019 учебном году МО гуманитарного цикла работало в составе 4 человек:
Столярова О. А.– учитель русского языка и литературы, специалист; Землякова М.С. – учитель истории и украинского языка, специалист; Евгеньева М.А.-учитель музыки, специалист; Гончарова С.С.- учитель иностранного языка, специалист.
В текущем учебном году методическое объединение учителей социально- гуманитарного цикла ГБОУ « Астаховский УВК» строило свою работу согласно разработанному плану и в соответствии с методической темой школы: «Создание личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, который развивает связь «школа- семья» и формирует конкурентно способную личность ученика к стремлению постоянной самореализации и совершенствования как сознательного гражданина ».
· Исходя из темы методического объединения учителей гуманитарного цикла: «Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества образования в свете введения государственного образовательного стандарта» были определены задачи МО:
Ø создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей посредством использования современных технологий в образовательном процессе;
Ø внедрять в практику новые педагогические технологии с целью повышения эффективности обучения по предметам гуманитарного цикла;
Ø направить педагогический поиск на достижение высоких результатов читательской грамотности учащихся 5 – 6 -х классов;
Ø продолжить обучение учителей по ГОС;
Ø участие в мониторинге качества образования с целью успешной подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестациям;
Ø продолжить работу по качественной подготовке и проведению ГИА; особое внимание уделить подготовке учащихся 9 класса к новой форме итоговой аттестации ;
Ø осуществлять целенаправленную подготовку учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам;
Ø проведение недели гуманитарных наук;
Ø методическая помощь учителям-предметникам по самообразованию на 2018/2019 учебный год.
Как показала работа, члены школьного методического объединения приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2018-2019 учебном году целей и задач. В течение учебного года деятельность ШМО учителей гуманитарного цикла носила творческий характер, отличалась стремлением проводить мероприятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Каждый учитель-предметник гуманитарного цикла в соответствии с рекомендациями Министерством образования ЛНР составил рабочие программы. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям программ общеобразовательных учреждений.
Программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет уплотнения, выдачи программного материала блоками.
Учителями МО использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создан новый печатный материал по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Созданы презентаций к урокам. У всех учителей имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, атласы, контурные карты, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, хрестоматии, справочники.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. На заседаниях методических объединений рассматривались следующие вопросы:
№ |
Ф.И.О. учителя |
Название доклада |
Дата |
1. |
Столярова О.А. |
«Здоровье педагога как профессиональная ценность и залог успешного образовательного процесса» |
август |
2. |
Столярова О.А. |
«Формирование читательской грамотности как требование ГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения». |
сентябрь |
3.
|
Землякова М.С. |
«Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога». |
январь |
4. |
Столярова О.А. |
«Продуктивные задания как средство формирования универсальных учебных действий» |
март |
5. |
Гончарова С.С. |
«Эффективный урок: слагаемые успеха». |
март |
Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, дать ученикам свободно развиваться.
Кроме этого рассматривались и другие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей.
2. Переход обучения на ГОС.
3. Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
4. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
4.Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.
5. Изучение работы с мотивированными детьми.
6. Обобщение опыта работы со слабоуспевающими учениками.
7.Адаптация обучающихся 5 классов в среднем звене.
Вопросы, которые выносились на заседания МО, соответствовали целям и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений и обсуждения вопросов состояния преподавания всех предметов цикла, а также самоанализов педагогической деятельности учителей, были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
На заседаниях МО был обобщен опыт работы учителей-предметников в виде докладов. Учителя Столярова О.А., Гончарова С.С. и Землякова М.С. занимаю
Учитель Столярова О.А. имеет свидетельства о публикации за истекший период печатных работ на странице СМИ «Инфоурок.ру» http://infourok.ru/, образовательный портал «Знанио» info@znanio.ru .
В работу МО внедрялись инновационные информационные технологии. На сегодняшний день учителями МО разработаны внеклассные мероприятия и уроки по предметам цикла с использованием ИКТ: классные часы, посвященные Дню рождения Республики, Дням воинской славы (блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, Дебальцевский и Иловайский котлы) и т.д. Хочется отметить, что эти уроки и мероприятия прошли на высоком уровне. Обучающимся такие формы проведения занятий нравятся. Они с удовольствием принимают в них участие. Уроки развивают инициативу и творчество учащихся, способствуют лучшему усвоению программного материала и развитию интереса к предметам.
Работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать. Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, развивать их интеллект.
В ГБОУ «Астаховский УВК» проводились Республиканские мониторинги качества знаний по русскому языку, которые показали средний балл успеваемости обучающимися. Итоги мониторингов анализировались на заседании МО.
Решая общешкольную методическую проблему, члены МО активно участвовали в педагогических советах школы, в работе МО классных руководителей. В течение учебного года проводилась и внеклассная работа по предметам МО.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения качества обучения детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят проводились школьные викторины по предметам цикла, по итогам которых были определены победители.
Обучающиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-проекты по истории. Интересным был проект по истории «Юные герои войны», который провела учитель, Землякова М.С., в 8 классе. Ребята познакомились с подвигами детей во время ВОВ. Учителем музыки, Евгеньевой М.А., было проведено мероприятие к Дню Победы, которое было показано для всех жителей села. К этому празднику были приурочены Всероссийская викторина «Поклонимся великим тем годам…» и интерактивная игра «Города-герои», проведенные в 5-9 классах учителем русского языка и литературы, Столяровой О.А.
Учитель английского языка в марте с 8-9 классами провела увлекательную игру-путешествие «В гости к Шекспиру».
В марте была проведена неделя гуманитарных предметов «За каждой страницей - открытие ...», которая включала в себя мероприятия, направленные на привлечение внимания к изучаемым предметам. Неделя предполагала развитие у школьников не только интереса к предмету, но и желание работать самостоятельно. Все мероприятия, проведенные в ходе недели, были направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива и имели практическую направленность. Каждый обучающийся школы стал активным участником всех событий недели. Формы взаимодействия в процессе проведения мероприятий были разнообразны: викторины; интеллектуально-познавательные игры; просмотр документальных фильмов; тематические линейки.
Обучающиеся школы были вовлечены учителем русского языка, Столяровой О.А. в Международные конкурсы. Учащиеся 9класса, Землякова Анна и Бондаренко Алина, и ученица 7 класса, Лавроненко Анна в ноябре приняли участие в Международном конкурсе русского языка для учащихся «Русский медвежонок» и организаторами были отмечены грамотами и сертификатами.
Все учащиеся 5-9 классов активно участвуют в онлайн-викторинах, олимпиадах, конкурсах по предметам на сайтах «Инфоурок.ру» http://infourok.ru/ , «Учи.ру» https://uchi.ru/. По результатам онлайн-олимпиад по русскому языку получили «Похвальные грамоты» учащиеся 9 кл.-Землякова А. и Бондаренко А., учащиеся 6класса- Земляков Д., Шевляков Д., учащийся 8кл.-Малыха Ю.
Учащиеся 9 класса, Землякова А. и Бондаренко А., участвовали в региональном этапе Международного конкурса чтецов «Живая классика», в котором Землякова Анна заняла 2 призовое место и была отмечена Дипломом победителя.
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены.
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
- сохранение положительной мотивации учащихся;
- высокая накопляемость оценок, регулярность и систематичность опроса учащихся;
- системный подход к анализу и планированию своей деятельности;
- использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
- методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
- повышение квалификации педагогов;
- активная работа над темами самообразования;
- активное участие в жизни школы членов МО.
Но в работе МО социально-гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не всегда в достаточной мере используется дифференцированный подход к организации домашнего задания с учётом уровня успеваемости и обученности учащихся (низкий или высокий уровень знаний, умений, навыков учащихся). Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, возможно их устранение.
Анализируя работу МО социально-гуманитарного цикла, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- уделять пристальное внимание к обновлению стиля работы учителя на основе изучения и внедрения современных методов и технологий обучения;
-совершенствовать методики построения урока как самого главного звена образовательного процесса;
- координировать деятельность учителей и нацеленность их на повышение результативности педагогического труда;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и обучающихся об уровне проведения различных мероприятий;
- в план ШМО включить вопросы пути ликвидации пробелов и затруднений.
На основании вышеперечисленного, работу педагогов МО социально-гуманитарного цикла в 2018-2019 учебном году можно признать удовлетворительной.
В результате анализа работы на заседании МО за 2018-2019 учебный год «Анализ работы за год. Задачи и планирование работы на новый учебный год» (протокол №5), были определены цели и задачи на следующий учебный год в соответствии с темой школы.
Методическое объединение социально-гуманитарного цикла в новом учебном году начнет работу по теме: «Роль предметов социально-гуманитарного цикла в процессе социализации и самоопределения учащихся».
Перед учителями поставлены следующие задачи:
- повышать мастерство и квалификацию учителей-предметников социально-гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения через систему семинаров, вебинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование;
- концентрировать основные силы МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников;
- разрабатывать и проводить уроки разного типа с целью повышения интереса к предметам социально- гуманитарного цикла;
- ориентироваться в работе на современные требования к качеству урока: на индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- активно и эффективно использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе;
- проводить систематический мониторинг использования учителями эффективных технологий обучения и воспитания с целью их обобщения, изучения и дальнейшего внедрения в практику работы методического объединения и педагогического коллектива школы;
- способствовать раскрытию личностной значимости знаний для каждого, как условие социализации и адаптации в обществе;
- дальнейшее изучение нормативно-правовой, методической базы ГОС ;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес к предметам социально-гуманитарного цикла, используя современные педагогические технологии;
- систематически проводить мониторинги уровня знаний по предметам для улучшения качества обучения;
- повышать практическую направленность обучения для помощи учащимся в усвоении совокупности фактов, явлений в их развитии для формирования целостной картины мира;
- воспитывать духовно богатую и высоконравственную личность с развитым чувством самосознания и общероссийского сознания, человека любящего
свою Родину, свой народ, язык и культуру.
Руководитель ШМО: (Столярова О.А.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.