АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
К.Д.БАЛЬМОНТА
К.Д.БАЛЬМОНТА
«Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ
«Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ
УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…»
УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…»
Урок литературы в 11 классе
Урок литературы в 11 классе
Какое впечатление производит
Какое впечатление производит
стихотворение? Составьте свой
стихотворение? Составьте свой
ассоциативный ряд
ассоциативный ряд
• одухотворенность,
• возвышенность,
• свобода,
• парение,
• движение вверх.
Можно ли «мечтой ловить
Можно ли «мечтой ловить
уходящие тени»?
уходящие тени»?
В чем смысл поэтического
В чем смысл поэтического
творчества?
творчества?
Задания группам
Задания группам
1 группа:
•
• Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются?
Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха
и создании настроения?
2 группа:
•
• Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты).
Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла
движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ?
3 группа:
•
• Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид
композиции и ее роль в понимании смысла произведения.
4 группа:
•
• Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший
день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный
взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
5 группа:
•
• Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в
стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте
вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов
1 группа
1 группа
• Ассонансы [а], [о], [у]
• Аллитерации [с], [з], [д], [ш]
• Делают речь более благозвучной,
поддерживают ритмическую организацию
стиха, интонация становится более четкой,
утвердительной, создается впечатление
шуршания, шелеста шагов, шепота,
таинственности, цикличное движение,
постоянное, непрерывное.
2 группа
2 группа
• Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени,
вокруг рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила,
дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые
слов и образы.
• Эпифоры создают рифму и ритм:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
• Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и,
чем, тем.
• Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению.
• В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается
субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный,
центральный, главный
3 группа
3 группа
• Кольцевая композиция создает
впечатление законченности,
циклического движения, представляет
восхождение как вечный процесс.
4 группа
4 группа
• Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический
средневековый образ;
• погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие
света;
уходящие тени – прошлое, мечты;
•
• Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;
•
горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не
видел,
• вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем
ясней становятся мечты, идеал;
• отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие
истины;
• мечта – поэтическое вдохновение;
•
светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в
творчестве символистов(свет истины).
5 группа
5 группа
• многозначность символа;
• музыкальность стиха (звукопись);
• поэтическое Я в центре всего;
«двоемирие» (НебоЗемля,
обыденность – мечта);
• выражение движений души поэта –
основа поэзии.
выводы
выводы
•
•
•
•
Смысл произведения – возвеличивание небесного
начала в противовес земному.
Назначение человека – возвыситься над
обыденностью, приблизиться к совершенству
Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем
другие, способен подняться выше и видеть больше,
приблизиться к идеалу. Назначение поэта –
приблизить обыденный мир к идеалу, истине
Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта
возможен только через творчество, т.е.
преобразование реальности в своем воображении.
Домашнее задание
Домашнее задание
Напишите сочинениеминиатюру по
Напишите сочинениеминиатюру по
одной из тем
одной из тем
• Лирический герой стихотворения
Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени…»
• Мечта и реальность в стихотворении
Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени…»
• Мое восприятие стихотворения
Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие
тени…»