Анализ работы "Школы молодого учителя"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данной программы - создание условий для оптимизации процесса вхождения в профессию начинающим педагогам. Задачи программы: диагностировать педагогические затруднения; оказание психолого-педагогической поддержки начинающим педагогам; повышение общей и профессиональной культуры молодых педагогов; использование опыта лучших учителей школы в организации работы с начинающими учителями.
Иконка файла материала АНАЛИЗ РАБ. ШК.МОЛОД.УЧИТЕЛЯ.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91»                                                                    Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 91» _______________ В.И. Логутов              Анализ работы школы молодого учителя                                                                                 Составила Лялина Ирина Витальевна, учитель английского языка2016 г. г. Пермь                              Пояснительная записка Качество современного образования во многом определяется компетентностью учителя в  его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с  опытом. Начинающие учителя, как правило, имеют хорошую теоретическую предметную подготовку, но слабо  представляют повседневную педагогическую практику. Вместе с тем, с первого дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности, несет ту же ответственность, что и учителя  с многолетним стажем работы, а учащиеся и их родители не делают скидки на возраст или  на неопытность. Таким образом, фиксируется противоречие между теоретической  подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования российской школы это противоречие  становится особенно  актуальным, так как требования к повышению профессиональной  компетентности и ответственности каждого специалиста возрастают.                                       Поэтому администрации школы, педагогическому коллективу необходимо оказывать  поддержку и целенаправленную помощь молодым учителям в профессиональной  адаптации, чтобы педагог не чувствовал себя брошенным на произвол судьбы.                        Так как современные учителя предпочитают свободу выбора, возможность  самостоятельного творчества и поиска, было принято решение не просто прикрепить к  молодому педагогу официального наставника, а создать школу начинающего учителя.  Школа изначально ориентировалась на коллективные способы теоретической подготовки  педагога и ее реализацию в практической деятельности путем организации сотрудничества  всех членов педагогического коллектива.                                                                       Профессиональное становление учителя проходит тем успешнее, чем шире возможности  его самореализации в профессиональной деятельности. Работа, связанная с  профессиональной адаптации педагогов, принесет максимальный эффект в том случае,  если цели, задачи и методы будут связаны с проблемам начинающих учителей. Диагностика педагогических затруднений , профессиональная подготовленность и самооценка  обязательны на каждом  этапе деятельности, которые требуют коррекции. Цель программы: создание условий для оптимизации процесса вхождения в  профессию  начинающим педагогам. Задачи программы: 1 Диагностика педагогических затруднений начинающих учителей и содействие в их  разрешении; Оказание психолого­педагогической поддержки, методической помощи начинающим  учителям;Повышение общей и профессиональной культуры молодых педагогов; Использование опыта лучших учителей школы в организации работы с начинающими  учителями; Принципы реализации программы: 1 Практическая направленность; Системность и систематичность; Оперативность; Оптимальное сочетание различных форм и методов работы. Формы работы реализации программы: 1 Мастер­классы; Семинары­практикумы; Психологические тренинги; Моделирование уроков и педагогических ситуаций; Интерактивные лекции; Ролевые игры; Круглые столы; Индивидуальные консультации; Самообразование; Методы диагностики педагогических затруднений: 1 Оценка коммуникативных и организаторских способностей молодых специалистов; Определение уровня развития педагогической деятельности. Посещение уроков с их последующим обсуждением;  Направления мониторинга и коррекции результатов реализации  программы: 1 Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных  консультаций; Анализ уроков при взаимопосещении по выбранным методикам;Оказание методической помощи путем проведения групповых практических занятий или  индивидуальных бесед; Отслеживание эффективности организации учебной деятельности обучающихся через  диагностику уровня сформированности их навыков самостоятельной работы в динамике; Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам с  последующей ее коррекцией; Предполагаемые результаты реализации программы: 1 Сокращение адаптационного периода учителей; Сокращение пути профессионального роста от готовности к педагогической деятельности  до приобретения основ педагогического мастерства; Формирование у начинающего учителя индивидуального стиля в творческой деятельности; Сформированность у молодого специалиста потребности  в непрерывном образовании;                                2. Этапы реализации программы В процессе работы над созданием программы было выделено несколько важных  направлений повышении профессионального мастерства, соответствующих запросам  учителей ОУ и определили наиболее подходящие формы для обучения педагогов: 1 Освоение методов научно­исследовательской и проектной деятельности; Повышение психолого­педагогического уровня педагогов; Освоение  культуры педагогического общения, развитие способности работать в  коллективе; Формирование профессионально значимых компетентностей, развитие технологической  культуры учителя; Развития  ИКТ­компетентности учителя; При всем многообразии форм и методов внутришкольной методической работы  наибольшую эффективность приносит обучение в деятельности. Этим определяется выбор  таких форм обучения педагогов, как семинары­практикумы, мастер­классы,  ролевые и  деловые игры, консультации и самообразование.                                                                Программа рассчитана на два года. Целью первого года обучения является адаптация  молодых специалистов. Целью второго – развитие профессиональной компетенции   начинающих учителей. В 2014­2015 и 2015­2016 учебных годах методическая работа была направлена на  выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы  и учебно­воспитательный процесс.На 1 сентября 2014 г. в состав «Школы молодого учителя» вошли 2 педагога: Гилев Юрий  Владимирович и Резванова Илюся Фаимовна­ выпускники Педагогического университета  без опыта работы по специальности. В начале учебного года был закреплен педагог­ наставник — Лялина Ирина Витальевна. 2.1. Первый год обучения. Профессиональная адаптация. Задачи первого года обучения: 1. Определение методических и психологических затруднений начинающих учителей; 2. Включение каждого молодого специалиста в творческий поиск путем участия в  работе школы начинающего учителя; 3. Оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений; 4. Формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности; В течении года были проведены следующие мероприятия: 1. Лекции: ◦ «Психологические основы построения урока»  (цели урока, организация  познавательной деятельности учащихся, способы организации учеников, учет  возрастных особенностей учащихся, речевая культура обучающихся) (октябрь­  Лялина И.В., психологическая служба) ◦ «Современный урок»  (целеполагание, методы обучения, моделирование урока)  (ноябрь,Лялина И..В., Теплякова Л.А., Гилев Ю.В.) ◦ Моделирование педагогических ситуаций. Психолого­педагогические проблемы  взаимодействия с ученическим коллективом (формирование мотивов и  привычных форм поведения, учет возрастных особенностей при организации  воспитательной работы, учет особенностей развития ученического коллектива) (декабрь ­ Лялина И.В., Резванова И.Ф.) ◦ Психологический аспект взаимодействия начинающего учителя с родителями  (формирование психологического контакта с родителями, условия  эффективного общения) (февраль, психологическая служба) 2. Семинары: ▪ Анализ и самоанализ урока( теория и практика) (январь – Лялина И.В. ,  Резванова И.Ф., Гилев Ю.В.) ▪ Обзор методической литературы по предмету. (октябрь­март, все учителя  английского) ▪ Оформление школьной документации (планы уроков, заполнение классных  журналов и т. д.) (март –администрация школы)3. Творческий отчет по темам: • • • «Мониторинг учебных достижений школьников» (Гилев Ю.В.проводил открытый  урок по теме  «What is your favourite season” в  3 «А» классе) «Организация работы учащихся на уроке» (Резванова И.Ф. провела открытый урок  по теме «Are books media too?” в 8 «А» классе) «Урочная и внеурочная работа по предмету» (Лялина И.В. провела открытые уроки  в 5 «А» и 6 классе(группа дополнительных занятий) по теме « British holidays “ 2.2. Второй год обучения. Развитие педагогической компетентности  начинающих учителей. Задачи: 1. Формирование у педагогов профессионально значимых качеств и умений; 2. Оказание психолого­педагогической поддержки, методической помощи; 3. Повышение общей и профессиональной культуры учителя; 4. Развитие опыта выполнения педагогической деятельности;          В течении года были проведены следующие мероприятия:      1. Лекции •  Интерактивная лекция «Формирование воспитательно ­ образовательной среды  средствами учебного предмета». Презентация опыта по теме. (октябрь­ Лялина  И.В.) • Интерактивная лекция «Профессиональное развитие педагога. Проектирование  маршрута профессионального развития.» ( декабрь,  администрация­ Теплякова  Л.А., Норина О.В.) • Лекция «Роль мониторинга в педагогической деятельности. Виды педагогического  мониторинга. Функции мониторинга» (март­ Лялина И.В.)    2. Психологический тренинг. «Формирование толерантных отношений в коллективе  учащихся» (ноябрь­ психологическая служба, администрация)   3. Семинар­практикум «Коммуникативная культура как показатель мастерства педагога.» (февраль, администрация­ Теплякова Л.А., Лялина И.В.)  4. Практическое занятие «Выполнение упражнений по тренировке и развитию  профессионально значимых педагогических навыков и умений» (апрель, Пашаева Е.А,  Норина О.В.)5. Деловая игра «Методы и приемы учебной деятельности». Демонстрация фрагментов  уроков. Подведение итогов года. (май, Норина О. В.показала фрагмент урока в 5 классе по  теме « What are you doing for the winter holidays?”, Пашаева Е.А. Продемонстрировала  фрагмент урока в 7 классе по теме «People speak English all over the world” Выводы: Анализируя работу за отчетный период, следует отметить, что намеченный план и  поставленные задачи выполнены в полном объеме. 1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер. 2. Планомерная методическая работа позволяет изучать личностные  качества учителя, выявить элементы  передового опыта,  затруднения  в работе, что позволяет вовремя осуществить поддержку и оказать  помощь. Задачи на новый учебный год:  Совершенствование качества современного  урока, повышение его эффективности,  применение современных методов обучения и технических средств;  Выявление, обобщение, распространение положительного опыта творчески  работающих учителей;  Активизация работы по вовлечению молодых педагогов в конкурсы  профессионального мастерства;

Посмотрите также