Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".
Оценка 4.6

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
doc
русская литература
8 кл
26.03.2018
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс С середины 70-х годов XX века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика новыми педтехнологиями и нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, гарантирует успех учебного процесса. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Любая педтехнология воспроизводится с учетом авторского почерка учителя. Авторский почерк учителя особенно отчетливо прослеживается в такой форме учебной деятельности как нестандартный урок.
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова Атомная сказка.doc
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс С середины 70­х годов XX века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса  школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытались остановить  различными способами. На обострение проблемы массовая практика новыми педтехнологиями и  нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному  труду. Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия  представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение  необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, гарантирует успех учебного процесса. В основе  технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается  строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Любая педтехнология  воспроизводится с учетом авторского почерка учителя. Авторский почерк учителя особенно отчетливо  прослеживается в такой форме учебной деятельности как нестандартный урок. Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную)  структуру. Мнения педагогов о нестандартных уроках расходятся: одни видят в них прогресс педагогической  мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки  нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся  учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Слову «урок» почти полторы тысячи лет. И столько же лет урок решает следующие задачи: обучить, воспитать,  главное, развить. Развивающий аспект триединой цели урока – это наиболее трудный аспект для учителя по  двум причинам: 1) учитель стремится формировать новый развивающий аспект к каждому уроку, забывая, что  самостоятельность процесса развития относительна и происходит медленнее, чем процесс обучения и  воспитания; 2) недостаточное знание учителем психологической структуры ребенка и тех сфер личности, которые  необходимо развивать. Развивающий аспект цели урока, в отличие от обучающего и воспитывающего, может быть сформулирован для  триединой цели нескольких уроков и целой темы. Складывается он из следующих блоков: 1) развитие речи (обогащение словарного запаса ученика, усиление коммуникативных свойств речи, так как  речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика); 2) развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать. Правило можно вызубрить, хотя это не принесет большой пользы, но развить речь и мышление насильно нельзя. Развитие происходит в том случае, если ребенку на уроке интересно, если он сам активно включается в учебную деятельность. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения,  больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом  работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать нестандартные уроки в главную форму  деятельности нецелесообразно из­за большой потери времени, невысокой результативности, отсутствия  серьезного познавательного труда. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их  названия дают представления о целях и задачах, методике проведения таких занятий. Одним из наиболее  интересных нестандартных уроков является урок­мастерская. Уроки­мастерские впервые стали проводится во Франции более 80 лет назад, в отечественной педагогике  практикуются с 1990 года. Урок­мастерская имеет определенный алгоритм действий: 1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап – «индуктор» ­ толчок, трамплин, творческое начало,  которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это  может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное – неожиданное, загадочное, личностное. В  качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п. 2. Работа с материалом: а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий); б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.) 3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе,  диалог, представление промежуточного результата своего труда). 4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена промежуточным результатом замечает что­то полезное для себя у других). 5. Информационный запрос. 6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось). 7. Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух). 8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо:  был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое). 9. Может вновь появиться информационный запрос. 10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ  движения собственных мыслей, чувств, знаний). Работа по вышеприведенному алгоритму часто приводит к неожиданному результату, так как ни одно мнение,  высказанное по заданной теме или проблеме, не считается ошибочным. Внутренне раскрепощаясь, ученик пишет и говорит то, что он думает, а не то, что от него хотят слышать. Мы можем говорить о том, что нестандартный  урок приводит к «нестандартному» взгляду на произведение. Ребенок не просто откликается на  художественное произведение, потому что этого требует учитель, а сквозь призму собственного «Я»  рассматривает проблемы, поднятые автором в произведении, соглашается или не соглашается с мнением  автора, критиков, учителя, предлагает собственное решение данных проблем. Особенно эффективно  проведение урока­мастерской при подготовке учеников к написанию творческих работ. Цели урока: cовершенствовать умение анализировать поэтический текст; продолжить работу по развитию  устной и письменной речи учащихся; привлечь внимание детей к проблеме духовности в бездуховном мире;  воспитание сознательного, активного интереса к знаниям. Оформление доски (Тема урока не записана) ­­ >   Иванушка Звукопис ь Ход урока Иван­дурак графический  рисунок I. Вступительное слово учителя Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах  трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения  слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи – это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того  чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить  сегодня на уроке, Юрий Кузнецов – наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом. II. Ассоциации ­ На доске записана первая подсказка – имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана­ дурака. ­ Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради  эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана­дурака. (Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у  многих) Иванушка  Иван­дурак царевич   невежа добрый   равнодушны й красивый   неряшливый милый   невежа ласковый   невежда ­ Вторая подсказка – что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого  Ивана­дурака? III. Звукопись ­ Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки,  находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую  характеристику звуков. ( «а» ­светлый, «о» ­темный, «и», «ы» ­ холодные, «э» ­ теплый) и и о э а и ы   и а э а э э а   ы о у о а а о ы   ы э э а э у и а   о о э о   о у а а и э ы   а ы а а а о у о   ы а а и о о ы   и э а ­ Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит? ( Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы  сильны они ни были, всегда терпят поражение ). ­ «Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» ­ «холодные» «и», «ы». Что это выражает? (Борьбу, происходящую в душе героя). ­ Обобщим все, что нам известно о стихотворении. ( Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию:  лирический герой меняется в худшую сторону ). IV. Графический рисунок стихотворения ­ Перед вами графический рисунок стихотворения. Каждая черточка в строке заменяет слово, по ломаной  линии, которой соединяются концы строк, тоже можно сделать какие­то выводы. Рисунок довольно однотипный, схожие контуры в первой и во второй половине стихотворения. Выделяются из общего  фона две строки. Можно  предположить, что в них описываются  события, ведущие к внутренним  изменениям лирического героя.  Одинаковые контуры в первой и второй половине произведения говорят о том,  что герой  знает, чего хочет, уверен в  себе. ­ Какова же тема стихотворения? (Ученики высказывают свои предположения). V. Чтение стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка» Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,  Как Иванушка во поле вышел    И стрелу запустил наугад.   Он пошел в направленье полета    По сребристому следу судьбы.    И попал он к лягушке в болото,    За три моря от отчей избы.   ­ Пригодится на правое дело!  ­ Положил он лягушку в  платок.  Вскрыл ей белое царское  тело  И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала,  В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. ­ Что мы можем добавить к тому, что уже сказали? ( Современность жестока, добрый человек в ней вряд ли выживет. Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана­дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. Наша судьба –  погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта также необходима,  как и практически полезная вещь). VI. Работа над названием стихотворения ­ Как, по­вашему, называется стихотворение? ( «Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из  учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно) ­ Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»? ( Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей  зависит от выбора, который каждый из нас сделает). VII. Домашнее задание или, если есть время, самостоятельная работа в классе Подвести итог работы над стихотворением, сочинив свою «Атомную сказку». Примечания Приведенные в скобках ответы даны учениками 8­го класса.

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".

Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018