Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Топкинская начальная общеобразовательная школа»
Анализ работы школы
за 2017-2018 уч.гг.
Топка, 2018
Краткий анализ управленческой деятельности
МБОУ «Топкинская НОШ» занимает не последнее место среди образовательных учреждений реализующих основную программу начального общего образования района.
Сегодня учреждение развивается на основе накопленного положительного опыта в поисковом творческом режиме: самостоятельность ОУ, связь зарплаты работника с качеством его труда, прозрачность управленческих решений, государственно-общественный характер управления образованием.
Учреждение имеет благоприятное социально – географическое расположение: одноэтажное типовое здание детского сада, небольшая площадь выделена для образовательной деятельности школы, расположено в центре села Топка. В шаговой доступности находится детский сад, учреждение здравоохранения (ФАП).
Материально – техническая база ОУ включает в себя 2 учебных кабинета, столовую на 20 мест, библиотеку. Спортивного зала и спортивной площадки нет.
Миссия ОУ – Развитие личности учащихся с учетом возрастных особенностей, интеллекта и интересов, а также раскрытие природных способностей каждого школьника; создание условий для воспитания у школьников гражданской ответственности, патриотизма, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Кредо ОУ – Быть рядом со своими детьми. Находить пути и развивать современную образовательную среду как ресурса установления психологического комфорта и толерантности в школе.
Цели и задачи школы определяются государственной политикой в области образования, провозглашающей гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и приведены в соответствие с Концепцией модернизации российского образования и Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Основой профессиональной деятельности педагогического коллектива является учебно-воспитательный процесс, в ходе реализации которого решаются следующие задачи:
1. Дальнейшее развитие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
2. Выявление и развитие личностных и творческих способностей у детей ;
3. Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной личности;
4. Сохранение здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности;
5. Продолжение работы по внедрению современных технологий в образовательный процесс.
Коллектив на 100% укомплектован квалифицированными кадрами, в школе трудятся 2 педагогических работника. Средний возраст – 50 лет
.
Уровень образования педагогических работников ОУ
Хронология некоторых достижений педагогов в последние годы:
2010 г.- участие в эксперименте по внедрению ФГОС НОО;
Контингент учащихся за последние годы имел положительную динамику:
В настоящее время в школе обучалось 14учащихся.
:
Трудоустройство родителей учащихся по имеющимся данным :
2 – в государственном учреждении (16,6%),
7 – работают в ИП – это 50%. Безработных - 4 человека (25%), из них получают пособие по безработице 1 (8,3%) человек.
Образование родителей учащихся
С высшим образованием 0 человек , у 6 родителей средне-специальное образование (47%), среднее у 5 родителей (33%),3 человека с неполным средним образованием (20%).
В школе обучается 6 детей из малообеспеченных семей (38%),2 детей из многодетных семей (12%).В неполных семьях проживает 5 детей (31%), из них с одной матерью - 4 детей (25%). Опекунских семей -нет (0%). Проблемных семей – 3.
Проводится коррекционная работа с семьями группы риска, с семьями с
проблемными детьми. Выявляются причины непосещения школы детьми из
неблагополучных семей, проводятся посещения и обследования семей, составляются
акты.
3. Деятельность ОУ по повышению качества образования, результаты
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Концепция модернизации российского образования определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики, для достижения которой требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса. Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:
- качеством проектирования образовательной деятельности;
- качеством образовательного процесса;
-качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качеством организационной культуры образовательного процесса;
- качеством исследовательской деятельности;
- качеством управления развитием человеческого потенциала;
- качеством результатов образовательной деятельности.
Системная работа в данном направлении ориентирована на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Под качеством образования мы понимаем такую совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Требования к качеству образования как к гражданскому заказу являются важным звеном в системе взаимоотношений образования и общества. Внедрение ФГОС оказывает влияние на изменение технологии работы педагога с детьми. В связи с переходом на ФГОС НОО оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся начальных классов осуществляется с использованием комплексного подхода. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагоги сводят все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Аттестационные материалы на базовом и повышенном уровнях для оценки метапредметных и предметных результатов (письменные контрольные задания, тесты, тематика рефератов, презентаций) и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются и определяются педагогами начальных классов.
В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится «Портфель достижений» (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая отметка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а также на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных, учебных и внеучебных), накопленных в «Портфеле достижений» ученика за четыре года обучения в начальной школе. Современный учебный процесс требует от учащихся инициативы и творчества. В кабинетах начальных классов размещаются целые выставки совместных проектных работ родителей и учеников по различным темам.
Система оценки качества образования в школе представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
Оценка качества образования в ОУ осуществляется посредством:
· системы внутришкольного контроля;
· лицензирования;
· государственной аккредитации;
· государственной (итоговой) аттестации выпускников;
· мониторинга качества образования.
По результатам внутришкольного контроля качество освоения обучающимися образовательных программ соответствует государственным стандартам.
4.Наличие в ОУ системы деятельности по развитию творческих способностей детей, результаты.
Успехи школы в обучении и воспитании детей в течение ряда лет согласуются с нынешними целями развития школы. Основное направление развития - создать в условиях села необходимую для саморазвития школьников образовательную среду, выявлять и развивать детские дарования, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся и реализовывать их в активной жизненной позиции, способствовать социализации детей. Разнообразные потребности учеников обеспечиваются через систему дополнительного образования и внешкольную деятельность. На протяжении ряда лет в школе работают следующие кружки и секции: «Туризм», «Безопасное колесо»,
Учащиеся школы активно участвуют в спортивных соревнованиях, научно - практических конференциях и олимпиадах Всероссийского, республиканского и муниципального уровня: «Олимпус», «Кенгуру», «Русский медвежонок», НПК «Первые шаги».
5. Система методической работы ОУ
На современном этапе особое внимание уделяется модернизации общего образования.
Основные цели методической работы.
1. Создание условий для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности учащегося, для внедрения в практику современные технологии, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому учащемуся.
2. Содействие повышению качества образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
3. Совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, Обеспечение единство и преемственность отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования.
4. Содействие инновационной работе педагогов и оказание помощи учителям в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках программы развития школы.
5. Внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового опыта.
6. Дальнейшее формирование творчески работающего коллектива учителей и создание условий для распространения опыта работы школы на разных уровнях.
Учителя школы входят в МО «Окино- ключевской СОШ»
6. Система воспитательной работы в ОУ, ее результативность
Сегодня приоритеты в образовании связаны, прежде всего, с интересами человека и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе оптимизации образовательного процесса, на формирование духовности, активной гражданской позиции личности, ее информационной культуры, на обеспечение условий для проявления и реализации возможностей и способностей каждого школьника, для профессионального самоопределения обучающихся. Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничиться лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой. Предпосылками становления и развития воспитательной системы школы явились:
- анализ воспитательной деятельности в прошлые годы;
- творческий потенциал педагогического коллектива;
- готовность учащихся, родителей к восприятию новых идей;
- социум, соприкасающийся со школой.
Концептуальные основы воспитательной системы школы
Воспитательная система школы строится на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании»; «Конвенция о правах ребёнка»; Устав школы;
Проанализировав эти документы, можно сформулировать требования, предъявляемые государством к воспитанию учащихся, а именно:
1. Система школьного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создаёт условия для самореализации ребёнка.
2. Разностороннее развитие учащихся предполагает формирование научного мировоззрения, которое позволит ученику войти в открытое информационное пространство, проявляя качества гражданина.
3. Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родины не на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
4. Формируя гражданина и человека, необходимо помнить о том, что система воспитательной работы должна способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой и своей семьёй, обществом за свои действия и поступки.
При создании концепции воспитательной системы использовали рекомендации из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», в которых говорится, что школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы:
Научить учиться – значит, научить ребёнка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию, сформировать у ребёнка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления, идти в ногу со временем и использовать научно- технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.
Научить жить – значит, формировать у ребёнка привычку к здоровому образу жизни, умение в равной мере адаптироваться в обществе и противостоять злу и насилию. Такой выпускник умеет защищаться, обладает зрелостью суждений, помыслов и поступков, высокими нравственными качествами. Он способен проявлять индивидуальность и социальную зрелость; готовность к жизни в семье и обществе, способность брать ответственность на себя вне зависимости от обстоятельств.
Научить жить вместе – значит, сформировать у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.
Научить работать и зарабатывать – значит, развить в будущем выпускнике стремление к труду и привычку работать, быть успешным и конкурентно способным.
Таким образом, моделирование и построение воспитательной системы школы как благоприятной среды для становления индивидуальности и развития личности каждого ребёнка следует считать стратегическим направлением развития нашей школы.
Целевые ориентиры - создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни, достойной человека.
Исходя из указанной цели, были сформированы следующие задачи:
· Создание образовательной среды, способствующей полному раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и успешному обучению каждого ученика;
· Формирование основ духовно-нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности; усиление роли семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и преступлений.
· Создание условий для физического развития через систему оздоровительных мероприятий.
Таким образом, выпускник школы - россиянин, законопослушный гражданин своего Отечества, т.е. человек, ощущающий и переживающий ответственность за состояние того общества, в котором он живет. Это гражданин малой Родины, той земли, в которой он родился и растет. Это ученик своей школы и своего класса. Выпускник школы представляется конкурентноспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности такие как: доброта, гуманизм, справедливость, сострадательное отношение к окружающим его людям.
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, гражданско-правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Это достигается через: отношение к миру, отношение к другим людям, отношение к самому себе.
Принципы воспитательного процесса: социальной активности, мотивированности, проблемности, индивидуализации, социального творчества, взаимодействия личности и коллектива , развивающего воспитания, целостности воспитательного процесса,единства образовательной и воспитательной среды, опоры на ведущую деятельност
Воспитательная система школы состоит из взаимосвязанных направлений:
1. Нравственное воспитание:воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе;
2. Художественно- эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятия спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации;
3. Гражданско- патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел(традиций).
4. Работа с трудными детьми.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение благоприятного нравственно - психологического климата в образовательном учреждении.
2. Обеспечение равноправного взаимодействия в образовательной политике образовательного учреждения..
3. Приобретение социального опыта детьми.
4. Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
.
Ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. Сложившиеся традиции формируют неповторимое лицо школы, создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. С помощью этих мероприятий создаются условия, в которых ученик школы принимает себя как востребованную личность. Традиционными стали следующие мероприятия:
День Знаний, День здоровья, День Учителя ,Посвящение в первоклассники, Праздник осени, День матери, Международный Женский день, Вахта памяти, Выпускной бал в начальной школе , Предметные недели, Трудовые десанты, Новогодний бал и др.
Здоровый образ жизни.
В нашей школе важным звеном воспитательной работы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Решаются вопросы создания оптимальных условий для осуществления нормального учебно-воспитательного процесса, при котором выполняются все принятые санитарно-гигиенические нормы и требования.
Программа «Здоровье» предусматривает внедрение психолого-педагогической модели «Школы здоровья », основанной на приоритете здоровьесберегающей педагогики, где учителю отведена основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся. «Школа здоровья» формирует и развивает здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя ответственность за результаты.
Воспитательная ценность модели состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.
Основной функцией воспитательной системы школы является функция оздоровления, охраны здоровья учащихся, развитие здорового образа жизни.
Художественно-эстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники, организуются выставки творческих работ наших воспитанников.
Спортивно-оздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах.
Работа с родителями. Работа, направленная на развитие личности ребенка, является действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители. Наша педагогическая позиция очень ясная. Мы рассматриваем воспитание в школе и семье как единый процесс. Кроме того важна общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.
Взаимодействие с социумом
Процесс развития воспитательной системы неоднозначен, но цель его одна: движение от разрозненных воздействий всех служб, призванных работать с учащимися, к целостному воспитывающему организму, который обеспечивает сотрудничество педагогов и детей.
Воспитательная система школы должна быть открыта, и родители, и педагоги, и коллективы учреждений - наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В школе проводятся дни открытых дверей.
В развитии школьников целесообразно задействован социокультурный потенциал села : библиотека, КДЦ «Надежда», ТОС «Улыбка»,ДДТ.
Управление воспитательным процессом
Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги).
Управление процессом воспитания строится по следующим направлениям:
1. Совместная работа с методическим советом и учебно-методическим центром Управления образования.
2. Административная работа:
· знакомство с опытом воспитательной работы школ района и республики;
· обмен опытом;
· школьное методическое объединение классных руководителей
· повышение квалификации классных руководителей – учёба, семинары.
3. Сбор информации:
· педагогическое наблюдение;
· анкетирование, диагностика, мониторинг;
· анализ собранной информации.
4. Планирование:
· разработка планов и программ, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;
· подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция: анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педагогические советы, МО классных руководителей).
Методическая работа в рамках воспитательной работы школы строится в направлении:
· методическая работа классных руководителей;
Воспитательная деятельность включает следующее:
· дополнительное образование;
· совершенствование работы классных руководителей;
· экскурсионная работа;
· общешкольные праздники, конкурсы, вечера;
· создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
· работу с родителями;
Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, педконсилиумах, родительских собраниях школы, классов, ШМО классных руководителей. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете.
Работа с классными руководителями.
Программы воспитания реализуется всеми субъектами воспитательной системы школы, однако основными инициаторами и активными исполнителями являются классные руководители. Значимость классного руководителя со временем не уменьшается, он выполняет основные функции: организовывает деятельность в классе; заботится о развитии и здоровье ребенка о его образовательном и воспитательном уровне; помогает родителям в решении разного рода проблем. Содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечивает социальную защиту ребенка.
Классные руководители постоянно совершенствуют свои умения, знания, навыки, овладевают современными методами воспитания обучающихся.
В работе с классными руководителями мы выделяем следующие направления:
· профессиональная и личностная диагностика классных руководителей;
· планирование и моделирование, анализ и составление программ
жизнедеятельности классного коллектива;
· семинары – тренинги по психолого-педагогическому обеспечению программы жизнедеятельности классного коллектива;
· психолого-педагогическое консультирование.
Активные формы воспитательной работы.
Основные виды деятельности, в ходе которых происходит достижение воспитательных целей можно охарактеризовать следующим образом:
Все формы воспитательной работы, согласно Е.В.Титовой, можно отнести к одной из трёх больших групп: мероприятия, дела, игры.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организованные педагогами или ещё кем- либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому- либо, в том числе и самим себе.
Игра - воображаемая ситуация, роли, правила.
В качестве форм коллективной деятельности детей взята классификация С.П.Афанасьева.
Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы
1. Образ школы в сознании педагогов, обучающихся, родителей.
2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
4. Отношение к внутришкольным конфликтам.
5. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
6. Событийный характер деятельности. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции школы, села).
7. Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, самих обучающихся).
Уровень воспитанности учащихся
Учебный год |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
2015-2016 |
31% |
60,2% |
7 % |
2016 – 2017 |
30% |
60% |
10 % |
2017 – 2018 |
28% |
64% |
8 % |
Сведения о занятости учащихся школы во внеурочное время.
8. Система работы по сохранению здоровья и формирования здорового образа жизни
Проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Успешно способствует этому воспитательная система школы, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду, воспитательные программы, в первую очередь программу «Здоровье», определить системообразующие факторы. Программа «Здоровье» предусматривает внедрение психолого-педагогической модели «Школы здоровья », основанной на приоритете здоровьесберегающей педагогики, где учителю отведена основная роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся. «Школа здоровья» формирует и развивает здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя ответственность за результаты.
Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни стали спортивно - оздоровительная, ценностно - ориентированная и диагностическая деятельность. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, создана система, включающая следующие направления по формированию здорового образа жизни:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
- организация воспитательной работы по формированию здорового образа жизни;
-медицинское обслуживание обучающихся медицинскими работниками ГБУЗ « Бичурская ЦРБ»;
- организация горячего питания обучающихся;
-сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
· формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
· выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
· закрепление гигиенических навыков и привычек;
· приобщение к разумной физической активности;
· обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно- воспитательного процесса.
Задача школы – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .
С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.
Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.
Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, создание благоприятного психологического климата.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются классным руководителем согласно рекомендациям врача.
Учитель физической культуры на практике учит детей тренировать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс здоровьесбережения привлекательным и необходимым.
Учащиеся всегда участвуют в соревнованиях, в школьных спортивных мероприятиях: в Днях здоровья, «Веселых стартах». Медицинское обслуживание в школе организуют работники ФАП от ФБУЗ« Бичурская ЦРБ». Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры учеников класса, заполняются Листы здоровья в классных журналах, вносятся данные о группе здоровья, организованно проводятся профилактические прививки.
Ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Система организации питания в школе следующие задачи:
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Школьная столовая рассчитана на 20 посадочных мест. Горячее питание организовано для всех учащихся, согласно графику. Горячим питанием охвачено 100% учащихся. Льготным питанием обеспечены 50% учащихся. Стоимость питания составляет 20 - 25руб .Проводится С – витаминизация блюд. Активное участие в организации питания, контроле качества принимает родительская общественность. Двухразовое питание в школьной столовой, соответствующее требованиям Роспотребнадзора, организовано по десятидневному меню.
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по здоровому образу жизни является проведение конкурсов: «Семья и здоровый образ жизни», «Безопасное колесо», в которых участвуют дети с огромным удовольствием.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни на протяжении ряда лет была небезуспешной. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
Администрация, педагогический коллектив школы и родители учащихся озабочены состоянием здоровья учащихся и проводят определенную работу по его сохранению и укреплению. В школе нет условий для успешных занятий физической культурой и спортом, материальная база из года в год не меняется в лучшую сторону, нет спортзала , оборудованная спортивная площадка находится не так близко от школы. В классах тепло, светло и чисто, состояние мебели удовлетворительное. Расписание занятий составлено с учетом требований санитарных правил и норм.
8.Эффективность деятельности органов государственно-общественного управления ОУ
Государственно – общественное управление образованием представлено в школе такими социальными партнерами как Управляющий совет школы, родительские классные комитеты. Целью их деятельности является оптимальное сочетание административных и общественных начал в интересах человека, социума и властей. В числе приоритетных следует считать следующие задачи:
- реализация законодательно определённых прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении ОУ;
-демократизация государственного управления образованием;
-удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса;
- развитие согласительных механизмов на решение общих задач.
Управляющий совет школы
Управляющий совет является главным звеном в управлении школы, его главные полномочия:
- принимает участие в разработке Устава школы;
- утверждает программу развития и образовательную программу школы;
- принимает решение о введении или отмене единой формы одежды;
- утверждает годовой календарный учебный график;
- утверждает локальные нормативно - правовые акты;
- содействует совершенствованию учебного процесса и развитию материальной базы Учреждения;
-осуществляет контроль за прозрачностью финансовой деятельности школы, содействует привлечению внебюджетных средств, утверждает стимулирующую часть ФОТ;
- принимает решения по другим вопросам организации работы о Родительские классные комитеты - надежные помощники в организации деятельности классных коллективов.
Вот некоторые решения, принятые по итогам общественного обсуждения в ОУ:
1. Привлечение добровольных пожертвований на подготовку школы к новому учебному году, на создание оптимальных условий пребывания детей в ОУ;
2. Благоустройство пришкольной территории;
3. Утверждение стимулирующей части ФОТ;
4. Принятие участие в разработке локальных актов ОУ, в том числе учебного плана;
5. Принятие школьной формы;
6. Оказание помощи в проведение мероприятий, связанных к праздничными датами календаря и мн. др;
8. Система работы по совершенствованию финансово-экономического состояния ОУ.
В рамках регионального Комплексного Проекта Модернизации Образования в школе реализованы следующие направления по совершенствованию финансово – экономического состояния школы:
1. Введение новой системы оплаты труда, предусматривающую стимулирующие выплаты за качество и результативность педагогической деятельности;
2. Переход на нормативное подушевое финансирование.
Основные индикаторы ФЭС |
Показатели по школе |
Средняя заработная плата педагогических работников |
24 333 руб. |
Средняя заработная плата по ОУ |
13 250 руб. |
Соотношение учителей\ прочие |
50\50 |
Соотношение учитель\ученик |
1\8 |
Средняя наполняемость в классе- комплекте |
8 |
В школе созданы условия для безопасного, соответствующего требованиям Сан и ПиН , пребывания детей. Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса оценивается по следующим показателям:
• наличие и в перспективе расширение, а также обновление парка мультимедийной техники;
• программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе;
• оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
• обеспеченность методической и учебной литературой.
Комфортность обучения оценивается по следующим показателям:
• соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;
• соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение и канализация, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН;
• соответствующий морально-психологический климат.
ФЭС школы складывается кроме бюджетных, также из внебюджетных средств. Ежегодно при содействии Управляющего совета школы, классных родительских комитетов проводится косметический ремонт учебных кабинетов, приобретается линолеум, шторы .
Направления развития школы в ближайшей перспективе:
1. Обеспечение высокого уровня развития способностей и компетенций участников образовательного процесса.
2. Внедрение прогрессивных и информационных технологий, направленных на развитие способностей и компетенций личности воспитанника.
3. Подготовка педагогических кадров к серьезной работе по внедрению ФГОС и к работе по индивидуальной программе развития учащихся.
4. Формирование современной материальной базы, обеспечивающей подготовку обучающихся в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ и требованиями ФГОС, социума, общества.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.