А Н А Л И З
РАБОТЫ ШМО
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ВОСТРЯКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ № 1
2019-2020 УЧ.ГОД
Руководитель: Артеменко И.В.
Воспитание – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности нашего лицея стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Функции ШМО:
- методическая
- организационно-координационная
- инновационная
- планирование и анализ.
Основные формы работы:
- совещания, семинары, круглые столы, планерки;
- творческие отчеты классных руководителей;
- открытые классные часы и мероприятия;
- доклады, сообщения, презентации;
- изучение и обсуждение документов о передовом педагогическом опыте;
- собеседования.
Работа с нормативными документами:
1. Нормативные документы и Законы РФ.
2. Положение о классном руководителе, должностная инструкция.
3. Программы воспитания школьников.
4. Методические рекомендации журналов «Классный руководитель», «Воспитание школьника»
5. Современные педагогические диагностики.
ШМО классных руководителей соблюдает:
1. Конвенцию о правах ребенка.
2. Конституцию РФ и Законы РФ
3. Указы Президента РФ
4. Решения правительства РФ
5. Устав лицея
6. Распоряжения и приказы МАОУ Востряковского лицея № 1
Портфель классного руководителя:
1. План воспитательной работы.
2. Диагностические материалы.
3. Протоколы родительских собраний.
4. Методические материалы.
5. Копилка воспитательных материалов.
Вся образовательная деятельность лицея направлена на создание условий для управления процессом самопознания и саморазвития личности каждого ребенка. Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Результатом всей работы лицея должен стать ученик, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на творчество, на самопознание и самовоспитание, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
В Востряковском лицее № 1 в 2019-2020 учебном году было сформировано 30 классов.
Младшее звено - 13 классов
Среднее звено – 15 классов
Старшее звено -2 класса
Классные руководители:
1 А класс – Фадеева И.В.
1 Б класс – Лаптева Ю.Л.
1 В класс –Кузнецова И.Н.
1 Г класс-
2 А класс - Мальцева С.Ю
2 Б класс – Горбунова Э.Ч
2 В класс -
3 А класс - Богушевич Е.А.
3 Б класс – Смирнова И.Н.
3 В класс – Козик Г.В.
4 А класс – Никитина А.С.
4 Б класс- Хромова И. М.
4 В класс – Рагимова А. К.
5 А класс – Таранушич В.А.
5 Б класс – Мишкина Е.И.
5 В класс – Штепо М.С.
6 А класс – Данилова Л.В.
6 Б класс- Самылкина О.В.
6 В класс – Валетова Д.Р.
7 А класс – Смыслова Л.Н.
7 Б класс – Титарева С.Н.
7 В класс– Данилова Е.И.
8 А класс – Лютова И.В.
8 Б класс – Шинкаренко Е.Н.
8 В класс - Евстратова В.П.
9 А класс – Санкина И.Г.
9 Б класс – Панферова В.И.
9 В класс – Артеменко И.В.
10 А класс – Чернышева В.А.
11 А класс – Паюсова А.И.
В прошедшем учебном году ШМО классных руководителей участвовала в реализации методической темы «Организация методической поддержки повышения профессиональной компетенции, творческого роста и самореализации педагогов для обеспечения качества обучения и воспитания одаренных детей.»
Цель:
Совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства классных руководителей.
Задачи:
1. Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы класса.
2. Формирование теоретической и практической базы педагогов для моделирования системы воспитания в классе.
3. Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии.
4. Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся
5. Оказание помощи классному руководителю по выявлению одаренных обучающихся
Направления воспитательной работы:
- здоровье
- интеллект
- общение
- нравственность
- досуг
- семья
Деятельность классного руководителя сложна, и каждый день приносит многообразные чувства и переживания: заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Всех объединяет искреннее желание помочь своим детям, уберечь их от ошибок, предостеречь от неприятностей, добиться вместе с ними успеха.
Но одних добрых намерений недостаточно, необходима качественно новая подготовка классных руководителей. Классному руководителю нужно очень многое уметь, знать, владеть информацией о новых тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, современных технологиях воспитательного процесса, т.е. быть компетентным! Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, который:
· организует через разнообразные виды воспитательной деятельности систему отношений в классном коллективе, направляет и координирует его работу;
· создает условия для формирования ключевых компетенций, творческого самовыражения каждого ребенка, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей;
· осуществляет индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов детства.
Цели и задачи, поставленные перед ШМО, реализовывались через проведение заседаний ШМО, которые проходили в форме тематических заседаний, обмена опытом, дискуссий. Также поставленные цели и задачи реализовались через следующие мероприятия:
- конкурсы и викторины
- общешкольные мероприятия
- работа с трудными подростками и учащимися «Группы риска»
- работа с родителями
- работа с одаренными детьми
- проведение родительских собраний
- проведение тестирования, анкетирования с целью корректного использования результатов в воспитательной работе За истекший период было проведено 4 заседания ШМО согласно плана работы, а также были внесены некоторые коррективы с учетом мероприятий , в которых лицей принял участие в течение года.
На одном из заседаний ШМО были разработаны цели и задачи, а также выработаны формы работы для реализации направлений воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся.
2. Формирование условий здоровьясбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
3.Выявление одаренных обучающихся.
Каждый классный руководитель поставил для себя цели и задачи, над которыми необходимо было в работать в течение года . В основе работы лежала совместная творческая деятельность обучающихся и классных руководителей по различным направлениям. Достаточно низкий уровень общей культуры обучающихся во многих классах поставил перед педагогами задачу художественно-эстетического развития. Многими классными руководителями были запланированы и проведены классные часы по культуре поведения. А также проведены экскурсии в музеи , театры, автобусные экскурсии. Все это способствует не только сплочению коллектива, но и развитию учащихся. Так экскурсии вместе с детьми провели Артеменко И.В., Шинкаренко Е.Н.,Паюсова А.И.,Данилова Л.В.., Хромова И.М.,Смирнова И.В.
Большую помощь оказывала и библиотекарь школы, ею были подготовлены тематические выставки литературы. Татьяна Ивановна проводит библиотечные часы, направленные на формирование духовности, развитие читательского интереса. Выставки, организуемые Татьяной Ивановной, помогают в работе классного руководителя . Одной из задач воспитательной работы классных руководителей по-прежнему остается организация правового всеобуча учащихся. Многие классные руководители работали в тесном сотрудничестве с социальным педагогом Горбуновой Э.Ч. согласно плану работы.
В соответствии с поставленными задачами проводились классные часы: интеллектуально-познавательные, воспитывающие гражданскую позицию, определяющие нравственную суть личности и поступков, на экологические темы, о здоровом образе жизни, краеведческие, воспитывающие художественно-эстетическое начало.
Продолжалась работа по формированию семейных ценностей, толерантного отношения к человеку. Такая необходимость возникла по анализу результатов диагностики. В классах были проведены классные часы на темы : «Конфликты в нашей жизни», «Моя родословная» , «Семейные ценности», «Учимся управлять собой» и другие.
Ведущими методами в работе классных руководителей являются личный пример, убеждение, метод самовоспитания. Самой распространенной формой проведения классного часа являются диспут, утренник, литературная гостиная, конкурс.
Большое внимание в текущем году уделялось патриотическому воспитанию, чему способствовали различные мероприятия и участие в конкурсах, встречи с ветеранами. Стараниями педагога дополнительного образования Чусовской А.Н. продолжает свою работу историко-краеведческий музей, экспонаты для которого собирали ученики. Работа будет продолжена в следующем учебном году.
Ученики лицея приняли участие в открытие «Рождественских чтений». Также на базе лицея при поддержке ДК «Авиатор» проходили мероприятия патриотического , духовно-нравственного культурного направления. С целью воспитания у учащихся гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста, в лицее налажена работа по профилактике ДТП. Создан отряд «ЮИД» , который участвует в конкурсе среди школ округа, а также проводит работу среди обучающихся лицея, особенно младших школьников. Во дворе есть специальная площадка, где юные инспектора проводят свои занятия для младших школьников.
Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями в воспитательной работе классных руководителей занимала значительное место. В каждом классе проведено по 5 родительских собрания, проведено 2 общешкольных собрания. Также были проведены дополнительные родительские собрания в выпускных классах с целью ознакомления родителей с порядком проведения итоговой аттестации. Во многих классах работа не ограничивалась только проведением родительских собраний и проверкой дневников. Там, где родители активно включались в учебно-воспитательный процесс, и работа в классе носила более яркий характер, а результаты были более высокими. Родительские коллективы начальных классов активно помогают классным руководителям в организации праздников. Главным условием успеха является творческий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью.
За последние годы накоплен опыт взаимодействия с семьей. Педагогический коллектив постоянно ведет работу по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье. В основу работы положены принципы
- сотрудничество родителей и педколлектива лицея;
- ответственность родителей и коллектива за результаты воспитания детей;
- взаимного доверия.
В лицее реализуются воспитательные программы:
· Программа «Все цвета, кроме черного»;
· Программа «Разговор о правильном питании»;
Организация работы с учащимися «группы риска» и состоящими на внутришкольном контроле носила системный характер. Классные руководители тесно работали с социальным педагогом Горбуновой Э.Ч..
В течение года было проведено несколько заседаний «Совета профилактики», которые действенно помогли в работе классного руководителя с трудными подростками. На заседания приглашались не только учителя-предметники, родители, но и инспектор по делам несовершеннолетних.
В течение учебного года велась работа по предупреждению ДТП, безопасности детей с обучающимися и их родителями. На классных родительских собраниях поднимались вопросы об ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, о соблюдении правил поведения в природе, правил ДД, правил поведения у водоёмов, безопасном поведении с незнакомыми людьми, в вечернее время, безопасному пути домой, по предупреждению детского насилия, терроризма.
Анализ деятельности классных руководителей за год показывает , что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы классного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания.
Методическая работа в лицее является необходимой организационной службой для выявления и развития одарённых детей.
Одаренные и талантливые дети — гордость каждого учителя. Каждый ребенок имеет предпосылки развития способностей. По мере взросления, под влиянием школы, социума эти способности могут угасать. А могут, наоборот, развиваться. В этом развитии огромное значение имеет деятельность учителя.
Для развития учащихся, расширения возможностей для проявления способности каждого ребенка учитель создает условия для работы с одаренными детьми.
Для решения данной проблемы все члены ШМО практикуют такие формы работы с одаренными учащимися:
· школьное научное общество;
· дополнительные занятия по классам с сильными учащимися;
· кружки по интересам;
· конкурсы и конференции;
· интеллектуальный марафон;
· участие в олимпиадах;
· проектная деятельность.
Все классные руководители составляют план работы с одарёнными детьми на год:
Постоянная регулярная и интенсивная система работы с одаренными детьми, предполагающая выявление детей, обладающих особыми способностями, по их потенциалу, а не по достижениям, и последующее развитие с учетом индивидуальной мотивации позволит вырастить, воспитать будущего гражданина, способного решать самые сложные, культурные, экономические, научно-технические задачи на самом высоком современном, интеллектуальном уровне.
В лицее предоставлены возможности каждому ученику, целенаправленно влияющие на формирование и развитие личности. Праздники, конкурсы, увлекательные викторины и диспуты – всё многообразие форм внеурочной деятельности. Из года в год проводятся традиционные праздники, которые каждый раз наполняются новым содержанием и новыми идеями. Но по-прежнему, остаётся проблема занятости не всех учащихся. С этими учащимися и их родителями предстоит целенаправленная работа. Надо помочь найти им дело по душе из множества предоставляемых видов деятельности, вовремя заметить особые задатки каждого ученика и всячески способствовать их развитию, не оставив без внимания их направленности на ценностные ориентиры. Наша задача — вовлечь каждого ребёнка во внеурочную внеклассную деятельность в сфере дополнительного образования.
В конце года всеми классными руководителями были составлены анализы воспитательной работы., где классные руководители дали краткую социальную характеристику класса, проанализировали участие в мероприятиях, результаты диагностики, наиболее удавшиеся классные часы, а также поставили цели и задачи на следующий учебный год.
В лицее ведется работа по всем направлениям деятельности, классные руководители индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания. С данными категориями составлены индивидуальные планы работы.
Также были проанализированы диагностика уровня воспитанности, диагностика Личностного роста, проверка дневников учащихся, работа с одаренными детьми, с детьми группы риска и другие вопросы. Классные руководители делились опытом своей работы по разным направлениям. Заседания МО проводились интересно в разных формах: интерактивные игры, круглые столы, мастер-классы, демонстрация презентаций.
Анализ выполнения планов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что практически все учителя работали в соответствии с планами. Классные часы проводились согласно графику, фиксировались в журналах. Анализируя планы воспитательной работы, следует отметить, что недостаточно внимания было уделено индивидуальной работе с обучающимися, а также работе с «одаренными» детьми. В основном это отражено в планах тех классных руководителей, где есть ученики «группы риска», тогда как в индивидуальном общении нуждаются не только эти ученики.
Анализ и изучение работы классных руководителей с классными
коллективами показал, что работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач. Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях. Это позволяет чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса школы, это способствует:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащегося, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению класса как неотъемлемую часть школьного коллектива.
Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в роли
классного руководителя, владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. В ходе взаимопосещений внеклассных мероприятий, при организации открытых коллективных творческих дел, классные руководители учились анализировать свою работу, правильно оценивать ее результаты, устранять недостатки.
Наряду с положительными моментами в методической работе ШМО классных руководителей есть и недоработки. В будущем году следует:
1.Продолжить работу над созданием учебно-методического комплекса по
воспитательной работе.
2.Активнее включать в работу открытые мероприятия.
3. Систематизировать взаимопосещение классных часов.
4.Внедрить новые информационные технологии в работу каждого классного
руководителя.
5.Контролировать качественное выполнение воспитательных планов классными руководителями.
Работу ШМО считать удовлетворительной.
Исходя из вышесказанного, в 2020-2021 учебном году методическому объединению классных руководителей предстоит решать следующие задачи:
6. Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы класса.
7. Формирование теоретической и практической базы педагогов для моделирования системы воспитания в классе.
8. Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии.
9. Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
10. Оказание помощи классному руководителю по выявлению одаренных обучающихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.