Предлагается текст для целостного анализа на разных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом, словообразовательном, орфографическом. Можно добавлять свои вопросы и задания, присоединяя другие уровни и аспекты анализа текста.
Такой вид работа развивает читательскую внимательность, заставляет видеть текст, отыскивать в нём нужное и объяснять.Предлагается для чтения текст.
Анализ текста..docx
Анализ текста
Берёзовый сок
1.
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. 2. Хочется своими
глазами увидеть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
3.
Туманным утром я добрался до лесного урочища, что раскинулось
на север от станицы Вёшенской. 4. Оглушённые инеем берёзы стояли, не
шелохнувшись, ожидая восхода солнца. 5. Я иду знакомой тропинкой, полной
грудью вдыхая тонкий, чуть горьковатый аромат обласканного первым
теплом березняка.
6. Неожиданно я услышал прерывистую дробь, словно кто – то часто
– часто ударял стреляной гильзой о приклад ружья. 7. Боясь хрустнуть
веткой, подбираюсь к старой берёзе. 8. На сломанной бурей верхушке
пёстрый дятел с длинным клювом, непостижимо быстро
стучал по
расщеплённому суку. 9. Временами он затихал, а потом вновь по лесу неслась
задорная дробь.
10. «Кап! Кап!» слышится от другой берёзы – раскидистой, с
наклоном. 11. Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными
прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся из – под снега
пожухлую прошлогоднюю листву. 12. Подставляю ладонь и через минуту с
удовольствием пью пахнущий весной сладкий берёзовый сок. (В. Солдатов.)
Работа с текстом
Фонетический уровень
1. Выписать по 5 слов, в которых
звуков больше, чем букв
букв больше, чем звуков
количество звуков и букв совпадает.
2. Выписать слова с ассимиляцией по глухости.
3. Выполнить фонетический разбор слов
грудью
пожухлую
инеем
4. Выписать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука.
1 5. Прописать позиции, в которых эти буквы дают два звука, приводя по 3 – 4
примера на каждый случай.
Орфографический уровень
1. Объяснить правописание Н – НН в словах текста.
2. Распределить глаголы на 2 спряжения. Объяснить ход своих мыслей.
Тянет, хочется, пробуждается, добрался, услышал, ударял,
подбираюсь, сочилась, стучал, хрустнуть, затихал, подхожу,
слышится.
3. Объяснить правописание всех слов текста с приставками ПРЕ и ПРИ.
4. Прописать условия написания в приставках ПРЕ ПРИ букв Е и И.
5. Объяснить отсутствие Ь в словах ПРОБУЖДАЕТСЯ, ХОЧЕТСЯ,
СЛЫШИТСЯ.
6. Выписать из текста слова с приставками
Неизменяемые
Изменяемые
ПРЕ ПРИ
Приставки на З и С
7. Объяснить написание суффикса ЕН в слове ВРЕМЕНАМИ.
8. Объяснить дефис в словах: ИЗПОД, КТОТО, ЧАСТО – ЧАСТО.
9. Выписать слова с ь в роли
разделительного
смягчающего
10. Объяснить правописание Ё в слове ОПУШЁННЫЕ.
11. Объяснить правописание безударной гласной в окончаниях
существительных –
к берёзе
на верхушке
12. Выписать из текста 7 – 10 слов с безударной гласной в корне слова
проверяя её написание.
13. Объяснить Ы в слове (ОТ) СТАНИЦЫ.
Словообразовательный уровень
1. Определить способ образования слов – туманным, добрался,
обласканного, берёзовый, вдыхая. 2. Найти слова, соответствующие схемам –
Корень+ суффикс + окончание
Приставка + корень+ суффикс + окончание
Приставка + корень+ суффикс + суффикс + окончание
3. Выписать из текста слова, образованные
2
Суффиксальным способом
Приставочным способом
Приставочно – суффиксальным
способом
4. Привести примеры слов, образованных сложением.
Морфологический уровень
1. Выписать все имена прилагательные и определить их разряды.
Объяснить, каким правилом вы пользовались.
2. Выписать все союзы и определить их разряд.
3. Выписать все предлоги и определить их разряд.
4. Разобрать по составу деепричастия текста.
5. Доказать, почему слово «стреляный» является отглагольным
прилагательным.
6. Выписать из текста все причастия и выделить в них суффиксы.
7. Выписать из текста по 5 имён существительных
1 склонения
2 склонения
3 склонения
8. Выписать из текста по 5 глаголов
Совершенного вида
Несовершенного вида
9. Доказать, что глаголы: УСЛЫШАЛ, ПОДСТАВЛЯЮ, ПЬЮ
переходные.
10.
Выполнить морфологический разбор слов:
(подходил) ближе(3)
(неслась) вновь (3)
(падая) из – под(3) (снега)
Синтаксический уровень
1. Выписать по 4 словосочетания с разными видами связи согласование
управление
примыкание
2. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний
до лесного урочища
пью сок
3
3.Объяснить знаки препинания в 4, 5, 7 предложениях.
4. Выписать из текста все сложноподчинённые предложения и
определить тип придаточных.
5. Выписать все сложносочинённые предложения и указать отношения
между простыми предложениями.
6. Выполнить синтаксический разбор 11 предложения.
7. Выписать простое предложение с однородными сказуемыми.
Подчеркнуть сказуемые, указать их типы.
8. Выписать из текста приложение ( я).
9. Выписать простые односоставные определённо –личные
предложения.
10. Объяснить, почему между определениями: КРУПНЫМИ
ПРОЗРАЧНЫМИ, ПОЖУХЛУЮ ПРОШЛОГОДНЮЮ, СЛАДКИЙ
БЕРЁЗОВЫЙ не нужна запятая.
11. Выписать из текста определения
согласованные
несогласованные 4
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста
Анализ текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.