Анализ урока русского языка в 7 классе «Повторение пройденного по теме «Наречие»
Урок русского языка проводился в 7 классе. Учитель: Е.П.Бадардина.
Учащиеся этого класса имеют средние
способности по предмету. Поэтому во время планирования урока учитывались
реальные учебные возможности детей. Атмосфера в классе доброжелательная, дети
настроены на продуктивную работу.
Цель деятельности учителя: повторить правописание наречий,
основные функции наречий в речи, в тексте; воспитывать чувство товарищества,
взаимопомощи, внимательность,
аккуратность.
Тип урока: урок
повторения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные – формировать положительную мотивацию учения; развивать
интерес и уважение к русскому языку.
Предметные – получать новые знания; научиться опознавать наречия в тексте,
правильно употреблять их в речи.
Метапредметные: познавательные – закрепить материал и сформировать умения, регулятивные
– увидеть в дидактическом материале проблему, решить эту проблему, коммуникативные
– уметь работать индивидуально, в группе.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком; создание проблемной
ситуации; индивидуальная и фронтальная
работа.
Средства обучения: презентация, компьютер, учебник русского языка, раздаточный
материал для индивидуальной работы
На все вопросы, поставленные учителем, были даны ответы. Требования учителя не вызывали негативной реакции у обучающихся, в течение урока доминировали и развивались положительные чувства и эмоции. В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы. Все обучающиеся получили для работы на уроке Рабочие листы. В Рабочие листы вносились ответы на тесты, проводилась проверка по эталону (самопроверка), игра «Третий лишний», самопроверка с комментированием, игра «Корректор», выставлялась итоговая оценка деятельности учениц.
Внимание учащихся поддерживалось различными способами: через прямое требование (вопрос-ответ), связь с пройденным материалом (повторение орфограмм), с использованием занимательной информации, применением проблемной ситуации. Из этого видно, что на уроке использовались разнообразные виды работы: самостоятельная, устная, коллективная. Ученики организовали рабочее место, имели необходимые инструменты, готовы были отвечать на поставленные вопросы в течение урока. Соблюдены были структурные компоненты урока. На каждом этапе урока были сформированы следующие УУД:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Личностные: положительно относятся к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: постановка и решение проблемы, формулирование проблемы, самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные: планирование определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.
3. Выявление места и причины затруднения.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
5. Физминутка
6. Тренировочные упражнения.
Личностные: осваивают новые виды деятельности.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Орфограммы:
1)Не с наречиями
2)Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
3)Н и НН в наречиях.
4)Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
5)Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
6) Буквы О и А на конце наречий.
7) Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тренировочные упражнения 1.Слитное и раздельное Не с наречиями. 2 Буквы О и А на конце наречий. 3. Ь знак на конце наречий после шипящих. Игра «Третий лишний» 4. Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. 5. Н и НН в наречиях.
6. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Игра «Корректор»
7.Развитие речи. Работа с фразеологизмами.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 8. Домашнее задание.
При планировании урока педпгогом были учтены возрастные особенности обучающихся. Выбранная структура урока являлась рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекали одна из другой. Для отработки умения находить наречие в тексте был подобран разнообразный дидактический материал, который способствовал включению учащихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло заинтересованность учеников и следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока учителем были выбраны словесные методы совместной деятельности с классом (психологический настрой учащихся, постановка целей и задач урока, фронтальный опрос учащихся), что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Также на уроке применялись методы обучения: наглядные (демонстрация презентации обучающего курса), практические (Рабочие листы), проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем через решение разноуровневых заданий, связанных с употреблением наречий в тексте).
На данном уроке
использовались технологии:
- учебно-исследовательская технология (работа по исследованию
текста);
- здоровьесберегающие технологии - чёткая дозировка учебной нагрузок,
смена видов деятельности;
- технология личностно-ориентированного образования – даёт
возможность каждому учащемуся реализовать себя на уроке, показать свои
способности;
- информационно - коммуникационные технологии - делает процесс
обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и
доступным.
Презентация способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла внимание учащихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению их в работу. Для развития мотивации учащихся формировались навыки рефлексии и на промежуточных этапах, и в конце урока. Для развития коммуникативной среды учащихся использовались приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, убеждать его. На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась на специально заготовленных листах. В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном выборе практической деятельности.
Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Урок проведён методически верно, в соответствии с современным требованиями.
Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнена.
Директор : /Л.Р.Сущенко/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.