Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.
Оценка 4.6

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Оценка 4.6
Документация
doc
администрации
14.01.2020
Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.
На протяжении анализируемого периода в своей профессиональной деятельности руководствовалась законом РФ «Об образовании», Уставом «Интердома» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в сфере образования. Применяла знания и умения в области основ теории педагогики; общей, возрастной, детской и социальной психологии; в области основ профориентации и психодиагностики, а также психологического консультирования. Свою деятельность строила, осознавая, что психологическая служба в современных социально-экономических условиях является фундаментальным подразделением, выполняющим социальный заказ школы – обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне учителя, классного руководителя, руководства школы. Она разрабатывает объективные психологические критерии оценки исходных, промежуточных и окончательных результатов педагогической деятельности.
Анализ работы 2017-18г.doc

Анализ работы педагога-психолога Медведевой А.Д.

ФГБОУ «МЦО «Интердом» им. Е. Д. Стасовой»

за  2017-2018 учебный  год.

 

            На протяжении анализируемого периода в своей профессиональной деятельности руководствовалась законом РФ «Об образовании», Уставом  «Интердома» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в сфере образования. Применяла знания и умения в области основ теории педагогики; общей, возрастной, детской и социальной психологии; в области основ профориентации и психодиагностики, а также психологического консультирования. Свою деятельность строила, осознавая, что психологическая служба в современных социально-экономических условиях является фундаментальным подразделением, выполняющим социальный заказ школы – обеспечение информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне учителя, классного руководителя, руководства школы. Она разрабатывает объективные психологические критерии оценки исходных, промежуточных и окончательных результатов педагогической деятельности.

 

Направления деятельности:

 

  • актуальное
  • перспективное

 

      В рамках актуального направления обсуждались и решались злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении.

 

      В рамках перспективного направления реализовывались своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.

 

      Оба направления были связаны между собой, влияли друг на друга, но более определяющим являлось все-таки - перспективное.

 

Основными направлениями деятельности были:

1. Психологическое просвещение

2. Психопрофилактическая работа

3. Научно-методическая работа

4. Психодиагностическая работа

5. Развивающая и коррекционная работа.

6. Консультативная работа

 

Учитывая тему работы школы, стоящие перед ней цели и задачи целью деятельности психолога на протяжении 2017-2018 г.г. было содействие созданию психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Специфика «Интердома» обусловлена социумом школы - интернат: зачастую неполными семьями,  их экономическими затруднениями, низким образовательным и культурным уровнями взрослых воспитывающих детей, дети оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети – сироты. Потому единственным общественным институтом, способным помочь воспитанникам и их семье, становится школа: ее педагогический коллектив и, конечно, психолог. Кроме того, увеличение нервно-психического напряжения детей тесно связанное с переходом на новые жизненные условия, лишение материнской заботы, в прямом (сиротство) и «маскированном» виде, когда детско-материнские не отношения не отсутствуют, но количественно обеднены. Сюда же отнесены педагогический и игровой дефицит, дефицит общения.

Перечисленные психологические потребности, отнесенные к основным и оказавшиеся в ситуации недостаточного удовлетворения, входят в структуру психической депривации, которая в итоге представляет собой сочетанный, комплексный фактор, оказывающий повреждающее психогенное воздействие на психическое здоровье.

Учитывая специфику «Интердома», и цель деятельности психолога, были выстроены следующие задачи:

 Задачи деятельности:

1. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

2. Психолого-педагогическая поддержка пятиклассников, позволяющая им приспособиться к условиям среднего звена и всесторонне развиваться.

3. Помощь в подготовке учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая им успешно адаптироваться в 5 классе.

  5. Предоставление психологической помощи учащимся в начальной профессиональной ориентации.

 6. Предоставление психологической помощи учащимся 9х классов при подготовке к экзаменам.

 7.Содействие учителям в повышении их психологической компетенции, приведении в соответствие педагогической и психологической стороны деятельности учителя, с

 целью оказания им эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в периоды адаптации и сдачи выпускных экзаменов, а также повышению стрессоустойчивости самих педагогов.

8. Содействие родителям в повышении их психологической компетентности в вопросах переживаемых детьми периодов, нацеливание их на принятие на себя определённой ответственности  за ребёнка, совместное с ним решение проблемных ситуаций.

9. Повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в разработке диагностических и развивающих программ деятельности; в проведении медиаций и психологического консультирования; совместная работа с психолого-медико-педагогическим консилиумом, а так же, повышение квалификации по программе «Система психолого-педагогического  сопровождения субъектов образовательных отношений ОО в условиях реализации требований ФГОС».

            Деятельность педагога-психолога осуществлялась  в соответствии с перспективным планом. Для выполнения каждой из поставленных задач был разработан план мероприятий. На основании перспективного плана ведется планирование на месяц, неделю, день. Систематически заполнялся журнал индивидуальных и групповых консультаций, журнал учета групповых форм работы, проведенных диагностических исследований, психолого-просветительских мероприятий, организационно-методической работы. Результаты диагностических срезов обобщались в заключениях, фиксировались в справках, психологических картах отдельных учащихся. На основании полученной информации разрабатывались рекомендации для всех участников образовательного процесса, составлялись развивающие программы, формировались группы учащихся, с которыми велись индивидуальные и групповые занятия.

            Проанализируем деятельность психолога в соответствии с приоритетностью направлений деятельности.

 

1. Психологическое просвещение направлено на обучающихся, их родителей и педагогов. Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность была нацелена на формирование у участников образовательного процесса представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Просвещение учащихся и их родителей осуществлялось в соответствии с планами и циклограммами участия психолога в проведении классных часов и родительских собраний, составленного на основании заявок классных руководителей.

В течение года были применены следующие

формы ведения психологического просвещения:

·         лекции

·         беседы

·         занятия с элементами тренинга

·         диагностика, направленная на самопознание

·         подбор литературы

·         просмотр тематических презентаций, прослушивание аудиозаписей.

Психолого-просветительская работа с родителями велась (на начальный этап) по запросу классных руководителей или самих законных представителей воспитанников. Со стороны родителей часто наблюдалось непонимание психологического состояния ребенка. Создавалось впечатление, что только жалобы на соматическое недомогание – это единственное, что привлекало внимание взрослых к проблемам ребенка.

Психолого-просветительская работа с педагогами осуществлялась посредством выступлений на совещаниях и МО; интерпретации результатов диагностических срезов – на психолого-педагогических консилиумах.

Одной из форм просветительской работы стали сменные тематические стенды для учащихся, их родителей и педагогов. Кроме того, были сформированы несколько  папок с методическими материалами в помощь классному руководителю и родителям учащихся:

·         «Пакет профориентационных диагностических методик»;

·         «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях»;

·         «Подросток группы риска»;

·         «Советы родителям и педагогам по профилактике наркомании»;

·         «Экзамен без стресса»

            2. Психопрофилактическая работа была направлена на содействие формированию  у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры; побуждение их к использованию психологических знаний в работе с детьми или в интересах собственного развития. Предоставление им помощи в создании условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; содействие своевременному предупреждению нарушений в становлении личности и интеллекта.

 

Можно говорить о трех уровнях осуществляемой психопрофилактики:

  • Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.
  • Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем.
  • Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами.

Учащиеся группы риска выявлялись как при проведении диагностических процедур, так и методом наблюдения за школьниками всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделялось детям – сиротам и переходным периодам с одной ступени образования на другую: ученикам первых, четвертых, пятых, девятых, классов. При проведении диагностических срезов, направленных на выявление детей, испытывающих трудности выявлялась, так называемая, группа риска. На психолого-педагогическом консилиуме специалистами разных профилей (психологом, логопедом, социальным педагогом, классным руководителем, воспитателями, учителями-предметниками и представителем  администрации школы) уточнялся характер проблем ребенка, выстраивались гипотезы по поводу причин его затруднений, разрабатывался алгоритм коррекционно-развивающей работы со школьником разных специалистов, а также рекомендации участникам сопровождающей профилактической работы.

 

В прошедшем году заметное место в работе заняла деятельность, направленная на профилактику суицидов:

А) Классные часы

  • «Экзамен без стресса» (9-е классы)
  • « Выбор профессии (9-е классы)
  • «Как справиться со стрессом» (3,4,5 классы)
  • «Урок здоровья» (1,2-е классы)
  •  «Ценностные ориентации » (9-е классы)
  • «Планета моего класса» (5-е классы)
  • «Для чего мы учимся» (1-4, 5-е классы)
  • «Я и мои друзья» (1-4-е классы)
  • «Вредная привычка» (9-е классы)

 

      Б) Оформления тематических стендов:

·         «Мы вместе» (создание плаката)

·         «Ищу друга» (газета бесплатных объявлений)

·         «Я и мой класс!» (правила бесконфликтного общения)

·         «Удачи тебе, выпускник!» (памятки выпускнику, сдающему ЕГЭ)

·         «Успех своими руками» (информация, памятки)

·         «Учись учиться!» (информация о развитии памяти, внимания, воображения, мышления»

·         «Мои ценности в жизни» (создание плаката)

·         «Рисунок счастья…» (рисунки детей)

 

В) оформление папок с методическими материалами в помощь родителям и классным руководителям:

·         «Техники и приемы конструктивного диалога»

·         «Для вас, родители!»

·         «Технологии работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта»

·         «Дети которым трудно»

·          «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации»

·         «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!»

 

Г) Разработка программ работы с учениками, их родителями и педагогами.

 

 

  1. Научно-методическая работа.

В течение года повышение профессионального мастерства происходило  через обучение на курсах в ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области» по программе «Система психолого-педагогического  сопровождения субъектов образовательных отношений ОО в условиях реализации требований ФГОС» а так же участие в международных вебинарах «Технологии работы в медиативном пространстве с эмоциональной составляющей конфликта», «Профессиональный инструментарий медиатора: техники и приемы конструктивного диалога», «Процедура медиации: цели и задачи медиатора на каждой стадии медиационного процесса», «психологические особенности социализации и развития личности», «Психология социальных групп и коллективов. Внутригрупповые социально-психологические процессы»; «Профориентационная работа в образовательной организации».

.

4. Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода  школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта. Мною сделаны первые шаги в ежегодном тестировании на предмет обеспечения комфортности (удовлетворенности) пребывания воспитанников в «Интердоме» (дети-сироты). Особое место в нем занимает тест А.А.Андреевой « Изучение удовлетворенности воспитанников жизнью в группе, в детском доме». Анализ результатов диагностических тестирований  показал, что на протяжении учебного года  эмоциональное состояние детей соответствовало норме.

5. Развивающая и коррекционная работа.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая - разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

 

В течение учебного года были стали разрабатываться следующие программы:

 

Название программы

Цель реализации

Адресная группа

«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска»

Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей образовательной среды, социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка.

Дети-сироты

«Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками в период адаптации»

Помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и.т.д.

Ученики 1а,б класса.

«Пойми себя (перекресток)»

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.

Ученики 5-х,9-х классов.

« Я в мире профессий»

Помощь ученикам средней школы в их социально-психологической адаптации, личностном и социальном самоопределении посредством предоставления им возможности получения знаний о себе и о мире профессий.

Ученики 9-х классов

«Точка опоры»

Помощь младшим подросткам, испытывающим трудности в обучении и поведении, в формировании произвольной регуляции, через осознание и преодоление подростками эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Ученики 5, 9 класса (для подростков с трудностями социальной адаптации)

 

 

6. Консультативная работа была направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем.

            Направления этой деятельности:

       консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

       консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

       консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном классе.

 

Индивидуальные консультации, проведенные за год:

Учащихся – 115 консультаций.

Родителей учащихся – 27 консультаций.

Педагогов  – 84 консультации.

 

            Анализируя тематическую направленность консультаций можно отметить следующее:

  • учащиеся-подростки чаще всего обращаются по вопросам взаимоотношений со сверстниками и родителями; при выборе профиля обучения или профессии.
  • родители – в связи с неудовлетворенностью школьной успеваемостью своих детей и взаимоотношениями на уровне «родитель – ребенок» (обращает на себя внимание тенденция к сложным взаимоотношениям родителей  не только с детьми - подростками, но и с детьми-младшими школьниками).
  • педагоги – с неудовлетворенностью успеваемостью и поведением учеников, низкой учебной мотивацией школьников; а также желанием оказать психологическую помощь отверженному в ученическом коллективе ребенку;
  • родителей и педагогов волнует девиантное поведение учащихся в школе и вне ее.

 

Заключение

            Выстроенная в школе система психолого-педагогического сопровождения учащихся содействовала созданию психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде. Успешности в деятельности педагога-психолога в течение года способствовали следующие факторы:

  • Внимание к работе педагога-психолога и поддержка со стороны администрации школы.
  • Высокая мотивированность на взаимодействие с психологом ученического коллектива.
  • В течение всего учебного года отмечалась большая заинтересованность педагогического состава психологическими знаниями. Практически каждый педагог обращался с каким-либо запросом или за получением конкретной психологической помощи.
  • Профессиональное сотрудничество с психологами муниципальных образовательных учреждений города и района;
  • Повышение профессиональной компетентности посредством прохождения курсов повышения квалификации;
  • Разнообразие методической копилки, созданной за год работы.

 

Вместе с тем были моменты, которые сдерживали работу:

  • Случаи недопонимания педагогами и родителями задач и возможностей школьной психологической службы;
  • Профессиональное и эмоциональное выгорание части педагогического коллектива.

 

Анализ пройденного этапа работы подвел меня к осознанию необходимости:

·         создания в школе системы социально психолого-педагогического сопровождения и  эмоционального развития детей;

·         разработки программы нравственно-полового воспитания воспитанников;

·         разработки и активного участия педагога-психолога  в реализации перспективной программы «Сохранение психологического здоровья педагогов»;

·         разработка программы буллинга учащихся.

·         разработки программы подготовки старшеклассников к семейной жизни и внедрение в практику работы курса «Этика и психология семейной жизни», а также дискуссионного клуба для старшеклассников «Домострой»;

 

Думается, что этим направлениям следует уделить внимание в планировании работы на следующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.

Анализ работы педагога - психолога. ИНТЕРДОМ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020