Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при¬менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В совре¬менной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика¬цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самодеятельных технологий для освоения поня¬тия, темы и даже раздела учебного предмета;
• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяс¬нения, закрепления, упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные твор- ческие дела).
Анализ игровых педагогических технологий.
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в
народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном
процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной
технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
в качестве технологий внеклассной работы (коллективные твор ческие дела).
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей
педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном
виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания
элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными
средствами передвижения.Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа
игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем
разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с
помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора
механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами,
узорами, рамками и вкладышами М. Монтессорй, уникубом, планами и картами,
квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками», «часами»,
термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом,
веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительнотрудовых и
технических игр и способствуют развитию интеллекта.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в
изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с
разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед
ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка.
В развивающих играх к этом заключается их главная особенность удалось
объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с
очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно но
способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непос
редственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в
любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в
групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные
игры.
Результативность дидактических игр зависит,
вопервых,
от
систематического их использования, вовторых, от целенаправленности программы
игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,
усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных
игр и элементов забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий
(«Сам Самыч» В.В. Репкина, Муммитроль, персонажи «Волшебника Изумрудного
города», «Приключения Буратино»).
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании
своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие
воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на
самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую
деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового,
закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование
общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный
материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социограмма.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какойлибо
организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры
кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых
процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных
специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих
реальные.Исполнение ролей.
В этих играх отрабатывается тактика поведения,
действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
«Деловой театр»
разыгрывается какаялибо ситуация, поведение
человека в этой обстановке.
Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и
«деловому театру». Это также «театр», но уже социальнопсихологический, в
котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние
другого Человека.