Анализ стихотворения К.Бальмонта "Я мечтою ловил.."(11 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • ppt
  • 19.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.ppt
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ  АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ  К.Д.БАЛЬМОНТА  К.Д.БАЛЬМОНТА  «Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ  «Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ  УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…» УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…» Урок литературы в 11 классе Урок литературы в 11 классе
Какое впечатление производит  Какое впечатление производит  стихотворение? Составьте свой  стихотворение? Составьте свой  ассоциативный ряд ассоциативный ряд • одухотворенность,  • возвышенность,  • свобода,  • парение,  • движение вверх.
Можно ли «мечтой ловить  Можно ли «мечтой ловить  уходящие тени»?  уходящие тени»?  В чем смысл поэтического  В чем смысл поэтического  творчества?   творчества?
Задания группам Задания группам 1 группа: • • Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются?  Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха  и создании настроения? 2 группа: • • Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты).  Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла  движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ? 3 группа: • • Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид  композиции и ее роль в понимании смысла произведения. 4 группа: • • Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший  день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный  взор, мечта, светила, сильнее сверкали. 5 группа: • • Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в  стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте  вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов
1 группа 1 группа • Ассонансы [а], [о], [у]  • Аллитерации [с], [з], [д], [ш] • Делают речь более благозвучной,  поддерживают ритмическую организацию  стиха, интонация становится более четкой,  утвердительной, создается впечатление  шуршания, шелеста шагов, шепота,  таинственности, цикличное движение,  постоянное, непрерывное.
2 группа 2 группа • Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени,  вокруг рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила,  дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые  слов и образы. • Эпифоры создают рифму и ритм:  Я на башню всходил, и дрожали ступени,  И дрожали ступени под ногой у меня. • Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и,  чем, тем. • Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению. • В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается  субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный,  центральный, главный
3 группа 3 группа • Кольцевая композиция создает  впечатление законченности,  циклического движения, представляет  восхождение как вечный процесс.
4 группа 4 группа • Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический  средневековый образ;  • погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие  света;  уходящие тени – прошлое, мечты;  • • Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;  • горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не  видел,  • вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем  ясней становятся мечты, идеал;  • отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие  истины;   • мечта – поэтическое вдохновение;  • светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в  творчестве символистов(свет истины).
5 группа 5 группа • многозначность символа; •  музыкальность стиха (звукопись);  • поэтическое Я в центре всего;  «двоемирие» (Небо­Земля,  обыденность – мечта);  • выражение движений души поэта –  основа поэзии.
выводы выводы • • • •    Смысл произведения – возвеличивание небесного  начала в противовес земному.     Назначение человека – возвыситься над  обыденностью, приблизиться к совершенству    Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем  другие, способен подняться выше и видеть больше,  приблизиться к идеалу. Назначение поэта –  приблизить обыденный мир к идеалу, истине   Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта  возможен только через творчество, т.е.  преобразование реальности в своем воображении.
Домашнее задание Домашнее задание Напишите сочинение­миниатюру по  Напишите сочинение­миниатюру по  одной из тем одной из тем • Лирический герой стихотворения  Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие  тени…» • Мечта и реальность в стихотворении  Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие  тени…» • Мое восприятие стихотворения  Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие  тени…»