анализ впр

  • Документация
  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

анализ впр 6 класс
Иконка файла материала Анализ результатов ВПР по русскому языку в 6 классе.docx

Анализ результатов ВПР по русскому языку в 6 классе

(октябрь 2020г)



15 сентября  для учащихся 6-х классов была проведена Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку.

Цель проведения Всероссийских проверочных работ – обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

Выполняли ВПР 10 учащихся. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.

Структура варианта проверочной работы

Вариант проверочной работы содержит 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.

Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Типы заданий, сценарии выполнения заданий

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными (фонетическими, лексическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и аналитическими умениями (морфемным, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим разборами), предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

 

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).

 

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

 

морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

 

·         словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

·         морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;

 

·         синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды

 

предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

 

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений ; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

 

Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

 

Задание 4 направлено на выявление уровня умения распознавать орфоэпические нормы русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

 

·         задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать и классифицировать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.

Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

 

Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).

·         задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

 

Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).

Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой

 

информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).

·          

o    задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

 

Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 3, 4, 6–14 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.

 

 

Результаты ВПР

При выполнении работы учащимися были допущены ошибки:

В задании 1 – (по критерию К1)- 8 учащихся (100%) допустили орфографические ошибки,

(по критерию К2) - 4 уч-ся (50 %) допустили ошибки в постановке знаков препинаний,

по критерию К3 справились все,  тест переписан безошибочно. (100%)

В задании 2 лучше всего справились с морфемным разбором (по критерию 2К1) – 8 уч-ся;

допустили ошибки при выполнении словообразовательного разбора (по критерию 2К2) – 4 уч-ся;

допустили ошибки при выполнении морфологического разбора (по критерию 2К3) – 7 уч-ся, были указаны не все морфологические признаки глагола,

допустили ошибки при выполнении синтаксического разбора (по критерию 2К4) – 5 уч-ся из которых 1 ученик не приступал к выполнению задания.

В задании 3 в умении распознавать слово, в котором не совпадает количество букв и звуков ошибку допустил 1 учащийся.

В задании 4 орфоэпическую норму современного русского литературного языка ошибку допустили 3 учащихся.

В задании 5 в распознавании различных частей речи ошибку допустили 5 учащихся. В основном дети путают числительные и прилагательные.

В задании 6 в умении обнаружить ошибку в образовании формы слова допустили ошибки 5 учащихся. Не все ошибки в образовании формы слова были найдены.

В задании 7 в умении распознавать предложение с постановкой тире допустил ошибку 1 учащийся.

В задании 8 в умении распознавать сложное предложение допустили ошибки 5 учащихся.

В задании 9 умении распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме допустили ошибки 3 учащихся.

В задании 10 в умении составлять план данного текста не было допущено ошибок. Справились все.

В задании 11 в умении формулировать адекватный ответ на вопрос по тексту допустили ошибки 4 учащихся.

В задании 12 в умении определять лексическое слово с опорой на указанный в задании контекст допустили ошибки 2 учащихся.

Задание 13 в умении определить стилистическую окраску слова с опорой на указанный в задании контекст допустили ошибки 2 учащихся.

Задание 14 в умении объяснить значение фразеологизма допустили ошибки 3 учащихся.

В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:

1.    повторить теоретический материал по теме «Фонетика», орфограммы по правописанию безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова, проверяемой парной согласной в корне слова;

2.    выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения;

3.    усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении;

4.    выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;

5.    выполнение различных упражнений на отработку умений обучающихся опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение; умение применять полученные знания в практике правописания.