Цель данной программы - создание условий для оптимизации процесса вхождения в профессию начинающим педагогам. Задачи программы: диагностировать педагогические затруднения; оказание психолого-педагогической поддержки начинающим педагогам; повышение общей и профессиональной культуры молодых педагогов; использование опыта лучших учителей школы в организации работы с начинающими учителями.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
Утверждаю
Директор МАОУ «СОШ № 91»
_______________ В.И. Логутов
Анализ работы школы молодого учителя
Составила
Лялина Ирина Витальевна,
учитель английского языка2016 г.
г. Пермь
Пояснительная записка
Качество современного образования во многом определяется компетентностью учителя в
его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Начинающие
учителя, как правило, имеют хорошую теоретическую предметную подготовку, но слабо
представляют повседневную педагогическую практику. Вместе с тем, с первого дня работы
начинающий педагог имеет те же обязанности, несет ту же ответственность, что и учителя
с многолетним стажем работы, а учащиеся и их родители не делают скидки на возраст или
на неопытность. Таким образом, фиксируется противоречие между теоретической
подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической
деятельности. В условиях реформирования российской школы это противоречие
становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной
компетентности и ответственности каждого специалиста возрастают.
Поэтому администрации школы, педагогическому коллективу необходимо оказывать
поддержку и целенаправленную помощь молодым учителям в профессиональной
адаптации, чтобы педагог не чувствовал себя брошенным на произвол судьбы.
Так как современные учителя предпочитают свободу выбора, возможность
самостоятельного творчества и поиска, было принято решение не просто прикрепить к
молодому педагогу официального наставника, а создать школу начинающего учителя.
Школа изначально ориентировалась на коллективные способы теоретической подготовки
педагога и ее реализацию в практической деятельности путем организации сотрудничества
всех членов педагогического коллектива.
Профессиональное становление учителя проходит тем успешнее, чем шире возможности
его самореализации в профессиональной деятельности. Работа, связанная с
профессиональной адаптации педагогов, принесет максимальный эффект в том случае,
если цели, задачи и методы будут связаны с проблемам начинающих учителей. Диагностика
педагогических затруднений , профессиональная подготовленность и самооценка
обязательны на каждом этапе деятельности, которые требуют коррекции.
Цель программы: создание условий для оптимизации процесса вхождения в
профессию начинающим педагогам.
Задачи программы:
1 Диагностика педагогических затруднений начинающих учителей и содействие в их
разрешении;
Оказание психологопедагогической поддержки, методической помощи начинающим
учителям;Повышение общей и профессиональной культуры молодых педагогов;
Использование опыта лучших учителей школы в организации работы с начинающими
учителями;
Принципы реализации программы:
1 Практическая направленность;
Системность и систематичность;
Оперативность;
Оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
Формы работы реализации программы:
1 Мастерклассы;
Семинарыпрактикумы;
Психологические тренинги;
Моделирование уроков и педагогических ситуаций;
Интерактивные лекции;
Ролевые игры;
Круглые столы;
Индивидуальные консультации;
Самообразование;
Методы диагностики педагогических затруднений:
1 Оценка коммуникативных и организаторских способностей молодых специалистов;
Определение уровня развития педагогической деятельности.
Посещение уроков с их последующим обсуждением;
Направления мониторинга и коррекции результатов реализации
программы:
1 Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных
консультаций;
Анализ уроков при взаимопосещении по выбранным методикам;Оказание методической помощи путем проведения групповых практических занятий или
индивидуальных бесед;
Отслеживание эффективности организации учебной деятельности обучающихся через
диагностику уровня сформированности их навыков самостоятельной работы в динамике;
Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам с
последующей ее коррекцией;
Предполагаемые результаты реализации программы:
1 Сокращение адаптационного периода учителей;
Сокращение пути профессионального роста от готовности к педагогической деятельности
до приобретения основ педагогического мастерства;
Формирование у начинающего учителя индивидуального стиля в творческой деятельности;
Сформированность у молодого специалиста потребности в непрерывном образовании;
2. Этапы реализации программы
В процессе работы над созданием программы было выделено несколько важных
направлений повышении профессионального мастерства, соответствующих запросам
учителей ОУ и определили наиболее подходящие формы для обучения педагогов:
1 Освоение методов научноисследовательской и проектной деятельности;
Повышение психологопедагогического уровня педагогов;
Освоение культуры педагогического общения, развитие способности работать в
коллективе;
Формирование профессионально значимых компетентностей, развитие технологической
культуры учителя;
Развития ИКТкомпетентности учителя;
При всем многообразии форм и методов внутришкольной методической работы
наибольшую эффективность приносит обучение в деятельности. Этим определяется выбор
таких форм обучения педагогов, как семинарыпрактикумы, мастерклассы, ролевые и
деловые игры, консультации и самообразование.
Программа рассчитана на два года. Целью первого года обучения является адаптация
молодых специалистов. Целью второго – развитие профессиональной компетенции
начинающих учителей.
В 20142015 и 20152016 учебных годах методическая работа была направлена на
выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы
и учебновоспитательный процесс.На 1 сентября 2014 г. в состав «Школы молодого учителя» вошли 2 педагога: Гилев Юрий
Владимирович и Резванова Илюся Фаимовна выпускники Педагогического университета
без опыта работы по специальности. В начале учебного года был закреплен педагог
наставник — Лялина Ирина Витальевна.
2.1. Первый год обучения. Профессиональная адаптация.
Задачи первого года обучения:
1. Определение методических и психологических затруднений начинающих учителей;
2. Включение каждого молодого специалиста в творческий поиск путем участия в
работе школы начинающего учителя;
3. Оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений;
4. Формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности;
В течении года были проведены следующие мероприятия:
1. Лекции:
◦ «Психологические основы построения урока» (цели урока, организация
познавательной деятельности учащихся, способы организации учеников, учет
возрастных особенностей учащихся, речевая культура обучающихся) (октябрь
Лялина И.В., психологическая служба)
◦ «Современный урок» (целеполагание, методы обучения, моделирование урока)
(ноябрь,Лялина И..В., Теплякова Л.А., Гилев Ю.В.)
◦ Моделирование педагогических ситуаций. Психологопедагогические проблемы
взаимодействия с ученическим коллективом (формирование мотивов и
привычных форм поведения, учет возрастных особенностей при организации
воспитательной работы, учет особенностей развития ученического коллектива)
(декабрь Лялина И.В., Резванова И.Ф.)
◦ Психологический аспект взаимодействия начинающего учителя с родителями
(формирование психологического контакта с родителями, условия
эффективного общения) (февраль, психологическая служба)
2. Семинары:
▪ Анализ и самоанализ урока( теория и практика) (январь – Лялина И.В. ,
Резванова И.Ф., Гилев Ю.В.)
▪ Обзор методической литературы по предмету. (октябрьмарт, все учителя
английского)
▪ Оформление школьной документации (планы уроков, заполнение классных
журналов и т. д.) (март –администрация школы)3. Творческий отчет по темам:
•
•
•
«Мониторинг учебных достижений школьников» (Гилев Ю.В.проводил открытый
урок по теме «What is your favourite season” в 3 «А» классе)
«Организация работы учащихся на уроке» (Резванова И.Ф. провела открытый урок
по теме «Are books media too?” в 8 «А» классе)
«Урочная и внеурочная работа по предмету» (Лялина И.В. провела открытые уроки
в 5 «А» и 6 классе(группа дополнительных занятий) по теме « British holidays “
2.2.
Второй год обучения. Развитие педагогической компетентности
начинающих учителей.
Задачи:
1. Формирование у педагогов профессионально значимых качеств и умений;
2. Оказание психологопедагогической поддержки, методической помощи;
3. Повышение общей и профессиональной культуры учителя;
4. Развитие опыта выполнения педагогической деятельности;
В течении года были проведены следующие мероприятия:
1. Лекции
•
Интерактивная лекция «Формирование воспитательно образовательной среды
средствами учебного предмета». Презентация опыта по теме. (октябрь Лялина
И.В.)
• Интерактивная лекция «Профессиональное развитие педагога. Проектирование
маршрута профессионального развития.» ( декабрь, администрация Теплякова
Л.А., Норина О.В.)
• Лекция «Роль мониторинга в педагогической деятельности. Виды педагогического
мониторинга. Функции мониторинга» (март Лялина И.В.)
2. Психологический тренинг. «Формирование толерантных отношений в коллективе
учащихся» (ноябрь психологическая служба, администрация)
3. Семинарпрактикум «Коммуникативная культура как показатель мастерства педагога.»
(февраль, администрация Теплякова Л.А., Лялина И.В.)
4. Практическое занятие «Выполнение упражнений по тренировке и развитию
профессионально значимых педагогических навыков и умений» (апрель, Пашаева Е.А,
Норина О.В.)5. Деловая игра «Методы и приемы учебной деятельности». Демонстрация фрагментов
уроков. Подведение итогов года. (май, Норина О. В.показала фрагмент урока в 5 классе по
теме « What are you doing for the winter holidays?”, Пашаева Е.А. Продемонстрировала
фрагмент урока в 7 классе по теме «People speak English all over the world”
Выводы:
Анализируя работу за отчетный период, следует отметить, что намеченный план и
поставленные задачи выполнены в полном объеме.
1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный,
постоянный процесс, носящий повседневный характер.
2. Планомерная методическая работа позволяет изучать личностные
качества учителя, выявить элементы передового опыта, затруднения
в работе, что позволяет вовремя осуществить поддержку и оказать
помощь.
Задачи на новый учебный год:
Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности,
применение современных методов обучения и технических средств;
Выявление, обобщение, распространение положительного опыта творчески
работающих учителей;
Активизация работы по вовлечению молодых педагогов в конкурсы
профессионального мастерства;