Анализ игровых пед. технологий

  • Научные работы
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при¬менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В совре¬менной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика¬цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самодеятельных технологий для освоения поня¬тия, темы и даже раздела учебного предмета; • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяс¬нения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы (коллективные твор- ческие дела).
Иконка файла материала 1.1.Анализ игровых пед. технологий.doc
Анализ игровых педагогических технологий. Игра   как   метод   обучения,   передачи   опыта   старших   поколений   младшим использовалась   с   древнейших   времен.   Широкое   применение   игра   находит   в народной   педагогике,   в   дошкольных   и   внешкольных   учреждениях.   В   учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В   современной   школе,   делающей   ставку   на   активизацию   и   интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:  в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;  в   качестве   элементов   (иногда   весьма   существенных)   более   обширной технологии;  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);     в качестве технологий внеклассной работы (коллективные твор­ ческие дела). В   отличие   от   игр   вообще   педагогическая   игра   обладает   существенным признаком ­ наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Специфику   игровой   технологии   в   значительной   степени   определяет игровая   среда:  различают   игры   с   предметами   и   без   предметов,   настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая   игра   представляет   собой   набор   задач,   которые   ребенок   решает   с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора­ механика.   В   своих   книгах   Никитин   предлагает   развивающие   игры   с   кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессорй, уникубом, планами и картами, квадратами,   наборами   «Угадай­ка»,   таблицами   сотни,   «точечками»,   «часами», термометром,   кирпичиками,   кубиками,   конструкторами.   Дети   играют   с   мячом, веревками,   резинками,   камушками,   орехами,   пробками,   пуговицами,   палками. Предметные   развивающие   игры   лежат   в   основе   строительно­трудовых   и технических игр и способствуют развитию интеллекта. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии,   чертежа,   письменной   или   устной   инструкции.   Так   знакомят   его   с разными   способами   передачи   информации.   Решение   задачи   предстает   перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх к этом заключается их главная особенность ­ удалось объединить один из основных принципов обучения ­ от простого к сложному ­ с очень   важным   принципом   творческой   деятельности   —   самостоятельно   но способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Для  младшего   школьного   возраста  характерны   яркость   и   непос­ редственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую   деятельность,   особенно   в   игровую.   Они   самостоятельно   организуются   в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры. Результативность   дидактических   игр   зависит,   во­первых,   от систематического их использования, во­вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.Игровая   технология   строится  как   целостное   образование,   охватывающее определенную   часть   учебного   процесса   и   объединенное   общим   содержанием, сюжетом,   персонажем.   При   этом   игровой   сюжет   развивается   параллельно основному   содержанию   обучения,   помогает   активизировать   учебный   процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов ­ забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми­троль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»). В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего   собственного   мира,   в   стремлении   к   взрослости,   бурное   развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение   в   обществе,   стремление   к   розыгрышу,   ориентация   на   речевую деятельность. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление   материала,   развитие   творческих   способностей,   формирование общеучебных   умений   дает   возможность   учащимся   понять   и   изучить   учебный материал с различных позиций. В   учебном   процессе   применяются   различные   модификации   деловых   игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо­ и социограмма. Имитационные игры.  На занятиях имитируется деятельность какой­либо организации,   предприятия   или   его   подразделения.   Сценарий   имитационной   игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры.  Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.Исполнение   ролей.    В   этих   играх   отрабатывается   тактика   поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой   театр»   ­    разыгрывается   какая­либо   ситуация,   поведение человека в этой обстановке. Психодрама и социограмма.  Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому   театру».   Это   также   «театр»,   но   уже   социально­психологический,   в котором   отрабатывается   умение   чувствовать   ситуацию,   оценивать   состояние другого Человека.

Посмотрите также