Анализ урока по теме «Семья. Семейные ценности».
Урок и анализ урока провели учитель СБО Дубровина Л.А.,
учитель-логопед Кравченко В.Е.
С целью подготовки к будущей семейной жизни в рамках Программы для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрено изучение курса социально-бытовой ориентировки, содержащего тему «Семья».
Процесс семейного и полового воспитания умственно отсталых школьников заслуживает особого внимания. Это объективно обусловлено состоянием их психофизического и интеллектуального недоразвития, недостаточным усвоением опыта нравственного поведения, отсутствием устойчивого ориентирования на этические эталоны и нормы взаимоотношений в различных социально-средовых ситуациях. Включение в учебную программу социально-бытовой ориентировки специальных тем, раскрывающих духовно-нравственный и социально психологический аспекты семейной жизни, позволяет качественно повысить уровень общего развития умственно-отсталых подростков и их дальнейшую социализацию.
Данный интегрированный урок был проведён в 5 классе. Тип занятия: урок ввода новых знаний. В качестве цели занятия было определено формирование представлений о семье, семейных ценностях. Задачи урока:
- дать представление об исторических истоках семьи;
- закреплять понятия о родственных связях;
- формировать представления о нравственных основах семьи;
- актуализировать словарь по теме «Семья».
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. Отбор и методика подачи знаний о семье соответствует возрасту школьников. В данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: Основными методами изложения материала является метод устного изложения и вопросно-ответный метод. Непременным условием успеха рассказа является его логичность, строгая система построения, пропорциональное соотношение теоретического и фактического материала.
Особое внимание на уроке уделялось развитию лексико-грамматической стороны речи. В связи с тем, что школьники с интеллектуальным недоразвитием имеют низкий уровень развития связной речи, в качестве символов-заместителей при моделировании творческого рассказа о семье использовались опорные слова.
Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для этого были предложены разноуровневые задания для работы в парах (работа с пословицами), метод обобщающего повторения. Визуализация материала (модель дома) способствовала лучшему закреплению понятий, их взаимосвязи.
Использовались следующие средства обучения: печатные (таблицы, словарь, карточки), аудиовизульные (презентация).
Урок имел воспитательную направленность, выстроенная система работы помогла сделать кольцевой композицию урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.