Анализ стихотворения С.А.Есенина "Поет зима, аукает..."

  • pptx
  • 06.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ стихотворения Есенина Поет зима, аукает....pptx

Анализ поэтического произведения

Работаем со стихотворением С.Есенина «Поет зима, аукает…»

- Какой вы представляете себе картину зимы, изображённую в стихотворении?
- Сравните нарисованную вами картину с изображением зимы на картине И.И.Шишкина «Зима».

Обращение к учебнику. Чтение фрагмента статьи «В мире художественного слова С.А.Есенина»

- Назовите ключевые образы стихотворения С.Есенина. Укажите названия изобразительно-выразительных средств.
- На основе предварительных наблюдений сформулируйте вывод: зимняя природа в стихотворении Есенина воссоздана сдержанно, скупо или объёмно, динамично?

Выразительное чтение первой строфы

- Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.
- Объясните лексическое значение слов «баюкать», «стозвон», «аукать».
- Какой изображена зима в стихотворении С.Есенина?
- В каких произведениях так изображается зима?

В пейзажных стихах С.Есенин опирается на одушевление природы и чувство слитности с нею, характерное для фольклора.

Ассонанс

Аукает, баюкает, кругом, глубокою, плывут, в страну, далёкую.
Звук [у] передаёт шум и рёв вьюги.

Аллитерация

Шелковым, бешеным, свешенным.
Повторение шипящего [ш] создаёт ассоциацию со свистом ветра, шуршанием метели.

- это созвучия в конце стихотворных строк

Рифма

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром

парная рифма

Осыпаются астры в садах. Стройный клен под окошком желтеет. И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

перекрестная рифма

Клали перстень золотой, серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.

кольцевая (опоясывающая) рифма

выводы

Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой. Поэт заставляет природу говорить своим языком, вкладывает в неё своё «я». Но Есенин оживлял природу не только и не столько для сопоставлений с человеческой жизнью. Да ему и не надо было «оживлять» природу: она для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется.
Есенин ощущал себя частью природы, растворённой в ней.

1.Дата написания.
2.Реально-биографический и фактический комментарий.
3.Ведущая тема.
4.Основная мысль.
5.Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.
6.Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту.
7.Основные изобразительно-выразительные средства, используемые автором (метафора, эпитет, сравнение, аллегория, гипербола, повтор, антитеза, инверсия, риторический вопрос, обращение и восклицание).
8.Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
9.Звукозапись (аллитерация, ассонанс).

Написать сочинение-анализ стихотворения

Домашняя работа

Написать сочинение-анализ стихотворения
Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче»
Составить цитатный план рассказа.
Инд. задания.
Подготовить сообщения:
- «Гимназические годы Л.Андреева»;
- «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»;
- «Увлечения Л.Андреева».

Посмотрите также