Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.
Оценка 4.9

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
русская литература
5 кл—6 кл
03.02.2019
Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.
Анализ сказки "По щучьему велению" предлагается в качестве альтернативы (внеклассное чтение) перед уроками в 5 классе по произведению "Царевна- лягушка". Погружаясь в анализ двух сказок на примере разработанного анализа по сказке "По щучьему велению", учащиеся 5,6 класса могут сами составить таблицу с персонажами сказок.
Анализ сказки.docx
Сказка – один из самых популярных и любимых жанров устного народного творчества. Наша память неразлучна с ним. В мир  сказок ребёнок погружается в раннем детстве. Будучи школьником, он встречается со сказками и в букваре, и в первых  литературных книгах, и в старших классах. Русская народная сказка несёт в себе высокие моральные принципы, нравственные  ценности и идеалы народа. Волшебные сказки представляют наиболее достаточно ясную в жанровом отношении группу сюжетов  устной народной прозы. Действие сказки протекает в неопределённо­прошлом времени. Все русские сказки полны тайного смысла,  который скрыт от простого читателя за семью печатями. Русская народная сказка «По щучьему велению» очень популярна. Дети знакомы с ней с раннего детства. На её основе создан  мультипликационный фильм, она изучается в школе на уроках литературы. Рассмотрев особенности волшебной сказки, а также  способы её изучения, мы решили проанализировать выбранную сказку. В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В  своей семье он считался человеком недалеким, к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на  печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что­то сделать по дому, он соглашался, если гостинец ему пообещают. Как­то раз, дело было зимой, удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой.. Взял Емеля ведра, топор и пошел к  реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой  сами домой пошли. Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без  лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся. Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С  помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова  волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой жених не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе  с царевной в бочке по морю отправили. Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По  просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался. Мимо дворца как­то царь  проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели  прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал. Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению». Сюжет имеет глубокий смысл. Емеля – это младший сын в семье, дурачок, которому все прощается и сходит с рук. Хотя в давние  времена считалось, что младшему ребёнку в семье сложнее других встать на ноги, добиться успеха, Емеля ленив и безразличен ко  всему, что происходит вокруг. Но когда его что – то заинтересует – он с охотой берется за дело. Он не поленился и поймал щуку,  да еще руками – это ведь совсем непросто! Значит, он еще и силен и ловок. Но он еще и добрый – оставил пленницу в живых. А  благодаря тому, что теперь все его желания выполнялись, он многого достиг и даже завоевал царевну… Герой сказки, простой  крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с  тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию,  придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд, как спастись от погибели. Дурак на самом деле не является  дураком, это нечто вроде маски, скрывающей настоящую сущность героя. Имя Емельян русское, православное. Так Емеля  выглядит лентяем, лежащем на печи. Но с другой стороны, он сам поймал щуку в проруби. Шел он­то за водой, но после того, как  набрал воды, загляделся на воду и увидел щуку. Не поленился же он поймать ее! Зачем он смотрел на воду? Вода как зеркало, он взглянул в себя. На печи он чего лежал? Наверно размышлял. Не дураком же все же он оказался. И в конце концов женился­то на царевне. Стоит смотреть не на внешнее и видимое, а глубже. Функции  волшебной сказки: трудные задачи и их решение. Финалом сказки является счастливый конец, поскольку это обязательный  элемент любой волшебной сказки. Герой женится на дочке царя, её отец «признаёт» героя, теперь всё хорошо. Конечно, как и в любой сказке действующих персонажей в сказке «По щучьему велению» несколько, некоторых из них можно считать  героями сказки, это и Марья­царевна, и царь, и братья Емели, и воевода Шува и, конечно, волшебный помощник ­ Щука,  обладающая тайной силой, исполняющая желания. Главная мысль сказки «По щучьему велению» — нужно быть добрым. Иногда ничего самому делать не нужно, все само  сложится наилучшим образом. Нельзя судить о людях по внешнему виду, в итоге Емеля оказался совсем не дураком и помогла ему во всём щука. Емеля и  щука становятся друзьями Рассматривая волшебную сказку, необходимо говорить не только о её структуре, об определённом наборе персонажей и их  функциях, но также о композиционных особенностях построения. Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего  желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как простачок, на самом­то деле счастья хотел, и он его получил.  А обо всём судим, как говорится, по конечному результату. Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо  представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми  возможностями, которыми его одарила щука. Пословицы к сказке "По щучьему велению": «Ему лень лениться. а не только шевелиться» « Одна удача идет, другую ведет.»  « Случай надо ловить за волосы ­ ускользнет, не поймаешь.» В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби  щуку.  Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно  сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Он пожалел  щуку, говорящую человеческим голосом, и отпустил ее обратно в воду, за что был вознагражден. Хорошие поступки всегда  находят отклик и благодарность, добро возвращается сторицей. За внимательность и щедрость души Емеля получает возможность  осуществления многих желаний. «Долг платежом красен». Добро порождает доброту ­ вот лейтмотив, который проходит через  всю сказку. А все чудесные превращения, чудесные вещи, которые выполняли за Емелю всякую работу и помогали ему во всем ­  это народная мечта о счастье, о жизни, более легкой и комфортной, чем работа в поле с зари до зари. На самом деле, в жизни  приходится самостоятельно трудиться, чтобы себя обеспечить. Но если в жизни происходит чудо, то надо его увидеть, заметить и  ценить. Эта сказка ­ мечта о лучшей доле. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями  природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки,  многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам. Детские сказки учат многому детей, чтобы они стали в жизни внимательнее и более чуткими. Сказка «По щучьему велению»  актуальна и в наше время. Нынешнее подрастающее поколение пребывает в мечтах, о красивой и беззаботной жизни. Не многие  понимают, что для того нужно много учится, много трудится, развиваться и совершенствоваться. А ещё нужно ценить и принимать  благодарно каждую помощь, совет и прочее участие других в твоей жизни. А неблагодарность и гордыня ни к чему хорошему  никогда не приводит. Ведь то, что легко достаётся, так же легко и теряется. Сюжетная организация Герои Композиция Языковые формулы Экспозиция: Емеля,братья Емели изба,печь решение: принести  воду, легко жить. Завязка:  поимка щуки Емеля, щука Зачин «Жил да был  старик, и было у него  три сына — два  умных, а третий,  Емеля, — дурак.»  Цифра три.  Время и место  действия – сказочное  время и пространство Емеля, Марья­царевна, воевода, царь Развитие сюжета: Емеля отправляется за водой,  ловит щуку, использует  её волшебную силу для  исполнения своих  желаний. Кульминация: за доброту главный  герой получает в  Повторение ситуаций:  выполнение желаний  Емели. Постоянный эпитет: дурень; эпитеты: студёной водицей, зубастую рыбину  Повторы: «По щучьему веленью, по моему  хотенью...» Старорусский  говор,диалектизмы,фразеологизмы,устаревшие слова: баклуши бьёт, осерчают, дивится,  кладитесь, давеча, дескать, посулят; сохнет,  жить без него не может; заведовал, затужил. подарок волшебные  слова Развязка Победа над стихией,  царём , свадьба героев Постоянные эпитеты: «ветры буйные,», «сине  море», «добрым молодцем, писаным  красавцем...», « ни в сказке сказать, ни пером  описать». Концовка: «На том и  сошлись. И устроили  пир на весь мир.  Женился Емеля на  Марье­Царевне и стал  царствовать. Тут и  сказке конец, а кто  слушал — молодец». Сказка – один из основных и самых замечательных жанров устного народного творчества. Их изучение и исследование всегда будет актуальным. Данная работа может быть использована для работы на уроках во время изучения волшебных сказок.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.

Анализ сказки на уроке литературы в 5-6 классах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019