Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК)
.
5 класс. Тема «Лоскутное шитье». Учебник технологии Н.В.Синицина (п. 29,30)
Предметные и метапредметные результаты |
Учебные задания |
Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности, бережного отношения к историческому прошлому. Метапредметные (УУД): регулятивные - освоить теоретические знания техники лоскутного шитья. коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. познавательные - познакомить с историей создания изделий из лоскута. личностные – воспитывать эстетический вкус, любовь к родному краю и месту, прививать интерес к труду. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, имеющиеся знания; Регулятивные: - готовность обучающихся целенаправленно использовать свои знания. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, имеющиеся знания;
|
Повторение изученного материала по теме «Материаловедение» 1. Допишите определения. А. Основная нить — это нить, идущая ___________________________________________. Б. Уточная нить — это поперечная нить _________________________________________. В. Кромка ткани — это полоска, идущая вдоль края _______________________________. Г. Ширина ткани — это расстояние от кромки _____________________________________. Д. Полотняное переплетение — это переплетение основных и уточных ________________.
|
Предметные: - знать технологию изготовления пряжи, нитей, и ткани. Личностные: - анализ подготовленных заданий об истории лоскутного шитья. Регулятивные: - готовность обучающихся целенаправленно использовать свои знания. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, имеющиеся знания; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (использование рисунков, наглядностей); - рассматривать разные способы решения поставленной задачи; - устанавливать аналогии, обобщать, делать выводы в результате совместной работы класса; - развивать образное мышление. Коммуникативные: - работать в команде разного наполнения (паре, целым классом); – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. |
Мотивация учебной деятельности. Учитель демонстрирует изделия, изготовленные в технике лоскутного шитья, и просит учащихся высказать своё мнение о работах. Учитель: подумайте, как можно изготовить эти изделия? Учащиеся отмечают, что в основе всех работ лежат кусочки ткани. Учитель: небольшие кусочки ткани – лоскут. Термин «лоскут» имеет два значения: первое – лоскут, как единичный элемент, деталь; второе – лоскут как материал для творчества. Лоскутное шитьё – искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путём сшивания. К сегодняшнему уроку было дано задание первой бригаде. Они подготовили сообщения об истории развития лоскутного шитья в европейских странах и в России. Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания: Бригада №2 ответит на вопрос: «В чем особенность появления лоскутного шитья в России?» Бригада №3 ответит на вопрос: «Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего можно использовать эти изделия?
|
Предметные: - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности, бережного отношения к историческому прошлому. Личностные: - воспитывать эстетический вкус, любовь к родному краю и месту, прививать интерес к труду. Регулятивные: - готовность обучающихся целенаправленно использовать свои знания. Познавательные: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, имеющиеся знания; - преобразовывать информацию из одной формы в другую (обобщать, делать выводы в результате совместной работы класса; - развивать образное и творческое мышление. Коммуникативные: - работать в команде разного наполнения (паре, целым классом); – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. |
Рассказ учениц. Зародилась лоскутное шитье в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новые красивые вещи, а также создавать различные изделия окружающего быта. В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани), наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома. Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды. Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся. Учитель: Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)
|
Предметные: развитие эстетического вкуса, правила композиции, формирование способностей к поисковой деятельности, знание техники безопасности с колюще-режущими предметами. - Личностные: - проявлять интерес к искусству; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Регулятивные: - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: - выполнять эскиз, шаблон; - делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения поставленных задач; Коммуникативные: – участвовать в обсуждениях, работая в паре; – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении. |
Изучение нового материала Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. В настоящее время мастерицы с любовью выкладывают лоскутные узоры, они собирают квадраты и треугольники, что напоминает вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). Последовательность лоскутного шитья. 1.Создание эскиза будущего изделия. Можно воспользоваться готовыми схемами из журналов, книг, интернета. Виды лоскутного шитья. 2.Изготовление шаблонов. Лоскутное шитье подразумевает как работу по шаблонам (лекалам) – это геометрические фигуры, так и произвольное вырезание деталей сразу на ткани. Техник шитья из лоскутков много, это шитьё из квадратов, треугольников, ромбов, полос и др. И названия - «Звезда», «Колодец», «Паркет», «Изба», «Спираль». (демонстрация образцов) Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
|
Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности, бережного отношения к историческому прошлому. Развивающие: - развитие эстетического вкуса на примере подбора цветовой гаммы для изделий; - развитие творческих способностей, воображения; - развитие логического мышления. Воспитательные: - воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей; - привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы. Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные - освоить теоретические знания лоскутной техники; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, Познавательные - познакомить с основными приемами лоскутной техники, и сочетание цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии. Личностные - воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
|
Подготовка ткани к работе; подбор “лоскутов” по цвету. Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: а. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки. При необходимости можно закрепить краску, используя уксус. б. тирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить. в. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу. г. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – черный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д. Раскрой деталей по шаблонам. Чтобы изделие получилось аккуратным, детали кроят по шаблонам. Сегодня на уроке мы подготовим шаблоны. Соединение деталей. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя. В пэчворке используют швы: «Вперед иголку», «За иглу», «Петельный» или «Фестончатый», « Через край», «Потайной», «Козлик», «Прямой». Также можно использовать и создавать ручные декоративные швы
|
Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности, бережного отношения к труду. Развивающие: - развитие эстетического ,- развитие творческих способностей, воображения; - развитие логического мышления. - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности. Воспитательные: - воспитание интереса к ручному труду, уважительного отношения к труду других людей; - привитие аккуратности, прилежности при выполнении работы. Метапредметные результаты (УУД): Регулятивные - освоить практические навыки выполнения эскиза, шаблона, лоскута. Знания лоскутной техники, Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: - работа над ошибками,- оценивание результатов свое работы; Познавательные - познакомить с основными приемами лоскутной техники, и сочетание цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии. личностные - воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
|
Закрепление. Задание 1. Выполняется в группах по 2-4 человека: подберите образцы тканей для лоскутного шитья. Задание 2. Выполняется индивидуально с использованием учебника. Выпишите в тетрадь: какие материалы, инструменты и приспособления используются для работы в лоскутном шитье. (Для работы необходимы следующие инструменты, принадлежности и материалы: тетрадь, альбом, линейка, простой карандаш М, 2М, ТМ, цветные карандаши, ластик, фломастеры, ножницы, нитки, иглы для ручных работ, хлопчатобумажный лоскут, калька, картон, булавки, гладильная доска, утюг, швейная машинка). После выполнения задания учитель и учащиеся анализируют и обсуждают варианты подбора тканей, выполненные каждой группой. Учитель использует методический приём «обучение на ошибках»: если ткани подобраны неправильно, ученики сами пытаются найти ошибки, связывают теорию и практику, предлагают другие варианты. Учитель направляет и ориентирует на правильный результат. Учащиеся называют материалы, инструменты и приспособления, которые используются для работы в лоскутном шитье. Учитель указывает и разбирает ошибки.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.