Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"
Оценка 4.6

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
русская литература +1
7 кл—11 кл +1
26.03.2018
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"
Цели урока: • обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи; • развивающие: развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение; • воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту. Методические приёмы: комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа. Формы работы: групповая; индивидуальная. Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия к учебнику "Литература. 7 класс." Эпиграф. Русская природа - это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа (Борис Шергин).
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Когда.doc
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…" Цели урока:    обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их  роли в речи; развивающие: развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение; воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение  видеть и слышать красоту. Методические приёмы: комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам,  элементы анализа текста, словарная работа. Формы работы: групповая; индивидуальная. Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия к учебнику "Литература. 7 класс." Эпиграф. Русская природа ­ это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа (Борис Шергин). I). Проверка домашнего задания. Работа со стихотворениями М.Ю. Лермонтова. Ход урока 1).Чтение стихотворения Лермонтова "Молитва" (индивидуальное задание). Прослушаем запись  фонохрестоматии. Беседа по вопросам: ­ Каковы ваши впечатления от стихотворения? ­ В каком случае человек обращается к молитве? Что обозначает слово молитва? Имеет ли молитва целебную  силу? ­ Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения? ­ Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы? ­ Почему во второй и третьем четверостишиях исчезает "я" лирического героя? Комментарии учителя: В отличие от юношеского" Ангела", "Молитва" написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название  Лермонтов давал двум другим стихотворениям ­ 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А. Смирновой, "Молитва" 1939 года написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: "Машенька велела ему молиться, когда у него  тоска. Он ей обещал и написал эти стихи". Жанр стихотворения ­ лирического монолога, обозначен в самом  стихотворении. 2). Прослушать стихотворение "Ангел" из фонохрестоматии "Литература. 7 класс". ­ О чём это стихотворение? Как вы понимаете его главную мысль? ­ Сопоставьте свои впечатления от стихотворения с впечатлениями Д.С. Мережковского (прочитать отрывок из  учебника на стр. 135). Комментарии учителя: (В.А. Солоухин "По небу полуночи ангел летел:" / Литература в школе. ­ М., 1989. ­ №4). "В записи, датированной 1830 года, он вспоминал: "Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал6 её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала  мне покойная мать". Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22­летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до  рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти. Мария Михайловна была  музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохранившееся в черновике первоначальное заглавие ­  "Песня Ангела" ­ "было гораздо точнее". Также после второй строфы была ещё одна, опущенная: Душа поселилась в творенье земном, Но чужд ей был мир. Об одном Она всё мечтала, о звуках святых, Не помня значения их. Вероятно, строфа была отброшена потому, что Лермонтов отнюдь не считал мир чуждым ему". (Прочитаем это стихотворение.) III. Новая тема. 1). Слово учителя. ­ С именем М.Ю. Лермонтова мы знакомы давно. Основная тема его творчества ­ человеческая личность в её  отношении к обществу. Лирический герой многих произведений ­ гордая и свободолюбивая личность.  Одиночество, изгнанничество тяготит сильного человека. Он пытается их преодолеть. Мотив одиночества находит воплощение в ряде основных образов лирики Лермонтова: На севере диком стоит одиноко: Белеет парус одинокий: Одна и грустна печальная пальма растёт.. Одиноко:стоит старый утёс.. Выхожу один я на дорогу:. Сегодня я предлагаю вашему вниманию ещё один шедевр, принадлежащий перу великого поэта. Прослушаем стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива" из фонохрестоматии "Литература. 7 класс".  Беседа по вопросам: ­ О чём на первый взгляд стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало? (стихотворение о природе.  Вызывает чувства одиночества, печали, тоски). (Своеобразное размышление о Боге). А. Сейчас поработаем в группах. Задание 1 группе: проанализируйте синтаксическое построение стихотворения. (Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение. > Первые три строфы объединяются анафорой "Когда". > В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ  играет и лепечет.) > Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога). > В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный). > Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) "росой обрызганный душистой" ­ Всё это создаёт сложный синтаксический рисунок. ­ Стихотворение кончается многоточием. Что это обозначает? (Обозначает бесконечность, безмерность  стремлений души). Задание 2 группе: с помощью каких художественных средств создаются образы стихотворения? Эпитеты и определения, обозначающие цвета: "желтеющая", "свежий", "малиновая", "сладостной", "зелёного",  "душистой", "румяным", "златой", "серебристый", "приветливо". "студёный", "смутный", "таинственный". "мирный" ­ передают ощущения, запахи, расцвечивают образы нарядными красками, создают настроение умиротворения,  впечатление прикосновения к какой­то высшей тайне. Олицетворения: "волнуется желтеющая нива", "прячется: малиновая слива", "ландыш: приветливо качает  головой", "студёный ключ играет: и лепечет:" ­ одухотворяют природу. Метафоры: "под тенью сладостной", "погружая мысль", "смиряется: тревога" ­ довершают впечатления гармонии  человека и природы, неразрывности единения человека и Божьего мира). Б. Заслушаем ответы представителей групп. 2). Продолжим анализ произведения. Прочитайте 1 строфу. Учитель: природа отделена от лирического героя, но она наделена своей жизнью и даже одушевляется: И прячется в саду малиновая слива: ­ Сколько действующих лиц в картине? (три ­ нива, лес, слива) Картину трудно представить: А). Желтеющая нива ­ (начало осени) Малиновая слива ­ (спелая ягода, знойная осень) Б). Желтеющая нива ­ зелёный лист В). Свежий ветер (утро) ­ сладостная тень (обед) Идёт движение от крупного к мелкому. Крупное (волнуется, шумит) ­ мелкое (прячется). Прочитайте 2 строфу. Наблюдается переход от одушевления к очеловечиванию природы. Природа вступает в диалог (пока только  мимический, на уровне жестов) с лирическим героем: :Ландыш серебристый Приветливо качает головой. Лирический герой приветливо общается, значит становится возможным достижение  гармонии и преодоление одиночества. Несоответствия продолжаются: А). Ландыш серебристый (весна); Б). Обрызганный росой (утро или вечер). Прочитайте 3 строфу. На смену мимическому диалогу приходит речевое общение: :студеный ключ Лепечет мне таинственную сагу. ­ Ребята, что обозначает слово сага? Сага ­ жанр скандинавского эпоса, прозаическое произведение о богах и героях, их военных походах,  путешествиях и т. д.; древняя песнь. Ключ ­ символ очищения, красоты. Ключ несёт вести из родного края, это ниточка, которая связывает лирического героя с оторванным миром. Олицетворение переходит в очеловечивание природы: 1). Природа волнуется ­ шумит ­ прячется ­ качает ­  играет ­ напевая ­ лепечет ­ мчится (нарастание чувства); 2). Лирический герой смиряется ­ расходятся ­ могу постигнуть ­ вижу. ! Путь лирического героя от смирения к озарению (пониманию). Прочитаем 4 строфу. Внешнее становится внутренним (ключ проникает в глубь души лирического героя), и изнутри идёт ответная  реакция. Идёт всё в обратном порядке6 от частного к общему, но на другом уровне (высшем, внутреннем): Душа ­ чело ­ счастье ­ Бог Разум ­ земля ­ небо Счастье на земле и чувство любви к богу оказываются тесно связанными. С ­ частью ­ это ощущение себя  частью целого. Нива, лес, слива, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми существами, они в определённый момент  предстают такими на самом деле. Но их жизнь и разум ­ это жизнь и разум высшей Божественной  реальности, обращением к человеку множеством своих ликов. Русская природа ­ это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа (Борис Шергин). Вывод. Восприятие природы как иконы присуще М.Ю. Лермонтову и в стихотворении "Когда волнуется  желтеющая нива:" Разум связан с землёй (природой), а душа связана с Богом. Кольцевая рифма: начало есть конец, а конец ­  начало. Заключительное слова учителя: ­ С именем Лермонтова связано появление в русской поэзии символического изображения природы. Совершенно нельзя себе представить картину природы. В которой были бы совмещены "желтеющая нива", "малиновая  слива", "ландыш серебристый". Не совместимы во внешней реальности, но совместимы во внутренней  действительности. Так как начало равно концу, то возможно союз когда заменить союзом и, получится: Когда:и в небесах я вижу Бога. ­ Всё стихотворение есть ответ на этот вопрос. Бог и природа ­ не одно и то же: Бог ­ высшее, а природа лик, символ Бога на земле. ­ Молодцы, ребята! Сегодня нам с вами удалось проникнуть в глубь философских размышлений великого поэта. IV. Итоги урока. Домашнее задание. 1). Одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова выучить наизусть (из тех, которые прозвучали на уроке); 2). Написать мини­сочинение на тему "Что заинтересовало меня в воспоминаниях и высказываниях о  Лермонтове?".

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018