Анализ средств выразительности. роль средств выразительности в реализации авторского замысла.

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная практическая работа имеет целью закрепить навык определять ведущее средство выразительности, на котором строится образность фрагмента или целого произведения, а также роль средств выразительности в реализации авторского замысла. Анализ средств выразительности: 1. Выпишите все средства выразительности, которые обнаружите в этом фрагменте. 2. Определите, какие это тропы или фигуры речи. 3. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас каждое из них, есть ли нечто общее в этих ассоциация? Какие образы возникают у вас в воображении помимо тех, которые связаны со словами в их прямом значении?
Иконка файла материала Анализ средств выразительности.docx

Данная практическая работа имеет целью закрепить навык определять ведущее средство выразительности, на котором строится образность фрагмента или целого произведения, а также роль средств выразительности в реализации авторского замысла.

 

Анализ средств выразительности:

1. Выпишите все средства выразительности, которые обнаружите в этом фрагменте.

2. Определите, какие это тропы или фигуры речи.

3. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас каждое из них, есть ли нечто общее в этих ассоциация? Какие образы возникают у вас в воображении помимо тех, которые связаны со словами в их прямом значении?

4. Исходя из ваших рассуждений сделайте вывод о роли средств выразительности в этом отрывке.

 

Посещение кухни было строго воспрещено Грэю, но раз открыв уже этот удивительный, полыхающий огнем очагов мир пара, копоти, шипения, клокотания кипящих жидкостей, стука ножей и вкусных запахов, мальчик усердно навещал огромное помещение. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения; веселые, толстые судомойки у бочек с водой мыли посуду, звеня фарфором и серебром; мальчики, сгибаясь под тяжестью, вносили корзины, полные рыб, устриц, раков и фруктов. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики.

На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание; движения работающих, благодаря долгому навыку, приобрели ту отчетливую, скупую точность, какая кажется вдохновением. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение; он с трепетом смотрел, как ее ворочают две служанки; на плиту выплескивалась тогда дымная пена, и пар, поднимаясь с зашумевшей плиты, волнами наполнял кухню.

 А.Грин “Алые паруса”

 

Средства выразительности:

 

  1. Ряды однородных членов (мир пара, копоти, шипения, клокотания кипящих жидкостей, стука ножей и вкусных запахов; корзины, полные рыб, устриц, раков и фруктов; Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры; там свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; там — репа, капуста, орехи, синий изюм, загорелые персики).
  2. Сравнительные конструкции: В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; придавали работе характер торжественного служения; окрики звучали как команда и заклинание; ту отчетливую, скупую точность, какая кажется вдохновением; свиная туша с коротеньким хвостом и младенчески закрытыми глазами; кастрюлю, бурлившую подобно Везувию; пар, поднимаясь с зашумевшей плиты, волнами наполнял кухню).

Основным приёмом является сравнение.

 

Ассоциации: торжественное служение, храмовые обряды, жертвоприношение, дым фимиама, каждение (воскурение фимиама, то есть сжигание в специальном сосуде — кадиле — смеси благовонных веществ (в основном смол) перед священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу).

 

Возможный вывод: фигуры речи создают ощущение изобилия, тропы в этом фрагменте текста служат автору для дополнительного воздействия на воображение читателя с тем, чтобы передать восприятие всего, происходящего на кухне, маленьким мальчиком. Благодаря сравнения и метафора мы понимаем, что ребёнок видит эту часть замка как языческий храм, что он воспринимает происходящее сквозь призму мистическое сознания.

 

Мистика - Вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом якобы связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).