Анализ воспитательной работы в 7 «б» классе за 2019-2020 учебный год.
Целью воспитательной работы в 7 «б» классе в 2019-2020 учебном году было формирование групповой сплочённости в классе доброго отношения к жизни умение находить в ней радость и желание творить добро.
Задачи воспитательной работы были следующие:
- изучить личность каждого ребенка его физическое и психологическое состояние способность к сплочению коллектива;
- развивать творческий потенциал;
- активизировать работу классного коллектива и родителей через участие в общешкольных и классных мероприятиях;
- формировать у учащихся с осознания важности учебного процесса;
- создавать благоприятные условия для проявления организаторских способностей обучающихся;
- мотивировать обучающихся на ведение здорового образа жизни;
- развивать гражданско-патриотические и нравственные качества обучающихся.
Приоритетными направлениями воспитательной работы в классе на основании плана воспитательной работы школы являются:
- духовно-нравственное;
- гражданско-патриотическое правовое;
- спортивно-оздоровительное;
- профилактическое;
- трудовое воспитание;
- работа органов самоуправления.
При постановке воспитательных задач я исходила из плана воспитательной работы школы, а также из актуальности данных проблем в процессе развития классного коллектива и формирования личности обучающихся.
Для решения поставленных задач классным руководителем проводились классные часы согласно плану воспитательной работы школы, беседы с обучающимися, инструктажи, родительские собрания, а также обучающиеся привлекались к участию в общешкольных и классных мероприятиях.
По окончанию учебного года удалось сохранить прежнее количество хорошистов и отличников в классе по сравнению с прошлым годом: 1 человек закончил на "отлично" (…) и 4 человека на "хорошо" (……). Процент качества знаний равен 38%. Однако в течение года стабильные показатели успеваемости сохранила только МЮ, которая является отличницей в классе. Большинство обучающихся снизили свои показатели успеваемости. Ребята проявляют слабую заинтересованность в процессе обучения и не видят необходимости в том, чтобы получать хорошие оценки и выполнять требования учителя надлежащим образом. Данное явление стало следствием вхождения ребят в пору переходного возраста, сменой интересов и жизненных приоритетов - на первое место вышло стремление привлекать внимание противоположного пола, увлечения мобильными телефонами. Также негативно сказалось большое количество пропусков учебных занятий вследствие болезней и по неуважительной причине (Ш Л). Для решения данной проблемы мной проводились классные часы, беседы с обучающимися, родительские собрания и беседы с родителями на соответствующие темы: зависимость от мобильного телефона, недобросовестное выполнение домашнего задания, несоответствие внешнего вида обучающихся деловому стилю одежды, ненадлежащее выполнение ученических и родительских обязанностей. Мной регулярно проводился мониторинг успеваемости и выполнения домашнего задания обучающимися, поддерживалась связь с родителями и учителями предметниками.
За прошедший учебный год в плане развития нравственного, эстетического, коммуникативного, физического потенциала учеников произошли следующие изменения: ребята стали ценить друг в друге больше чувство юмора, надежность, понимание, честность, взаимовыручку. В течение учебного года мной проводились классные часы и беседы с обучающимися, направленные на развитие в них таких умений, как: умение решать конфликты мирным путем, открыто говорить о том, что тебе неприятно, не стараясь при этом оскорбить собеседника, и умение выстраивать личные границы и проявлять толерантность в процессе общения. Вместе с тем, поведение некоторых обучающихся характеризуется излишней экспрессивностью и эмоциональностью, потребностью в привлечении внимания, инфантильностью, и отрицанием норм поведения. Это В Т, А А. Я неоднократно беседовала с девочками по поводу их поведения, также проводились беседы с их родителями, однако это не возымело существенного результата. Такие же обучающиеся, как …….., напротив держатся по большей части скованно и замкнуто. Большинство обучающихся класса не конфликты, настроены доброжелательно или нейтрально по отношению друг к другу.
За прошедший учебный год обучающиеся 7 «б» класса приняли участие в различных общешкольных и классных мероприятиях, и зачастую имели положительные результаты. В 2019-20 учебном году команда 7 «б» класса заняла первое место в спартакиаде, также отдельные обучающиеся были награждены грамотами за достижения в спорте: ….. За участие в конкурсе военно-патриотической песни …. была удостоена диплома 2 степени в номинации «Сольное выступление». Надо отметить, что … охотно участвовала в различных школьных мероприятиях в истекшем году, выступая за честь класса: помимо сольного выступления на конкурсе военно-патриотической песни, она прочитала стихотворение на празднике "Осенний бал", исполнила неординарный трюк при выполнении общего танца на празднике "Новый год". Ребята достойно исполнили "Танец Дедов Морозов" на празднике "Новый год". В то же время при подготовке танца свои организаторские способности проявила …. и …. Девочки руководили классом во время репетиций и активно участвовали в подборе движений для танца. ….. неоднократно проявляла свои организаторские и художественные способности в течение года. Под ее руководством и при ее активном участи был выполнен уголок класса. В этой работе были задействованы все девочки, однако Виктория выполнила большую часть работы. В итоге классный уголок 7 «б» класса был отмечен среди лучших классных уголков школы. Также …..выполнила рекламный плакат для праздника "Осенний бал". И пусть плакат не принес нам призового места по итогам праздничного конкурса, но был отмечен жюри за самостоятельность выполнения. Все эти данные говорят о том, что необходимо продолжать создавать условия для проявления творческих, спортивных и организаторских способностей обучающихся, всячески поощрять данные виды деятельности, тем самым направляя стремление ребят выделиться, привлечь к себе внимание в плодотворное, созидательное русло.
Надо отметить, что в истекшем учебном году обучающиеся 7 «б» класса наиболее охотно принимали участие в творческих и спортивных мероприятиях, в классных часах, которые носили интерактивный характер, где нужно было размышлять, высказывать свою точку зрения, соревноваться в своих знаниях. Классные часы информативного характера и инструктажи не вызывали большой заинтересованности у ребят. В следующем учебном году нужно предусмотреть большую вовлеченность ребят в проведение классных часов с целью повышения их заинтересованности и вовлеченности в воспитательный процесс.
Большинство обучающихся имеют благоприятную обстановку в семье. Однако в классе есть группа ребят, которые находятся в зоне риска. В основном это дети из многодетных или неполных семей а также дети, проживающие с опекуном бабушкой. Наиболее проблемными обучающимися в этом году из данной группы был …., который проживает в многодетной семье. Он пропустил большое количество занятий без уважительной причины и был не аттестован по ряду предметов. Для выяснения причин большого количества допущенных им пропусков и предотвращения их в дальнейшем классным руководителем проводились беседы с обучающимися и его родителями, была организована встреча родителей … с заместителем директора по воспитательной части, посещение семьи …. на дому и обследование жилищно-коммунальных условий. Однако данные меры не принесли результатов. Впоследствии также был созван Совет профилактики школы, по решению которого были поданы ходатайство в органы опеки и КПДН.
Проблемными также оказались следующие обучающиеся:
- …., которая проживает с бабушкой и отличается вызывающим поведением, пренебрежительным отношением к учебе, учителям;
- …..., которая также проживает с бабушкой и имеет психологические проблемы: повышенный уровень тревожности, психологические комплексы по поводу своей внешности, желание уйти от ответственности, боязнь неодобрения со стороны бабушки, в результате чего и неоднократно была уличена во лжи при общении с учителями и своими родственниками.
Обе девочки снизили показатели успеваемости.
Также …. существенно снизила показатели успеваемости. Надо сказать, что … отличается вызывающим поведением и пренебрежительным отношением к учебе, учителям и некоторым одноклассникам.
Для решения данных проблем мной проводились беседы с самими девочками и их родителями/законными представителями. Однако они не оказались достаточно эффективны.
В следующем учебном году необходимо продолжать тесную работу с данными обучающимися и их родителями/законными представителями, а также необходимо, по моему мнению, организовать тесное сотрудничество с педагогом-психологом для обучающимся квалифицированной психологической помощь в присутствие родителей.
Что касается классного коллектива в целом, то можно сказать, что классный коллектив 7 «б» класса достаточно сформирован и устоявшийся. В классе трудно выделить микрогруппы, есть скорее, пары обучающихся, которые более тесно общаются друг с другом на основании дружеских отношений и близости проживания друг к другу. Отношения между данными парами и остальными обучающимися класса нейтральные. Лидером класса является ….., которая помимо того, что старше всех обучающихся и обладает организаторскими способностями, отличается открытостью к новым идеям и готовностью идти на контакт, общительностью. Она проявляет самостоятельность, способность организовать классный коллектив в решении классных вопросов, достаточно ответственна и исполнительна, активна в выполнении поручений и самостоятельной организации деятельности класса. …. является главным дежурным и всегда четко и ответственно выполняет свои обязанности. Вместе с тем, довольно тяжело открыться в классном коллективе таким обучающимся, как: ……. Причинами данного явления я считаю недостаточную уверенность в себе данных обучающихся, возможное отсутствие общих интересов с основной массой обучающихся, застенчивость. В следующем учебном году необходимо спланировать работу по созданию условий для активного проявления личности данных обучающихся и обучающихся класса в целом, возможно, организовать мероприятия с привлечением школьного психолога, в том числе различного рода психологические тренинги, игры, анкетирования, а также классные часы по интересам обучающихся, самопрезентации.
Микроклимат в классе довольно благоприятный, класс достаточно сплоченный. Согласно проведенному анкетированию, беседам с обучающимися, ребята в целом довольны взаимоотношениями с одноклассниками. Отношения между обучающимися в основном нейтрально-дружелюбные. Иногда случаются отдельные конфликты или разногласия, которые, однако, не носят критический характер. С параллельным классом отношения довольно дружеские, однако не лишены здоровой конкуренции. Также конкуренция была отмечена между отдельными девочками 7 «б» и 8 классов. Отдельные обучающиеся поддерживают дружеские отношения с ребятами из других классов, в остальном же взаимоотношения 7 «б» класса с остальными классными коллективами нейтральные. В составе класса в течение года не происходило никаких изменений. Все обучающие класса вовлечены во внеурочную деятельность, посещают кружки и отдельные обучающиеся посещают спортивные секции (…..). Классными традициями являются празднование огоньков, посвященных 23 февраля и 8 марта, сплоченность и активная поддержка друг друга при участии в общешкольных соревнованиях, дежурство по классу, совместная генеральная уборка классной комнаты. Обучающиеся 7 «б» класса довольно ответственно выполняют общешкольные поручения, например участвовали в уборке пришкольной территории, а также достаточно ответственно подходили к дежурству класса по школе. Обучающиеся, которые неохотно выполняли свои обязанности, вызывали осуждение одноклассников. Ребята предпочитают такие виды деятельности, как: общение, спорт, игра. Они охотно занимаются этим на классных часах, переменах, во внеучебное время. В целом, классный коллектив 7 «б» класса достаточно самостоятельный, поскольку есть лидер (….) и ответственные, отзывчивые ребята (….), которые способны совместными усилиями организовать одноклассников в рамках определенного рода деятельности. Хотя некоторые обучающиеся недостаточно ответственны и нуждаются в контроле в различных сферах деятельности (…..).
Большинство обучающихся соблюдает нормы поведения обучающихся и относится к учителям уважительно, не нарушают дисциплину на уроке и ведут себя спокойно во время перемен. За исключением ….., которые периодически ведут себя вызывающе и инфантильно, …., который провоцирует конфликты с девочками, и …., который зачастую пропускает школу без уважительной причины.
В течение всего года я тесно сотрудничала с родителями обучающихся по вопросам успеваемости, поведения и внешнего вида, ведения здорового образа жизни. Согласно плану воспитательной работы мной было проведено 4 родительских собрания:
- Организационное, на котором состоялись выборы родительского комитета.
- Особенности подросткового возраста. Где помимо психологических особенностей, мы обсудили физиологические изменения, происходящие с детьми в переходном возрасте, и соответствующие правила гигиены.
- Семейные ценности в современном обществе. На данном собрании поднимались вопросы воспитания детей, привития им семейных и культурных ценностей в стремительно меняющимся мире.
- Агрессия детей: ее причины и предупреждение. Тема данного родительского собрания оказалась очень актуальна в связи с психологическими изменениями в поведении ребят в переходном возрасте.
Помимо данных вопросов мной освещались вопросы успеваемости детей, организационные моменты. Родители активно участвовали в обсуждении актуальных проблем: задавали свои вопросы и высказывали пожелания к организации учебного процесса. В целом же, можно сказать, родители удовлетворены классной и школьной жизнью своих детей. Они оказали большую помощь в подготовке традиционных огоньков, посвященных 23 и 8 марта, также пошли навстречу при подготовке костюмов к танцу на Новый год, и общими усилиями нам удалось обеспечить единый стиль танцевальной группы. Помимо этого родителями были подготовлены праздничные подарки. Особая роль в организации данных мероприятий принадлежит представителям родительского комитета класса, а именно ….
В процессе воспитания обучающихся класса помимо родителей и классного руководителя активно участвовали и сыграли значительную роль представители администрации школы, учителя-предметники, социальный педагог.
Наибольшие трудности в воспитательной работе с классом у меня вызвало воспитание у них ответственного отношения к учебе и выполнению ученических обязанностей, в частности выполнению домашнего задания. Также трудности вызывала работа по нормализации поведения отдельных обучающихся. В связи с этим я считаю необходимым в следующем учебном году
- усилить контроль за обучающимися, их поведением в учебное и внеучебное время, успеваемостью и выполнением домашнего задания, посещаемостью;
- предоставлять больше возможностей для самовыражения при подготовке и проведении классных часов и различных мероприятий;
- более тесно сотрудничать с родителями обучающихся, с учителями предметниками, а также со школьным психологом.
В целом, по итогам года, я считаю воспитательную работу в 7 «б» в 2019-2020 учебном году достаточного уровня/удовлетворительной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.