Анализ текста

  • Контроль знаний
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагается текст для целостного анализа на разных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом, словообразовательном, орфографическом. Можно добавлять свои вопросы и задания, присоединяя другие уровни и аспекты анализа текста. Такой вид работа развивает читательскую внимательность, заставляет видеть текст, отыскивать в нём нужное и объяснять.Предлагается для чтения текст.
Иконка файла материала Анализ текста..docx
Анализ текста                                                    Берёзовый сок 1.   Ранней весной меня неудержимо тянет в лес.  2. Хочется своими глазами увидеть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна. 3. Туманным утром  я добрался до лесного урочища, что раскинулось на   север   от   станицы   Вёшенской.   4.   Оглушённые   инеем   берёзы   стояли,   не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. 5. Я иду знакомой тропинкой, полной грудью   вдыхая   тонкий,   чуть   горьковатый   аромат   обласканного   первым теплом березняка.      6. Неожиданно я услышал прерывистую дробь, словно кто – то часто –   часто   ударял   стреляной   гильзой   о   приклад   ружья.   7.   Боясь   хрустнуть веткой,     подбираюсь   к   старой   берёзе.   8.   На   сломанной   бурей   верхушке пёстрый   дятел   с   длинным   клювом,   непостижимо   быстро     стучал   по расщеплённому суку. 9. Временами он затихал, а потом вновь  по лесу неслась задорная дробь.              10. «Кап! Кап!» ­   слышится от другой берёзы – раскидистой, с наклоном.   11.   Подхожу   ближе:   из   треснувшей   коры   дерева   крупными прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся  из – под снега пожухлую прошлогоднюю листву. 12. Подставляю ладонь и через минуту с удовольствием пью пахнущий весной сладкий берёзовый сок. (В. Солдатов.)        Работа с текстом                                              Фонетический уровень 1. Выписать по 5 слов, в которых ­ звуков больше, чем букв ­ букв больше, чем звуков ­ количество звуков и букв совпадает. 2. Выписать слова с ассимиляцией по глухости. 3. Выполнить фонетический разбор слов ­ грудью ­ пожухлую ­ инеем 4.  Выписать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука. 15. Прописать позиции, в которых эти буквы дают два звука, приводя по 3 – 4  примера на каждый случай.                                   Орфографический  уровень 1. Объяснить правописание Н – НН в словах текста. 2. Распределить глаголы на 2 спряжения. Объяснить ход своих мыслей.            Тянет,   хочется,   пробуждается,   добрался,   услышал,   ударял, подбираюсь,   сочилась,   стучал,   хрустнуть,   затихал,   подхожу, слышится.  3. Объяснить правописание всех слов текста с приставками ПРЕ­ и ПРИ­. 4. Прописать условия написания в приставках ПРЕ­ ­ ПРИ­ букв Е и И. 5. Объяснить   отсутствие   Ь   в   словах   ­     ПРОБУЖДАЕТСЯ,   ХОЧЕТСЯ, СЛЫШИТСЯ. 6. Выписать из текста слова с приставками       Неизменяемые                            Изменяемые  ПРЕ ­ ­ ПРИ­ Приставки на З и С 7. Объяснить написание суффикса ­ЕН­ в слове ВРЕМЕНАМИ. 8. Объяснить дефис в словах: ИЗ­ПОД, КТО­ТО, ЧАСТО – ЧАСТО. 9. Выписать слова с ь в роли             разделительного                 смягчающего 10. Объяснить правописание Ё в слове ОПУШЁННЫЕ. 11. Объяснить   правописание   безударной   гласной   в   окончаниях существительных – ­ к берёзе ­ на верхушке 12. Выписать из текста 7 – 10 слов с безударной гласной в корне слова проверяя её написание.  13. Объяснить Ы в слове (ОТ) СТАНИЦЫ. Словообразовательный   уровень 1. Определить   способ   образования   слов   –  туманным,   добрался, обласканного, берёзовый, вдыхая.2. Найти слова, соответствующие схемам –    Корень+ суффикс + окончание Приставка + корень+ суффикс + окончание Приставка + корень+ суффикс + суффикс + окончание 3. Выписать из текста слова, образованные 2 Суффиксальным способом Приставочным способом Приставочно   –   суффиксальным способом 4. Привести примеры слов, образованных сложением. Морфологический    уровень 1. Выписать все имена прилагательные и определить их разряды.  Объяснить, каким правилом вы пользовались. 2. Выписать все союзы и определить их разряд. 3. Выписать все предлоги и определить их разряд. 4. Разобрать по составу деепричастия текста. 5. Доказать, почему слово «стреляный» является отглагольным  прилагательным. 6. Выписать из текста все причастия и выделить в них суффиксы. 7. Выписать из текста по 5 имён существительных 1 склонения 2 склонения 3 склонения 8. Выписать из текста по 5 глаголов Совершенного вида Несовершенного вида 9. Доказать, что глаголы: УСЛЫШАЛ, ПОДСТАВЛЯЮ, ПЬЮ­  переходные. 10. Выполнить морфологический разбор слов:                           (подходил) ближе(3)                          (неслась) вновь (3)                          (падая) из – под(3) (снега)                            Синтаксический уровень 1. Выписать по 4 словосочетания с разными видами связи­ согласование ­ управление ­ примыкание 2. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний               до лесного урочища               пью сок              3 3.Объяснить знаки препинания в 4, 5, 7 предложениях. 4. Выписать из текста все сложноподчинённые предложения и  определить тип придаточных. 5. Выписать все сложносочинённые предложения и указать отношения между простыми предложениями.  6. Выполнить синтаксический разбор 11 предложения. 7. Выписать простое предложение с однородными сказуемыми.  Подчеркнуть сказуемые, указать их типы. 8.  Выписать из текста приложение (­ я). 9. Выписать простые односоставные определённо –личные  предложения. 10. Объяснить, почему между определениями: КРУПНЫМИ  ПРОЗРАЧНЫМИ, ПОЖУХЛУЮ ПРОШЛОГОДНЮЮ, СЛАДКИЙ  БЕРЁЗОВЫЙ  ­ не нужна запятая. 11. Выписать из текста определения             согласованные                несогласованные4