Анализ диагностической работы педагога-психолога
Оценка 4.9

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа +1
10 кл
28.04.2017
Анализ диагностической работы педагога-психолога
Создание условий для развития человеческого потенциала, обеспечивающего современное качество учебных результатов и социализация личности является необходимым условием дальнейшей успешности учащихся в жизни, деятельности, поведении и общении, когда потребности ребенка, с одной стороны, и требования социальной среды - с другой, полностью удовлетворены.
анализ диагностической работы.docx
Создание   условий   для   развития   человеческого   потенциала, обеспечивающего современное качество учебных результатов и социализация личности является необходимым условием дальнейшей успешности учащихся в жизни, деятельности, поведении и общении, когда потребности ребенка, с одной   стороны,   и   требования   социальной   среды     ­   с   другой,   полностью удовлетворены. Рассматривая мотивацию учения и адаптацию детей в школе можно   судить   об   уровне   школьной   успешности   обучающихся,   степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ею гимназистов.  Результаты подготовки детей в школе «Знайка». Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей детей 1-х классов Состояние на сентябрь 2014- 2015 уч.года (МЭДИС - 6-7) 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 словарный запас 53 72 71 54 средний уровень развития уровень высокий уровень развития 94 90 64 61 31 35 понимание количественных и качественных соотношений математические смпособности общ ий показатель интеллектуальных способностей основы логического мышления основные показатели Изучая уровень интеллектуальных способностей детей первых классов, как   один   из   факторов   успешного   адаптирования   к   социальной   среде,   мы можем   достаточно   достоверно   прогнозировать   варианты   развития адаптационных процессов обучающихся, их успешности или неуспешности в процессе школьного обучения. Диагностика уровня адаптации учащихся 1 классов. Личностно­ориентированное   обучение   предполагает   прежде   всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить   об   уровне   школьной   адаптации   детей,   степени   овладения   учебной деятельностью и об удовлетворенности учащихся ею.  10 вопросов анкеты оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов; нейтральный – 1;, положительный – 3 балла). 25­30 баллов – высокий уровень школьной мотивации (адаптации); 20­24 балла – характерны для средней нормы адаптации и мотивации; 15­19   баллов  ­   указывают   на   внешнюю   мотивацию   и   недостаточную адаптацию; 10­14 баллов ­ свидетельствуют о низкой школьной мотивации и адаптации; ниже   10   баллов  ­   свидетельствуют   о   негативном   отношении   к   школе, школьной дезадаптации. Уровень школьной мотивации учащихся 1а класса 10 7 5 012345678910 высокий уровень 0 средний уровень внешняя мотивация низкая мотивация Уровень школьной мотивации учащихся 1б класса 10 012345678910 высокий уровень 2 1 средний уровень внешняя мотивация низкая мотивация 8 6 Уровень школьной мотивации учащихся 1в класса 8 8 012345678 высокий уровень 2 средний уровень внешняя мотивация низкая мотивация Уровень кольной мотивации учащихся 1г класса 7 5 3 8 012345678 высокий уровень средний уровень внешняя мотивация низкая мотивация Итого по 1 классам: 1. В обследовании приняло участие 90 учащихся 1 классов. 2. Высокий уровень адаптации наблюдается у 29 человек (32,2%) 3. Средний уровень адаптации (норма) – у 32 учащихся (35,5%) 4. Внешняя мотивация наблюдается у 18 человек (20%) 5. Низкий уровень адаптации – у 11 учащихся (12,2%) Уровень адаптации учащихся 1 классов 12% 20% 32% 36% высокий уровень средний уровень внешняя мотивация низкая мотивация Главная   причина   школьной   дезадаптации   в   младших   классах   связана   с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу   –   входит   с   трудом.   Бессознательное   стремление   к   отчуждению, непринятие   норм   и   правил   любой   общности   лежит   в   основе   школьной дезадаптации детей, воспитанных в таких семьях, или семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия. Другая причина школьной дезадаптации   заключается   в   том,   что   трудности   в   учебе   и   поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации  часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье. Коррекционные мероприятия: 1. Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. 2. Работа с семьей; анализ собственного поведения учителя с целью  предотвратить возможное неправильное поведение. 3. Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика. 4. Семейная психотерапия или групповые занятия для детей в сочетании с  групповыми занятиями для их родителей. Результаты диагностики учащихся 5 классов. Оценка уровня адаптации. (Тест Филлипса). Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанные со  школьным обучением у детей 5­х классов. В исследовании приняли участие пятиклассники в количестве 92 человек. В целом по выборке пятых классов высокая тревожность наблюдается у 8.6% (8 человек); повышенная тревожность наблюдается у 25% (23 человека); нормальная адаптация детей 5 классов составляет 66,3% (61 человек).  Уровень школьной тревожности учащихся пятых классов 9% 25% 66% высокая тревожность повышенная тревожность норма По классам результаты исследования распределились следующим образом: 5а класс 1. Нормальная адаптация у 80% (20 учащихся); 2. Несколько повышенный уровень тревожности у 12% (3 учащихся); 3. Высокий уровень тревожности – 8% (2 учащихся). Уровень тревожности учащихся 5а класса 80% 0%20%40%60%80% 12% 8% норма высокая тревожность несколько повышенная тревожность 5б класс 1. Нормальная адаптация у 70,8% (17 учащихся); 2. Несколько повышенный уровень тревожности у 16,7% (4 учащихся); 3. Высокий уровень тревожности – 12,5% (3 учащихся). Уровень тревожности учащихся 5б класса 0%10%20%30%40%50%60%70% норма высокая тревожность несколько повышенная тревожность 5в класс 1. Нормальная адаптация у 70% (14 учащихся); 2. Несколько повышенный уровень тревожности у 30% (6 учащихся); 3. Детей с высоким уровнем тревожности в классе нет. Уровень тревожности учащихся 5в класса 0%10%20%30%40%50%60%70% 70% 30% 0% норма высокая тревожность несколько повышенная тревожность 5г класс 1. Нормальная адаптация у 43,5% (10 учащихся); 2. Несколько повышенный уровень тревожности у 43,5% (10 учащихся); 3. Высокий уровень тревожности – 13% (3 учащихся). Уровень тревожности учащихся 5г класса 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00% 43.50% 43.50% 13.00% норма высокая тревожность несколько повышенная тревожность Рекомендации классным руководителям: 1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции   и   на   концерте,   сравнение   его   собственных   достижений   за определенный временной период); 2)   стимуляция   оптимистического   взгляда   на   возможности   ученика (повышение   самооценки   способствует   снижению   тревожности   и   более эффективной   деятельности,   поддержка   и   одобрение   не   могут   быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика   либо   выражая   уверенность   в   преодолимости   препятствий. (Многократно сталкивалась с тем, что вера в возможности ученика помогает ему   раскрыть   свой   потенциал,   а   постоянная   жесткая   критика   лишь препятствует   в   этом,   можно   вспомнить   педагогический   опыт   Ш. Амонашвили); 3)   при   оценивании   высокотревожных   учащихся,   по   возможности,   избегать низких  отметок,  в  крайнем   случае,  выставлять   две   отметоки:   низкую  –  за результат, высокую ­ за приложенные учеником усилия. («Ни один ребенок не должен   испытывать  ощущения   неудачи,   порожденной   нашей  системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и товарищей» К. Роджерс. Известный факт – в большинстве гуманистических педагогических систем отсутствует отметка как таковая.); 4) целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата; 5)   при   работе   над   новым   материалом,   освоении   новых   умений,   навыков бережное   отношение   к   тревожным   детям,   отсутствие   спешки   (поскольку работа   в   условиях   дефицита   времени   повышает   уровень   тревожности учащихся); 6)   целесообразны   репетиции,   «проигрывание»   тревожащих   мероприятий (экзаменов,   концертов);     воспроизведение   лишает   их   пугающей неопределенности, делает более привычными; (конкретно  в классе «играть» в экзамен, как можно чаще «выступать», приглашая незнакомых ученику людей. Если   это   невозможно   сделать,то   ребенка   необходимо   четко   и   детально информировать  о планируемом мероприятии.) То же самое можно сказать о любых тревожащих переменах: все их детали доверительно обсуждаются с учеником. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность; 7)   понимание   важности   четких,   понятных   и   последовательных   требований (одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета, по данным Д. Эльконина); 8) даже если требуется наказать ученика, необходима четкая аргументация своей   позиции   («Ты   получил   3   потому,   что   очень   мало   занимаешься.   Ты способный,   можешь   гораздо   лучше   выучить   пьесу)   Отказ   от   вербальной агрессии,   унижений,   высмеиваний   ученика:   ведь   недопустимо   заставлять ребенка   испытывать   чувство   беспомощности,   неполноценности. «Наиболее эффективным   способом   контроля   над   поведением   является   награда. Учитель,   пугая   ученика   плохой   отметкой,   добивается   того,   что   он становится   внимательнее.   А   для   учителя   это   положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому.» (Скиннер) Таким образом, эффективнее – лишение привычной награды, поощрения, а не страх наказания. Когда ученик привыкает к поощрению педагога – само отсутствие пятерок, слов одобрения, похвал   является   наказанием.  Однако   в  идеале  –  конечно,  ребенок   должен стать   собственным   арбитром   и   ориентироваться   на   самооценку, самоконтроль.  Стараться как можно чаще спрашивать детей – в чем состояли их ошибки, какую оценку они выставили бы себе сами? Это заставляет их лучше   понять   требования,   они   спокойнее   смиряются   с   низкой   оценкой. Можно сослаться на концепции С. Френе, Р. Штайнера, К. Роджерса, дальтон­ план   и   иные   педагогические   системы,   ориентированные   на   развитие самостоятельности,   ответственности   ребенка   в   свободном   обучении.   Чем более   активную   роль   ученик   занимает   в   контроле   над   собственной деятельностью,  планировании   ее  –  тем   (естественно)   меньше   страха   перед наказанием и негативным оцениванием, однако тем более осознана позиция ученика в отношении своего труда, его результатов); 9) построение урока таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку   приятная   деятельность   не   может     ассоциироваться   с   чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия,   получаемого   в   процессе   обучения   –   тем   ниже   уровень тревожности). На уроках ­ элементы игры, викторины, использование показа фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий.   известно   множество   вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий; 10)   поскольку   публичное   обсуждение   болезненных   для   него   вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика – беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.); 11)   внимательное   отслеживание   совершенствования   ученика   в   процессе овладения   знаниями,   навыками   с   целью   своевременной   коррекции педагогической   запущенности,   поскольку   стрессогенными   могут   стать перегрузка   информацией,   занятиями   –   учет   возможностей   данного, конкретного ученика; 12)   ориентация   на   возрастные,   гендерные,   индивидуально­типологические особенности   ученика,   возрастных   кризисов, соматического   здоровья   ребенка,   создание   на   первых   же   занятиях   В   настоящее   время,   учет   темперамента, эмпатического контакта с учеником и поддержание его в дальнейшем (что подразумевает творческую гибкость паттернов поведения); 13)   сдержанность   и   использование   приемов   саморегуляции,   (личный   опыт показывает,   как   нежелательна   демонстрация   раздражения   и   фрустрации. Ребенок предполагает, что является причиной расстройства или раздражения, его   охватывает   чувство   вины   и   смутной   тревоги   (ребенку   неясна   причина негативных чувств педагога); 14)   избегание   эмоциональной   депривации   ученика;   чрезвычайно   важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая   тот   факт,   что   тревожность   часто   сопровождается   поиском социального одобрения (Е. Хабирова) – любимый учитель, как референтная фигура,   может   помочь   ребенку   почувствовать   уважение   к   самому   себе, безопасность.   Большое   значение   имеет   демонстрация   доброжелательности, внимания,   равно   как   и   теплые   слова   («Молодец!   Замечательно.   Видишь, получается!   Умница),   тактильный   контакт   (если   речь   идет   об   ученике младших классов); 15) очень важно создание верной ценностно­смысловой ориентации ученика: по   Г.   Селье,   подавляющее   большинство   стрессовых   ситуаций,   тревожащих человека   –   становятся   таковыми,   поскольку   наделяются   субъективно повышенной   значимостью,   субъективно   оцениваются   как   «угрожающие». Ребенок   интериоризирует   отношение   преподавателя   к   определенным мероприятиям: экзамену, контрольной, концерту. Следовательно, адекватное отношение   учителя   к   подобным   «катастрофам»   ­   перенимается   учеником; усваивается   и   высокая   ценность   обладания   определенной   суммой   знаний, степень   интенсивности   труда   в   течение   четверти   (учебного   года),   уровень достигнутого мастерства и относительная важность – ситуаций формальной проверки. Т.е. весьма эффективны беседы педагога с учеником относительно переосмысления событий и жизненных ценностей; 16)   очень   существенным   фактором,   снижающим   тревожность   ребенка, является   контроль   над   мышлением:   повторение   деструктивных,   пугающих мыслей,   закрепляет   высокий   уровень   тревожности, неблагоприятное   психологическое   состояние   ученика;   целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них ­ очень действенный   способ   помощи   ребенку   (по   А.Беку,   Эллису) Непосредственно   перед   стрессогенной   ситуацией   недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!;   естественно,   А. 17) желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений ­ это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне (использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия учителя   –   одна   из   самых   стрессогенных,   по   данным   американских исследователей.) ; 18) очень полезны некоторые идеи православной педагогики: ученика не стоит ориентировать   на   идеальное   совершенство   («быть   лучше   всех»),   на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной. Цель «быть лучшим   из   лучших»   принципиально   иллюзорна:   всегда   найдется   более талантливый   или   эрудированный   ученик,   совершенство   принципиально недостижимо.   Можно   настроить   ребенка   на   его   возможность   порадовать окружающих, поделиться знаниями, не подвести педагога или класс (т.е. на децентрацию, снижающую степень социальной тревожности); 19) в ситуациях высокой тревожности, по Р. Мэю, адекватными способами совладания со стрессом являются следующие: a)   концентрация   внимания   на   совершаемой   работе   (   помощь   ученику научиться в этом), b)   вера   в   свои   силы   (целенаправленное   повышение   степени   уверенности ребенка в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения   с   учеником   с   учетом   данной   цели,   демонстрация   учителем собственной веры в возможности ученика), c)   вера   в   поддержку   лидера   и   его   силы   (Учитель   –   непременно   лицо «авторитетное   и   влиятельное»   (К.   Роджерс),   почитаемое,   сильное,   однако, наряду с тем, заботливое и готовое поддержать). Результаты диагностики учащихся десятых классов.   Уровень адаптации учащихся. (Тест Кондаша) В исследовании приняли участие 58 учащихся десятых классов (10а  класс – 28 человек, 10б класс – 30 человек). Переход     в   10­ый   класс   сопровождается   формированием   нового школьного   коллектива,   адаптацией   к   новым   учителям,   предметам,   к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании   и   защищенности,     потребность   в   общении   и,   одновременно,   в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив. Результаты диагностики 10а класс Уровень школьной тревожности учащихся 10а класса 20 15 10 5 0 20 8 0 высокая средняя низкая 10б класс Уровень школьной тревожности учащихся 10б класса 20 15 10 5 0 19 10 1 высокая средняя низкая В целом классные коллективы 10а и 10б классов оставались неизменными по своему   составу,   что   повысило   стабильность   и   положительность межличностных отношений в классах.  1. Классным руководителям: Рекомендации 1.1. Довести информацию о результатах диагностики до родителей . 1.2. Способствовать повышению уровня эмоционального комфорта у  обучающихся: провести беседы, привлечь к групповым творческим заданиям,  исследовательской деятельности. 1.3. Обратить внимание на структуру мотивов обучения учащихся. 1.4. Способствовать формированию у старшеклассников потребности в  поисковой активности,  самоопределении и построении жизненных  перспектив. 1.5. Оказывать поддержку при формировании у старшеклассников  качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки  отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего  целостного образа. 1.6. Способствовать формированию чувства ответственности, уровня  субъективного контроля, рефлексии. 1.7. Способствовать принятию позиции ученик­старшеклассник, принятию  требований учителей­предметников. 2. Родителям: 2.1. Относиться к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и  противоречивость формирующегося образа «Я»,  стремление к  самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы). 2.2. Способствовать формированию у старшеклассников  потребности в  поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей. 2.3. Оказывать поддержку при формировании у старшеклассников  качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки  отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего  целостного образа. 2.3. Способствовать формированию чувства ответственности, уровня  субъективного контроля, рефлексии. 2.4. Учитывать возросшую потребность детей данного возраста к дружескому  и интимному общению (терпимо и безревностно относиться к встречам  ребенка с друзьями, особенно противоположного пола). 2.5. Сохранять чувство юмора и оптимизма при общении со старшим  подростком.   2.6. Не требовать  полной откровенности ребенка, он имеет право на свои  секреты. Результаты диагностики учащихся 9 классов.  Тест «Самооценка психических состояний» В исследовании приняли участие 86 учащихся. Тревожность   имеет   ярко   выраженную   возрастную   специфику, обнаруживающуюся   в   содержании,   формах   проявления   компенсации   и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты   действительности,   которые   вызывают   повышенную   тревогу   вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.   Эти   «возрастные   пики»   тревожности   являются   отражением наиболее   значимых   социогенных   потребностей,   особенностей   ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка. Подростковый   возраст   ­   трудный   период   полового   созревания   и психологического   взросления.   В   самосознании   происходят   значительные изменения:   появляется   чувство   взрослости,   ощущение   себя   взрослым человеком;   оно   становится   центральным   новообразованием   подросткового возраста. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет   ничего   устойчивого,   окончательного,   неподвижного».   Личностная нестабильность   порождает   противоречивые   желания,   поступки   и неблагоприятные личностные проявления. Характеристики, которые исследуются в опроснике имеют следующие  определения:  Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги;  Фрустрация – психическое состояние, возникающее в следствие  реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению  цели;  Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к  лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;  Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом  деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. 9а класс Шкала «Ригидность» ­ высокий показатель – 8 человек, средний – 14 человек,  низкий – 6 человек. Шкала «Агрессивность» ­ высокий показатель – 8 человек, средний – 18  человек;, низкий – 1 человека. Шкала «Фрустрация» ­ высокий показатель – 7 человек, средний – 16, низкий  – 5 человек. Шкала «Тревожность» ­ высокий показатель – 5 человек, средний – 15  человек, низкий – 8 человек. Результаты теста "Самооценка психических состояний" 9а класс ригидность агрессивность фрустрация тревожность 8 8 7 14 18 16 6 2 5 5 15 8 0 5 10 15 20 25 30 низкий уровень средний уровень высокий уровень 9б класс Шкала «Ригидность» ­ высокий показатель – 5 человек, средний – 20 человек,  низкий – 5 человек. Шкала «Агрессивность» ­ высокий показатель – 9 человек, средний – 20  человек;, низкий – 1 человека. Шкала «Фрустрация» ­ высокий показатель – 6 человек, средний – 19, низкий  – 5 человек. Шкала «Тревожность» ­ высокий показатель – 4 человек, средний – 16  человек, низкий – 10 человек. Результаты теста "Самооценка психических состояний" 9б класс ригидность агрессивность фрустрация тревожность 5 9 6 4 20 20 5 1 19 16 5 10 0 5 10 15 20 25 30 низкий уровень средний уровень высокий уровень 9в класс Шкала «Ригидность» ­ высокий показатель – 5 человек, средний – 20 человек,  низкий – 3 человек. Шкала «Агрессивность» ­ высокий показатель – 9 человек, средний – 15  человек;, низкий – 4 человека. Шкала «Фрустрация» ­ высокий показатель – 5 человек, средний – 19, низкий  – 4 человек. Шкала «Тревожность» ­ высокий показатель – 6 человек, средний – 16  человек, низкий – 6 человек. Результаты теста "Самооценка психических состояний" 9в класс ригидность агрессивность фрустрация тревожность 5 9 5 6 20 15 19 16 3 4 4 6 0 5 10 15 20 25 30 низкий уровень средний уровень высокий уровень Результаты диагностики учащихся 11 классов.  (Определение уровня тревожности. Тест Спилбергера) В исследовании приняли участие 75 учащихся. 11а класс Ситуативная тревожность:  Очень высокая – 1 человек;  Высокая – 1 человек;  Средняя – 9 человек;  Низкая – 14 человек;  Очень низкая – 3 человека. Личностная тревожность:  Очень высокая – 0;  Высокая – 0;  Средняя – 14 человек;  Низкая – 14 человек;  Очень низкая – 0. ситуативная тревожность очень низкая 10.70% низкая средняя высокая очень высокая 3.60% 3.60% 50.00% 32.10% 0.00% 10.00% 20.00% 30.00% 40.00% 50.00% личностная тревожность 0.5 0.5 0.5 0.45 0.4 0.35 0.3 0.25 0.2 0.15 0.1 0.05 0 очень высокая 0 0 высокая средняя низкая 0 очень низкая 11б класс Ситуативная тревожность:  Очень высокая – 1 человек;  Высокая – 3 человека;  Средняя – 19 человек;  Низкая – 6 человек;  Очень низкая – 1 человек. Личностная тревожность:  Очень высокая – 2 человека;  Высокая – 1 человек;  Средняя – 21 человек;  Низкая – 5 человек;  Очень низкая – 1 человек. личностная тревожность 70.00% 60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00% 17.00% 3.00% 6.00% 3.00% 70.00% очень высокая средняя очень низкая ситуативная тревожность очень низкая низкая средняя высокая очень высокая 3.30% 20.00% 10.00% 3.30% 63.30% 0.00% 20.00% 40.00% 60.00% 80.00% 11в класс Ситуативная тревожность:  Очень высокая – 0;  Высокая – 3 человека;  Средняя – 9 человек;  Низкая – 3 человек;  Очень низкая – 1 человек. Личностная тревожность:  Очень высокая – 0;  Высокая – 1;  Средняя – 8 человек;  Низкая – 5 человек;  Очень низкая – 2. ситуативная тревожность очень низкая 6.30% низкая средняя высокая 0.00% очень высокая 18.70% 18.70% 56.30% 0.00% 10.00%20.00% 30.00% 40.00% 50.00%60.00% личностная тревожность 50.00% 50.00% 45.00% 40.00% 35.00% 30.00% 25.00% 20.00% 15.00% 10.00% 0.00%5.00% 0.00% очень высокая 6.30% высокая средняя 31.30% 12.40% низкая очень низкая Процедура   сдачи   экзаменов   требует   особой   стратегии   деятельности: ученикам   необходимо   определить   для   себя,   какие   задания   и   в   каком соотношении они будут выполнять. В случае сдачи ОГЭ и ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Рекомендации классным руководителям: 1.   Целесообразны   репетиции   «проигрывания»   тревожащих   мероприятий (экзаменов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными (конкретно в классе проводить пробные экзамены).   естественно, 2.   Очень   существенным   фактором,   снижающим   тревожность   ребенка, является   контроль   над   мышлением:   повторение   деструктивных,   пугающих мыслей,   закрепляет   высокий   уровень   тревожности, неблагоприятное   психологическое   состояние   ученика;   целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них ­ очень действенный   способ   помощи   ребенку   (по   А.Беку,   Эллису) Непосредственно   перед   стрессогенной   ситуацией   недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!;   А. 3. Желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений ­ это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне (использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия учителя   –   одна   из   самых   стрессогенных,   по   данным   американских исследователей.); 4)   в   ситуациях   высокой   тревожности,  по   Р.  Мэю,  адекватными   способами совладания со стрессом являются следующие: a) концентрация внимания на совершаемой работе (помощь ученику научиться в этом), b)   вера   в   свои   силы   (целенаправленное   повышение   степени   уверенности ребенка в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения   с   учеником   с   учетом   данной   цели,   демонстрация   учителем собственной веры в возможности ученика), c) вера в поддержку лидера и его силы (Учитель – непременно лицо  «авторитетное и влиятельное» (К. Роджерс), почитаемое, сильное, однако,  наряду с тем, заботливое и готовое поддержать). Рекомендации родителям подростков с повышенной тревожностью. ∙         Подросткам в состоянии тревожности не следует читать длинных  нотаций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а кто виноват.  Желательно сделать строгое замечание с требованием прекращения действий.  Останьтесь с подростком один на один, и обсудите поступки и действия,  совершаемые им, разъясняя смысл и суть его поведения. ∙         Подростки с повышенной тревожностью не могут сосредоточиться на  одном занятии, поэтому необходимо внимательно отнестись к тому, чем  занимается ребёнок, где у него наибольшие успехи. И в дальнейшем  предложить выбрать профессию с этим видом деятельности. ∙         Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо  педагогам и родителям, обеспечить реальный УСПЕХ в какой либо  деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его  возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты  сделал домашнее задание лучше, чем вчера). ∙         Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка  не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении  обязательно хвалить. Больше доверять подростку. Анализ анкетирования учащихся выпускных классов по вопросам профессионального самоопределения В анкетировании приняли участие 64 выпускника 11­х классов.               Профессиональные намерения выпускников 11­х классов Профессиональные намерения Продолжить обучение в учреждениях высшего  профессионального образования Продолжить обучение в учреждениях среднего  профессионального образования Продолжить обучение в учреждениях начального  профессионального образования Получить профессию на курсах Работать Служить в армии 2015 г. 82,8 % 1,5 % 0 % 0 % 29,7 % 3,1 % Продолжить обучение в учреждениях высшего проф ессионального образования 25% 3% Продолжить обучение в учреждениях среднего проф ессионального образования 1% Работать Служить в армии 71% Абсолютное   большинство   опрошенных   одиннадцатиклассников,   как   и   в предыдущем году, ориентируется на продолжение образования. Справедливо полагая,   что   общего   среднего   образования   недостаточно   для профессиональной реализации и построения профессиональной карьеры.  Наименее популярным для выпускников, как 9­х, так и 11­х классов остается поступление в учреждения начального профессионального образования. Значительно снизился процент выпускников, готовых после окончания школы работать и служить в армии. Влияние на выбор профессии В ходе анкетирования учащимся задавался вопрос: «Чем продиктован Ваш профессиональный выбор?»  и  предлагались такие варианты ответов: а) мечта; б) престиж профессии; в) желание родителей; г) большая заработная плата; д) совет друзей; е) близость расположения учебного заведения к месту жительства; ж) случайные обстоятельства.          Обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор молодых людей,  представлен в таблице: Таблица 2.   Фактор Факторы, влияющие на выбор будущей профессии 11  класс 57,8% 50% 12,5 % 56,2 % 6,2 % 3,1 % мечта престиж профессии желание родителей большая заработная плата совет друзей близость расположения учебного заведения к  месту жительства другое 11 % 60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00% 58% 50% 56% 13% 6% 3% 11% мечта большая заработная плата другое Проблемы, возникающие при выборе профессии При обработке анкет учащихся выяснилось, что часть выпускников не знает точного   названия   учреждения   профессионального   образования,   куда планирует поступать; уровень профессионального образования по избранной профессии; не могут правильно указать профессии, востребованные на рынке труда; не могут выбрать из нескольких вариантов, беспокоятся о результатах ЕГЭ и возможности поступления на бюджет.  Проведенное   анкетирование   позволило   выявить   профессиональные   планы   определить   спектр   доминирующих   профессиональных выпускников, предпочтений   учащихся,   увидеть   пробелы   в   профессиональном самоопределении школьников. Анкетирование показало, что абсолютное большинство учащихся 11­х классов определилось   с   выбором   профессии.   Этому   способствовали профориентационные мероприятия, проводимые в школе. Мониторинг состояния употребления психоактивных веществ среди учащихся 8 классов  2014­2015 учебный год. В   рамках   проведения   профилактической   работы   по   оценке здоровьесберегающей   деятельности   данного   образовательного   учреждения, силами   социально­психологической   службы   проведен   мониторинг употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ среди учащихся 8 классов. Возраст принявших участие в анкетировании:  13 лет – 11 человек;  14 лет – 81  человек;  15 лет – 5 человек. Возраст учащихся, принявших участие в анкетировании 5% 13% 82% 13 лет 14 лет 15 лет 1. Половая принадлежность участников анкетирования:  Мужской – 50 человек;  Женский – 48 человек. Половая принадлежность участников анкетирования 49% 51% мужской женский 2. На вопрос «Состоите ли вы на учете в полиции?» все учащиеся восьмых классов ответили отрицательно. 3. На   вопрос  «С кем в настоящее  время вы проживаете?»  ответы учащихся распределились следующим образом:  Полная семья – 74 человека;  Неполная семья – 20 человек;  Не ответили – 4 человека;  Сироты – нет. С кем в настоящее время вы проживаете? 80.00% 70.00% 60.00% 50.00% 40.00% 30.00% 20.00% 10.00% 0.00% 75.50% 20.40% 4.10% полная семья неполная семья не ответили 4. Примерный ежемесячный доход семьи:  Низкий – 8 человек;  Средний – 29 человек;  Высокий – 34 человека;  Не знаю – 27 человек. Примерный ежемесячный доход семьи не знаю высокий средний низкий 8.20% 27.50% 34.70% 29.60% 0.00% 10.00% 20.00% 30.00% 40.00% 5. На   вопрос   «Есть   ли   в   вашей   семье   судимые,   отбывающие наказание   в   данное   время?»   ответы   распределились   следующим образом:  Нет – 97 человек;  Не знаю – 1 человек. 6. На   вопрос   «Есть   ли   в   вашей   семье   безработные?»   мы   получили следующие ответы:  Нет – 86 человек;  Да – 10 человек;  Не ответили – 2 человека. Есть ли в вашей семье безработные? 100% 80% 60% 40% 20% 0% 88% 10% 2% нет да не ответили 7. На   вопрос   «Употребляете   ли   вы   спиртное?»   восьмиклассники ответили так:  Иногда – 3 человека;  Редко – 2 человека;  Крайне редко – 7 человек;  Никогда – 84 человека;  Не ответили – 2 человека Употребляете ли вы спиртное? 2% 3%2% 7% 86% иногда редко крайне редко никогда не ответили 8. На   вопрос   «Ваши   друзья   употребляют   алкоголь?»   ответы респондентов распределились следующим образом:  Часто – 7 человек;  Иногда – 3 человека;  Редко – 2 человека;  Крайне редко – 12 человек;  Никогда – 74 человека. Ваши друзья употребляют алкоголь? 7% 3%2%7% 82% иногда редко крайне редко никогда часто 9. На   вопрос   «Ваши   родители   употребляют   алкоголь?» восьмиклассники ответили так:  Часто – 2 человека;  Иногда – 5 человек;  Редко – 11 человек;  Крайне редко – 37 человек;  Никогда – 41 человек;  Не ответили – 2 человека Ваши родители употребляют спиртное? 42% 2% 2% 5% 11% 38% часто иногда редко крайне редко никогда не ответили 10.На   вопрос   «Употребляете   ли   вы   наркотики?»   все   учащиеся ответили отрицательно. 11.На вопрос «Ваши друзья употребляют наркотики?» все учащиеся восьмых классов также ответили «Нет». 12.На   вопрос   «Употребляют   ли   ваши   родители   наркотики?»   97 учащихся   ответили   отрицательно,   один   учащиеся   ответил,   что   такое было раньше с его отцом. 13.На вопрос «Курите ли вы?» ответы учащихся распределились таким образом: Постоянно – нет; Редко – 1 человек; Крайне редко – 3 человека; Никогда – 94 человека. Курите ли вы? 1% 3% 96% постоянно редко крайне редко никогда 14.На вопрос «Курят ли ваши друзья?» восьмиклассники ответили так:  Постоянно – 6 человек;  Иногда – 4 человека;  Крайне редко – 18 человек;  Никогда – 70 человек. Курят ли ваши друзья? 6% 4% 18% постоянно иногда крайне редко никогда 71% 15.На   вопрос   «Ваши   родители   курят?»   ответы   учащихся распределились следующим образом:  Постоянно – 8 человек;  Редко – 12 человек;  Крайне редко – 12 человек;  Никогда – 66 человек. Ваши родители курят? 8% 12% 12% постоянно редко крайне редко никогда 67% В   исследовании   приняли   участие   98   детей   самой   сложной   возрастной категории   –   13,14,15   лет.   Они   проживают   в   семьях   разного   социального статуса и материального положения. Более трети детей данной возрастной группы воспитываются в неполных семьях (20,4%), что само по себе является фактором   риска   для   развития   и   воспитания   подростка,   связанного   с особенностями воспитательного подхода в таких семьях. Учащиеся честно признаются,   что   иногда   (3,1%),   редко   (2%)   и   крайне   редко   (7,1%) употребляют спиртные напитки; причем их друзья часто (7%), иногда (3,1%), редко («%) и крайне редко (12.2%) позволяют себе то же. Из этого следует, что у 14,2% учащихся есть отрицательные примеры употребления спиртных напитков в лице их друзей. У 55 детей, а это 56,1 % опрошенных в качестве отрицательного   примера   употребления   спиртных   напитков   выступают родители.   Наблюдая   в   обыденной   жизни   за   родителями   и   друзьями, употребляющими спиртные напитки, дети могут выработать убеждение, что это нормальное поведение, которому можно подражать. Тоже можно отнести и   к   употреблению   табачных   изделий.   Влияние   социального   окружения   – сверстников,   семьи   –   может   способствовать   или   препятствовать   началу употребления   ПАВ,   алкоголя   и   табачных   изделий.   Восприимчивость   к социальным   влияниям,   в   свою   очередь,   связана   с   низкой   самооценкой, неуверенностью в себе, повышенной зависимостью от социального одобрения, несформированными  навыками самоконтроля у подростков. Противостоять этому можно эффективным обучением навыкам активной жизненной позиции и компенсацией личностных дефицитов через психокоррекционную работу, направленную на личностный рост. Изложенная выше информация подчеркивает необходимость продолжения профилактической работы среди учащихся по предотвращению употребления табачных   изделий,   спайсов,   пива   и   других   алкогольных   напитков   среди школьников   и   их   семей.   В   профилактической   работе   необходимо   сделать акцент   на   добровольный   отказ   среди   учеников   в   кругу   сверстников   от пагубных   привычек.   Классным   руководителям   рекомендовано   вести профилактическую работу злоупотребления ПАВ со значимым окружением детей и ставить целью выработку положительных взаимоотношений. Особенно важно   изменить   ситуацию   отношения   к   детям   в   асоциальных   семьях. Практика   показывает,   что   устойчивое   кризисное   состояние   таких   семей питает   сложное   переплетение   социально­экономических,   психологических, педагогических,   патологических   факторов.   Чтобы   эффективно   работать   с такими   семьями,   необходимо   хорошо   изучить   возможности   окружающего социума,   различных   государственных   и   общественных   организаций, интегрировать их усилия на социальную поддержку семьи и ребенка. Спектр возможных вариантов необходимой помощи семье, которые могут обсуждаться с ней, достаточно широк:  Помощь   в   решении   медико­социальных   проблем   членов   семьи (побуждение   родителей   к   лечению   от   алкоголизма,   наркомании, соматических   заболеваний;   оздоровление   детей   в   условиях специализированных медучреждениях, санаториях);  Содействие   родителям   в   восстановлении   социального   статуса (трудоустройство,   помощь   в   профессиональном   самоопределении, укрепление родительского статуса);  Правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении);  Психологическое   оздоровление   семьи   (коррекция   внутрисемейных отношение, преодоление проблем членов семьи в общении).

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога

Анализ диагностической работы педагога-психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017