Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения. Технология: мастерская, диалоговая. Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа. Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”
Иконка файла материала Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова.doc
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки  выразительного чтения. Технология: мастерская, диалоговая. Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам,  элементы анализа текста, словарная работа. Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”,  репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да  Палестрина “Месса папы Марчелло” Х О Д У Р О К А Эпиграф урока: Лермонтов безмерно рисковал, Вызывая недругов к барьеру. И когда не принимал похвал И не ставил в грош свою карьеру. Рисковал над начатым листом, Чтоб душой с другими поделиться. Но особый риск таился в том, Чтоб в себе хранили те страницы. Рисковал, когда являлся в свет, Потому что был остер в беседах. Не красавец, но лихой корнет, Поразивший смертью напоследок. Андрей Дементьев. 1. Слово учителя. (Читаю эпиграф урока). Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат  печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний,  психический мир человека, его сознание 2. Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем  стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою. Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт­ юноша. Еще свежи  воспоминания детства. “Ангел”­ это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего  нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и  звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”. Выразительное чтение стихотворения.По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятия нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. ­ Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение? (Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей) “Ангел” Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы… (В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и  поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить  ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая,  красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой  жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” ­ ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно –  изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь. ­ Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование  слову ангел дает В.И.Даль. Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный  Господом к человеку, для охраны его. Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан 3. Работа с печатной тетрадью. Стихотворение Стро фа Основная мысль Настроение По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи  толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве  безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. 1 Ангел летел и пел. Радости, счастья, умиротворения,  легкой грусти 2 Песня ангела о  Боге. Печальное, легкая грусть,3 4 Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе  молодой Остался – без слов, но живой И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не  могли Ей скучные песни земли. Ангел несет на  землю душу Теплое. Уютное, немного тревожное Душа помнит  песню ангела Печаль о прошлом. ­ С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения? (Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание,  скучные песни.) Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась. ­ Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз  И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии. ­ Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий) ­ Определите рифму (мужская) ­ Какая рифмовка стихотворения? (смежная) 4. Культуроведческий аспект. Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.) Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о  жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал  над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”,  но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими  произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в  монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь  взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей.  Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же  очень похож. Ангел, несущий благую весть. Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся  приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве  Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы  под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак  гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы. ­ Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”? ­ Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьивысказывания поэта  И.Бунина. (Ребята читают абзац) ­ И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь,  благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу,  написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете  прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я один и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в ней Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье,  Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю – с тобой. 5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название  Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва”  1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него  тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом  заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”. В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко... ­ Каковы ваши первые впечатления от стихотворения? ­ В каком случае человек обращается к молитве? ­ Давайте посмотрим толкование этого слова. Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым. ­ Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы? (Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…) Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя? (Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком). Итог урока. – Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру,  честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими  качествами. – А какими душевными качествами вы хотели бы обладать? В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на  дорогу”. Домашнее задание: 1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть. 2. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.Список литературы: 1. Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте. 2. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г. 3. В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973. 4. Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.

Посмотрите также