Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич "Концерт №2" А. Гурилев "Ноктюрн"

  • Научные работы
  • rtf
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматриваемые нами произведения: «Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат разным музыкальным стилям и являются эталоном творчества этих композиторов. «Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича прочно закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но и среди профессионалов-исполнителей. Это произведение является хрестоматийным для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов.курсовая работа
Иконка файла материала 262130.rtf
Содержание Введение Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича 1.1 История возникновения жанра Концерт 1.2 Аналитический разбор «Концерта для тромбона №2» В. Блажевича Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева 2.1 История возникновения жанра Ноктюрн 2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева  Заключение ЛитератураВведение Рассматриваемые   нами   произведения:   «Концерт   для   тромбона   с фортепиано №2» В.М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат разным   музыкальным   стилям   и   являются   эталоном   творчества   этих композиторов. «Концерт   для   тромбона   с   фортепиано   №2»   В.М.   Блажевича  прочно закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но и среди профессионалов­исполнителей. Это произведение является хрестоматийным для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов. Мы ставим перед собой задачу, овладеть техникой игры на тромбоне и этот концерт в полной мере позволяет раскрыть весь технический потенциал исполнителя. Актуальность этого концерта невозможно переоценить, так как он   является   одним   из   ярчайших   представителей   тромбоновой   партии   и отражает характер инструмента как ни кто другой. «Ноктюрн» – ярчайший пример классической формы, в которой нами будет   показаны   все   формообразующие   компоненты.   Именно   такие произведения позволяют нам лучше показать все музыкально­тематические, как   впрочем,   и   динамические   нюансы,   которыми   должен   овладеть исполнитель. Задача, которая стоит перед нами, одна из самых основных – раскрыть   художественно­образную   составляющую   данного   произведения   и погрузить слушателя в эпоху романтизма. Цель данной аналитической работы – раскрыть замысел композиторов в данных произведениях, который включает в себя не только художественно­ образную мысль, но и техническую сторону произведений. Помочь освоить исполнителю   те   или   иные   качества,   которые   помогут   ему   в   дальнейшем развитии своего исполнительского мастерства.Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича Владислав   Михайлович   Блажевич   (03.08.1881г.,   хутор   Трегубовка1­ 1942г., Москва) ­ русский тромбонист, педагог, дирижер, композитор. Блажевич – один из основоположников отечественной исполнительской школы игры на духовых инструментах, автор многих учебно­методических пособий, в том числе и области военно­дирижерского образования. С двенадцати лет Блажевич играл в военном оркестре в Смоленске. На протяжении   пяти   лет   (с   1900г.,   по   1905г.)   обучался   в   Московской консерватории (по классу тромбона Г. Борка). Блажевич был выдающимся тромбонистом:   с 1905  по   1922  годы   он   был   солистом   оркестра   Большого театра СССР; с 1922 по 1932 годы – солистом Персимфанса2. С 1920 по 1942 год   Блажевич   являлся   профессором   Московской   консерватории,   где   вел классы   тромбона   и   тубы.   За   время   работы   в   консерватории   Блажевич воспитал   целую   плеяду   замечательных   тромбонистов   и   тубистов,   среди которых такие известные исполнители и педагоги, как В.А. Щербинин3, А.М. Седракян4 и многие другие.  Владислав   Михайлович   основал   в   консерватории   военно­ капельмейстерский класс (позднее ­ Факультет военных дирижеров). В 1928 году Блажевич становится одним из организаторов и руководителей высшего военно­дирижерского образования в СССР, а в 1937 году – организатором, 1 Хутор Трегубовка (Катынская волость, Смоленская губерния). 2 Персимфанс ­ первый симфонический ансамбль без дирижера 3 Владимир Арнольдович Щербинин (18.01. 1896г., Майкоп — 05.06. 1963г., Москва) — российский  тромбонист, педагог и дирижер, солист оркестра Большого театра, Персимфанса и государственного  симфонического оркестра СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса,  Заслуженный артист РСФСР. 4 Седракян Азат Мкртычевич (16.09.1911г., Эривань – 16.09.1986г., Москва) – тромбонист, педагог,  заслуженный деятель искусств РСФСР(1981). Артист симфонического оркестра Московской филармонии, в  1944­1952 годы – Государственного симфонического оркестра СССР. 1944­1986 гг. преподаватель военно­ дирижерского факультета Московской консерватории (с 1960г.,  доцент, с 1976г., профессор).художественным   руководителем   и   главным   дирижером   Государственного духового оркестра СССР. Исполнительская,   педагогическая   и   организаторская   деятельность Владислава   Михайловича   сочеталась   с   композиторской   работой.   Его творческое наследие велико и разнообразно. Автор многочисленных этюдов, ряда концертных сочинений для тромбона, тубы и духового оркестра, а также неоднократно   переиздававшихся   впоследствии   школ   для   духовых инструментов, как в нашей стране, так и за рубежом. Разносторонняя и плодотворная деятельность Владислава Михайловича Блажевича   явилась   значительным   вкладом   в   развитие   российской исполнительской школы игры на духовых инструментах. 1.1 История жанра «Концерт»  Концерт (нем., «Konzert», от итал., «concerto» ­ гармония, согласие и от лат., «concertare» ­ состязаться) ­ музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также   концерты   для   одного   инструмента   ­   без   оркестра,   концерты   для оркестра ­ без строго определенных сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора. Во   второй   половине   XVII   века   появились   сочинения,   основанные   на контрастном   сопоставлении   оркестра   (tutti)   и   солиста   или   группы солирующих инструментов (в Concert Grosso  5) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera6) принадлежат Джованни Бонончини7  и 5 От итал., «Concert Grosso» ­ большой концерт ­ жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки. 6 От итал., «Concerto da camera» ­ камерно­инструментальный – подтип «Concerto Grosso». 7 Джованни Баттиста Бонончини (итал., Giovanni Battista Bononcini; 18.07.1670г., Модена ­ 9.07. 1747г.,  Вена) ­ итальянский композитор, виолончелист­виртуоз, из известной музыкальной семьи Бонончини.Джузеппе Торелли8, однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди ­ как трехчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.  Развитие   жанра   концерта   как   сочинения   для   одного   или   нескольких солирующих   инструментов   с   оркестром   продолжилось   и   в   XIX   веке   в творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа, П. Чайковского,   М.   Бруха   и   многих   других   композиторов.   При   этом   в сочинениях композиторов ­ романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы и концерт крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме,   с   характерными   для   нее   принципами   монотематизма   и   «сквозного развития» (например, фортепианные концерты Ф. Листа). На протяжении XVIII ­ XX веков были созданы концерты практически для   всех   музыкальных   инструментов   ­   фортепиано,   скрипки,   виолончели, альта, деревянных и медно – духовых инструментов. 1.2 Аналитический разбор «Концерта №2» В. Блажевича «Концерт   №2   для   тромбона»   ­   одночастный   концерт,   имеющий   3 крупных раздела, соответствующих 3­м частям классического концерта I часть Moderato non tanto II часть Andante cantabile III часть 8 Джузеппе Торелли (итал., Giuseppe Torelli;  22.03.1658г., Верона – 8.02.1709г., Болонья) ­ итальянский  композитор, скрипач, альтист, педагог.Allegro non tanto Мы, в нашем аналитическом разборе, рассмотрим только  II и III части концерта. II часть Andante cantabile Тромбон вступает не сразу, а лишь спустя 9 тактов, изначально звучит фортепианное   вступление  Andante  в   тональности  b­moll,   где   композитор устанавливает лирический, спокойный характер II части концерта. Тромбон в сопровождении   фортепиано   звучит   очень   ярко,   насыщенно,   местами драматично   и   на   протяжении   всей   части   и   вызывает   у   слушателя непроизвольный интерес. Данная   часть   написана   в   сложно   2­х   частной   форме   (A  A1),   форма второго плана вариационная. Основная тональность – b­moll. I часть (A) – простоя 2­ х частная форма. 1   период(a)   состоит   из   2   предложений   по   четыре   такта.   В   первом предложении   мелодия   звучит   у   тромбона   в   тональности  b­moll,   второе предложение состоит из 4 тактов, тема переходит к фортепиано, а у тромбона – противосложение, которое оканчивается в 4­ом такте в f­moll. Далее звучит фортепианная связка, которая длится 2 такта и тут же устанавливается новая тональность d­moll. 2   период   (b)   –   написан   в   форме   периода   повторно­секвенционного строения с расширенным 2 предложением.1   предложение   –   состоит   из   5   тактов,   которое   оканчивается   на доминанте к d­moll. 2 предложение – состоит из 8 тактов, которое начинается в d­moll, но далее отклоняется в тональности  D,  e,  Es,  E,  Ges,  fis. В этом предложении звучит кульминация среднего раздела.3 предложение – состоит из 5 тактов, которое подводит нас к концу среднего раздела этой части. Она оканчивается в тональности fis moll.  Далее звучит фортепианная связка из 6 тактов, которая возвращает нас в основную тональность – b­moll. После   связки­перехода   у   нас   звучит   2   часть   (A1),   которая   носит вариационный характер.  1   период   (a)   носит   повторный   характер,   но   варьированный.   Он повторяет вступительную часть концерта. 2   период   (b1)   –   состоит   из   2   предложений,   одно   из   них,   первое, повторяет тему из первой части варьировано (A), но в другой тональности – es­moll.  Второе предложение – носит заключительный характер, оно несет в себе кульминацию  всей  II  части концерта. И  также возвращает нас  в  основную тональность – b­moll. Далее звучит фортепианная связка­переход, состоящая из 7 тактов, в ней происходит модуляция в главную тональность  III  части концерта – Des­ dur, в этой связке меняется не только тональность, но и ритм, появляются триольные восьмые, подготавливающие размер 6/8, в котором звучит финал.Схема­разбор формы II части «Концерта №2»III часть Allegro non tanto Данная   часть   написана   в   форме   сонатного  Allegro.   Основная тональность Des­dur. Вступление состоит из 16 тактов, которое по характеру напоминает нам главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des dur. Экспозиционная главная тема звучит на протяжении 16 тактов и в ней угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в тональности Des­dur, можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы. К концу гл. п. мы отклоняемся в тональность доминанты – As. Далее   звучит   связующая   партия   на   протяжении   7   тактов,   которую играет   фортепиано.   Она   является   переходным   звеном   от   жанра   танца   к маршу. Побочная   партия   звучит   решительно   и   возвышенно,   длится   она,   16 тактов   в   тональности   доминанты   –  As.   Тут   мы   услышим   кульминациюэкспозиции. Далее звучит заключительная партия, которая постепенно меняет жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр, но и тональность, которая   модулирует   в   субдоминанту   –  Ges.   Далее   заключительная   партия подводит нас к эпизоду. Эпизод   –  Poco  tranquillo  –   начинается   2­х   тактовым   вступлением фортепиано. Он написан в форме периода из 4­х предложений по 8 тактов. 1 и 2 предложения построены на одном тематическом материале. 3 предложение развивающего   характера   с   использованием   восходящего   секвенционного построения.   4   предложение   носит   заключительный   характер.   Далее   звучит фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в тональность главной партии – As­dur.  Реприза   у   Владислава   Михайловича   в  III  части   концерта   весьма необычна. Уникальность в том, что партии репризы не приближены тонально, что   характерно   для   музыки   эпохи   романтизма.   Главная   партия   репризы варьировано повторяет тему экспозиции. Во­первых, меняется тональность, а во­вторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы не менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на 4  такта   раньше   чем,   в   связующей   партии   экспозиции,  что   характерно   для музыки 20 века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду – кульминацию всего произведения. Кода ­ синтетическая, которая построена на 2­х темах, утверждающая основную тональность – Des­dur.В   первом   разделе   коды   звучит   главная   партия   из  I  части   концерта, которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел – Tempo I, построен на материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом всего концерта. концерт ноктюрн жанр музыкальныйСхема­разбор формы III части «Концерта №2»Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева Александр   Львович   Гурилев   (22.09.1803г.,   Москва   –   30.08.1858г., Москва) ­ русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Родился в семье Льва Степановича Гурилева ­ крепостного музыканта графа В.Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца еще в детстве. Игре на фортепиано он учился у Джона Филда9, теории музыки его обучал ­ И.И. Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Н. Голицына. В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог.   Сблизившись   с   представителями   московской   интеллигенции   ­ художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н.П. Грекова, А.   Кольцова,   И.   Макарова.   Некоторые   романсы   композитора   были опубликованы известным издателем Бернардом10 в музыкальных журналах. Наиболее   известные   романсы   Гурилева   ­   «Однозвучно   гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д. Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став народным, был  переработан  в одну  из  популярнейших  песен  «Раскинулось море   широко».   Ему   также   принадлежит   множество   сочинений   для фортепиано ­ инструмента, которым Гурилев хорошо владел. В   музыке,   полной   искреннего   чувства   и   глубокой   душевности Александр Львович Гурилев ­ певец ­ лирик ­ чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников. 9 Джон Филд (англ., John Field, 26.07.1782г., Дублин — 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор,  основоположник ноктюрна. Славился как пианист­виртуоз. Большую часть жизни провёл в России. 10 Бернард Матвей Иванович (1794г., Курляндия – 27.04.1871г., Санкт­Петербург) – пианист, композитор,  педагог, музыкальный издатель. Окончил Санкт­Петербургский университет; по игре на фортепиано ученик  Филда.  Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций.2.1 История жанра «Ноктюрн»  Ноктюрн (от фр., «nocturne» ­ ночной) ­ распространившееся с начала XIX   века   название   пьес   (обычно   инструментальных,   реже   ­   вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово «nocturne» в этом значении впервые применил  Джон Филд11  в 1810х  годах, хотя итальянский термин   «notturno»12  существовал   еще   в   XVIII   веке   и   обозначал   музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.  Ноктюрн   стал   настоящей   визитной   карточкой   романтизма.   В классической   концепции   ночь   была   олицетворением   зла,   классические произведения   заканчивались   триумфальной   победой   света   над   тьмой. Романтики   же,   напротив,   предпочитали   ночь   ­   время,   в   которое   душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня. Богатейшие   лирические   возможности   ноктюрна   достаточно исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные обороты, органично   взаимодействует   с   различными   вокальными   жанрами,   включая оперную арию, баркаролу и хорал. 11 Джон Филд (от англ. John Field, 26.07.1782г., Дублин ­ 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор,  основоположник ноктюрна. Большую известность получил в качестве пианист­виртуоза. Большую часть  жизни провел в России. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18  ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для  фортепиано с оркестром.  12 От итал., «Notturno» ­ род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения  на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна).В   XX   веке   некоторые   композиторы   пытались   переосмыслить художественную   сущность   ноктюрна,   отображая   с   его   помощью   уже   не лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. 2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева «Ноктюрн» А. Гурилева имеет форму сложную 2­х частную. (A B) «Ноктюрн» в полной мере соответствует всем канонам этого жанра. С помощью этих достоинств, мы поможем слушателям погрузиться в атмосферу романтизма. Произведение начинается со вступления фортепиано, которое длится 2 такта   и   показывает   основную   тональность   –  F­dur.   Арпеджированное вступление звучит мягко и ненавязчиво. 1 часть (A) – простая 2­х частная форма.  1 период (a) – состоит из 2­х предложений по 4 такта. 2 период (b) – состоит из 2­х предложение по 4 такта. 2 часть (B) –период, имеет разработочный характер, мелодия переходит к фортепиано, а солист играет противосложение и отклонятся в тональности g­moll, a­moll. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается   вся   фактура,   органично   взаимодействует   с   различными вокальными жанрами.Первый  мотив  1  периода,  состоящий из 2  тактов,  звучит в  a­moll, а второй   мотив   имеет   нисходящее   секвенционное   повторение.   В   последних нескольких   тактах   данного   предложения   (b)  мы   возвращаемся   в  основную тональность   произведения   –  f­moll,  но   возвращаемся   очень   красиво,   автор создает   необычный   ритм   ­   триоли,  которые   имеют   характер   задержания   и приводят нас к полной совершенной каденции. 2   период   (c)   состоит   из   2   предложение.   Второе   предложение, расширенное, несет в себе кульминацию всего произведения. В этом периоде складывается ощущение движения темпа вперед, но это весьма обманчивое чувство.   Темп   остается   тем   же,   но   автор   за   счет   сжатия   длительностей создает специфическую краску.  Далее звучит заключение, состоящее из 3 тактов.Схема­разбор формы «Ноктюрна»Заключение Данная   аналитическая   работа,   безусловно,   помогла   нам   раскрыть   не только техническую и художественную сторону музыкальных произведений, но формообразующие компоненты различных музыкальных эпох.  «Концерт   №2»   Владислава   Михайловича   Блажевича   уникальное произведение своего рода. Мало того, что каждая часть по­своему особенна и уникальна,   но   и   различные   не   значительные   элементы   подчеркивают неповторимый  почерк композитора и его музыкальные предпочтения. Этот концерт позволяет нам окунуться в творчество Блажевича и раскрыть веяния музыки того времени.  Данный   концерт   является   очень   выгодным   для   развития профессиональных   навыком   музыканта­духовика.   Его   сложная   форма   и гармония позволяют очень быстро раскрыть весь потенциал обучающегося. «Ноктюрн» Александра Львовича Гурилева доказал нам, что вокальные жанры   очень   сложны   в   формообразующих   компонентах.   Художественная часть   этого   произведения   весьма   цело   и   глубоко   раскрывает   нам   эпоху романтизма.   Вся   мелодика   пронизана   лирико­драматичной   напевностью, которая очень действенно погружает нас в эпоху ночных песен.  Считаю, что проделанная аналитическая работа целиком и полностью помогла выполнить поставленные перед нами задачи.Литература 1. Способин И.В. «Музыкальная форма.» ­ М : Музыка , 1984г. 2. Холопов Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. –  М.: Советская энциклопедия, 1981. – К. 879–885. Размещено на Allbest.ru

Посмотрите также