Анализ художественного текста
Оценка 5

Анализ художественного текста

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
11 кл
04.03.2018
Анализ художественного текста
Публикация является частью публикации:
Широкова Н.П. Анализ художественного текста 1 (1) (1).docx
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА И ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ Широкова Наталия Павловна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа «Патриот»  ЭМР Саратовской области Аннотация:  Данная   статья   рассматривает   важный   вопрос   о   единстве   анализа художественного   текста   и   обучения   сочинению   как   творческий   путь ученика, на основе которого он сможет создать своё авторство. Тэги: анализ текста, подготовка к сочинению, литература. Analysis of literary text and teaching composition Annotation: This article considers the important question of the unity of literary text analysis and teaching composition as a creative way of a pupil, through which he can create his own authorship. Tags:  text   analysis,   preparation   for   essay   (composition),   literature Сочинение   в   школе   в   глазах   учеников   ­     малоприятное   действие. Превратить его  из формальной обязанности в творческий процесс можно, изменив  подход к анализу художественного текста.  Ученик должен создать свой текст  на основе своей оценки и оценки известных   литераторов   и   критиков.   Единство   анализа   и   обучения сочинению   по   конкретному   произведению   –   это     тот   путь,   на   основе которого ученик может создать своё авторство. С чего необходимо начинать авторство ученика? С постановки  своего вопроса, своей проблемы, с их формулировки темы сочинения. Темы, которые рождаются в процессе анализа, перестают быть для ребят  умопомрачительными, и дают простор для воображения и суждений.   Первичное   осмысление   текста,   личностная   его   оценка наилучшим   образом   осуществляется     с   помощью   комплексного   анализа текста. Чем больше направлений размышлений организует учитель на уроке, тем больше вопросов возникнет у школьников. Таким образом, сочинения, как зеркало, отражают уровень анализа текста.   Система   обучения   сочинениям   включает   в   себя   все   действия, помогающие развивать  писательские навыки. Что  предполагает система обучения? 1 – первые впечатления о произведении и авторе; 2 – анализ художественного текста на разных типах и формах уроков; 3 – выбор темы будущего сочинения в ходе анализа и подготовка рабочего материала; 4 – создание текста сочинения соответственно его теме и жанру; 5 – оценка сочинения учителем; 6 – обсуждение в классе; 7 – редактирование автором и переработка сочинения. Рассмотрим элементы системы в их взаимосвязи. Первые впечатления. Постижение   любого   искусства   начинается   с   впечатлений.   Задача учителя   –   организовать   обмен   мнениями,   причём,   свободный,   как положительный,   так     и   отрицательный.   Важно   дать   возможность непрочитавшим  текст понять  причины их нежелания. Вопросы: « Почему не смог прочитать?», « Что явилось препятствием  к чтению?» ­ окажут большую пользу. На уроках обмена  впечатлениями преобладают эмоции. Появляются первые вопросы, постановки проблем, неожиданные оценки. Учителю это даёт   направление   анализа,   ученикам   –   материал     к   рождению   своих суждений.   В   процессе   обмена   впечатлениями   ученики   записывают интересные мысли, вопросы. Анализ художественного текста. Результатом   анализа   является   определение   места   произведения   в системе художественных ценностей. Материал уроков – семинаров, уроков –   конференций,   интегрированных   уроков   обогатят   ребят.   Тетради пополнятся новыми записями. Среди них высказывания, цитаты, проблемы, спорные точки зрения,  библиографические сведения. Выбор темы сочинения. Он   происходит   в   ходе   анализа,   а   в   жанре   чаще   всего   ученики определяются   на   уроках     развития   речи   или   во   время   индивидуальных консультаций с учителем. Главное, предоставить свободу ученикам внутри жанра. Создание текста в соответствии с темой сочинения Этот   этап   включает   в   себя   отбор   художественного   текста, критических   статей,   переработку   черновых   записей   в   последовательный текст. Оценка сочинения учителем.  Это  продолжение работы по обучению  сочинению, включающее  в себя       индивидуальные     пометки   в   тетради   в   виде   понятных   ученику обозначений (! – знак одобрения,   ? – недоумения), поощрений (молодец, умница,   светлая   мысль   и   т.д.).   Всё   это   не   должно   быть   предметом обсуждения в классе. Обсуждение в классе. На обсуждение выносятся сочинения целиком (с позволения авторов), фрагменты,   спорные   точки   зрения,   оригинальные   мысли,   интересные подходы к пониманию темы, яркие выразительные средства языка. Такой подход становится для школьников  важнее, чем балл за сочинение, и это главный стимул творчества. Редактирование сочинения после обсуждения. Какую   бы   систему   обучения   сочинению   ни   использовал   учитель   в своей   работе,   определение   анализа   найдёт   в   ней   место   как   один   из важнейших элементов. Рассмотрим  « технологию» этой работы. Большой   простор   для   формулировки   тем   сочинений   дают поэтические произведения. Среди них роман в стихах «Евгений Онегин». Образ   Ленского   больше   всего   схематичен.   А     ведь   Пушкин   трепетно относился к своему герою. «Он верил, что душа родная соединиться с ним должна», «он с лирой странствовал на свете», «цвет прекрасный увял на утренней заре» [3, с. 75] ­ эти и другие выражения о Ленском дают понять драму юной души и его юной   жизни. Рассуждая о пути Ленского,   поэт пишет: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рождён. Почему «благо мира» стоит на первом месте, а «слава» на втором? Чьё это понимание жизненных ценностей? Какую роль во второй строке играет просторечное слово «иль хоть»? Что им хочет сказать поэт? Пушкин   углубляет   образ   Ленского,   сострадает   ему,   выводя   на понимание смысла жизни писателем и его отношению к славе. Эти строки могут стать темой сочинения и по образу Ленского,  и по роману «Евгений Онегин», и свободной темой о смысле жизни. Обратимся к другому примеру – драме А.Островского «Гроза». Явление   первое   представляет   поющего   Кулигина.   Обращаясь   к Кудряшу, он говорит: «Какая красота в природе разлита». Ещё в начале пьесы мы читаем признание Кулигина: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу».[4, с. 325]. Почему   с   остальными   этого   не   происходит?   «Пригляделись»? Кулигинская фраза и споры рождают вопрос « Можно ли приглядеться к красоте»? Этот вопрос и есть готовая тема сочинения – рассуждения о красоте и её «взаимоотношениях» с человеком.  Развитию   умения     формулировать   темы   сочинения   помогает   не только анализ текста, но и специальные задания. К ним относится  задание конкретизировать тему выбранными строками. «Мне   запомнились   строки…».   Выбирая   «свои»     строки,   ученики раскрывают в работах общее для всех «запомнились» (почему запомнились) и те мысли, которые соотносятся с их настроением и мироощущением. Различными   приёмами   анализа   художественного   текста,   заданиями творческого   характера,   системой,   включающей   в   себя   всю   работу   по изучению   произведения,   готовим   учеников   к   сложнейшей   творческой деятельности – сочинению. 1.Каплан, И.Е. Анализ произведений русской классики / Новая школа. – М.,  Библиографический список 1997.            2.Полтавец, Е.Ю. Как писать сочинение / Эксмо – Пресс. – М., 1999.            3. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. – М.: Просвещение, 1987.            4. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и  поступающих в вузы. – 2­е изд.­ М.: Дрофа, 1999. 5.Черобай, Е.Н. Анализ художественного текста / Е.Н. Черобай // Русская  словесность. – Министерство образования Р.Ф. – М., 2001.

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018