Анализ рассказа И.А.Бунина «Кавказ» (дидактический материал к уроку литературы в 8 классе)
Оценка 4.7

Анализ рассказа И.А.Бунина «Кавказ» (дидактический материал к уроку литературы в 8 классе)

Оценка 4.7
pptx
19.03.2024
Анализ рассказа И.А.Бунина  «Кавказ» (дидактический материал к уроку литературы в 8 классе)
Кавказ Бунин.pptx

Дидактический материал по литературе для 8 класса

Дидактический материал по литературе для 8 класса

Дидактический материал по литературе для 8 класса

АНАЛИЗ

Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

рассказа И.А.Бунина
«Кавказ»

Цель урока: помочь понять произведение

Цель урока: помочь понять произведение

Цель урока:

помочь понять произведение И.А.Бунина «Кавказ»,
его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

Кавказ» И.А.Бунина Год написания – 1937 г

Кавказ» И.А.Бунина Год написания – 1937 г

«Кавказ» И.А.Бунина

Год написания – 1937 г.
История создания – рассказ принадлежит циклу «Тёмные аллеи». Он был написан раньше, чем все другие рассказы из этого сборника. В записях самого Бунина была обнаружена история, послужившая вдохновением для этой истории. Писатель провожал на вокзал свою возлюбленную, которая уезжала к родителям в Киев. Женщина была замужем за офицером и обманывала своего мужа, встречаясь с ним. Бунин писал, что, хотя все другие факты были решительно выдуманы и не имели ничего общего с действительностью, муж этой женщины вполне мог застрелиться, если бы узнал о любовной связи своей жены с другим мужчиной.
Тема – семейное счастье, отношения между близкими людьми.
Композиция – традиционная для новеллы, рассказа.
Жанр – рассказ (новелла).
Направление – реализм.

Композиция рассказа Конфликт завязывается с первых строк рассказа

Композиция рассказа Конфликт завязывается с первых строк рассказа

Композиция рассказа

Конфликт завязывается с первых строк рассказа.
Читатель узнаёт о главных героях, о ситуации, которая сложилась в любовном треугольнике и о плане «побега» на Кавказ.
Удавшаяся встреча влюблённых в поезде, их сбывшаяся мечта о диком отдыхе в горах становится кульминацией рассказа.

Композиция рассказа Счастье возлюбленных, подчёркнутое красотой природы, её вольным очарованием, и описание последних дней жизни мужа героини, его самоубийства создаёт жуткий контраст, который даёт начало…

Композиция рассказа Счастье возлюбленных, подчёркнутое красотой природы, её вольным очарованием, и описание последних дней жизни мужа героини, его самоубийства создаёт жуткий контраст, который даёт начало…

Композиция рассказа

Счастье возлюбленных, подчёркнутое красотой природы,
её вольным очарованием, и описание последних дней жизни мужа героини, его самоубийства создаёт жуткий контраст, который даёт начало новому витку неразрешимого конфликта.

Композиция рассказа Смерть героя, которую можно считать и второй кульминацией, и развязкой , закрывает сюжет

Композиция рассказа Смерть героя, которую можно считать и второй кульминацией, и развязкой , закрывает сюжет

Композиция рассказа

Смерть героя, которую можно считать
и второй кульминацией, и развязкой, закрывает сюжет. Читателю не известно, какие события разделяют
счастливые дни с возлюбленной и известие о смерти ее мужа.

Композиция рассказа Что представляют собой последние строки рассказа?

Композиция рассказа Что представляют собой последние строки рассказа?

Композиция рассказа

Что представляют собой последние строки рассказа?
Может быть, это информация, полученная женой умершего от очевидцев и полиции, может быть это постскриптум самого автора.
Как бы то ни было, последние строки заставляют читателя
с ужасом и сожалением содрогнуться, вернуться в начало рассказа и перечитать его ещё раз, стремясь понять,
где же было заложено начало этой трагедии?

Главные герои рассказа Главная героиня рассказа — жена офицера, которая влюбляется в другого мужчину и мечтает уехать вместе с ним на

Главные герои рассказа Главная героиня рассказа — жена офицера, которая влюбляется в другого мужчину и мечтает уехать вместе с ним на

Главные герои рассказа

Главная героиня рассказа — жена офицера, которая влюбляется в другого мужчину и мечтает уехать вместе с ним на Кавказ. Кажется, она отчаянно уверена в силе своего чувства и готова даже пожертвовать жизнью ради своей любви, ожидая расправы от жестокого мужа.
Женщина боится, что супруг узнаёт о ее измене, однако у неё не возникает мысли о том, что обнаружившаяся правда может ранить его. Она считает его ревнивцем и самодуром. С печалью она думает о возвращении домой после недель, проведённых на Кавказе.

Жена офицера

Главные герои рассказа Со слов жены, муж героини представляется жестоким и равнодушным, крайне самолюбивым человеком, способным на убийство в пылу ярости

Главные герои рассказа Со слов жены, муж героини представляется жестоким и равнодушным, крайне самолюбивым человеком, способным на убийство в пылу ярости

Главные герои рассказа

Со слов жены, муж героини представляется жестоким и равнодушным, крайне самолюбивым человеком, способным на убийство в пылу ярости. Однако, узнав о самоубийстве героя, мы меньше доверяем словам героини.
Герой не стал хладнокровно выслеживать жену, чтобы отомстить. Он, поверженный предательством, предпочёл самоубийство.
Читатель вспоминает детали, в которых можно заметить нежность и любовь мужчины по отношению к жене: держит её под руку на вокзале, заботливо устраивает в вагоне поезда, целует, крестя на дорогу. Очевидно, герой ценил свой брак, и для него он никогда не был формальностью, в которой возможны измена и обман.

Офицер

Главные герои рассказа Менее всего ясен образ рассказчика

Главные герои рассказа Менее всего ясен образ рассказчика

Главные герои рассказа

Менее всего ясен образ рассказчика. Мы можем заметить, что он боится разоблачения и не готов лицом к лицу встретиться с законным мужем любимой им женщины.
Несмотря на то, что именно из уст рассказчика мы узнаём историю, в какой-то момент он кажется в этой истории почти что лишним, тем, кого коснулась глубоко личная трагедия двух людей, но кто не был способен до конца понять их взаимоотношений и никогда не смог бы разрешить их конфликта.
Возможно, лишь после новости о самоубийстве, взгляд рассказчика меняется, и он видит в погибшем такого же любящего мужчину, чью участь по воле судьбы мог бы разделить и он сам.

Рассказчик

Проблемы рассказа Неверность. Прежде всего, автор затрагивает проблему супружеской неверности

Проблемы рассказа Неверность. Прежде всего, автор затрагивает проблему супружеской неверности

Проблемы рассказа

Неверность. Прежде всего, автор затрагивает проблему супружеской неверности. Измена главной героини приводит к трагедии. Отчаянье от осознания разрушенного семейного счастья толкает героя в пропасть отчаяния, из силков которой он не видит выхода.

Сущность любви. Что такое истинная любовь? Может ли любовь прятаться и обманывать, причиняя страдания ближнему? Может ли она скрыться от голоса совести? И где же таится истинная любовь: в готовности умереть от рук ревнивого мужа в объятиях другого человека или в самоотверженном решении закончить жизнь, в которой любовь и доверие оказались опороченными? В том, что касается двоих, посторонний не разберётся. Кажется, и Бунин не спешит выносить приговор своим героям, оставляя это на суд читателей.

Эгоизм. Сильное чувство может ослепить человека, лишить его привычной «почвы», и чем самолюбивее и эгоистичнее любовь, тем быстрее она истлевает, тем больше ошибок оставляет после себя.

Основная идея рассказа Смысл рассказа «Кавказ» заключается в том, что любовь – это большое чувство, которое может и созидать, и разрушать; оно покоряет человека, но…

Основная идея рассказа Смысл рассказа «Кавказ» заключается в том, что любовь – это большое чувство, которое может и созидать, и разрушать; оно покоряет человека, но…

Основная идея рассказа

Смысл рассказа «Кавказ» заключается в том, что любовь –
это большое чувство, которое может и созидать, и разрушать;
оно покоряет человека, но не делает из него раба.
Человек любит так, каков он сам.
Мимолетно и страстно, порывисто и эгоистично любит героиня.
Мужественно и до последней черты честно – благородный муж.
Нам сложно судить о героях, также, как сложно судить самих себя, ослеплённых любовью, чья сила притяжения способна сравниться лишь с величием и порой неожиданно обманчивой красотой природы. Такова главная мысль рассказа «Кавказ».

Чему учит рассказ Связывая себя с другим человеком узами взаимной любви и брака, человек должен помнить, что берёт на себя неотвратимую ответственность и становимся частью…

Чему учит рассказ Связывая себя с другим человеком узами взаимной любви и брака, человек должен помнить, что берёт на себя неотвратимую ответственность и становимся частью…

Чему учит рассказ

Связывая себя с другим человеком узами взаимной любви и брака, человек должен помнить, что берёт на себя неотвратимую ответственность и становимся частью жизни другого человека.
Все решения перестают касаться только одного, они непосредственно влияют на того, с кем люди разделили свою жизнь. Наказание за наши ошибки, бесчестность и равнодушие будет жестоким, прежде всего, потому что это будет суд собственного сердца. Отношения с человеком должны строиться на доверии и честности, взаимном уважении.
Таковы нравственные выводы произведения.

Художественные особенности Рассказ «Кавказ» написан лёгким, тонким языком, чья прелесть и мастерство погружают читателей и в удивительную природу кавказских гор, и в сложный мир человеческих…

Художественные особенности Рассказ «Кавказ» написан лёгким, тонким языком, чья прелесть и мастерство погружают читателей и в удивительную природу кавказских гор, и в сложный мир человеческих…

Художественные особенности

Рассказ «Кавказ» написан лёгким, тонким языком, чья прелесть и мастерство погружают читателей и в удивительную природу кавказских гор, и в сложный мир человеческих взаимоотношений.
Писатель использует и эпитеты («нестерпимое сухое солнце», «предвечная белизна снежных гор», «безнадежно-счастливый вопль»), и метафоры ( «дробился и кипел» блеск прозрачной речки», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»), и сравнения («небо, подобное пыльной туче»).

Художественные особенности Природа

Художественные особенности Природа

Художественные особенности

Природа Кавказа предстаёт такой же беспокойной и пьянящей,
как любовь.
Чувства героев автор описывает коротко и достаточно сдержано,
что не лишает текст выразительности и эмоциональности.
Писатель лишь позволяет читателю самому
раскрыть тайну человеческого чувства,
его скрытую глубину и титаническую силу.

НЕПРАВИЛЬНО Писатель затрагивает в этом произведении тему:

НЕПРАВИЛЬНО Писатель затрагивает в этом произведении тему:

НЕПРАВИЛЬНО

Писатель затрагивает в этом произведении тему:

Направление:

Произведение было написано:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1942 г.

в 1940 г.

Жанр произведения:

НЕПРАВИЛЬНО

классицизм

НЕПРАВИЛЬНО

романтизм

ПРАВИЛЬНО

реализм

ПРАВИЛЬНО

рассказ

НЕПРАВИЛЬНО

притча

НЕПРАВИЛЬНО

повесть

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

в 1937 г.

«…будьте терпеливы». Слова:

НЕПРАВИЛЬНО

героя-мужа

ПРАВИЛЬНО

героини-жены

НЕПРАВИЛЬНО

героя-рассказчика

И.А.Бунин «Кавказ»

НЕПРАВИЛЬНО

неравенства

ПРАВИЛЬНО

любви

НЕПРАВИЛЬНО

сострадания

НЕПРАВИЛЬНО Кем является супруг героини:

НЕПРАВИЛЬНО Кем является супруг героини:

НЕПРАВИЛЬНО

Кем является супруг героини:

Каким характером, по словам героини, обладает её супруг:

Имя героини:

НЕПРАВИЛЬНО

Наталья

Елена

В каком городе живет возлюбленная рассказчика:

НЕПРАВИЛЬНО

добрый

НЕПРАВИЛЬНО

равнодушный

ПРАВИЛЬНО

жестокий

ПРАВИЛЬНО

Москва

НЕПРАВИЛЬНО

Петербург

НЕПРАВИЛЬНО

Новгород

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

нет имени

Произведение вошло в сборник:

НЕПРАВИЛЬНО

«Листопад»

ПРАВИЛЬНО

«Тёмные аллеи»

НЕПРАВИЛЬНО

«Суходол»

И.А.Бунин «Кавказ»

НЕПРАВИЛЬНО

инженер

ПРАВИЛЬНО

офицер

НЕПРАВИЛЬНО

политик

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Было много ошибок:
нужно быть внимательнее

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

Как вы оцениваете
свою работу на уроке?

ВЫХОД Всем спасибо за работу на уроке!

ВЫХОД Всем спасибо за работу на уроке!

5

ВЫХОД

Всем спасибо
за работу на уроке!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024