Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература +1
Взрослым
31.03.2018
Великий русский поэт и прозаик, талантливый художник и драматург, работы которого оказали огромное влияние на литературу 19-20 веков. Стихи Лермонтова известны своим разнообразием тем и мотивов. Автор являл собой сильную самобытную личность, движимую переплетением самых необычных противоположностей и чувств. Стихи Лермонтова стали настоящим кладезем для оперного и симфонического творчества, многие из них стали народными песнями.
Михаил Юрьевич Лермонтов.docx
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и
прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали
огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим
разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование
реалистического романа 19 века.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК
ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ…»
Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет
образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни,
обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной
ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это
– взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено
в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения
одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь
настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его
привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные
и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом – его погибшая
молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено
стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его –
Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт
встречался в Пятигорске летом 1841 года.
Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического
героя горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность
настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность,
стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает
даже "прошлому страданию", которое герой, жаждет вернуть. Образы,
присутствующие в стихотворении – неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя
так пылко я люблю это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой
женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь "красы блистание". Столь же
неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из
жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный,
"подруга юных дней", безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе
героя, в его сознании и памяти.
В стихотворении используются следующие литературные тропы:
Выразительные эпитеты (прошлое страдание, погибшая молодость).
Метафора: Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Антитеза: В твоих чертах ищу черты другие.
В устах живых уста давно немые.
В глазах огонь угаснувших очей.
В поэтической лексике используются археологизмы: красы – красоты; уста
губы; очи – глаза. Это делает язык стихотворения более глубинным,
проникновенным.
В стихотворении также используются такие части речи, как глаголы,
существительные, прилагательные:
Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза, вникая долгим взором.
Прочитать стихотворение, понять его смысл помогают знаки препинания.
Стих. размер – ямб. Рифма – мужская и женская. (Люблю в тебе я прошлое
страдание…)
Жанр стиха – элегия, поскольку в этом произведении представлены сокровенные
мысли и чувства лирического героя. Читая стихотворение, представляешь
лирического героя глубоко страдающим, восприимчивым и очень ранимым
человеком. У него нет главного, что необходимо для счастья – внутренней
гармонии, а попытки обрести ее безрезультатны. В настоящем он не видит
смысла любви, поддержки, прошлого, в которое герой жаждет вернуться. Он
отвергает ту, которая находится рядом с ним в реальной жизни и прямо говорит
об этом, герой не вступает в диалог земной, реальной жизни, он занят
таинственным разговором, которое ведет его сердце.
Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне
духовного одиночества и неприятия окружающего мира. Сопоставляя творческий багаж Михаила Лермонтова с количеством прожитых
лет, становится понятно, что перед нами гений.
Стихи Михаила Лермонтова были и остаются важной вехой русской литературы,
которое оказало значительное влияние на дальнейшее творчество поэтов XIX и
XX веков. В нем сочетались гражданские, философские, личные мотивы,
которые виртуозно переплетались и помогали поэту найти ответы на важные для
него жизненные вопросы.
Стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова стали отличным подспорьем не
только для литературы, но и для живописи, музыки, деятельности театров и
кинематографа. На протяжении жизненного пути в зависимости от увлечений
поэта, чувства лирического герои, его переживания и эмоции постоянно
менялись в бурном вихре, что делает стихи Лермонтова поистине чувственным,
интересным и захватывающим.
Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью
неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития
русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные,
философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше
отвечали духовным потребностям общества. Творчество Лермонтова оказало
огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его
произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а
стихи стали романсами.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.