Рассматриваемые нами произведения: «Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат разным музыкальным стилям и являются эталоном творчества этих композиторов.
«Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича прочно закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но и среди профессионалов-исполнителей. Это произведение является хрестоматийным для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов.курсовая работа
Содержание
Введение
Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича
1.1 История возникновения жанра Концерт
1.2 Аналитический разбор «Концерта для тромбона №2» В. Блажевича
Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева
2.1 История возникновения жанра Ноктюрн
2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева
Заключение
ЛитератураВведение
Рассматриваемые нами произведения: «Концерт для тромбона с
фортепиано №2» В.М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат
разным музыкальным стилям и являются эталоном творчества этих
композиторов.
«Концерт для тромбона с фортепиано №2» В.М. Блажевича прочно
закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но и среди
профессионаловисполнителей. Это произведение является хрестоматийным
для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов.
Мы ставим перед собой задачу, овладеть техникой игры на тромбоне и
этот концерт в полной мере позволяет раскрыть весь технический потенциал
исполнителя. Актуальность этого концерта невозможно переоценить, так как
он является одним из ярчайших представителей тромбоновой партии и
отражает характер инструмента как ни кто другой.
«Ноктюрн» – ярчайший пример классической формы, в которой нами
будет показаны все формообразующие компоненты. Именно такие
произведения позволяют нам лучше показать все музыкальнотематические,
как впрочем, и динамические нюансы, которыми должен овладеть
исполнитель. Задача, которая стоит перед нами, одна из самых основных –
раскрыть художественнообразную составляющую данного произведения и
погрузить слушателя в эпоху романтизма.
Цель данной аналитической работы – раскрыть замысел композиторов в
данных произведениях, который включает в себя не только художественно
образную мысль, но и техническую сторону произведений. Помочь освоить
исполнителю те или иные качества, которые помогут ему в дальнейшем
развитии своего исполнительского мастерства.Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича
Владислав Михайлович Блажевич (03.08.1881г., хутор Трегубовка1
1942г., Москва) русский тромбонист, педагог, дирижер, композитор.
Блажевич – один из основоположников отечественной исполнительской
школы игры на духовых инструментах, автор многих учебнометодических
пособий, в том числе и области военнодирижерского образования.
С двенадцати лет Блажевич играл в военном оркестре в Смоленске. На
протяжении пяти лет (с 1900г., по 1905г.) обучался в Московской
консерватории (по классу тромбона Г. Борка). Блажевич был выдающимся
тромбонистом: с 1905 по 1922 годы он был солистом оркестра Большого
театра СССР; с 1922 по 1932 годы – солистом Персимфанса2. С 1920 по 1942
год Блажевич являлся профессором Московской консерватории, где вел
классы тромбона и тубы. За время работы в консерватории Блажевич
воспитал целую плеяду замечательных тромбонистов и тубистов, среди
которых такие известные исполнители и педагоги, как В.А. Щербинин3, А.М.
Седракян4 и многие другие.
Владислав Михайлович основал в консерватории военно
капельмейстерский класс (позднее Факультет военных дирижеров). В 1928
году Блажевич становится одним из организаторов и руководителей высшего
военнодирижерского образования в СССР, а в 1937 году – организатором,
1 Хутор Трегубовка (Катынская волость, Смоленская губерния).
2 Персимфанс первый симфонический ансамбль без дирижера
3 Владимир Арнольдович Щербинин (18.01. 1896г., Майкоп — 05.06. 1963г., Москва) — российский
тромбонист, педагог и дирижер, солист оркестра Большого театра, Персимфанса и государственного
симфонического оркестра СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса,
Заслуженный артист РСФСР.
4 Седракян Азат Мкртычевич (16.09.1911г., Эривань – 16.09.1986г., Москва) – тромбонист, педагог,
заслуженный деятель искусств РСФСР(1981). Артист симфонического оркестра Московской филармонии, в
19441952 годы – Государственного симфонического оркестра СССР. 19441986 гг. преподаватель военно
дирижерского факультета Московской консерватории (с 1960г., доцент, с 1976г., профессор).художественным руководителем и главным дирижером Государственного
духового оркестра СССР.
Исполнительская, педагогическая и организаторская деятельность
Владислава Михайловича сочеталась с композиторской работой. Его
творческое наследие велико и разнообразно. Автор многочисленных этюдов,
ряда концертных сочинений для тромбона, тубы и духового оркестра, а также
неоднократно переиздававшихся впоследствии школ для духовых
инструментов, как в нашей стране, так и за рубежом.
Разносторонняя и плодотворная деятельность Владислава Михайловича
Блажевича явилась значительным вкладом в развитие российской
исполнительской школы игры на духовых инструментах.
1.1 История жанра «Концерт»
Концерт (нем., «Konzert», от итал., «concerto» гармония, согласие и от
лат., «concertare» состязаться) музыкальное произведение, чаще всего для
одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют
также концерты для одного инструмента без оркестра, концерты для
оркестра без строго определенных сольных партий, концерты для голоса
(или голосов) с оркестром и концерты для хора.
Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на
контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы
солирующих инструментов (в Concert Grosso 5) и оркестра. Первые образцы
таких концертов (Concerto da camera6) принадлежат Джованни Бонончини7 и
5 От итал., «Concert Grosso» большой концерт жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки.
6 От итал., «Concerto da camera» камерноинструментальный – подтип «Concerto Grosso».
7 Джованни Баттиста Бонончини (итал., Giovanni Battista Bononcini; 18.07.1670г., Модена 9.07. 1747г.,
Вена) итальянский композитор, виолончелиствиртуоз, из известной музыкальной семьи Бонончини.Джузеппе Торелли8, однако их камерные сочинения, для небольшого состава
исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически
же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело
Корелли и особенно Антонио Вивальди как трехчастная композиция с двумя
крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких
солирующих инструментов с оркестром продолжилось и в XIX веке в
творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа, П.
Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в
сочинениях композиторов романтиков наблюдался отход от классической
формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы
и концерт крупной формы, по построению соответствовавший симфонической
поэме, с характерными для нее принципами монотематизма и «сквозного
развития» (например, фортепианные концерты Ф. Листа).
На протяжении XVIII XX веков были созданы концерты практически
для всех музыкальных инструментов фортепиано, скрипки, виолончели,
альта, деревянных и медно – духовых инструментов.
1.2 Аналитический разбор «Концерта №2» В. Блажевича
«Концерт №2 для тромбона» одночастный концерт, имеющий 3
крупных раздела, соответствующих 3м частям классического концерта
I часть
Moderato non tanto
II часть
Andante cantabile
III часть
8 Джузеппе Торелли (итал., Giuseppe Torelli; 22.03.1658г., Верона – 8.02.1709г., Болонья) итальянский
композитор, скрипач, альтист, педагог.Allegro non tanto
Мы, в нашем аналитическом разборе, рассмотрим только II и III части
концерта.
II часть
Andante cantabile
Тромбон вступает не сразу, а лишь спустя 9 тактов, изначально звучит
фортепианное вступление Andante в тональности bmoll, где композитор
устанавливает лирический, спокойный характер II части концерта. Тромбон в
сопровождении фортепиано звучит очень ярко, насыщенно, местами
драматично и на протяжении всей части и вызывает у слушателя
непроизвольный интерес.
Данная часть написана в сложно 2х частной форме (A A1), форма
второго плана вариационная. Основная тональность – bmoll.
I часть (A) – простоя 2 х частная форма.
1 период(a) состоит из 2 предложений по четыре такта. В первом
предложении мелодия звучит у тромбона в тональности bmoll, второе
предложение состоит из 4 тактов, тема переходит к фортепиано, а у тромбона
– противосложение, которое оканчивается в 4ом такте в fmoll. Далее звучит
фортепианная связка, которая длится 2 такта и тут же устанавливается новая
тональность dmoll.
2 период (b) – написан в форме периода повторносеквенционного
строения с расширенным 2 предложением.1 предложение – состоит из 5 тактов, которое оканчивается на
доминанте к dmoll.
2 предложение – состоит из 8 тактов, которое начинается в dmoll, но
далее отклоняется в тональности D, e, Es, E, Ges, fis. В этом предложении
звучит кульминация среднего раздела.3 предложение – состоит из 5 тактов, которое подводит нас к концу
среднего раздела этой части. Она оканчивается в тональности fis moll.
Далее звучит фортепианная связка из 6 тактов, которая возвращает нас
в основную тональность – bmoll.
После связкиперехода у нас звучит 2 часть (A1), которая носит
вариационный характер.
1 период (a) носит повторный характер, но варьированный. Он
повторяет вступительную часть концерта.
2 период (b1) – состоит из 2 предложений, одно из них, первое,
повторяет тему из первой части варьировано (A), но в другой тональности –
esmoll.
Второе предложение – носит заключительный характер, оно несет в себе
кульминацию всей II части концерта. И также возвращает нас в основную
тональность – bmoll.
Далее звучит фортепианная связкапереход, состоящая из 7 тактов, в
ней происходит модуляция в главную тональность III части концерта – Des
dur, в этой связке меняется не только тональность, но и ритм, появляются
триольные восьмые, подготавливающие размер 6/8, в котором звучит финал.Схемаразбор формы II части «Концерта №2»III часть
Allegro non tanto
Данная часть написана в форме сонатного Allegro. Основная
тональность Desdur.
Вступление состоит из 16 тактов, которое по характеру напоминает нам
главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des dur.
Экспозиционная главная тема звучит на протяжении 16 тактов и в ней
угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в тональности
Desdur, можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы.
К концу гл. п. мы отклоняемся в тональность доминанты – As.
Далее звучит связующая партия на протяжении 7 тактов, которую
играет фортепиано. Она является переходным звеном от жанра танца к
маршу.
Побочная партия звучит решительно и возвышенно, длится она, 16
тактов в тональности доминанты – As. Тут мы услышим кульминациюэкспозиции. Далее звучит заключительная партия, которая постепенно меняет
жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр, но и тональность,
которая модулирует в субдоминанту – Ges. Далее заключительная партия
подводит нас к эпизоду.
Эпизод – Poco tranquillo – начинается 2х тактовым вступлением
фортепиано. Он написан в форме периода из 4х предложений по 8 тактов. 1 и
2 предложения построены на одном тематическом материале. 3 предложение
развивающего характера с использованием восходящего секвенционного
построения. 4 предложение носит заключительный характер. Далее звучит
фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в
тональность главной партии – Asdur.
Реприза у Владислава Михайловича в III части концерта весьма
необычна. Уникальность в том, что партии репризы не приближены тонально,
что характерно для музыки эпохи романтизма. Главная партия репризы
варьировано повторяет тему экспозиции. Вопервых, меняется тональность, а
вовторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы
не менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на
4 такта раньше чем, в связующей партии экспозиции, что характерно для
музыки 20 века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду –
кульминацию всего произведения. Кода синтетическая, которая построена
на 2х темах, утверждающая основную тональность – Desdur.В первом разделе коды звучит главная партия из I части концерта,
которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел – Tempo I, построен
на материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом
всего концерта.
концерт ноктюрн жанр музыкальныйСхемаразбор формы III части «Концерта №2»Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева
Александр Львович Гурилев (22.09.1803г., Москва – 30.08.1858г.,
Москва) русский композитор, пианист, скрипач, альтист.
Родился в семье Льва Степановича Гурилева крепостного музыканта
графа В.Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца еще в детстве. Игре
на фортепиано он учился у Джона Филда9, теории музыки его обучал И.И.
Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете
князя Н. Голицына.
В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с отцом получил вольную и
отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и
педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции
художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н.П. Грекова,
А. Кольцова, И. Макарова. Некоторые романсы композитора были
опубликованы известным издателем Бернардом10 в музыкальных журналах.
Наиболее известные романсы Гурилева «Однозвучно гремит
колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам
не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д. Щербины
«После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став
народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось
море широко». Ему также принадлежит множество сочинений для
фортепиано инструмента, которым Гурилев хорошо владел.
В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности
Александр Львович Гурилев певец лирик чутко выразил заветные чаяния
и думы своих современников.
9 Джон Филд (англ., John Field, 26.07.1782г., Дублин — 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор,
основоположник ноктюрна. Славился как пианиствиртуоз. Большую часть жизни провёл в России.
10 Бернард Матвей Иванович (1794г., Курляндия – 27.04.1871г., СанктПетербург) – пианист, композитор,
педагог, музыкальный издатель. Окончил СанктПетербургский университет; по игре на фортепиано ученик
Филда. Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций.2.1 История жанра «Ноктюрн»
Ноктюрн (от фр., «nocturne» ночной) распространившееся с начала
XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже вокальных)
лирического, мечтательного характера. Французское слово «nocturne» в этом
значении впервые применил Джон Филд11 в 1810х годах, хотя итальянский
термин «notturno»12 существовал еще в XVIII веке и обозначал музыку,
исполнявшуюся на открытом воздухе.
В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия,
благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную
песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также
подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для
оркестров. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В
классической концепции ночь была олицетворением зла, классические
произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой.
Романтики же, напротив, предпочитали ночь время, в которое душа
открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём,
созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня.
Богатейшие лирические возможности ноктюрна достаточно
исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью
насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные обороты,
органично взаимодействует с различными вокальными жанрами, включая
оперную арию, баркаролу и хорал.
11 Джон Филд (от англ. John Field, 26.07.1782г., Дублин 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор,
основоположник ноктюрна. Большую известность получил в качестве пианиствиртуоза. Большую часть
жизни провел в России. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18
ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для
фортепиано с оркестром.
12 От итал., «Notturno» род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное
произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения
на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна).В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить
художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не
лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного
мира.
2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева
«Ноктюрн» А. Гурилева имеет форму сложную 2х частную. (A B)
«Ноктюрн» в полной мере соответствует всем канонам этого жанра. С
помощью этих достоинств, мы поможем слушателям погрузиться в атмосферу
романтизма.
Произведение начинается со вступления фортепиано, которое длится 2
такта и показывает основную тональность – Fdur. Арпеджированное
вступление звучит мягко и ненавязчиво.
1 часть (A) – простая 2х частная форма.
1 период (a) – состоит из 2х предложений по 4 такта.
2 период (b) – состоит из 2х предложение по 4 такта.
2 часть (B) –период, имеет разработочный характер, мелодия переходит
к фортепиано, а солист играет противосложение и отклонятся в тональности
gmoll, amoll. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью
насыщается вся фактура, органично взаимодействует с различными
вокальными жанрами.Первый мотив 1 периода, состоящий из 2 тактов, звучит в amoll, а
второй мотив имеет нисходящее секвенционное повторение. В последних
нескольких тактах данного предложения (b) мы возвращаемся в основную
тональность произведения – fmoll, но возвращаемся очень красиво, автор
создает необычный ритм триоли, которые имеют характер задержания и
приводят нас к полной совершенной каденции.
2 период (c) состоит из 2 предложение. Второе предложение,
расширенное, несет в себе кульминацию всего произведения. В этом периоде
складывается ощущение движения темпа вперед, но это весьма обманчивое
чувство. Темп остается тем же, но автор за счет сжатия длительностей
создает специфическую краску.
Далее звучит заключение, состоящее из 3 тактов.Схемаразбор формы «Ноктюрна»Заключение
Данная аналитическая работа, безусловно, помогла нам раскрыть не
только техническую и художественную сторону музыкальных произведений,
но формообразующие компоненты различных музыкальных эпох.
«Концерт №2» Владислава Михайловича Блажевича уникальное
произведение своего рода. Мало того, что каждая часть посвоему особенна и
уникальна, но и различные не значительные элементы подчеркивают
неповторимый почерк композитора и его музыкальные предпочтения. Этот
концерт позволяет нам окунуться в творчество Блажевича и раскрыть веяния
музыки того времени.
Данный концерт является очень выгодным для развития
профессиональных навыком музыкантадуховика. Его сложная форма и
гармония позволяют очень быстро раскрыть весь потенциал обучающегося.
«Ноктюрн» Александра Львовича Гурилева доказал нам, что вокальные
жанры очень сложны в формообразующих компонентах. Художественная
часть этого произведения весьма цело и глубоко раскрывает нам эпоху
романтизма. Вся мелодика пронизана лирикодраматичной напевностью,
которая очень действенно погружает нас в эпоху ночных песен.
Считаю, что проделанная аналитическая работа целиком и полностью
помогла выполнить поставленные перед нами задачи.Литература
1. Способин И.В. «Музыкальная форма.» М : Музыка , 1984г.
2. Холопов Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. –
М.: Советская энциклопедия, 1981. – К. 879–885.
Размещено на Allbest.ru