Анализ результатов ВПР по русскому языку в 6 классе
(октябрь 2020г)
15 сентября для учащихся 6-х классов была проведена Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку.
Цель проведения Всероссийских проверочных работ – обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.
Выполняли ВПР 10 учащихся. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы содержит 14 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–3, 7–12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4–6, 13 − краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и пунктуационными), учебно-языковыми опознавательными, классификационными (фонетическими, лексическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и аналитическими умениями (морфемным, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим разборами), предметными коммуникативными умениями, а также регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный у обучающихся навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации).
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
· словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;
· морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
· синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды
предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений ; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.
Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава, осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.
Задание 4 направлено на выявление уровня умения распознавать орфоэпические нормы русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
· задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать и классифицировать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.
Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.
Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).
· задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Задание 11 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой
информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
·
o задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую принадлежность заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 3, 4, 6–14 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Результаты ВПР
При выполнении работы учащимися были допущены ошибки:
В задании 1 – (по критерию К1)- 8 учащихся (100%) допустили орфографические ошибки,
(по критерию К2) - 4 уч-ся (50 %) допустили ошибки в постановке знаков препинаний,
по критерию К3 справились все, тест переписан безошибочно. (100%)
В задании 2 лучше всего справились с морфемным разбором (по критерию 2К1) – 8 уч-ся;
допустили ошибки при выполнении словообразовательного разбора (по критерию 2К2) – 4 уч-ся;
допустили ошибки при выполнении морфологического разбора (по критерию 2К3) – 7 уч-ся, были указаны не все морфологические признаки глагола,
допустили ошибки при выполнении синтаксического разбора (по критерию 2К4) – 5 уч-ся из которых 1 ученик не приступал к выполнению задания.
В задании 3 в умении распознавать слово, в котором не совпадает количество букв и звуков ошибку допустил 1 учащийся.
В задании 4 орфоэпическую норму современного русского литературного языка ошибку допустили 3 учащихся.
В задании 5 в распознавании различных частей речи ошибку допустили 5 учащихся. В основном дети путают числительные и прилагательные.
В задании 6 в умении обнаружить ошибку в образовании формы слова допустили ошибки 5 учащихся. Не все ошибки в образовании формы слова были найдены.
В задании 7 в умении распознавать предложение с постановкой тире допустил ошибку 1 учащийся.
В задании 8 в умении распознавать сложное предложение допустили ошибки 5 учащихся.
В задании 9 умении распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме допустили ошибки 3 учащихся.
В задании 10 в умении составлять план данного текста не было допущено ошибок. Справились все.
В задании 11 в умении формулировать адекватный ответ на вопрос по тексту допустили ошибки 4 учащихся.
В задании 12 в умении определять лексическое слово с опорой на указанный в задании контекст допустили ошибки 2 учащихся.
Задание 13 в умении определить стилистическую окраску слова с опорой на указанный в задании контекст допустили ошибки 2 учащихся.
Задание 14 в умении объяснить значение фразеологизма допустили ошибки 3 учащихся.
В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:
1. повторить теоретический материал по теме «Фонетика», орфограммы по правописанию безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова, проверяемой парной согласной в корне слова;
2. выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения;
3. усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении;
4. выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка;
5. выполнение различных упражнений на отработку умений обучающихся опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение; умение применять полученные знания в практике правописания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.